Проект по выявлению и развитию интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Пояснительная записка
У большинства детей дошкольного возраста в той или иной степени отмечается неспособность интонационно оформлять свою речь, правильно использовать выразительные средства языка. Речь детей часто мало выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено. Для них характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Все это затрудняет не только речевую активность детей, но и достаточно негативно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности.
Важными средствами интонационной выразительности речи детей являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений. Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения.
В настоящее время существуют различные подходы в работе по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, а также авторские методики формирования интонационной стороны речи детей в общей и специальной педагогике.
Вопросы обучения средствам выразительности устной речи, формирования интонационных компонентов речи описываются в работах Османовой Г. А. и Поздняковой Л. А., Шевцовой Е. Е. и Забродиной Л. В., Артемова В. А., Артемовой Е.Э., Лопатиной Л.В., Ушаковой О.С. и Струниной Е.М., Кондратенко И.Ю. и др.
Одним из наиболее действенных и эффективных способов развития интонационной выразительности речи детей, по нашему мнению, является театрализованная деятельность.
С театрализованной деятельностью тесно связано совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Театрализованная деятельность включает в себя:
- разыгрывание сказок, сценок;
- ролевые диалоги по иллюстрациям;
- самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.);
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Проблема: развить у детей умение произвольно использовать весь комплекс средств интонационной выразительности в соответствии с различными коммуникативными задачами.
Цель проекта: выявить и раскрыть потенциал интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Задачи проекта:
- развивать речевой слух (восприятие изменений силы, высоты голоса, тембра и темпа речи);
- развивать восприятие и воспроизведение ритмических структур, речевого ритма;
- учить координации дыхания, голосообразования и артикуляции;
- развивать мимику и выразительность движений;
- развивать способность понимать и передавать в речи с помощью интонационных средств различные эмоции;
- развивать силу голоса, расширять высотный диапазон голоса;
- развивать восприятие и воспроизведение ударения;
- формировать восприятие и воспроизведение мелодики повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний;
- развивать умение произвольно использовать весь комплекс средств интонационной выразительности в соответствии с различными коммуникативными задачами в процессе речевого общения.
Тип проекта:
По роду деятельности: творческий, информационный.
По времени проведения: долгосрочный (учебный год).
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Прогнозируемые результаты.
- правильно воспринимают изменения силы, высоты голоса, тембра и темпа речи;
- правильно понимают и передают в речи с помощью интонационных средств различные эмоции;
- правильно воспринимают и воспроизводят ударения;
- правильно воспринимают и воспроизводят мелодику повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний;
- усовершенствовано темпо - ритмическая организация высказываний;
- умеют произвольно использовать весь комплекс средств интонационной выразительности в соответствии с различными коммуникативными задачами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД « СВЕТЛЯЧОК»
СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Проект по выявлению и развитию интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
Составитель:
учитель-логопед
Свистунова М.И.
Пояснительная записка
У большинства детей дошкольного возраста в той или иной степени отмечается неспособность интонационно оформлять свою речь, правильно использовать выразительные средства языка. Речь детей часто мало выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено. Для них характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Все это затрудняет не только речевую активность детей, но и достаточно негативно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности.
Важными средствами интонационной выразительности речи детей являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений. Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения.
В настоящее время существуют различные подходы в работе по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, а также авторские методики формирования интонационной стороны речи детей в общей и специальной педагогике.
Вопросы обучения средствам выразительности устной речи, формирования интонационных компонентов речи описываются в работах Османовой Г. А. и Поздняковой Л. А., Шевцовой Е. Е. и Забродиной Л. В., Артемова В. А., Артемовой Е.Э., Лопатиной Л.В., Ушаковой О.С. и Струниной Е.М., Кондратенко И.Ю. и др.
Одним из наиболее действенных и эффективных способов развития интонационной выразительности речи детей, по нашему мнению, является театрализованная деятельность.
С театрализованной деятельностью тесно связано совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Театрализованная деятельность включает в себя:
- разыгрывание сказок, сценок;
- ролевые диалоги по иллюстрациям;
- самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.);
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Проблема: развить у детей умение произвольно использовать весь комплекс средств интонационной выразительности в соответствии с различными коммуникативными задачами.
Цель проекта: выявить и раскрыть потенциал интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Задачи проекта:
- развивать речевой слух (восприятие изменений силы, высоты голоса, тембра и темпа речи);
- развивать восприятие и воспроизведение ритмических структур, речевого ритма;
- учить координации дыхания, голосообразования и артикуляции;
- развивать мимику и выразительность движений;
- развивать способность понимать и передавать в речи с помощью интонационных средств различные эмоции;
- развивать силу голоса, расширять высотный диапазон голоса;
- развивать восприятие и воспроизведение ударения;
- формировать восприятие и воспроизведение мелодики повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний;
- развивать умение произвольно использовать весь комплекс средств интонационной выразительности в соответствии с различными коммуникативными задачами в процессе речевого общения.
Тип проекта:
По роду деятельности: творческий, информационный.
По времени проведения: долгосрочный (учебный год).
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Прогнозируемые результаты.
- правильно воспринимают изменения силы, высоты голоса, тембра и темпа речи;
- правильно понимают и передают в речи с помощью интонационных средств различные эмоции;
- правильно воспринимают и воспроизводят ударения;
- правильно воспринимают и воспроизводят мелодику повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний;
- усовершенствовано темпо - ритмическая организация высказываний;
- умеют произвольно использовать весь комплекс средств интонационной выразительности в соответствии с различными коммуникативными задачами.
2. Выявление потенциала интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста (начало учебного года).
В основу исследования выразительности речи у старших дошкольников были положены методики, предложенные И.Ф. Павалаки:
1. Определяется присущий ребенку темп речи при выполнении речевых заданий разной сложности:
Отмечается:
- ребенок свободно читает стихотворение в заданном темпо-ритме - 2 балла;
- ребенок затрудняется самостоятельно читать стихотворение в заданном темпо-ритме - 1 балл;
- невозможность чтения стихотворения в заданном темпо-ритме - 0 баллов.
2. Определяется возможность воспроизведения ритмических рисунков, при:
а) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением и под удары метронома;
б) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением;
г) воспроизведении ритмического рисунка без речевого сопровождения.
