Устное народное творчесто и его влияние на эмпкатию дошкольника
консультация по теме
Устное народное творчество и его влияние на развитие эмпатии дошкольника
Устное народное творчество ведет свое начало от глубокой древности, когда люди не умели писать, поэтому естественно, ему была присуща устная форма выражения. Искусство слова отражало действительность через художественные образы, показывало наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты в жизни народа. Произведения эти стали называться фольклором, или устным народным творчеством.
Особенную важность приобретает для воспитания подрастающего поколения. Еще К.Д. Ушинский отметил: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития»
Малые формы русского фольклора должны войти в быт ребёнка и сопровождать все моменты его жизни: умывание, кормление, сон, игру. Не случайно жанр малого фольклора - пестушка, потешка, прибаутка - уже в самих названиях своих отмечают эту функцию – воспитывать, развлекая.
Эмпатия возникающая по отношению к другим людям, переносятся им на персонажей художественных произведений - сказок, рассказов. Он сочувствует несчастной шапочке нисколько не меньше, чем реальному несчастью. Ребенок вживается в сказку, начинает воспринимать ее персонажей как знакомых и близких. Наблюдая ребенка в его естественных формах проявлений, мы видим, что взаимоотношения с другими людьми - важнейший, но не единственный источник его чувств. Радость, нежность, сочувствие, удивление, гнев и другие переживания могут возникать у него по отношению к животным, растениям, игрушкам, предметам и явлениям природы.
Интенсивность переживаний детей находиться в тесной зависимости от содержания сказки, разнообразие приключений, которые испытывают её герои. Эмоции способствуют пониманию дошкольниками смысла, основной идеи произведения. Перечисленные качества народной сказки характеризуют её как высокохудожественное произведение для детей, соответствующее психологическим особенностям возраста.
Особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. Прямое сопереживанием героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста – перевертыши, небылицы.
Фольклор служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Оно обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Чтобы ребенок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал себя в этом большом мире, необходимо вооружить его социальными умениями. Важно, чтобы ребенок мог управлять своим поведением, умел выбрать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним, проявлял гибкость и творчество в выборе коммуникативных средств в процессе диалога с другими. Мы должны научить ребенка умению видеть и понимать другого человека, развивать способность поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умение действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого.
У дошкольных учреждений в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи - в передаче из поколения к поколению самого основного, сердцевинного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять свое лицо, занимать свое собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.
Содержание занятий основано на следующих основных принципах:
Широкое использование фольклора (сказок, песен, пословиц, поговорок и т.п.). В народном фольклоре как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о доброте, красоте, правде, верности и т. п.
В ходе реализации формирующей работы проводились разные виды занятий: развитие речи, ИЗО, лепка, аппликация, конструирование из бумаги, тематические развлечения.
Цель привлечения произведений народного фольклора в нравственном развитии детей - научить ребенка осознанно относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру, иначе говоря, способствовать становлению его самосознанию, развивать умение управлять своими чувствами средствами народного фольклора.
Во время работы с детьми нами проводилась индивидуальная работа по развитию эмпатии средствами народного фольклора у детей младшего дошкольного возраста, а именно система дидактических игр, упражнений, заданий.
Всю работу мы проводили вместе с родителями: сообщали им о достижениях и проблемах детей, консультировались с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, обучали самих родителей приемам и методам воспитания в семье. Родителям давались рекомендации по проработке, по прочтению конкретной сказки. Они вместе со своим ребенком рисовали иллюстрации к заданной сказке, изготавливали декорации рекламки к драматизируемой сказке в группе, учат ребенка пересказывать сказку, обсуждая смысл сказки, эмоции и чувства ею вызываемые и т.д.
Так же родители размножили нам раскраски по русским сказкам. Дети с большим удовольствием разукрашивали их, воспроизводя при этом содержание сказки, изготовили ширму для театрализованной деятельности.
По итогам работы своим достижением считаем создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания, богатой развивающей среды. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедились, что русское устное народное творчество является богатейшим источником для развития эмпатийных чувств у детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, мы использовали систему мероприятий по развитию эмпатийных чувств дошкольников средствами народного фольклора. В ходе работы нами были проведены занятия, консультации для родителей и педагогов. Народный фольклор использовался на занятиях по рисованию, лепке, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, в подвижных играх, самостоятельных играх, на прогулке и т.д.
