Картотека дидактических игр на закрепление лексико-грамматического строя речи (по лексическим темам)
картотека по теме
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №21»
Картотека
дидактических игр на закрепление
лексико-грамматического строя речи
(по лексическим темам).
Составила:
воспитатель
Фомина И.А.
Снежинск 2007г
1.Игра «Дружные слова».
Используется на занятии по лексической теме «Осень, признаки». Цель: уметь подбирать подходящее действие к предметам.
Инструкция:
Воспитатель нацеливает детей на задание: «Я вам буду перечислять действия, ваша задача хлопнуть на том действии, которое подходит к предмету:
Лист - плавает, ходит, летает, танцует, летит, кружится, поет, ходит.
Дождь — стучит, идет, капает, шагает, льет.
Солнце - светит, греет, печет, идет.
2.Игра «Живые - неживые».
Используется на занятии по лексической теме «Овощи».
Цель: уметь различать одушевленные и неодушевленные предметы.
Инструкция:
-Я буду перечислять слова, если слово обозначает «живое», то вы хлопаете в ладоши, если «неживое» — то делаете выталкивающие движения ладонями вперед.
З.Игра «Что перепутал Незнайка?»
Используется на занятии по лексической теме «Фрукты».
Цель: формировать умение в составлении трехсловных предложений.
Инструкция:
-Ребята, я зачитаю вам предложения, которые составил Незнайка, исправьте ошибки:
Апельсин скушал мальчика.
Яблоня упала с яблока.
Слива откусила девочку.
Арбуз разрезал Машу.
4.Игра «Исправим ошибки Гнома».
Лексическая тема «Грибы».
ЦеЛЬ: формировать умение согласовывать числительные один, одна, два, две
с существительными.
Инструкция:
-Ребята, Гном решил с вами поиграть и составил вам предложения, помогите ему исправить ошибки:
Под елкой растет одна мухомор, два лисички, одна опенок. Грибник
срезал одна груздь, два синявки, один лисичка.
5..Игра «Чудесный сундучок».
Лексическая тема «Игрушки».
Цель: формировать умение употреблять в речи местоимения мой, моя,
согласовывая их с существительным.
Инструкция:
До начала занятия детьми приносятся игрушки, которые воспитатель прячет в сундучок, затем на занятии вынимаются предметы поочередно и называются словами мой или моя, если эта игрушка ребенка.
6.Игра «Скажи дальше».
Лексическая тема «Деревья».
Цель: формировать умение употреблять в речи существительные в единственном числе Родительного падежа с предлогом^ и без него. Инструкция:
Я вам буду говорить слова, вам нужно будет договорить название деревьев. Например:
Шишки - у сосны, сережки -
Иголки - , ягоды —
Желуди - , листья -
Пух - , цветы -.
7.Игра «Слушай и повторяй».
Лексические темы «Перелетные птицы», «Транспорт», «Одежда, ткани».
Цель: формировать умение использовать приставочные глаголы в речевом
потоке.
Инструкция:
а) Сейчас я буду показывать действия с птицей и начинать предложение, а вы
его продолжите, подсказав мне, как называется действие.
-Ласточка из гнезда.. .(вылетела). -Ласточка по небу.. .(полетела). -Ласточка к дереву.. .(подлетела). -Ласточка с дерева.. .(слетела) и т.д.
б) Воспитатель показывает действия с машинкой:
-Машина от дома.. .(отъехала). -Машина по дороге.. .(поехала). -Машина к мосту.. .(подъехала). -Машина на мост.. .(въехала). -Машина с моста.. .(съехала) и т.д.
в) Воспитатель показывает детям варежки и спрашивает:
-Что нужно сделать, чтобы не потерять варежки? (пришить к ним резинку).
Воспитатель показывает рваную варежку: -А сейчас, что нужно сделать? (зашить). -Ребята, посмотрите, я сейчас буду узор на варежке.. .(вышивать) и т.д.
8.Игры «Веселый повар», «Храбрый портняжка».
Лексические темы: «Сад - огород», «Ягоды», «Ателье, ткани», «Продукты питания», «Посуда».
Цель: формировать умение образовывать относительные прилагательные.
Инструкция:
а) На маленьком подносе веселого повара закрепляют картинку с изображением
фрукта, а воспитатель предлагает ему рассказать, какой сок, варенье, компот
приготовил повар из этого фрукта; плюшки с каким вареньем, повидлом испек.
Дети отвечают:
-Веселый повар приготовил из яблок яблочный сок, варенье, испек ватрушку с яблочной начинкой, сварил яблочный компот.
б) На подносе у повара иллюстрации ягод и овощей.
-Веселый повар приготовил из земляники сок, варенье земляничное, испек ватрушку с земляничной начинкой (тоже с овощами).
в) К веселому повару выставляется по очереди посуда и задаются вопросы:
-Веселый повар заварил чай в чайнике. Из чего сделан чайник? (из фарфора), значит какой он? Фарфоровый.
-Веселый повар сварил суп в кастрюле. Из чего она сделана? (из железа), значит она железная.