Отмечается:
- правильное и самостоятельное воспроизведение ритмического рисунка - 2 балла;
- трудности при самостоятельном воспроизведении - 1 балл;
- невозможность воспроизведения ритмических рисунков - 0 баллов.
3. Оценка ребенком собственного темпа речи.
Определяется возможность оценки ребенком собственного темпа речи при пересказе текста вслед за логопедом.
Определяется возможность оценки ребенком собственного темпа речи при чтении стихотворения «Мишка косолапый».
Отмечается:
- правильная и самостоятельная оценка собственного темпа речи - 3 балла;
- правильная, но с помощью воспитателя - 2 балла;
- неправильная - 1 балл;
- отказ от оценки - 0 баллов.
4. Обследование мелодико-интонационных характеристик речи.
Определяется способность ребенка к понижению и повышению собственного голоса при произнесении различного речевого материала.
Отмечается:
- имеется способность - 4 балла;
- не имеется способность - 2 балла.
5.Определяется способность ребенка правильно расставлять логическое ударение при произнесении различного речевого материала.
Отмечается:
- ребенок правильно расставляет логическое ударение в речевом материале любой сложности - 2 балла;
- у ребенка возникают затруднения при расстановке логического ударения - 3 балла;
- невозможность самостоятельного расставления логического ударения - 0 баллов.
Интерпретация результатов:
1. Высокий уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 9-15 баллов.
2. Средний уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 4-8 баллов.
3. Низкий уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 0-3 балла.
На начало учебного года исследования показали следующие результаты:
Результаты мониторинга | Начало года | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Присущий ребёнку темп речи | 88% | 12% | - |
Воспроизведение ритмических рисунков | - | 52% | 48% |
Оценка ребёнком собственного темпа речи | 40% | 48% | 12% |
Мелодика -интонационная выразительность | - | 64% | 36% |
Расставление логического ударения |
| 76% | 40% |
Так, при выполнении первого задания по исследованию присущего ребёнку темпа речи, большинство детей получили оценку в 2 балла. Только 3(12%) дошкольников получили оценку в 1 балл.
Со вторым заданием, по определению возможности одновременной реализации движений и речи не справились 12 (48%) дошкольников, 13 (52%) воспитанника получили оценку в 1 балл.
Третье задание было направлено на оценку ребенком собственного темпа речи, здесь не справились с заданием 3 (12%) ребёнка.
В четвёртом задании, на обследование мелодико-интонационных характеристик речи, получили 0 баллов 9 (36%) дошкольников.
И в последнем задании, способность ребенка правильно расставлять логическое ударение, 0 баллов получили 10 (40%) дошкольников.
Такие результаты, по нашему мнению, получены из-за отсутствия методически разработанных занятий с элементами театрализованных игр, направленных на формирование выразительности речи дошкольников. Поэтому с учетом полученных результатов и выводов данной серии исследования, мы разработали занятия с элементами театрализованных игр, направленных на развитие характеристик выразительности речи. Мы считаем, что театрализованная игра позволяет решать многие задачи развивающих программ детского сада.
Подводя итоги по проведенному исследованию характеристик выразительности речи, можно сделать вывод, что самыми трудными были задания под номерами 2 и 5. Таким образом, мы полагаем, что при разработке занятий с элементами театрализованных игр, необходимо уделить большее внимание на развитие именно этих характеристик выразительности речи.
3. Формы работы по формированию интонационной выразительности речи детей в процессе театрализованной деятельности.
Невербальные тренинги:
- психогимнастика;
- упражнения на ритмизацию;
- упражнения и игры на развитие мелкой моторики;
- ритмические минутки.
Вербальные тренинги:
- ритмические минутки;
- подбор рифмы;
- фонопедическая ритмика координация речи и движений);
- голосовая и интонационная гимнастика;
- словесные дидактические и подвижные игры;
- чтении художественной литературы;
- разучивание и выразительное чтение стихов;
- игры-драматизации;
- чтение пословиц, поговорок;
- инсценировки сказок.
Организация работы.
Театрализованная деятельность организуются два раза в месяц.
Элементы театрализованной деятельности используются систематически, как части различных видов организованной деятельности с детьми: НОД по речевому развитию, в ходе чтения художественной литературы, игровой и досуговой деятельности.
Тематика элементов театрализованной деятельности, способствующих развитию интонационной выразительности речи детей соответствует календарно-тематическому плану.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап. Подготовительный.
1. Изучение научной и методической литературы по теме проекта.
2. Календарно-тематические планы в рамках проекта.
3. Разработка методических материалов для реализации проекта.
II этап. Основной.
1. Проведение мероприятий по реализации проекта.
2. Реализация планов взаимодействия участников проекта.
III этап. Заключительный.
1.Анализ проделанной работы (выступление на педсовете).
