Цикл занятий по народно – прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста. Ярмарка: «Русская народная игрушка».
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsikl_zanyatie_po_prikladnomu_iskusstvuno4.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл занятий по народно – прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста.
Ярмарка:
«Русская народная игрушка».
провела
воспитатель гр. №2
Савченко Г.Н. .
2015г.
Программное содержание:
Задачи:
Образовательные:
*Обобщить знания детей о глиняных игрушках—дымковских и филимоновских.
*Рассказать об истории богородского промысла, о Сергиево-Посадских деревянных игрушках.
*Рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке -матрешке
*Учить детей различать разные техники росписи матрешек
*Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки. Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов
Воспитательные:
*Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве
*Формировать представления о добре и зле
*Формировать эстетическое отношение к окружающему миру
*Показать связь между всеми видами народного творчества: народными промыслами, русским фольклором (песнями, потешками, прибаутками), русскими легендами и сказками
Коррекционные:
*Развивать навыки творческого рассказывания, составления рассказа об игрушке; закреплять навыки связной речи
Материалы для занятия:
Выставка игрушек — дымковских, филимоновских, богородских; матрешек — сергиево-посадских, полхов-майданских, семеновских.
Ход занятия:
На этом занятии целесообразно использовать в качестве экскурсовода по выставке игрушек «Сказительницу» русских сказок. Именно она приглашает детей полюбоваться народными игрушками, порадоваться встрече с уже знакомыми дымковскими и филимоновскими игрушками, узнать много нового о богородских игрушках и о всеми любимых матрешках.
Сказительница: Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. А знаете, кто я? Я хранительница русских сказок. Знаю я их великое множество и могу вам рассказать.
Только сегодня я хочу вам сказки не рассказать, а показать. Вот здесь они у меня все и стоят, на столах и подставочках. Удивлены? Да посмотрите сами.
Вот здесь живут сказки из Дымкова. Вы с ними уже знакомы. Кого вы узнали? Здесь и барышня- водоноска, и храбрый солдат, и олень - золотые рога, и петушок-золотой гребешок. Вот их сколько, и про каждого своя сказочка есть.
А рядышком поселились филимоновские игрушки - тоже яркие, веселые, добрые и шумные. Уж как они свистеть-свиристеть умеют! А вы спросите, зачем эти игрушки? Да видно, такая уж душа у нашего народа, что не только работать он горазд, а и веселиться умеет. А что за веселье без игрушек, без забав? А еще русский народ богат любовью своей к родной земле, к детям своим. Вот для них, для детишек, и придумывали народные мастера всякие игрушки да забавы. И делали их из разных материалов: из глины и из дерева. Из ткани женщины куколок мастерили для своих доченек, и из соломы игрушки делали. Больше всего любили делать забавные фигурки животных и птиц.
Фигурки коней и птиц имеют в русской культуре особое значение; им отводилась роль оберегов - покровителей. Конь в славянском фольклоре - символ труда, моральной чистоты, доблести в ратном деле. Белый конь повсюду побеждает зло и оберегает человека от темных сил.
Не менее популярен образ чудо - птицы от древнеславянской Сирин до сказочной Жар-птицы.
А вот на этом столе собрались игрушки из села Богородское Московской области. Эти игрушки сделаны из липы. Берет мастер липовую чурку, приглядывается к ней внимательно, словно прикидывает что-то. А потом вырезает острым ножом круглые ушки и короткий нос, в середине мохнатый живот, внизу толстые медвежьи лапы. И вот уже готов Михаил Потапович людям на забаву. Медведей особенно любят делать богородские мастера. И каких только медведей у них нет — вот мишка медом лакомится, вот дрова рубит. А здесь, посмотрите-ка, мужик и медведь делят вершки и корешки. Помните эту сказку? А вот тут мишка с мужиком вместе дрова пилят.
Такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки их двигаться умеют: потянешь за две планочки - и вот уже медведь дрова рубит. А на этой дощечке куры быстро-быстро зерно клюют. А здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам богородским говорят.
А вот и еще один стол. Он платком цветастым накрыт. Что на нем? А вот угадайте, только уж загадку до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская... (матрешка).
Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Вот еще какая загадка про матрешек есть, послушайте:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Игрушка как универсальное средство введения детей в традицию национальной культуры.Творчество детей в ритме русского народного календаря» для детей старшего дошкольного возраста
Праграмма разработана для детей старшего дошкольного возраста с целью приобщения современного ребенка к яркому миру детского творчества в традициях русской народной культуры. В программе та...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль». Задачи:1. Продолжать учить детей пересказывать близко к тексту.2. Учить инсценировать сказку по ролям.3. Учить дет...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»
Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...
Конспект итогового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Искусство русских народных мастеров»
Велика значимость занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми для обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и ...
самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"
план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...
Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям через организацию народных игр"
ull;Цель: теоретическое обоснование и определение содержания педагогической деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям, отражённым в народных и...
Конспект занятий по закреплению знаний о русских народных росписях у детей старшего дошкольного возраста с использованием авторского методического пособия «Русская матрёшка». (цикл из двух занятий)
Конспект занятия № 1Цель: Закрепление знаний детей о Русских народных росписях, как видов народного декоративно-прикладного искусства. Задачи:Образовательные:- закрепить знания об основных элемен...