Консультация для воспитателей "Использование устного народного творчества в развитии связной речи детей-дошкольников"
консультация (младшая группа) по теме

 

 

 

Консультация на тему:

«Использование устного народного  творчества в развитии связной речи детей дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Мачкалян Г.

Знакомство человека с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства- определяющий этап в развитии человеческой личности: возраст до пяти лет- богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное колличество впечатлений. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог- народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Младенцем ребенок учится по ним, звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением умением понимать их смысл: когда подрастет, начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка.

Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов- малыш легче проснется, даст себя умыть «Водичка- водичка...», накормить- «Травка-Муравка». Не всегда приятные для ребенка моменты ухода за ними под звучание песенок превращается в тот эмоциональный контакт, а в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития. Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество игровых песенок., сопровождая действия с малышом словами песенки, радующий его, взрослые приучают ребенка вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм,отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл. Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, разные по смыслу, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком ( пальчик- мальчик, ел-пел, наша Маша), то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого из них.

Современное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукоопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то и дело слышаться в песенках: «Ай, качи- качи- качи! Глянь, баранки, калачи!...» «Чики, чики, чикалочки...»; «Скок-поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу».

Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звукосочетания русской речи, ее выразительность, образность.

Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора.

Благодаря простоте и мелодичности звукосочетания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус и образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

Но этим не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества . Они оказывают и нравственного творчества. Они оказывают и нравственное влияние- пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважения к труду.

Наряду с песенками, созданными специально для маленьких, в круг детского творчества, чтения уже давно вошли отрывки из лирических, обрядовых, хороводных, скоморошных песен- это золотой фонд, любовно сохраненный предшествующими поколениями. Песни отличаются широтой тем, разнообразием поэтических образов (от «водички», умывающими «мылко», до весны-»весны красной, весны ясной» или птиц, несущих из-за моря «ключи весенние»), богатством стихотворных форм, размеров ( от четких, точных рифм -» Наша Маша маленька...»; «Ладушки...»; «Огуречик...»- до юмористической: «Ты умница, разумница...». С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок: от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.

Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления частот бывают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает,-так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается теперь малыш и в звучание самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему выражения.

Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых. Для такого ребенка, прослушавшего после перового рассказывания взволнованные суждения и оценки своих более восприимчивых товарищей, повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его воображение, чувство. Объединяя детей для дополнительного чтения, надо учитывать их развитие, особенности воспрятия, эмоциональность.

Для того, чтобы дети слушали внимательно, надо их подготовить. Малышей можно заинтересовать видом игрушек, с помощью которых им покажут сказку (род настольного театра).

У детей трех лет интерес можно возбудить присказкой. Подготовит она и самого рассказчика к неторопливости, ритмичности, речи сказочника. Присказок сложено много, например:

За ступенькою ступенька-

Станет лесенка,

Слово к слову ставь складенько- Будет песенка. А колечко на колечко- Станет вязочка. Сядь со мною на крылечко, Слушай сказочку. Сказка, сказка, прибаутка Рассказать ее не шутка, Чтобы сказочка сначала, Словно реченька, журчала, Чтоб к концу ни стар, ни маленького От нее не задремал. Новую сказку можно начать присказкой знакомой, а уже слышанную детьми- присказкой новой, интересной и забавной. Заканчивать сказку (лучше начать присказкой знакомой, а уже слышанную детьми), можно широко известными концовками: «Тут и сказки конец, а кто слушал молодец»;-«Тут и сказка вся, дальше плесть нельзя».

Приметы позволяли нашим предкам предвидеть каким будет урожай и угадывать погоду на ближайшее время, находить дорогу домой. Знание и использование примет в жизни помогают развить наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.

В работе с детьми целесообразно использовать приметы. Например:

-       Если зимой вечером на небе много звезд, жди на другой день мороза.

-       Кошка скребет пол-жди метели.

-       Утром нет росы на траве- жди дождя.

-       Воробьи катаются в пыли-жди дождя.

Поговорки обычно произносят, когда что-то делают. Например: скачут на одной ноге, чтобы из уха вылилась попавшая туда вода. Обращаются к кому- либо (к мышке), чтобы дала новый зуб вместо выпавшего молочного и т.п. Заклички, приговорки были преисполненные глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, плмогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам. В дошкольных учреждениях их используют прежде всего, как игровой прием. Наблюдая за радугой можно попросить ее напоить землю. Например:

-       «Радуга-дуга, пришли нам дождя».

Когда идет дождь, дети радостно закликают его:

-       Уж дождь-дождем,

-       поливай ковшом

-       поливай весь день

-       на наш ячмень...

Когда дождь идет долго-долго дети призывают солнышко:

-       Солнышко-ведрышко,

-       Выгляни-высвети.