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Этап | Лексиче-ская тема | Задачи | Мероприятие |
| |
подготовительный |
|
| |||
| 1.Изучить методическую литературу по теме. 2. Проанализировать уровень сформированности интонационной выразительности речи детей. 3. Подобрать методический и практический материал для реализации проекта. | 1. Педагогическое наблюдение и анализ сформированности интонационной выразительности речи детей. 2. Составление календарно-тематического плана. 3. Создание картотеки игр и упражнений по развитию интонационной выразительности речи детей. |
| ||
основной |
|
| |||
«Осень» | 1. Ритмические упражнение «Мы листики осенние, на ветках мы сидим». |
| |||
1.Развивать мелкую моторику, скоординированность движений пальцев. | 2. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». |
| |||
2. Учить изменять тембр голоса. | 3. Упражнение «У каждого настроения свой голос». |
| |||
3. Учить изменять силу голоса. | 4. Игра «Тихо-громко». |
| |||
4. Учить воспринимать и воспроизводить различный ритмический рисунок (невербальный) | 5. Игра «Угадай по ритму». |
| |||
5. Воспитывать интерес к театр. постановкам, желание принять в них участие. | 6. Показ кукольного спектакля русск. нар.ск.»Лиса и козел» |
| |||
| 6. Учить выразительно читать стихи. | 7. Разучивание стих. А. Пушкина «Уж небо осенью сияло», |
| ||
«Овощи. Фрукты»
| 1.Развивать мышечную чувствительность лица; 2. Развивать выразительность проявляемых эмоций. | 1. Мимическое упражнение «Пробуем овощи» |
| ||
3.Учить подбирать правильную рифмующуюся отгадку. | 2. Загадки с подбором рифмы «Овощи» |
| |||
4.Развивать слуховое внимание. | 3. Ритмическая минутка «Как мы ухаживаем за огородом» |
| |||
5.Совершенствовать умение пересказывать. | 4. Чистоговорка с движениями «Огород» |
| |||
6.Учить подбирать правильную рифмующую отгадку. | 5. Игра «Скажи, что ты слышишь» |
| |||
6. Пересказ по ролям рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» |
| ||||
«Грибы» | 1. Развивать мелкую моторику; точность движений пальцев; | 1. Загадки с подбором рифмы «Грибы» |
| ||
2. Развивать скоординированность, выразительность движений под заданный ритм. | 2. Развитие мелкой моторики «Соберём грибочки» |
| |||
3. Развивать плавность голоса, ритм речи, координацию речи и движений, речевое дыхание. | 3. Ритмическая гимнастика «По грибы» |
| |||
4. Учить произносить слова с разной интонацией. | 4. Ритмическое упражнение «Под горою вырос гриб» |
| |||
5. Развивать силу голоса и речевое дыхание. | 5. Упражнение «Дай, не дам» |
| |||
6. Дать детям образец выразительного чтения худ. произведения, учить выразительно воспроизводить авторские диалоги. | 6. Игра «Дует ветер» |
| |||
| 7. Чтение в лицах. К. Аксаков «Лизочка», |
| |||
«Как хлеб на стол попал»
| 1.Развивать мелкую моторику; точность движений пальцев. | 1. Развитие мелкой моторики «Разложи зернышки» |
| ||
2.Развивать координацию движений и речи, ритм речи. | 2.Упражнение «Колоски» |
| |||
3. Учить произносить слова и звуки протяжно и коротко, в разных регистрах, развивать длительный речевой выдох. | 3. Фонопедическое упражнение «Пшеница» |
| |||
4. Развивать слуховое внимание, ритм речи. | 2. Упражнение «Ритмическое эхо» |
| |||
5. Учить говорить ритмично, в определенном темпе. | 3. Чистоговорка с движениями «Я зерно молочу» |
| |||
6. продолжать учить детей внимательно слушать, понимать содержание рассказа и воспроизводить отрывки, используя слова автора. | 4. Чтение рассказа К. Паустовского «Теплый хлеб» |
| |||
7. Учить выразительно читать стихи. | 5. Разучивание стих-я Д. Хармс «Очень, очень вкусный пирог», |
| |||
8. Учить использовать выразительные средства языка в соответствии с лексической ситуацией | Инсценирование укр.нар.сказки «Колосок» |
| |||
|
| ||||
«Игруш-ки» | 1. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональное состояние (горе, жалость, грусть). | 1. Психогимнастика «Бережное отношение к игрушкам». |
| ||
2. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональное состояние (горе, жалость, грусть). 3. Учить передавать в мимике и жестах эмоциональное состояние (горе, жалость, грусть). | 2. Пантомимический этюд «Поучение» |
| |||
4.Развивать тембр голоса. | 3. Игра «Успокой куклу» |
| |||
5.Учить детей изменять силу голоса. | 4. Упражнение «Громко-тихо- шепотом» |
| |||
6. Развивать интерес к устному народному творчеству, - развивать ритм речи. | 5. Игра «Кегли и мяч» |
| |||
| 6. Чтение небылицы «Вы послушайте ребята» |
| |||
«Дере-вья» | 1. Развивать скоординированность, выразительность движений под заданный ритм. | 1. Ритмическая гимнастика «Деревце» |
| ||
2. Учить подбирать правильную рифмующуюся отгадку. | 2.Загадки с подбором рифмы «Деревья» |
| |||
3. Развивать умение на слух воспроизводить заданный ритмический ряд. | 3.Упражнение на ритмизацию «Повтори за мной» |
| |||
4. Развивать плавное голосоведение, речевое дыхание. | 4.Распевка с движениями «Листопад» |
| |||
5. Развивать умение изменять высоту голоса. | 5. Упражнение «Высоко- низко» |
| |||
6. Развивать ритм речи, плавность голоса. | 6. Игра «Деревья» |
| |||
«Домаш-ние живот-ные» | 1. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональное состояние (горе, жалость, грусть, боль). | 1. Пантомимический этюд «Бережное отношение к животным» |
| ||
2.Развивать мелкую моторику, скоординированность движений пальцев. | 2. Пальчиковая гимнастика «Поросята»; «Два козленка»; и т.д. |
| |||
3.Учить подбирать правильную рифмующуюся отгадку. | 3. Загадки с подбором рифмы «Животные» |
| |||
4.Учить изменять высоту голоса. | 4. Игра «Кот, кошка, котенок» |
| |||
5. Учить произносить слова с различной интонацией. | 5. Упражнение «Ой! Ай! Эй!» |
| |||
6. Продолжать учить пересказывать литературное произведения, используя различные способы выразительности речи. | 6.Пересказ мордовской народной сказки «Как собака друга искала» |
| |||
7. Развивать исполнительское мастерство детей. 8. Учить изменять тембр и интонацию речи в зависимости от речевой ситуации. | 7.Игра-драмматизация по русской нар. ск. «Волк и семеро козлят» |