Ознакомление детей с русским народным фольклором развивает у детей толерантное отношение друг к другу на основе тех знаний и умений, которые необходимы для взаимоотношений и сфере общения. Фольклор как плод народного осмысления жизни в концентрированном виде выражает правила отношения к миру. В воспитании детей фольклор играет важную роль. Фольклор влияет на духовно-нравственное развитие ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании эмпатийных чувств детей уже в дошкольном возрасте.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка, для развития речевых навыков развития эмпатии. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_i_ego_vliyanie_na_razvitie_empatii_doshkolnika.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Устное народное творчество и его влияние на развитие эмпатии дошкольника
Устное народное творчество ведет свое начало от глубокой древности, когда люди не умели писать, поэтому естественно, ему была присуща устная форма выражения. Искусство слова отражало действительность через художественные образы, показывало наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты в жизни народа. Произведения эти стали называться фольклором, или устным народным творчеством.
Особенную важность приобретает для воспитания подрастающего поколения. Еще К.Д. Ушинский отметил: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития»
Русские народные песенки, прибаутки, словесные игры радуют детей своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием близким быту и интересом ребенка. Важнейшая общая характерная черта разнообразных форм детского фольклора заключается в том, что они создают особый вид общения взрослого и ребёнка, во время которого возникает ситуация интимности и тепла, не даром этим произведения устного народного творчества называются материнскими песенками. Просто прочитанные по книге, они в значительной степени утрачивают свое воздействие, так как рассчитаны на общение людей, объединенных эмоциональным сопереживанием.
Малые формы русского фольклора должны войти в быт ребёнка и сопровождать все моменты его жизни: умывание, кормление, сон, игру. Не случайно жанр малого фольклора - пестушка, потешка, прибаутка - уже в самих названиях своих отмечают эту функцию – воспитывать, развлекая.
К малым формам народного фольклора относятся так же пословицы, поговорки, загадки, считалочки. Они представляют собой лаконичные, выразительные народные толкования, итог долгих наблюдений, воплощения житейской мудрости. «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка», - говорят в народе. Народные пословицы и поговорки в краткой, образной и ритмической форме отражают реальную жизнь во всём её многообразии: быт, общественные явления, труд, взаимоотношение людей.
Сказка является первым инструментов в воспитании эстетики детей, знакомя с основными категориями добра и зла. В сказке всегда есть злодей, который в конце сюжета будет наказан, и положительный герой, получающий за свои добродетели желаемое вознаграждение. Ребенок усваивает схему моральной оценки любого действия и понимает ее значимость. Сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру.
Эмпатия возникающая по отношению к другим людям, переносятся им на персонажей художественных произведений - сказок, рассказов. Он сочувствует несчастной шапочке нисколько не меньше, чем реальному несчастью. Ребенок вживается в сказку, начинает воспринимать ее персонажей как знакомых и близких. Наблюдая ребенка в его естественных формах проявлений, мы видим, что взаимоотношения с другими людьми - важнейший, но не единственный источник его чувств. Радость, нежность, сочувствие, удивление, гнев и другие переживания могут возникать у него по отношению к животным, растениям, игрушкам, предметам и явлениям природы.
Интенсивность переживаний детей находиться в тесной зависимости от содержания сказки, разнообразие приключений, которые испытывают её герои. Эмоции способствуют пониманию дошкольниками смысла, основной идеи произведения. Перечисленные качества народной сказки характеризуют её как высокохудожественное произведение для детей, соответствующее психологическим особенностям возраста.
Особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. Прямое сопереживанием героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста – перевертыши, небылицы.
Младший дошкольный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Одним из действенных средств воспитания эмпатии маленького человека может являться народный фольклор.
Возможность использования народного фольклора в дошкольном учреждении для развития творческой активности детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Фольклор - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Русский народный фольклор таит в себе громадные возможности по формированию эмпатии и ребёнка-дошкольника, с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые.
Фольклор служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Оно обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Чтобы ребенок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал себя в этом большом мире, необходимо вооружить его социальными умениями. Важно, чтобы ребенок мог управлять своим поведением, умел выбрать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним, проявлял гибкость и творчество в выборе коммуникативных средств в процессе диалога с другими. Мы должны научить ребенка умению видеть и понимать другого человека, развивать способность поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умение действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое - далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся - теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи - насущная задача народов современной России и наша. По существу мы являемся свидетелями такого восстановления в самых разных областях жизни.
У дошкольных учреждений в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи - в передаче из поколения к поколению самого основного, сердцевинного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять свое лицо, занимать свое собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.
Содержание занятий основано на следующих основных принципах:
Широкое использование фольклора (сказок, песен, пословиц, поговорок и т.п.). В народном фольклоре как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о доброте, красоте, правде, верности и т. п.
Знакомство с русскими народными играми, считалками. Русские народные игры - один из жанров устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков, их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В играх удовлетворяется детская жажда действия. Игры предоставляют обильную пищу для работы ума и воображения.
Театрализованная деятельность детей. Дети учатся обыгрывать знакомые песенки, потешки, небылицы, сказки и т. д.
