Анализ использования народной игрушки в вариативных программах.
статья (средняя группа) на тему
Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесённости дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребёнок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, народной музыке и танцам, декоративно - прикладному искусству России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_analiz_ispolzovaniya_narodnoy_igrushki_v_variativnykh_programmakh_dlya_fleshki.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ использования народной игрушки в вариативных программах.
Анализ программы «Детство»
Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесённости дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребёнок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, народной музыке и танцам, декоративно - прикладному искусству России.
Младший дошкольный возраст
В разделе «Изобразительное искусство и художественная деятельность детей».
Третий год жизни. Первые встречи с изобразительным искусством. Младший дошкольник впервые приобщается к миру искусства.
Возникает интерес к эстетическому восприятию окружающего. Явления природы, живых объектов, предметов.
Ребенок учится эмоционально откликаться на произведения народного искусства: глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская); деревянные матрешки, предметы быта (иллюстрации в детской книге, скульптура малых форм, изображения животных). Он приобретает представления об их назначении (доставлять людям радость, украшать дом) и о том, что к ним следует относиться бережно.
Четвертый год жизни. Знакомство с изобразительным искусством. Выражать интерес к проявлению прекрасного в окружающем. Осваивать представления о выразительных и сенсорных признаках предметов, живых объектов и явлений, узнавать их изображение в художественных картинах, иллюстрациях, скульптуре, декоративно - прикладном искусстве. Проявлять интерес к произведениям русского декоративно - прикладного искусства: глиняным игрушкам дымковская, филимоновская, тверская; игрушкам из дерева (матрешки, грибки, бочонки). Испытывать радость от их яркости, нарядности.
Средний возраст
Изобразительное искусство. Декоративное искусство.
Знание некоторых особенностей декоративно - прикладного искусства - искусства создавать красивые вещи и украшать ими дом, одежду.
Представления о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт.
Представление о некоторых видах русского народного декоративно-прикладного искусства: игрушки из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская), из дерева (богородская, семеновская, полхов-майданская, мезенская, архангельские птицы из щепы).
Старший возраст
Декоративно - прикладное искусство. Представление о разнообразных произведениях русского народного декоративно - прикладного искусства и искусства других народов - Украины, Белоруссии, Татарстана, Латвии и др. Виды прикладного искусства, его объекты и средства выразительности становятся разнообразнее и сложнее. Это игрушки из папье-маше, из бересты и т.д.
Дети различают виды русского прикладного искусства по основным стилевым знакам.
Линия чувств определяет в программе направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально - комфортное состояние ребенка в общении с взрослыми и сверстниками, а также гармонию с предметным миром. Программа ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения и детской деятельности, поведения, поступках.
Задача развития эмоциональной отзывчивости и гуманности решается в программе через усвоение детьми идеи единства всего живого.
Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре.
В каждом разделе программы линия развития чувств становится обязательной составляющей воспитания и образования дошкольников.
Анализ программы "Обучение и воспитание в детском саду"
Первая младшая группа (от 2-х до 3-х лет)
В разделе художественно - эстетическое воспитание.
Знакомство с искусством.
Знакомство детей с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, Ванькой - встанькой, и др., соответствующими возрасту детей. Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная, и др.) их форму, цветовое оформление, выделять некоторые элементы узора (кружок, колечко, пятнышко).
Вторая младшая группа (от 3-х до 4-х лет)
Готовить детей к восприятию произведений искусства, выделению их из окружающей действительности. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различию разных видов искусства через художественный образ.
Средняя группа (от 4-х до 5-ти лет)
Декоративное рисование.
Формирование у детей умения создавать декоративные композиции по мотивам узоров дымковских, филимоновских игрушек. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей.
Старшая группа (от 5-ти до 6-ти лет)
Декоративное рисование.
Продолжать знакомить детей с изделиями народных мастеров, закреплять и углублять знания о дымковской, филимоновской игрушке я их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить ее с цветовым строем и элементами композиции, добиваться тщательности исполнения. Познакомить с росписью полхов-майдана, включать городецкую и полхов- майданскую роспись в творческую работу детей. Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.
Подготовительная к школе группа (от 6-ти до 7-и лет)
Декоративное рисование.
Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.). Учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.
Реализация эстетического воспитания и художественного образования в разных возрастных группах предусматривает: формирование художественно - образных представлений и мышления, эмоционально - чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
Таким образом, задача художественного воспитания - развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи ребенка, приобщение к элементарным знаниям в области искусства; формирование интереса к произведениям искусства; развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества; формирование основ художественно - эстетической культуры личностей.
Анализ программы "Развитие"
Программа "Развитие" является комплексной и рекомендована Министерством общего и профессионального образования РФ А.А. Венгер, О.М. Дьяченко, ЕЛ. Агаева и т.д.
Она разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей, подготовительной.
В программе "Развитие" уделяется большое место игре, которая так важна для полноценной жизни дошкольника "Здесь и теперь" и для его будущего, поскольку она вносит немалый вклад в его умственное и социальное развитие.
По мнению авторов программы, прежде всего, надо учить дошкольников понимать язык изобразительного искусства, выразительными средствами которого являются цвет, линия, цветовой и тональный ритм, и использовать выразительные средства этого языка для создания композиции.
В создании того или иного художественного образа ребенок идет от эмоционального восприятия объекта, от цветового пятна, которое постепенно прорабатывается, совершенствуется, детализируется.
Специального раздела о народной игрушке в программе не выделено.
Программа направлена на сохранение эмоционального здоровья, коррекцию эмоционально - личностных особенностей детей старшего дошкольного и младшего возраста.
Программа теоретически базируется на подходе Е.Л. Яковлевой к развитию творческого потенциала личности, понимаемого как развитие уникальности.
Основные задачи программы:
1 Создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств.
2 Осознание собственной ценности, умение принимать себя такими, какие есть.
3 Развитие навыков совместной деятельности общения.
При анализе трех программ "Детство", "Развитие", "Воспитание и обучение в детском саду" было выявлено:
В программах ''Детство", «Воспитание к обучению в детском саду": знакомство с народной игрушкой представлено во всех возрастных группах. Эмоциональное развитие идет через развивающую среду. Активное приобщение детей к миру прекрасного.
В программе "Развитие" специальных разделов по народной игрушке не представлено, а эмоциональное развитие идет через изобразительное искусство во всех видах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Использование народной игрушки в различных видах деятельности дошкольников»
Выступление на тему:«Использование народной игрушки в различных видах деятельности дошкольников»...
Использование народной игрушки в воспитании дошкольника
Исследование "Использование народной игрушки в воспитании дошкольника"...
Использование народной игрушки в средней группе.
Формирование представлений детей средней группы о народной игрушке....
«Работа над словарем и грамматическими категориями с использованием народной игрушки»
Практическое заняте(самостоятельная работа) по развитию речи у старших дошкольников в рамках курса повышения квалификации «Воспитание культуры речи у дошкольников с использованием игровых т...
Мастер - Класс по теме «Использование народной игрушки – куклы в работе со старшими дошкольниками»
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАРОДНОЙИГРУШКИ-КУКЛЫ...
Рабочая программа по модулю «Народные игрушки» дополнительной общеразвивающей программы духовно – нравственной направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский са
Цель проекта: формирование интереса к народным игрушкам через ознакомление с матрёшкой, Ванько й-встанькой, неваляшкой, богородской игрушкой, романовской игрушкой, дымков...
Перспективный план работы с детьми по использованию народной игрушки.
Особое место среди изделий народного искусства принадлежит игрушке. Каждый человек независимо от возраста помнит игрушку своего детства. Поэтому очен важно, чтобы эти первые жизненные и ку...