| |||
«Мой дом. Мой город» | 1.Развивать мелкую моторику, скоординированность движений пальцев. | 1. Пальчиковая гимнастика «Теремок» |
| ||
2. Развивать речевое дыхание, длительный речевой выдох. | 2. Игра «Соседи» |
| |||
3. Развивать силу голоса. | 3.Игра «Перебежки» |
| |||
4. Учить передавать диалог, изменяя тембр и интонацию речи. | 4. Чтение в лицах ск. С. Маршака «Кошкин дом» |
| |||
5. Учить вести диалог, изменяя интонацию в зависимости от речевой ситуации. | 5. Сюжетно-ролевая игра «Гости» |
| |||
Инсценирование сказки «Три поросенка» |
| ||||
|
|
|
|
|
|
| «Домашние птицы» | 1. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональное состояние (горе, жалость, грусть, боль). | 1. Пантомимический этюд «Бережное отношение к птицам» | ||||
2. Развивать мелкую моторику, скоординированность движений пальцев. | 2. Пальчиковая гимнастика «Курочка»; «Гусята»; и т.д. | ||||||
3. Учить подбирать правильную рифмующуюся отгадку. | 3. Загадки с подбором рифмы «Птицы | ||||||
4.Учить произносить слова с различной интонацией. | 4. Игра «На! Ну!» | ||||||
5. Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух. | 5.Игра «Волшебные линии» | ||||||
6. Учить соотносить темп движений и темп речи. | 6. Игра «Курочка и цыплята» | ||||||
7. Совершенствовать навыки выделения вопросительных предложений без вопросительного слова, учить дифференцировать на слух различные виды мелодики. | 7.Игра «Вопрос – ответ» | ||||||
«Зима» | 1. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональное состояние (радость, веселье,). | 1. Пантомимический этюд «Зимние забавы» | |||||
2. Развивать мелкую моторику, скоординированность движений пальцев. | 2. Пальчиковая гимнастика «Перчатки» | ||||||
3.Развивать силу голоса и речевое дыхание. | 3. Упражнение «Вьюга» | ||||||
4. Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка, узнавания предложении, выражающих просьбу, совет, приказ. | 4. Игра «Просьба» | ||||||
| 5. Учить выразительно читать стихи. | 5. Разучивание стих-я Ф. Тютчева «Зима недаром злится» | |||||
6. Развивать ритмичность речи. | 6.Чтение русской народной песенки «Зима пришла», | ||||||
«Обувь, одежда, головные уборы» | 1. Развивать скоординированность, выразительность движений под заданный ритм. | 1. Ритмическая минутка «Одеваемся на прогулку» | |||||
2.Учить подбирать правильную рифмующуюся отгадку. | 2. Загадки с подбором рифмы по теме. | ||||||
3. Развивать мелкую моторику, точность движений пальцев. | 3. Развитие мелкой моторики «Застегни пуговку, молнию» | ||||||
4. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивно речи. | 4. Игра «Назови ласково» | ||||||
| 5. Формировать навыки восприятия логического ударения. | 5. Игра «Слушай, думай, называй» | |||||
6. Развивать слуховое внимание, речевой слух. Увеличение словарного запаса. | 6.Игра «Будь внимательным» | ||||||
7. Дать образец выразительной речи, изменяемой в зависимости от озвучиваемой речи. | 7.Показ кукольного спектакля «Кот в сапогах» Ш. Перро | ||||||
«Новый год» | 1. Развивать мелкую моторику, точность движений пальцев. | 1. Развитие мелкой моторики «Гирлянда» | |||||
2. Развивать скоординированность, выразительность движений под заданный ритм. | 2.Ритмическая минутка «Хоровод» | ||||||
3. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух. | 3. Игра «Дирижеры» | ||||||
4. Закреплять умение пересказывать литературное произведение, выразительно передовая текст автора. | 4. Пересказ ск. В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» | ||||||
5. Продолжать приучать детей внимательно слушать литературное произведение, отмечать выразительность речи при чтении. | 5. Чтение русской народной сказки «Снегурочка» | ||||||
| 6. Развивать вербальное и невербальное воображение. | Театрализованная игра-импровизация «В гостях у Деда Мороза» | |||||
| «Зимние забавы» | 1.Учить подбирать правильную рифмующуюся отгадку. | 1. Загадки с подбором рифмы по теме. |
| |||
2.Развивать скоординированность, выразительность движений под заданный ритм. | 2. Ритмическая минутка «Зимние виды спорта» |
| |||||
3. развивать плавное голосоведение, длительный речевой выдох. | 3. Логоритмическая попевка «На лыжах» |
| |||||
4.Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса. | 4. Упражнение «Лесенка» |
| |||||
5. Развивать силу голоса | 5. Игра «Кто кого!» |
| |||||
6.Учить выразительно читать стихи. | 6.Разучивание стих-я И. Сурикова «Зима», |
| |||||
| «Дикие живо-тные» | 1. Развивать мелкую моторику, скоординированность движений пальцев. | 1. Пальчиковая гимнастика «Медведь»; «Лисичка»; и т.д. |
| |||
2. Развивать скоординированность, выразительность движений под заданный ритм. | 2. Упражнение на ритмизацию «Движения животных» |
| |||||
3. Учить подбирать правильную рифмующуюся отгадку. | 3. Загадки с подбором рифмы по теме. |
| |||||
4. Учить передавать различные интонации в диалогах персонажей. | 4. Пересказ русск. нар. ск.»Лисичка-сестричка и серый волк» |
| |||||
5.Развивать ритмичность речи, координацию движений и речи. | 5. Игра «Заяц Егорка» |
| |||||
6. Закреплять умение произвольно изменять тембр голоса. | 6. Игра «Медвежата» |
| |||||
7.Продолжать приучать детей внимательно слушать литературное произведение, отмечать выразительность речи при чтении. | 6.Чтение русской народной сказки «Волк и лиса» |
| |||||
8. Учить детей выразительному исполнению взятых на себя ролей. | 7.Игра-драмматизация по русск. нар. ск. «Лисичка-сестричка и серый волк» |
| |||||
| «Посуда» | 1. Развивать умение на слух воспроизводить заданный ритмический ряд. | 1. Упражнение на ритмизацию «Повтори за мной» |
| |||
2.Учить подбирать правильную рифмующуюся отгадку. | 2. Загадки с подбором рифмы по теме. |
| |||||
3. Развивать скоординированность, выразительность движений под заданный ритм. | 3. Ритмические минутки «Чайник», «Посуда» и т.д |
| |||||
4.Развитие ритма речи, речевого дыхания. | 4. Логоритмическое упражнение «Посуда» |
| |||||
