План по самообразованию по теме: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» в средней группе на 2017 – 2018 учебный год
материал (средняя группа) на тему
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью русского фольклора. | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №42»
План по самообразованию по теме:
«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» в средней группе
на 2017 – 2018 учебный год
Подготовила:
воспитатель
Радионова Н.А.
Воронеж 2017 г.
Актуальность выбранной темы:
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
В наше время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.
Изначально, в российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка.
Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
- ознакомиться с методическими новинками по теме;
- применить современные педагогические приемы на практике;
- организовать воспитательный процесс с учетом современных требований и использованием инновационных технологий;
-совершенствовать и повышать уровень профессионального мастерства.
Предполагаемые результаты:
- повышение профессионального мастерства и компетентности;
- объединение усилий педагога и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995. 2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009. 3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / сост. Г.Науменко. М., 1998. 4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. спб,. 2008. 5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. 6. Русский фольклор / сост. В. Аникин. М., 1985. | |
Работа с детьми | Октябрь | Разучивание с детьми потешек: «Ножки, ножки, где вы были?», «Стучит, бренчит по улице». | Консультация для родителей «Роль потешки в воспитании ребёнка». |
Ноябрь | Дидактическая игра с детьми «Узнай потешку»; Знакомство с потешкой «Иди весна, иди красна!». | Изучение статьи на тему «Роль фольклора в развитии речи детей». | |
Декабрь | Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото). | Конкурс для родителей на лучшую папку-раскладушку «Песенки-потешки». | |
Январь | Знакомство и обыгрывание сказки «Зимовье». | Показ родителям презентации «Роль народного творчества в жизни детей». | |
Февраль | Показ кукольного театра по сказке «Лисичка-сестричка и волк». | ||
Работа с семьёй | Март | Разучивание колыбельных песенок. Выявление знаний у родителей. Анкетирование родителей. | Конкурс чтецов на тему «Весна пришла». Консультация для воспитателей на тему «Фольклор в работе с детьми». Анкетирование родителей: «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка». |
Апрель | Игра-драматизация по сказке «Кот, петух и лиса». Игра-викторина «Овощи и фрукты». | Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей»; Литературная викторина для родителей и детей «По тропинкам сказки». Консультация для воспитателей: «Устное народное творчество – как средство воспитания дошкольников». | |
Самореализация | Май | Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязыч...
консультация для родителей по теме "Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития ребенка"
Консультация для родителей по теме "Устное народное творчесвто как средство духовно-нравственного развития ребенка"...
Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной с...
Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях образовательной программы ДОУ Творческая разработка
Творческая разработка...
План работы по самообразованию на тему: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
В данном материале представлен план по самообразованию на тему: "Устное народное творчество как срество духовно-нравственного воспитания дошкольников"...
План самообразования на тему: «Экологическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности» на 2017-2018 учебный год
Самообразование дает возможность продолжать повышать свой педагогический уровень, профессиональную компетентность, внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей на выбранн...
Доклад по теме: "Устное народное творчество как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников"
воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей....