отчет по самообразованию в старшей " А" группе " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
материал по художественной литературе (старшая группа)
Данный отчет по теме " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок " подводит итог проделанной работы с родителями, детьми и педагогами по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu_golovkinoy_s.v.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Веневский центр образования № 1 имени И.И. Мусатова»
структурное подразделение « Детский сад № 5 »
ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ :
«Воспитание нравственных качеств у детей
старшего дошкольного возраста
посредством русских народных сказок»
2021- 2022 уч. год
Подготовила : Головкина Светлана Васильевна
г.Венев
Актуальность данного исследования состоит в том, что современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни.
Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.
Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык, динамика событий, доступные пониманию ребенка - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
В настоящее время приходится всё чаще наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к животным и даже близким людям. Под влиянием современных, далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Проводя наблюдение за детьми, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь сверстнику в трудной ситуации.
Для решения данной проблемы выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, т.к. считаю, что сказки близки мышлению ребенка, его представлению.
Исходя из всего этого, поставила перед собой следующую цель.
Цель: изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников.
2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
3. Разработать перспективное планирование для работы с детьми и родителями.
4. Формировать представление о добре и зле, показать необходимость добрых поступков в жизни людей.
5. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании ребенка.
Этапы реализации задач:
1.Теоретический
Изучила психолого – педагогическую литературу:
1. Л. И.Бажова « О нравственном развитии и воспитании детей»
2. Н. Виноградова « Воспитание нравственных качеств дошкольника»
3. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева « Практикум по сказкотерапии»
4. Изучение методик и технологий педагогов в интернете и применение их на практике
5. Ю.А. Лебедев « Сказка как источник творчества детей»
6. А. Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников »
7. О. Н. Пахомова « Добрые сказки « ( Этика для малышей )
8. В. Петерина « Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста »
9. Л. Б. Фесюкова « Воспитание сказкой»
10. Т.А. Шарыгина « Вежливые сказки »
2. Практический
Составила план работы с детьми:
- подбор художественной литературы (сказок), соответствующих возрасту детей;
-разработка конспектов НОД с детьми;
- чтение русских народных сказок и работа над такими нравственными понятиями, как : « добро и зло»; анализ и обсуждение сказок;
-проведение викторины « В гостях у сказки»;
- проведение игр - драматизаций по сказкам ( « Заюшкина избушка »);
- проведение дидактических игр по русским народным сказкам;
- проведение выставки детских работ по русским народным сказкам
( рисунки « Мой любимый сказочный герой», « Моя любимая русская народная сказка » и д.р ).
Свою работу я начала с подбора сказок, соответствующих возрасту детей. В группе создан книжный уголок , уголок ряженья, в котором имеются маски и костюмы для самостоятельной игры.
Я собрала большую библиотеку русских народных сказок по этому возрасту с иллюстрациями разных художников и начала знакомить детей со сказками. Использовала метод – чтение сказки воспитателем. Старалась детям читать выразительно, меняя интонацию голоса. Дети слушали меня с интересом, внимательно, переживали за героев сказки.
При чтении сказок старалась акцентировать внимание детей на таких нравственных понятиях, как : добро и зло, лень и трудолюбие, хвастовство и скромность, жадность и щедрость и д.р ( сказки « Лиса и кувшин», « Сивка – бурка », « Крылатый, мохнатый и масляный», « Заяц -хваста », « Царевна – лягушка» и многие другие.) Дети не просто отвечали на вопросы воспитателя, а глубоко анализировали, обсуждали сказку, давали оценку поступкам главных героев : поступил не просто хорошо/ плохо, а старались давать более развернутый ответ на вопрос: Что заставило его поступить так, а не иначе ? Как бы ты поступил на месте главного героя сказки? Вопросы такого рода учат ребят рассуждать, мыслить, развивают воображение, фантазию.
Также проводила с детьми викторины по сказкам : « В гостях у сказки », « Мои любимые русские народные сказки » и т.д , которые были направлены на закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Игры - драматизации ( например « Заюшкина избушка») и многие другие всевозможные театральные постановки способствуют развитию творческих способностей детей дошкольного возраста: играя ту или иную роль, ребята проявляют артистизм, у них развивается поистине «актерские таланты», речь становится красочной, выразительной. « Работая на публику», они стараются преодолеть страх, ведут себя более раскованно, уверенно.
Также на своих занятиях по развитию речи при работе со сказками использовала дидактические игры : « Отгадай сказку», « Из какой я сказки? » ( на определение сказочного героя), « Собери сказку »
( пазлы ), « Один начинает – другой продолжает » и т.д ). Такие игры способствуют развитию памяти, мышления, внимания, речи. Я недаром выбрала именно данного рода игры, так как именно память и мышление в недостаточной степени развиты у большинства детей нашей группы .
Развитию фантазии, воображения способствует проведение совместных выставок детей с родителями ( конкурс рисунков по
русским народным сказкам )
Работа по предметно- пространственной развивающей среде :
1.Пополнение библиотеки русскими народными сказками с иллюстрациями разных художников.
2. Внесение в уголок ряженья масок , костюмов для самостоятельной игры
3.Пополнение театрального уголка кукольными , настольными театрами.
План работы с родителями:
-пополнение книжного уголка новыми книгами со сказками;
-проведение консультаций: « Сказка как средство нравственного воспитания ребенка », « Как и для чего читать детям сказки? »,
« Роль семьи в нравственном воспитании ребенка »и д.р;
- проведение совместной выставки рисунков детей и родителей
« Моя любимая русская народная сказка»;
- проведение этических бесед « Добрые дела нашей семьи »,
« Традиции нашей семьи», « Любимый театр нашей семьи »
- презентация « Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Работа с педагогами :
- выступление на педагогическом совете с консультацией
« Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста » ( презентация )
3. Обобщающий
Результаты :
Я считаю, что поставленные мною задачи были реализованы:
- у детей сформировалось представление о добре, как важном нравственном качестве человека, через поступки героев русских народных сказок;
- у ребят повысился интерес к чтению художественной литературы;
- они научились анализировать сказки, давать более развернутую характеристику поступкам и характерам главных героев;
- дети стали вести себя более раскованно, уверенно в процессе участия в играх - драматизациях, театральных постановках.
- ребята научились понимать смысл сказок, давать оценку нравственным качествам героев;
-произошло взаимопонимание благодаря совместной работе детей и родителей ( участие в совместных выставках : рисование иллюстраций к сказкам )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)
Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...
НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно
Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...
Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».
Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»....
Ш.А.Амонашвили Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя
Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя...
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.
Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...
Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»
Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...
Современные подходы и концепции воспитания В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и
В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения поп...