5. Упражнять в длительном речевом выдохе. 6. Развивать умение изменять высоту голоса. | 5. упражнение фонетической ритмики «Чайник» |
| |||||
7. Закреплять умение передавать мелодику интонации вопроса в экспрессивной речи. | 6. Игра «Почемучки» |
| |||||
8. Учить передавать различную интонацию в диалогах персонажей. | 7.Чтение в лицах Д. Самойлов «У Слоненка день рождения» |
| |||||
Показ кукольного спектакля «Зимовье зверей» |
| ||||||
| «Профессии» | 1. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях людей разных профессий (строитель; врач; воспитатель). | 1. Пантомимический этюд «Профессии» |
| |||
2.Развивать умение на слух воспроизводить заданный ритмический ряд. | 2. Упражнение на ритмизацию «Повтори за мной» |
| |||||
3. Развивать мелкую моторику, скоординированность движений пальцев. | 3. Пальчиковая гимнастика «Маляр», «Водитель» и т.д. |
| |||||
4.Учить воспринимать и воспроизводить ритмический рисунок. | 4. Ритмическое упражнение «Кузнец» |
| |||||
5. Учить воспроизводить различную интонацию. | 5. Игра «Сапожник» |
| |||||
6.Развивать темп и ритм речи. | 6. Игра «Продавец» |
| |||||
7.Дать образец выразительной передачи содержания сказки и диалогов персонажей. | 7.Показ спектакля настольного театра по ск. «Крошечка-Хаврошечка» |
| |||||
| «Мебель» | 1. Развивать скоординированность, выразительность движений под заданный ритм. | 1. Ритмические минутки «Стул», «Диван» |
| |||
2. Развивать мелкую моторику, точность движений пальцев. | 2. Развитие мелкой мото-рики «Открой шкафчик ключом» |
| |||||
3. Учить подбирать правильную рифмующуюся отгадку. | 3. Загадки с подбором рифмы по теме. |
| |||||
4. Закреплять умение передавать мелодику интонации вопроса в экспрессивной речи. | 4. Игра «Почемучки» |
| |||||
5. Формировать навыки восприятия логического ударения. | 5. Игра «Найди важное слово» |
| |||||
6. Учить изменять интонацию в зависимости от речевой ситуации. | 6.Сюжетно-ролевая игра «Мебельный магазин» |
| |||||
| «Защитники Отчества» | 1. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях людей защищающих родину. | 1. Пантомимический этюд «Защитники отечества» |
| |||
2.Развивать мелкие движения пальцев рук, чувство ритма. | 2. пальчиковая игра со словами «Аты-баты» |
| |||||
3. Учить произносить слова в разных регистрах. | 3. Фонопедическое упражнение «Наше ору-жие» на стихи А. Усачева |
| |||||
4.Учить произносить слова в разном темпе, ритме и регистре, с разной интонацией. | 4. Речевая игра «Едем на лошадке» |
| |||||
5.Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи. | 5. Игра «Построение» |
| |||||
6. Учить слушать литературное произведение, понимать содержание, отмечать выразительность речи. | 6 .Чтение былины «Илья Муромец и соловей-разбойник», |
| |||||
| Транспорт. ПДД | 7. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональное состояние. | 1. Мимические упражнения «Страх», «Внимательность» |
| |||
1. Развивать мелкую моторику, точность движений пальцев. | 2. Пальчиковая гимнастика «Еду на машине» |
| |||||
2. Развивать слуховое внимание. | 3. Упражнение «Самолет летит» |
| |||||
3. Учить изменять силу голоса и регистр. | 4. Фонопедическое упражнение «На машине» |
| |||||
4. Закреплять умение координировать темп движений и темп речи. | 5. Игра «Поехали, поехали!» |
| |||||
5. Развивать слуховое внимание. | 5. Подвижная игра «Самолет» |
| |||||
6. Учить изменять интонацию речи в зависимости от речевой ситуации. | 6. Сюжетно-ролевая игра «Автобус» |
| |||||
| 8 марта. Семья. | 1. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях членов семьи. | 1. Пантомимический этюд «Семья» |
| |||
2.Развивать ритмическую сторону речи. | 2. Чистоговорка с движениями «мама» |
| |||||
3. Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка. | 3. Упражнение «Позовем вместе» |
| |||||
4. Учить изменять высоту голоса. | 4. Игра «Неваляшка» |
| |||||
5. Учить отмечать выразительные средства речи в литературных произведения. | 5. Чтение нанайской нар.ск. «Айога» |
| |||||
| «Продукты питания» | 1. Развивать мышечную чувствительность лица. 2. Развивать выразительность проявляемых эмоций. | 1. Мимическое упражнение «Пробуем продукты» |
| |||
3. Учить подбирать правильную рифмующуюся отгадку. | 2. Загадки с подбором рифмы по теме. |
| |||||
4. Развивать умение на слух воспроизводить заданный ритмический ряд. | 3. Упражнение на ритмизацию «Повтори за мной» |
| |||||
5. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивной речи. | 4. Игра «Что с чем?» |
| |||||
6. Закреплять ритмизацию речи, слуховое внимание. | 5. Логоритмическое упражнение «Пышка сметанная» |
| |||||
7. Учить слышать и воспроизводить различную интонацию. | 6.Чтение прибауток «Ты пирог съел?», «Где кисель – там и сел», |
| |||||
| «Сказки. Фольклор» | 1. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях героев сказок. | 1. Пантомимические упражнения «Герои сказок. |
| |||
2. Учить отгадывать и описывать эмоциональное состояние героев сказки. | 2. Словесное комментирование «Отгадай героя сказки» |
| |||||
3. Развивать скоординированность, выразительность движений под заданный ритм. | 3. Ритмическая минутка «Изобрази героя сказки» |
| |||||
4. Учить изменять высоту голоса, развивать выразительность речи | 4. Игра по сказке «Три медведя» |
| |||||
5. Учить использовать разнообразные средства выразительности речи. | 5. Пересказ сказки «Лиса и козел» |
| |||||
6. Учить отмечать средства выразительности речи в литературном произведении. | 6.Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» |
| |||||
|
| 7. Учить использовать разнообразные средства выразительности речи. | 7. Игра-драматизация по укр. нар. ск. «Колосок» |
| |||
| «Я в мире человека» | 1. Развивать мышечную чувствительность лица. | 1. Мимические упражнения «Мир эмоций» |
| |||
2. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях грусть, радость. | 2. Пантомимические этюды «Грусть» «Радость» и т.д. |
| |||||
3. Развивать интонационную выразительность речи и мимики. | 3. Игра «Узнай по интонации» |
| |||||
4. Учить ритмической выразительности речи и координации движений. | 4. Упражнение «Волшебное зеркало» |
| |||||
5. Учить произносить слова с различной интонацией. | 5. Игра «Имена» |
| |||||
6. Закреплять умение изменять силу голоса. | 6.Упражнение «Тихо-громко-тихо» |
| |||||
| «Животные и птицы» | 1. Развивать скоординированность, выразительность движений под заданный ритм. | 1. Упражнение на ритмизацию «Движения животных, птиц» |
| |||
2. Учить подбирать правильную рифмующуюся отгадку. | 2. Загадки с подбором рифмы «Животные и птицы» |
| |||||
3. Развивать мелкую моторику, скоординированность движений пальцев. | 3. Пальчиковая гимнастика «Попугайчик»; «Хомячок» и т.д. |
| |||||
4. Развивать слуховое внимание, координацию движение и текста, речевое дыхание. | 4. Проговаривание текста с движениями «Хомячок» |
| |||||
5. Закреплять умение передавать мелодику интонации вопроса в экспрессивной речи. | 5. Игра «Почемучки» |
| |||||
6. Учить интонационной выразительности при передачи диалогов персонажей. | 6.Игра-драматизация по сказке «Заюшкина избушка» |
| |||||
| «Космос» | 1. Развивать мелкую моторику, скоординированность движений пальцев. | 1. Пальчиковая гимнастика «Ракета» |
| |||
2.Развивать скоординированность, выразительность движений под заданный ритм. | 2.Ритмическая минутка «Запускаем ракету» |
| |||||
3. Развивать темп и ритм речи, длительный речевой выдох. | 3. Чистоговорка с движениями «Космонавты» |
| |||||
4. Учить изменять силу и высоту голоса. | 4. Игра «Взлет ракеты» |
| |||||
5. Развивать ритм речи, речевое дыхание, координацию движений и речи. | 4. Комплекс двигательных упражнений «Будем космонавтами |
| |||||
6. Развивать слуховое внимание. | 5. Коммуникативная игра «Звездочки» |
| |||||
| «Весна пришла» | 1. Развивать скоординированность, выразительность движений под заданный ритм. | 1. Ритмическая минутка «Весна пришла»; «Капель»; |
| |||
2. Развивать плавное голосоведение, речевое дыхание. | 2. Ритмическая игра «Шаловливые сосульки» |
| |||||
3. Учить произносить фразы с различной интонацией. | 3. Речевая игра «Эхо» |
| |||||
4. Развивать ритмическую сторону речи. | 4. Чистоговорка с движениями «Прилетели птицы» |
| |||||
5. Учить выразительно читать стихи. | 5. Разучивание стих-я В. Орлова «Ты лети к нам скворушка», |
| |||||
6. Дать образец выразительного чтения художественного произведения. | 6.Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик» |
| |||||
| «Комнатные растения» | 1.Учить подбирать правильную рифмующуюся отгадку. | 1. Загадки с подбором рифмы «Растения» |
| |||
2. Развивать умение на слух воспроизводить заданный ритмический ряд. | 2. Упражнение на ритмизацию «Повтори за мной» |
| |||||
3. Развивать мелкую моторику, точность движений пальцев. | 3. Развитие мелкой моторики «Собери цветочек» |
| |||||
4.Развивать слуховое внимание. | 4. Игра «Переставь цветок» |
| |||||
5. Учить понимать ритм речи, подбирать рифму. | 5. Игра «Подскажи словечко» |
| |||||
6.Подвижная игра «На окне в горшочках» |
| ||||||
заключительный |
| 1. Определить эффективность проводимой работы. 2.Наметить перспективы дальнейшей работы в данном направлении | 1. Определение уровня развития интонационной выразительности речи детей, 2. Подведение итогов работы проекта: - презентация, - обобщение опыта, выступление на педсовете - оформление папки проекта. 3. Итоговое мероприятие – инсценировка сказки «Муха-цокотуха» |
| |||
4. Динамика развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
В конце года была проведена повторная диагностика характеристик выразительности речи по той же методике, что и в начале года .
Задачи:
- определение уровня сформированности интонационной выразительности речи у старших дошкольников ;
- сравнительный анализ результатов с целью определения эффективности работы по формированию интонационной выразительности речи старших дошкольников посредством театрализованных игр.
Целью данного этапа является определение эффективности предлагаемых нами методически разработанных занятий с элементами театрализованных игр, направленных на формирование выразительности речи.
Задачи итогового этапа:
- провести повторную диагностику по методике констатирующего этапа;
- вывести полученные результаты в сравнительный анализ и сделать соответствующие выводы;
- разработать рекомендации педагогам и родителям по формированию выразительности речи.
Проведенные занятия с элементами театрализованных игр, логоритмические упражнения и телесно-ориентированные игры к концу формирующего эксперимента уже дали положительные результаты.
Наблюдая за детьми в различных инсценировках, да и в диалогах между собой у детей явно становилась речь выразительнее. Проявилась мимика, дети стали жестикулировать руками при разговорах между собой. Дети как бы «артистичнее» стали общаться между собой, принимая на себя ту или иную роль в своих играх.
Проведенное повторное исследование подтвердило наше наблюдение.
Результаты мониторинга | Начало года
| Конец года
| ||||
Высокий Уровень (%) | Средний Уровень (%) | Низкий Уровень (%) | Высокий Уровень (%) | Средний Уровень (%) | Низкий Уровень (%) | |
Присущий ребёнку темп речи | 88 | 12 | - | 100 | - | - |
Воспроизведение ритмических рисунков | - | 52 | 48 | 64 | 36 | - |
Оценка ребёнком собственного темпа речи | 40 | 48 | 12 | 72 | 28 | - |
Мелодика- интонационная выразительность | - | 64 | 36 | 56 | 44 | - |
Расставление логического ударения | - | 76 | 40 | 36 | 64 | - |
Мы увидели, что при выполнении первого задания все дети получили высокий балл, а низкого уровня не выявлено.
При выполнении второго задания отмечается высокий уровень у 16 (64%) детей, и средний 9(36%) детей. Низкий уровень не выявлен, так как это было на начало года.
При выполнении третьего задания низкого уровня не выявлено.
При выполнении четвёртого задания 14 (56%) детей справились с заданием на высокий балл, и 11(44%) на средний балл.
При выполнении пятого задания 9(36%) детей получили высокий балл и 16 (64%) средний бал.
