План работы по самообразованию на тему: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
материал (средняя, старшая группа) на тему
В данном материале представлен план по самообразованию на тему: "Устное народное творчество как срество духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 20 «Берёзка» х. Кирова муниципального образования Новокубанский район
План работы
по самообразованию на тему: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Разработала воспитатель:
Кружкова Дарья Александровна
2017г., х. Кирова
Цель работы: повышение профессионального мастерства и компетентности; объединение усилий педагога и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.
Задачи:
-ознакомиться с методическими новинками по теме;
- применить современные педагогические приемы на практике;
- организовать воспитательный процесс с учетом современных требований и использованием инновационных технологий;
-совершенствовать и повышать уровень профессионального мастерства.
Актуальность выбранной темы
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
В наше время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.
Изначально, в российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка.
Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Подбор и изучение методической литературы
Составление картотеки загадок и потешек для детей . | Сентябрь - май | 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) Д О. 2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009. 3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998. 4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. 5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. 6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985. | Подбор материала для работы с детьми по теме |
Работа с детьми | Декабрь | Отгадывание детьми загадок. | Досуг «День загадок».(средняя группа) |
Январь | Театрализованная постановка. | Инсценирование русской народной сказки «Репка».(старшая группа) | |
Февраль | Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры. | Развлечение «Широкая Масленица»(средняя, старшая группа) | |
Март | Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. | Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».(средняя группа) | |
Апрель | Знакомство с закличками, потешками о солнце. | Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»(средняя группа) | |
Работа с семьёй | Январь | Выявление знаний у родителей. Анкетирование родителей. | «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка» |
Февраль | Консультация для родителей | «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» | |
Апрель | Совместное творчество детей и родителей. | Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»(старшая группа) | |
Самореализация | Март |
Консультация для воспитателей | «Устное народное творчество как средство воспитания дошкольников» |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на 2016-2017 учебный год
Этапы работы по | Деятельность |
1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. | Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества. |
2. Планирование работы по самообразованию. | Планирование работы по следующим разделам: -изучение методической литературы; -работа с детьми; -работа с семьёй; -самореализация. |
3. Теоретическое изучение проблемы. | Изучение литературы по теме: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) Д О. 2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. 3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. |
4. Практическая деятельность | Досуг «День загадок»; Инсценирование русской народной сказки «Репка»; Развлечение «Широкая Масленица»; Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками»; Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»; Анкетирование родителей «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»; Консультация для родителей « Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»; Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»; Консультация для воспитателей «Устное народное творчество как средство воспитания дошкольников». Выступление на педсовете по изученной теме. Отчёт по теме самообразования. |
5. Подведение итогов самообразования. | В результате работы по теме самообразования - повышение интереса у большинства детей к устному народному творчеству; -обогащение устной речи; -у родителей формирование представлений о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка; -расширение представлений о влиянии устного народного творчества на развитие духовно-нравственного воспитания ребёнка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязыч...
консультация для родителей по теме "Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития ребенка"
Консультация для родителей по теме "Устное народное творчесвто как средство духовно-нравственного развития ребенка"...
Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях образовательной программы ДОУ Творческая разработка
Творческая разработка...
План по самообразованию по теме: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» в средней группе на 2017 – 2018 учебный год
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основ...
Доклад по теме: "Устное народное творчество как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников"
воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей....
Доклад на педагогический совет на тему: «Устное народное творчество, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Быть патриотом — это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающем...
Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, сам...