Доклад по теме: "Устное народное творчество как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников"
статья (старшая группа) на тему
воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_18.docx | 22.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» муниципального образования – Путятинский муниципальный район Рязанской области
Выступление на заседании районного методического объединения дошкольников работников
Доклад по теме: "Устное народное творчество как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников"
Составитель: Воспитатель высшей
квалификационной категории
Максимова Татьяна Викторовна
Путятино 2018 уч. г.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.
Изначально, в российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов.
Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен оценивается: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка.
Фольклор играет в воспитании детей важную роль. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
I Виды фольклора
Припевки, приговорки, потешки
Припевками, приговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.
Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигаясь в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и позволяет воспитателю с помощью потешек организовать его поведение. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Воспитатель, с учетом доступности, включает их в повседневный разговор с ребенком.
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада.
Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам. Сопровождаемые припевками и приговорками, эти процессы становятся для ребенка более интересными.
При умывании:
Водичка, водичка умой мое личико
Чтобы глазки блестели
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Щечки? Мыли?
Носик? Мыли?
А глазки? Забыли.
Выходи водица,
Мы пришли умыться!
Льется на ладошку
По - нем – ножну.
Лейся, лейся, лейся
По – сме – лей
Катя, умывайся веселей.
При причесывании:
Петушок, петушок
Расчиши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу
Я кудряшки расчешу.
Чешу, чешу, волосынки
Расчесываю косынки.
При приеме пищи:
Супчик жиденький,
Но питательный!
Будешь худенький,
Но пузатенький.
Это – ложка,
Это – чашка.
В чашке гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала –
Кашки гречневой не стола.
При одевании на прогулку:
Пойдем гулять на улицу
И поймаем курицу!
Курицу с рогами,
Курицу с ногами!
Ух, какая курица!
Бежим скорей на улицу.
Тетка Агашка,
Сшей мне рубашку,
Едем прокатиться,
Надо нарядиться.
Потешки можно сопровождать действием игрушки, использовать пальчиковый театр, куклы би-ба-бо, шапочки, маски различных персонажей. Таким образом дети быстрее запоминают потешки. Также дети учатся сами обыгрывать их: двигаться, как лисичка, говорить, как медведь, в зависимости от того, о ком потешка.
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы. Например: «Поспешишь – людей насмешишь».
Пословицы и поговорки можно использовать во всех процессах воспитательной работы. При одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут», во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит».
Пословицы и поговорки являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Загадки
Загадки – полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, разоблачении того, что спрятано и скрыто. При обучении детей отгадыванию загадок для начала можно использовать игрушки. Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, так как перед глазами находятся загадываемые предметы. В дальнейшем дети учатся отгадывать загадки по собственным представлениям. При этом нужно учитывать опыт детей.
Загадки можно использовать на занятиях, во время наблюдений на прогулках. У детей развивается мышление, пытливость, наблюдательность.
Скороговорки
Скороговорка – это веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь». Скороговорки являются полезными грамматическими упражнениями, тренирующими ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство – любимая игра в словотворчество.
Скороговорки чаще всего используются для развития речи. Они способствуют развитию умения следить за четкостью произношения каждого звука.
Считалки
Считалки – это истории, придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого, распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки. Чаще всего считалки используются для проведения подвижных игр.
Сказки
Сказка прочно вошла в детский быт. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
Сказка –и незаменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка – творение народа, она воздействует на душу ребенка. В сказке перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; из них дети получают блестящие образцы родного языка. Народная сказка может быть полностью использована в воспитании детей-дошкольников только в том случае, если они будут слышать рассказывание сказок, наслаждаться музыкой русской народной речи.
Праздники и обряды
Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, дети получают возможность познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.
В народных праздниках есть не только красота и поэзия, но есть и сокрытые истории, которые можно при желании увидеть.
Народный праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций.
Народные игры
Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
II формы работы
Знакомить детей с различными жанрами устного народного творчества во время образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой
На музыкальных занятиях. Знакомя с народными песнями, хороводами, танцами.
Малые фольклорные формы в режимных моментах и в различных видах организованной деятельности.
В дидактических и пальчиковых играх;
Знакомство с народными играми на физкультурных занятиях, во время прогулок.
Играх драматизациях.
Проведение тематических вечеров развлечений, народных гуляний, праздников, посиделок.
Работа с родителями: анкетирование, ознакомление родителей с истоками русской народной культуры, совместное проведение праздников.
Создание предметно-развивающей среды: библиотека русского фольклора, центр театрализованных игр.
Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязыч...
Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной с...
Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях образовательной программы ДОУ Творческая разработка
Творческая разработка...
План работы по самообразованию на тему: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
В данном материале представлен план по самообразованию на тему: "Устное народное творчество как срество духовно-нравственного воспитания дошкольников"...
Доклад "Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника".
Узнавая традиции русского народа через праздники, Наши дети учатся различать добро и зло, впитывают все самое лучшее, что было накоплено нашими предкамиВсе чаще люди тянуться к исконно-русскому наслед...
План по самообразованию по теме: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» в средней группе на 2017 – 2018 учебный год
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основ...
Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, сам...