Экспериментальное исследование подтвердило эффективность разработанных нами занятий с элементами театрализованных игр и упражнений, направленных на формирование выразительности речи.
Таким образом, проведенное экспериментальное исследование показало, что театрализованные игры, при соблюдении определенных условий: учет индивидуальные психолого-педагогические особенности; применение эффективных способов формирования выразительности речи и организация активного участия родителей в процессе формирования выразительности речи у старших дошкольников, являются эффективным средством формирования выразительности речи старших дошкольников.
По результатам работы были сформированы методические рекомендации родителям и педагогам по формированию выразительности речи:
Рекомендации
1. Работа по формированию выразительности речи у дошкольников должна вестись на всех занятиях: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.
2. Родители должны работать дома над формированием выразительности речи, следуя данным логопедом или воспитателем рекомендациям.
3. Для развития просодических компонентов речи можно использовать вербальные и невербальные тренинги, театрализованные игры и различные логоритмические упражнения.
4. Проводить работу по формированию мелкой моторики, формировать тонкие движения пальцев рук.
5. Развивать чувство и восприятие ритма
6. Научить детей выражать эмоции при помощи мимики, для этого можно использовать: «Удивилки» - поднять брови; «Поразилки» - поднять брови, открыть рот; «Улыбалки», «Хмурилки» - нахмурить брови; «Сердилки» - нахмурить брови, надуть щеки; «Огорчалки» - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз и т.п.
7. Проводить логоритмические минутки. Например, зарядка: А - руки в стороны вверх. О - руки соединить. И - руки развести в стороны. У - руки вперед, назад, вместе.
8. Научить детей повышать и понижать голос. Например, упражнение «Укачивание» (имитация укачивания куклы): А - А - А - А.
9. Для развития интонации и выразительности в экспрессивной речи использовать упражнения, направленные на развитие силы и высоты голоса. Например, повествовательные, восклицательные или вопросительные предложения.
10. Родителям и педагогам уделять должное внимание упражнениям, играм, инсценировкам на развитие чувства темпа, ритма, мелодики и интонации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе было проведено экспериментальное исследование по проблеме формирования интонационной выразительности речи у старших дошкольников средствами театрализованных игр и сделаны соответствующие выводы.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что старший дошкольный возраст это период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности. Выразительность речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией.
Вопрос о воспитании интонационной выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение.
В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях.
Театрализованная деятельность позволяет детям старшего школьного возраста решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формировать выразительную речь. Театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребенка и не случайно в примерных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел, организация театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность - важнейшее средство формирования выразительной речи, а так же развития внимания, всех процессов памяти, мышления, познавательных и творческих способностей, формирования нравственных и этических форм поведения, способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Существует множество способов и методов формирования выразительности речи.
Для формирования выразительности речи используют различные логоритмические упражнения, все упражнения и тренировки проводятся в форме игры, так как игра является одним из наиболее доступным и понятным методом для детей. Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Антипова A.M. Просодия // Лингвистический энциклопедический словарь - М.: Гардарики. 2006 - 276 с.
2. Алмазова E.С. О возрастных, особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи. - М.: Сфера, 2003 - 189 с.
3. Артемова Е.Э.Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Автореф. дис, канд. пед. наук. - М.: Просвещение, 2005 - 189 с.
4. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 2001. -127 с.
5. Антипина Е.П. Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Творческий центр «Сфера», 2006 - 168 с.
6. Бородич А.М. Методика формирования речи детей. - М.: 2001 - 126 с.
7. Батурина Г. И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2005 - 176 с.
8. Витт П.В. Информация об эмоциональных состояниях в речевой интонации //Вопросы психологии. 2006 - №3 - 56 с.
9. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО. 2002. - 458 с.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2001 - 210 с.
11. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
12. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2006 - 136 с.
13. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М.: 2003 - 132 с.
14. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: АПН РСФСР, 2002. - 156 с.
15. Жуковская Р.И. «Игры и трудовые занятия в детском саду» - М.: Владос, 2002 - 156 с.
16. Запорожец А.В. Избранные психологические труды- М.: ТЦ Сфера, 2001 - 562 с.
17. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с детьми. -- М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001 - 138 с.
18. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 2002. - 191 с.
19. Кряжева Н.Л., Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - М.: Ярославль: Академия развития, 2002. - 208 с
20. Кравцов Г.Г. Психологическая готовность к школе - М.: Знание 2000 - 77 с.
21. Лагутина А.В., О работе воспитателя в группе для детей с ОНР // Дошк. воспитание. - 2006. - № 11. - С. 76-80.
22. Лагутина А.В., О готовности к обучению чтению детей 4-5 лет с нарушениями речи // Логопед в детском саду. - 2006. - №6(15). - С. 27-31.
23. Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. - М.: Наука, 2004. - 219 с.
24. Лопатина Л.В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - М.: СПб., 2001 - 189 с.
25. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003 - 189 с.
26. Максаков А.Н., Правильно ли говорит ваш ребёнок. - М.: Школьная Пресса, 2006. - 128 с.
27. Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. - М.:ТЦ «Сфера», 2001 - 169 с.
28. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие;. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.
29. Нищева Н.В., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - М.: СПб., 2005. - 213 с.
30. Павалаки И.Ф. «Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников». Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М.: 2006 - 156 с.
31. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. Театрализованные игры в детском саду. - М.: М.: Школьная пресса, 2003 - 136 с.
32. Ромусник М.Н. Комплексный подход в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Логопед в дет. саду. - 2006. - № 1. - С. 39-43.
33. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 61-63; 2003. №2. С.129-130.
34. Сохин Ф.А., Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников - М.: МОДЭК МПСИ, 2002 - 240 с.
35. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. //Хрестоматия по логопедии. - М.: ВЛАДОС, 2001 - 221 с.
36. Теплов Б.М. Избранные труды. В двух томах. Том 1 - М.: Педагогика.2001 - 340 с.
37. Технология проблемно-развивающего обучения. Использование элементов орфопедагогики педагогов-новаторов: Т. А. Боровик, В.А. Жилина, Т. Э. Тютюнниковой. - М.: ТЦ «Сфера», 2006 - 312 с.
38. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Задачи речевого развития; Особенности развития связной речи; Формирование образной речи. - М.: Сфера. 2009 - 2040
39. Чернова Т.В. Организация взаимодействия логопеда с родителями старших дошкольников с ОНР / Т.В. Чернова, И.Ю. Лебеденко // Дошк. педагогика. - 2007. - № 2. - С. 48-51.
40. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М.: Гном - Пресс, 2001 - 189 с.
41. Шевцова Е.Е., Забродина Л.В.Технологии формирования интонационной стороны речи. - М.: АСТ.2008 - 222 с.
42. Швачкин Н.Х. Развитие первых слов ребенка - М.: НПО «МОДЭК», 2001 - 138 с.
43. Эльконин Д.Б. Избранные произведения. - М.: Просвещение, 2000. - Т.1.
Приложение 2
Упражнения и игры для развития характеристик выразительности речи
Статические упражнения. | ||
«Лопаточка» | Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 с. | |
«Чашечка» | Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 с. | |
«Иголочка» | Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с. | |
«Горка». | Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с. | |
«Трубочка» | Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз. | |
Динамические упражнения. | ||
«Часики» | Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет. Проделать 15-20 раз. | |
«Лошадка» | Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз. | |
«Грибок» | Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба. | |
«Качели» | Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводиться по счет 10-15 раз. | |
«Вкусное варенье» | Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз. | |
«Змейка» | Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз. |
Телесно-ориентированные игры:
Игра «Крокодил»
Название связано с тем, что объясняющий правила обычно загадывает первое слово «крокодил», затем его показывает. Участники делятся на две команды, одна команда сообща и тайно загадывает фразу, затем выбирает игрока из другой команды, и он показывает эту фразу участникам из своей команды, а они стараются догадаться. Желательно сначала загадывать пословицу (это будет просто), а затем словосочетание посложнее. Этот текст сообщается одному/двум представителям из противоположной команды. Их задача - донести этот текст до своей команды, пользуясь только средствами пантомимы: показывая телом, мимикой, движениями, любыми жестами и позами и чем угодно по одному слову. Команда отгадчиков говорить может: она помогает вопросами и наводящими фразами, но их партнеры могут только использовать тело и лицо и кивать головой «Да», «Нет».
Фразы не обязательно должны иметь смысл.
Логоритмические упражнения.
Выполнять 1-2 раза в неделю.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
У детей с нарушениями выразительности речи, наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации.
Логоритмические упражнения сочетают в себе движения, речь и музыку. Несомненно, что полноценное занятие по логоритмике может провести только специально обученный педагог-дефектолог, имеющий дополнительное музыкальное образование. Однако несложные упражнения вы можете выполнять со своим ребенком и сами.
Вот несколько примеров логоритмических упражнений.
Деревцо | Дует ветер нам в лицо.(махать руками ладошками к себе) Закачалось деревцо.(руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону) Ветерок всё тише-тише,(плавно опустить руки) Деревцо всё выше-выше.(поднять руки и тянуться вверх) | |
Физкульт-привет | На болоте две подружки,Две зеленые лягушкиУтром рано умывались,(имитировать умывание) Полотенцем растирались.(имитировать растирание спины полотенцем) Ножками топали,Ручками хлопали.Вправо-влево наклонялисьИ обратно возвращались.(имитировать движения, указанные в тексте) Вот здоровья в чем секрет:Всем друзьям - физкульт-привет!(резко поднять руки вверх) | |
Бабочка | Спал цветок(исходное положение: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками) И вдруг проснулся.(поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела) Больше спать не захотел.Шевельнулся, потянулся.Взвился вверх и полетел.(выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья») Солнце утром лишь проснется -Бабочка кружит и вьется.(«летать», имитируя движения бабочки) Солнце утром лишь проснется -Бабочка кружит и вьется.(«летать», имитируя движения бабочки) | |
Водичка | Водичка, водичка,(двумя руками по-очереди показывать, как сверху льется водичка) Умой мое личико.(ладошками имитировать умывание) Чтобы глазки блестели,(дотрагиваться до глазок по-очереди) Чтобы щечки краснели,(тереть щечки) Улыбался роток(улыбаться, гладить руками ротик) И кусался зубок.(стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик) | |
Кулачок | Как сожму я кулачок,(сжать руки в кулачки) Да поставлю на бочок.(поставить кулачки большими пальцами вверх) Разожму ладошку,(распрямить кисть) Положу на ножку.(положить руку на колено ладонью вверх) | |
Тук-тук-тук | - Тук-тук-тук.(три удара кулаками друг о друга) - Да-да-да.(три хлопка в ладоши) - Можно к вам?(три удара кулаками друг о друга) - Рад всегда!(три хлопка в ладоши) | |
Зайчики | Жили-были зайчики(показывать на голове заячьи ушки) На лесной опушке.(разводить руками перед собой, описывая окружность) Жили-были зайчики(показывать на голове заячьи ушки) В серенькой избушке.(сложить руки над головой в форме домика) Мыли свои ушки,(проводить руками по воображаемым ушкам) Мыли свои лапочки.(имитировать мытье рук) Наряжались зайчики,(руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе) Одевали тапочки.(руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги) | |
Снег | Как на горке снег, снег,(показывать руками «горку») Снег, снег, снег, снег.(двигать руками, перебирая пальцами) И под горкой снег, снег,(показывать руками «под горкой») Снег, снег, снег, снег.(двигать руками, перебирая пальцами) А под снегом спит медведь.(сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя) Тише, тише, не шуметь!(пальчик ко рту, грозить пальчиком | |
Рекомендации по проведению занятий:
Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.
1) Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут).
2) Занятия должны проводиться 2-3 раза в день; лучшее время для занятий - после завтрака и после дневного сна, это в выходные дни.
3) Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.
4) Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.
5) Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.
6) Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.
7) Разговаривайте с малышом четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.
8) Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать ребёнку.
9) Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.
10) Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение и труд, все перетрут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и соответственно недоста...
Развитие коммуникативных и творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Развитие коммуникативных способностей могут осуществляться по многим направлениям. Одним из них и является коллективная театрализованная деятельность. Это значит, что всем детям должны быть предоставл...
«Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
Консультация для воспитателей...
Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности...
Система развития выразительности речи детей дошкольного возраста на основе театрализованной деятельности
Система развития выразительности речи детей дошкольного возраста на основе театрализованной деятельности...
Презентация «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
В последние годы к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь-это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Театральная деят...
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...