Знакомство с музыкальным фольклором. Дети учатся слушать и петь русские народные песни, водить с напеванием хороводы, выполнять движения русских народных танцев.
В ходе реализации формирующей работы проводились разные виды занятий: развитие речи, ИЗО, лепка, аппликация, конструирование из бумаги, тематические развлечения.
Цель привлечения произведений народного фольклора в нравственном развитии детей - научить ребенка осознанно относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру, иначе говоря, способствовать становлению его самосознанию, развивать умение управлять своими чувствами средствами народного фольклора.
Во время работы с детьми нами проводилась индивидуальная работа по развитию эмпатии средствами народного фольклора у детей младшего дошкольного возраста, а именно система дидактических игр, упражнений, заданий.
Вся работа с детьми по ознакомлению с русским народным фольклором проводилась в основном в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности. При этом нами использовались самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества:
- рассказ воспитателя с использованием иллюстраций, игрового поля по сказке, показ слайдов, видеофильмов и диафильмов,
- демонстрация иллюстраций и картин,
- показ способов действий,
- коллективное чтение,
- игры-драматизации, игры-инсценировки,
- дидактические и настольно-печатные игры,
- упражнения в проговаривании, звукоподражание,
- имитация действий.
Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов (как для мальчиков, так и для девочек) и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, настольный и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе по сюжетам русских народных сказок: "Курочка Ряба", "Теремок", "Волк и семеро козлят", "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса", "Маша и медведь", "Гуси-лебеди". В группе имеются дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: "Подбери картинку", "Собери сказку", "Мои любимые сказки", "Ты чей, малыш?", "Найди половинку", "Сказка за сказкой", "Из какой сказке герой", "Расскажи сказку", "Азбука эмоций".
Всю работу мы проводили вместе с родителями: сообщали им о достижениях и проблемах детей, консультировались с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, обучали самих родителей приемам и методам воспитания в семье. Родителям давались рекомендации по проработке, по прочтению конкретной сказки. Они вместе со своим ребенком рисовали иллюстрации к заданной сказке, изготавливали декорации рекламки к драматизируемой сказке в группе, учат ребенка пересказывать сказку, обсуждая смысл сказки, эмоции и чувства ею вызываемые и т.д.
Так же родители размножили нам раскраски по русским сказкам. Дети с большим удовольствием разукрашивали их, воспроизводя при этом содержание сказки, изготовили ширму для театрализованной деятельности.
По итогам работы своим достижением считаем создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания, богатой развивающей среды. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедились, что русское устное народное творчество является богатейшим источником для развития эмпатийных чувств у детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, мы использовали систему мероприятий по развитию эмпатийных чувств дошкольников средствами народного фольклора. В ходе работы нами были проведены занятия, консультации для родителей и педагогов. Народный фольклор использовался на занятиях по рисованию, лепке, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, в подвижных играх, самостоятельных играх, на прогулке и т.д.
Ознакомление детей с русским народным фольклором развивает у детей толерантное отношение друг к другу на основе тех знаний и умений, которые необходимы для взаимоотношений и сфере общения. Фольклор как плод народного осмысления жизни в концентрированном виде выражает правила отношения к миру. В воспитании детей фольклор играет важную роль. Фольклор влияет на духовно-нравственное развитие ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании эмпатийных чувств детей уже в дошкольном возрасте.
Ознакомление детей с русским народным фольклором развивает у детей чувство сопереживания друг к другу на основе тех знаний и умений, которые необходимы для взаимоотношений и сфере общения. Фольклор как плод народного осмысления жизни в концентрированном виде выражает правила отношения к миру. В воспитании детей фольклор играет важную роль, влияет на духовно-нравственное развитие ребёнка.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка, для развития речевых навыков развития эмпатии. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязыч...
Консультация для воспитателей "Использование устного народного творчества в развитии связной речи детей-дошкольников"
Консультация на тему:«Использование устного народного творчества в развитии связной речи детей дошкольников» Воспитатель:Мачкалян...
Проект по устному народному творчесту
Проект по устному народному творчеству.Тема проекта: «В мире сказок»Выполнила :Плетнева.Н.Н.Вторая младшая группа «Теремок»Проект: средней продолжительности, групповой, ролево-игровой, творческий.Цель...
Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях образовательной программы ДОУ Творческая разработка
Творческая разработка...
План работы по самообразованию на тему: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
В данном материале представлен план по самообразованию на тему: "Устное народное творчество как срество духовно-нравственного воспитания дошкольников"...
План по самообразованию по теме: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» в средней группе на 2017 – 2018 учебный год
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основ...
Доклад по теме: "Устное народное творчество как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников"
воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей....