Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русскими народными традициями «Капусница»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
В рамках прохождения лексической темы "Овощи" с детьми 5-7 лет с ТНР можно провести занятие (русский народный праздник «Капустница»), которое в интересной,увлекательной и познавательной форме познакомит детей с культурой русского народа, его традициями, фольклорным наследием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kapustnitsa.docx | 16.79 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ
«КАПУСТНИЦА»
Болзина В.П., воспитатель высшей категории,
МАДОУ «ДС «Метелица», г. Новый Уренгой
Цель: Развитие интереса к фольклорному наследию своего народа.
Задачи:
1. Познакомить детей с русским народным праздником «Капустница».
2. Воспитывать интерес к культуре русского народа, его традициям.
3. Развивать творческую деятельность детей, воспитывать активность, способность работать в группе.
Словарная работа: барыня, рубить, квасить, корыто, сечка, секач, кочан, кадка.
Используемый материал: репродукции картин, презентация, предметы русского быта, овощи.
Ход занятия.
(Действие происходит в русской избе; можно использовать заставку «Русская изба»)
Хозяюшка (воспитатель): Здравствуйте, гости дорогие, работнички удалые! Я вас заждалась. Добро пожаловать! У нас на каждого найдется местечко и словечко. Рассаживайтесь поудобнее. Сегодня мы покажем и расскажем вам старинную русскую бывальщину о том, как на Руси жили, запасы на долгую зиму делали. А вот о каком овощей пойдет речь, угадайте:
Я на грядке уродилась.
В сто одежек нарядилась.
Все одежки без застежки.
Кочерыжка вместо ножки. (Капуста)
Хозяюшка: Слово КАПУСТА означает – голова. Осенью капуста – барыня. В русских семьях капусты заготавливали много, так как на Руси все друг другу помогали. Каждый хозяин назначал свой день уборки и рубки капусты. Он созывал на подмогу соседей, гостей. И я вас приглашаю на капустные посиделки. Осень в этом году была знатная – урожаем богатая. Поспели овощи и фрукты – полезные продукты. Теперь нужно и о зиме подумать – запасы делать. А какие запасы делают на зиму?
Дети: Варенье сварить, огурцы посолить, капусту засолить.
Хозяюшка: Правильно, квашеная капуста – это полезно и очень вкусно. Так повелось издавна на Руси: накануне суровой зимы, после первых морозов начинается засолка капусты. По старинному русскому обычаю крепкие кочаны принимались квасить примерно с октября на молодой месяц. В старину для рубки капусты в каждом доме было особое КОРЫТО и специальная СЕЧКА. Рубили капусту острыми СЕКАЧАМИ, квасили целыми кочанами, утрамбовывали капусту в деревянных кадках, приговаривая: «На столе капуста – дома не пусто». А после накрывали большой стол с пирогами и прочим угощеньем, праздновали окончание большого дела. Ведь капуста-матушка – третье блюдо деревенского зимнего рациона. А какие первые два блюда?
Дети: Хлеб и картошка.
Хозяюшка: И я сегодня пригласила вас, чтобы вы помогли мне засолить капусту. Собрались солить капусту,
Одна беда – в кадушке пусто.
Совсем нет у нас того,
Что нужно для этого.
Хозяюшка: А же что нам нужно для закваски капусты?
1. Капуста. Народная игра «Вейся капуста»
2. Одну ее не едят,
А без нее есть не хотят.
В воде родится,
а воды боится. (Соль)
3. Красна, да не дева,
Хвостата, а не мышь. (Морковь)
Хозяюшка: Отгадали вы загадки. Время лезть капусте в кадку! Как всегда, перед готовкой, Руки вымоем мы ловко. (Хозяюшка поливает из ковша, дети моют руки)
Хозяюшка: Перед работой мы с вами разомнем наши пальчики, а заодно вспомним последовательность работы.
(Пальчиковая гимнастика)
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту мнем, мнем.
И в кадушечку кладём.
Хозяюшка: Рубка капусты была истинным праздником для деревенских мальчишек. Ведь известно, что дети очень любят грызть кочерыжки. Во время рубки капусты ребята по целым дням не отходили от матерей. Сначала кочаны необходимо обмыть и зачистить от испорченных и вялых листьев. Вырезав кочерыжку, кочаны нужно изрубить сечкой или нашинковать на специальной шинковке. Нашинкованную капусту тщательно перемешать с солью и шинкованной морковью в деревянной или эмалированной ёмкости. Подготовленную капусту уложить в кадку, бочонок или стеклянную банку, трамбуя каждую новую порцию деревянным пестом или другим тупым предметом до тех пор, пока не выступит обильный сок.
(Хозяюшка распределяет обязанности. Дети помогают солить капусту, укладывают в кастрюлю).
Хозяюшка: За работой усердною, да за беседой веселою дело наше быстро сладилось. Вы довольны? Вам понравилось? Ну, что ж? Сделал дело – гуляй смело. Запевай народ частушки веселые - разудалые.
Хозяюшка:
Эй, девчонки – хохотушки!
Не пора ли спеть частушки.
А мальчишки тоже встанут,
От девчонок не отстанут.
Фонограмма частушки (исполняют дети):
1. Выходи скорей, подружка, Мы на публике блеснем И задорные частушки Про капусту пропоем. | 2. В огород козу пустила, Чтоб капусту сторожила. К ней козел пришел на чай. Съел капусту невзначай! | 3. Со всего двора мальчишки На крыльце сидели. На зубах их кочерыжки Белые хрустели. |
4. Дома маме помогать – Хорошенькое дело. Мама резала капусту, Я морковку ела. | 5. Ах, подружки дорогие, Дайте мне капусты. Я всё лето загорала – В огороде пусто. | 6. Хорошо частушки пели, Хорошо и окали. А теперь мы вас попросим, Чтоб вы нам похлопали! |
Хозяюшка: За ваше терпенье, да за веселье – всем, друзья, вам угощение. Вот какой русский праздник «Капустница». Удачи вам, здоровья, счастья! Будьте дружными и веселыми. А сейчас приглашаю всех на пироги с капусткой отведать, да чай из самовара попить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В.В. ВОСКОБОВИЧА В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ»
Развивающие игры В.В. Воскобовича – средство, помогающее детям дошкольного возраста эффективно освоить разнообразное содержание, т.к. по своему составу это эталоны формы, цвета, величины; цифры, буквы...
Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»
«Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась у...
Воспитание детей дошкольного возраста в русских народных традициях
Это выступление на 5 Межрегиональной конференции по этнокультуре. В докладе раскрывается работа нашего детского сада по воспитанию детей в русских традициях....
Роль народных праздников в приобщении детей дошкольного возраста к русским народным традициям
Нравственное воспитание и развитие является приоритетной задачей современной образовательной системы дошкольного образования....
Проект "Ознакомление детей средней группы с русскими народными традициями, творчеством и культурой»
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственн...
Проект «Ознакомление детей средней группы с русскими народными традициями, творчеством и культурой»
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игруш...
Проект «Ознакомление детей средней группы с русскими народными традициями, творчеством и культурой»
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игруш...