-       Твои дети плачут,

-              Небылицы, перевертыши вызывают у детей добрый смех,помогают устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире. Старшие дошкольники не только определяют, что не так, но и объясняют, как должно быть на самом деле.

-             Пословицы и поговорки надо выбирать, чтобы и смысл можно было проверить путем наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов и так далее. Например дети могут понять смысл выражений только в ходе наблюдений. Апрель водой славен,почками прекрасен Без росы и трава не растет Гусь,как воевода в красных сапогах

-             А чтобы понять суть некоторых пословиц надо поставить опыты. Для проверки пословицы «По семенам всходы», дети проводят два опыта.Первый позволит им убедиться в том, что из разных семян вырастают разные растения: по форме, по величине и так далее. Второй опыт показывает, что всходы зависят от качества семян.

-             Из всего разнообразия жанров и форм детского устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок. Считалками принято называть короткие рифмованные стихи применяемые детьми для определения ведущего, распределение ролей в игре. Главная особенность считалки четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова играющих. Тара -бара домой пора Коров доить -тебе водить

-             Считалки развивают у детей память, обучают артистизму, вырабатывают чувство ритма.

-             Частушка-короткая, чаще четырех строчная рифмованная песенка имеет свои положительные выходы. Ненавязчивое включение частушек в жизни ребенка развивает у него музыкальное и речевое творчество, улучшают микроклимат в группе.

-             Частушка веселая, живая может высмеять лень, жадность, ябедничество. Не может и похвалить за доброту,аккуратность, за хорошие дела. Ты играй моя гармошка До-ре-ми-фа-соль-ля-си Посмотри ,полюбуйся Как танцуют на Руси?

-             Старики передавали устную культуру детям. Время показывает, что детям близко устное народное творчество, с помощью песенок, потешек, считалок, дразнилок частушек можно интересно заполнить детский досуг, весело организовать игры, подготовить и провести самодеятельный концерт, а также праздник.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Использование устного народного  творчества в развитии связной речи детей дошкольников»

Воспитатель:

Мачкалян Г.

Знакомство человека с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства- определяющий этап в развитии человеческой личности: возраст до пяти лет- богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное колличество впечатлений. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог- народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Младенцем ребенок учится по ним, звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением умением понимать их смысл: когда подрастет, начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка.

Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов- малыш легче проснется, даст себя умыть «Водичка- водичка...», накормить- «Травка-Муравка». Не всегда приятные для ребенка моменты ухода за ними под звучание песенок превращается в тот эмоциональный контакт, а в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития. Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество игровых песенок., сопровождая действия с малышом словами песенки, радующий его, взрослые приучают ребенка вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм,отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл. Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, разные по смыслу, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком ( пальчик- мальчик, ел-пел, наша Маша), то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого из них.

Современное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукоопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то и дело слышаться в песенках: «Ай, качи- качи- качи! Глянь, баранки, калачи!...» «Чики, чики, чикалочки...»; «Скок-поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу».

Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звукосочетания русской речи, ее выразительность, образность.

Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора.

Благодаря простоте и мелодичности звукосочетания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус и образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

Но этим не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества . Они оказывают и нравственного творчества. Они оказывают и нравственное влияние- пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважения к труду.

Наряду с песенками, созданными специально для маленьких, в круг детского творчества, чтения уже давно вошли отрывки из лирических, обрядовых, хороводных, скоморошных песен- это золотой фонд, любовно сохраненный предшествующими поколениями. Песни отличаются широтой тем, разнообразием поэтических образов (от «водички», умывающими «мылко», до весны-»весны красной, весны ясной» или птиц, несущих из-за моря «ключи весенние»), богатством стихотворных форм, размеров ( от четких, точных рифм -» Наша Маша маленька...»; «Ладушки...»; «Огуречик...»- до юмористической: «Ты умница, разумница...». С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок: от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.

Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления частот бывают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает,-так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается теперь малыш и в звучание самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему выражения.

Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых. Для такого ребенка, прослушавшего после перового рассказывания взволнованные суждения и оценки своих более восприимчивых товарищей, повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его воображение, чувство. Объединяя детей для дополнительного чтения, надо учитывать их развитие, особенности воспрятия, эмоциональность.

Для того, чтобы дети слушали внимательно, надо их подготовить. Малышей можно заинтересовать видом игрушек, с помощью которых им покажут сказку (род настольного театра).

У детей трех лет интерес можно возбудить присказкой. Подготовит она и самого рассказчика к неторопливости, ритмичности, речи сказочника. Присказок сложено много, например:

За ступенькою ступенька-

Станет лесенка,

Слово к слову ставь складенько- Будет песенка. А колечко на колечко- Станет вязочка. Сядь со мною на крылечко, Слушай сказочку. Сказка, сказка, прибаутка Рассказать ее не шутка, Чтобы сказочка сначала, Словно реченька, журчала, Чтоб к концу ни стар, ни маленького От нее не задремал. Новую сказку можно начать присказкой знакомой, а уже слышанную детьми- присказкой новой, интересной и забавной. Заканчивать сказку (лучше начать присказкой знакомой, а уже слышанную детьми), можно широко известными концовками: «Тут и сказки конец, а кто слушал молодец»;-«Тут и сказка вся, дальше плесть нельзя».

Приметы позволяли нашим предкам предвидеть каким будет урожай и угадывать погоду на ближайшее время, находить дорогу домой. Знание и использование примет в жизни помогают развить наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.

В работе с детьми целесообразно использовать приметы. Например:

  • Если зимой вечером на небе много звезд, жди на другой день мороза.
  • Кошка скребет пол-жди метели.
  • Утром нет росы на траве- жди дождя.
  • Воробьи катаются в пыли-жди дождя.

Поговорки обычно произносят, когда что-то делают. Например: скачут на одной ноге, чтобы из уха вылилась попавшая туда вода. Обращаются к кому- либо (к мышке), чтобы дала новый зуб вместо выпавшего молочного и т.п. Заклички, приговорки были преисполненные глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, плмогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам. В дошкольных учреждениях их используют прежде всего, как игровой прием. Наблюдая за радугой можно попросить ее напоить землю. Например:

  • «Радуга-дуга, пришли нам дождя».

Когда идет дождь, дети радостно закликают его:

  • Уж дождь-дождем,
  • поливай ковшом
  • поливай весь день
  • на наш ячмень...

Когда дождь идет долго-долго дети призывают солнышко:

  • Солнышко-ведрышко,
  • Выгляни-высвети.
  • Твои дети плачут,
  • Небылицы, перевертыши вызывают у детей добрый смех,помогают устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире. Старшие дошкольники не только определяют, что не так, но и объясняют, как должно быть на самом деле.
  • Пословицы и поговорки надо выбирать, чтобы и смысл можно было проверить путем наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов и так далее. Например дети могут понять смысл выражений только в ходе наблюдений. Апрель водой славен,почками прекрасен Без росы и трава не растет Гусь,как воевода в красных сапогах
  • А чтобы понять суть некоторых пословиц надо поставить опыты. Для проверки пословицы «По семенам всходы», дети проводят два опыта.Первый позволит им убедиться в том, что из разных семян вырастают разные растения: по форме, по величине и так далее. Второй опыт показывает, что всходы зависят от качества семян.
  • Из всего разнообразия жанров и форм детского устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок. Считалками принято называть короткие рифмованные стихи применяемые детьми для определения ведущего, распределение ролей в игре. Главная особенность считалки четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова играющих. Тара -бара домой пора Коров доить -тебе водить
  • Считалки развивают у детей память, обучают артистизму, вырабатывают чувство ритма.
  • Частушка-короткая, чаще четырех строчная рифмованная песенка имеет свои положительные выходы. Ненавязчивое включение частушек в жизни ребенка развивает у него музыкальное и речевое творчество, улучшают микроклимат в группе.
  • Частушка веселая, живая может высмеять лень, жадность, ябедничество. Не может и похвалить за доброту,аккуратность, за хорошие дела. Ты играй моя гармошка До-ре-ми-фа-соль-ля-си Посмотри ,полюбуйся Как танцуют на Руси?
  • Старики передавали устную культуру детям. Время показывает, что детям близко устное народное творчество, с помощью песенок, потешек, считалок, дразнилок частушек можно интересно заполнить детский досуг, весело организовать игры, подготовить и провести самодеятельный концерт, а также праздник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование элементов устного народного творчества для развития связной речи дошкольников"

Связность речи - это связность мыслей. Именно в дошкольном возрасте надо научить детей связно и последовательно излагать свои мысли, строить предложения грамотно. Методы различны, но можно использоват...

Консультация для родителей "Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста".

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого     народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу,  показатель его способностей и таланта....

Устное народное творчество в развитии связной речи дошкольника.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обуч...

"Влияние устного народного творчества на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами , вызывает у детей положит...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЯКУТСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

   Устное народное творчество давно является одним из наиболее эффективных средств формирования и развития речи у детей. В особенности это актуально для детей, изучающих якутски...

Использование устного народного творчества в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Фольклор - величайшее духовное наследие народа. Жанры устного народного творчества – эпосы, сказки, пословицы и поговорки, загадки несут в себе неоценимую педагогическую нагрузку. В них отражают...