Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями.
план-конспект урока по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Логопедическая работа  по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая работа  по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями.

Известно, что интонация(выразительность) является одним из важнейших компонентов языка и неотъемлемой составной частью речевой деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что с интонации начинается речь ребёнка. В связи с этим  проводится работа по формированию восприятия и понимания основних  компонентов интонационного оформления высказывания:

-темпа речи

-громкости голоса

-тембра голоса

-ударения.

-основного тона высказывания

1.Формирование восприятия и понимания темпа речи.

Темп речи, как и основной тон, является интонационным средством выразительности высказывания и используется для повышения действенности речи. Выбор темпа речи определяется в основном содержанием, замыслом высказывания, условиями общения.

-объяснить значение выражений, связав их с темпом высказывания ( например, Стрекочет, как сорока; Слова сквозь зубы цедит)

-игра « Найди скороговорку». Логопед предлагает  послушать скороговорку и стихи,чистоговорку. Найти скороговорку, объяснить, в каком темпе обычно произносятся скороговорки и почему.

         От топота копыт

          Пыль по полю летит.

          Дама

          Сдавала в багаж

          Диван,

          Чемодан,

          Саквояж,

          Картину,

          Корзину,

            Картонку

          И маленькую собачонку.

   

            Черепаха, не скучая

            Час сидит за чашкой чая.

 Вывод: темп речи служит средством выразительности высказываний; он помогает передать быстроту, скорость событий, подчеркнуть опасность момента или, наоборот, медленность действия, однообразность происходящего, степень важности содержания отрезка речи.

2.Формирование восприятия и понимания изменений громкости голоса.

Громкость голоса имеет существенное значение для восприятия информации. Изменение громкости голоса зависит от изменения смысла высказывания и является одним из интонационных звуковых средств выразительности.  

-ответить на вопросы: «Громко или тихо нужно петь колыбельные песни? Почему?

-прослушать две песни и определить, под какую из них можно уснуть, под какую нет, обосновать свой ответ

какая громкость соответствует содержанию и почему

-назвать ситуации, когда не следует ( или, наоборот, нужно) говорить громко (тихо).

Помогает развивать громкость голоса такой приём как ритмодикломация (выразительное чтение стихов под музыку, которое базируется на ритмическом родстве музыки и речи). «Времена года»).     

   

Вывод: изменение громкости голоса зависит не только от ситуации общения, но и от содержания текста, от того, что и как мы хотим выразить нашей речью.

3.Формирование восприятия и оценки изменений тембра голоса.

Обучение ребёнка умению воспринимать и понимать связь изменений тембральной окраски

голоса со смыслом высказывания осуществляется в процессе работы по развитию восприятия и понимания основного тона высказывания.                                     

Примеры игровых упражнений:

«Изобрази голосом». Предлагаю произнести звуковые подражания, стараясь передать изменения тембра голоса реальные звуки живой и неживой природы. Например:

               мяукает, чирикает, фыркает, тикает.

               Мурлычет, квакает, жужжит, стучит.

               Каркает, крякает, шипит, стучит.

               Кукует, хрюкает, трещит, булькает.

«Конкурс пародистов». Логопед объясняет детям значение слова « пародист» и предлагает произнести фразы, подражая тембру голоса литературного героя.

  1. Баба-Яга:Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем пришёл, молодец? (Тембр: старческий, хриплый, зловещий.)
  2. Царевна-лебедь:Здравствуй, князь ты мой прекрасный. Что ты тих, как день ненастный? ( Тембр: нежный, приятный.)
  3. Черепаха: Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу,

                              Всё лежу и лежу и на солнышко гляжу. ( Тембр: грудной, важный.)

  1. Львёнок:   Я на солнышке сижу,

                                     Я на солнышко гляжу... ( Тембр: задорный, звонкий).

4.Формирование восприятия ударения.

Правильное словесное ударение-одно из необходимых условий разборчивости русской речи.

В процессе логопедической работы формируется восприятие словесного ударения на основе слухомоторных дифференцировок.

Предлагается:

-отхлопай ритмический рисунок слова; выдели более громким хлопком ударный слог (на материале двусложных, трёхсложных слов с различным местоположением ударного слога)

-отхлопай последовательно  ритмические структуры двух слов, отличающихся местоположением ударного слога ( например, замок-замок; кружки-кружки и т.д.);

Работа  по формированию умения воспринимать логическое ударение

Предполагает уточнение  звуковых средств выражения логического ударенния.

В высказывании голосом выделяются те слова, которые считаются наиболее важными. Они произносятся несколько громче и медленнее всех остальных слов предложения.

-сравнение двусоставных высказываний, предъявленных в двух вариантах произнесения с изменением местоположения логического ударения ( Каша сварилась. Каша сварилась.

Наступила зима. Наступила зима.)

 с выделением более громким хлопком слова, отмеченного  логическим ударением.

Навык совершенствуется в процессе работы с распространёнными предложениями. В качестве речевого материала используются пословицы и поговорки, в которых изменение положения логического ударения влияет на изменение смысла высказывания. В этом случае

можно порекомендовать игру « Что изменилось?»Прослушать пословицы и определить, какое слово выделено голосом, понаблюдать за изменением их смысла.

             Друзья познаются в беде.

             Друзья познаются в беде.

             Друзья познаются в беде.

Речевой материал:

             Дело мастера боится.              Выше головы не прыгнешь.

             Копейка рубль бережёт.          Семеро одного не ждёт.

             У страха глаза велики.            Один в поле не воин.

Таким образом, положительный эффект достигается  на формировании понимания связи между  выделенным  словом и смыслом высказывания.

5. Формирование восприятия и понимания основного тона высказывания.

Ситуативная речь, сопровождаемая мимикой и жестами, возникает как реакция на эмоциональные проявления ( просьбы, побуждения, недовольства, гнева и т. п.) и является основой для развития интонационной выразительности ситуации.

 В качестве речевого материала при этом используются сказки о животных .  В работе со сказками возможны следующие задания:

-узнать героев сказки по пантомимике

-продемонстрировать движением, мимикой своё понимание основного тона высказывания и эмоционального содержания фрагмента сказки

-прослушать стихотворение, прочитанное монотонно,  невыразительно, определить основную мысль стихотворения и соответствующий ей основной тон прочтения, объяснить свой выбор                                                                    

   

               Радость                                 Печаль

Я пошёл играть в футбол.               Бабка охает и стонет:

Я забил в ворота гол!                      Ой! Бельё моё утонет.

Все кричат: « Ура! Ура!                  Ой! Попала я в беду!

Это славная игра!»                          Ой! Спасите! Пропаду!  С. Михайлков

             Удивление                             Страх

Извините, Вы кто?                           Таня-Ваня задрожали-

Почему на вас моё пальто?            Бармалея увидали.

Это Ваше?                                       Он страшными глазами сверкает,

Очень приятно!                              Он страшный костёр зажигает,

Получите его обратно!                  Он страшное слово кричит!  К. Чуковский

            Гнев

Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.           К.   Чуковский

 Вывод: в зависимости от содержания высказывания, его основной мысли, чувств и настроения говорящего могут быть использованы разные виды основного тона. Изменяя основной тон высказывания, можно точнее передать своё отношение к тому, о чём ты говоришь.

6. И в завершении нашого разговора мы опять вернёмся к музыке которая помогает в работе над выразительностью речи (фольклор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование скороговорок на играх-занятиях по развитию интонационной выразительности речи детей 5-7 лет.

Данный материал предлагается воспитателям ДОУ для оказания помощи детям в тренировке дикции, обучения быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Обучение произносить скороговорки в...

Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников с нарушением интеллекта.

      Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой (просодикой), интонацией. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она не только содержательна, пра...

Методическая разработка "Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста".

Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Забота о своевременном формировании ...

Развитие интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями

Материал предназначен для педагогов ДОУ и родителей дошкольников, имеющих речевые нарушения. Консультация познакомит Вас с особенностями формирования интонационной выразительности речи у детей с ...

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями

Недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, может влиять на качество передаваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании, и ограничив...

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями Недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, мож...