г) Вместо повара на полотно ставится картинка с портным и кусочки ткани
разных видов:
-Что сшил портняжка из драпа, меха, ситца и т.п.
-Портняжка сшил из драпа - драповое пальто, из ситца - ситцевый
платок, из меха - меховую шубу, из атласа - атласную юбку.
9.Игра «Скажи дальше».
Лексическая тема: «Зимующие птицы».
Цель: формировать умение употреблять в речи предлоги на, под.
Инструкция:
Воспитатель предлагает вниманию детей панно «Зимний парк» и ряд картинок с изображением птиц. Необходимо договаривать предложение, одновременно размещая птиц:
-Ворону мы сажаем.. .(на снег).
-Сорока уселась.. .(на пень).
-Воробей чирикает...(на скамейке, под скамейкой).
-Снегирь клюет шишки.. .(на ели, под елью).
-Синица сидит.. .(на кормушке, под кормушкой).
10.Игра «Найди и скажи».
Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы».
Цель: формировать умение употреблять в речи предлог под.
Инструкция:
Детям предлагается рассмотреть картину «В нашем дворе» и ответить на вопросы:
-Где стоит снеговик? (под деревом).
-Под чем лежат лыжи? (под скамейкой).
-Под чем шарф у мальчика? (под шубой).
-Под чем волосы у девочки? (под шапкой).
11.Игра «Чей, чья, чье, чьи?»
Лексическая тема «Семья».
Цель: формировать умение образовывать и употреблять в речи
притяжательные прилагательные с суффиксом ин.
Инструкция:
Детям предлагается рассмотреть картину «Семья», разделиться на две команды. Припомнить, кто чем занимался на картине и кому, что для этого нужно, отобрать нужные картинки. Затем идет постановка вопросов детьми и ответы на них по образцу:
-Чья газета? - Дедушкина газета.
-Чей фартук? — Машин фартук.
12.Игра «Чей хвост, лапы и уши?»
Лексические темы «Дикие животные», «Животные Севера».
Цель: формировать умение употреблять в речи притяжательные
прилагательные.
Инструкция:
На фланелеграфе выставлены хвосты животных, у детей картинки, каждый подбирает к картинке соответствующий хвост и проговаривает:
-У меня барсук. У него барсучий хвост.
-У меня лиса. У лисы лисий хвост.
-У меня заяц. У зайца Заячьи уши, заячий хвост, заячьи лапы.
13.Игра «Кого мы увидели?»
Лексическая тема «День Армии»,
Цель: формировать умение изменять существительные по падежам.
Инструкция:
Перед этой темой дети приносят фотографии пап, дедушек. Воспитатель каждого спрашивает, дети должны отвечать на вопросы предложением.
-Кто на фотографии?
-Кого ты рад видеть?
-Кому похлопаешь в ладоши?
-У кого всегда можно помощь попросить?
-С кем ты гуляешь?
-О ком ты сейчас говорил?
14.Игра «Посмотри и опиши»
Лексические темы «Рыбы», «Насекомые».
Цель: формировать умение подбирать и употреблять в речи однородные
определения.
Инструкция:
На фланелеграфе воспитатель оставляет 5 прямоугольников и достает коробку, читая при этом стихотворение:
-Здесь в коробке есть предметы,
Все сейчас получат свой.
Осмотри предмет, потрогай.
И подумай — он какой?
Воспитатель раздает рыбок, у которых легко определить цвет, форму, величину, из чего она сделана и просит ребят рассказать об этих признаках предметов, напоминает, что нужно придумать 5 слов. Например:
-По реке плывет маленькая, серебристая, быстрая, красивая,
переливающаяся рыбка.
15.Игра «Картинки-перевертыши».
Лексическая тема «Раннецветущие растения. Труд людей».
Цель: формировать умение употреблять в речи глаголы-антонимы.
Инструкция:
-Ребята, сейчас мы будем составлять предложения по картинкам. Если составите верно, я вам покажу картинку с обратной стороны. Когда дети составили предложение, воспитатель переворачивает картинку и показывает ее детям. Затем спрашивает, как составлено предложение, правильно ли подобрано действие.
-Девочка капает грядку.. .(закапывает).
-Бабушка сажает морковь.. .(выдергивает).
-Папа вешает скворечник.. .(снимает).
-Мальчик чистит дорожку.. .(пачкает).
16.Игра «Смекай, лови и отвечай».
Лексическая тема «Деревья, кустарники».
Цель: формировать умение употреблять существительные в Дательном
падеже множественного числа.
Инструкция:
Воспитатель напоминает, что нужно отвечать полным предложением:
-Представьте, что мы гуляем по лесу. В лесу много растет берез. К чему мы подошли...(к березам). Много сосен. К чему мы подошли...(к соснам). Много красивых, крепких дубов. А сейчас к чему подошли.. .(к дубам) и т.д.
17.Игра «Грибники».
Лексическая тема «Грибы».
Цель: формировать умение использовать в речи существительные в
Творительном падеже множественного числа.
Инструкция:
-Ребята, сегодня мы идем в лес по грибы, возьмите корзиночки, повяжите косыночки. Ребята, как много груздей. Егор, за чем пришел? (за груздями). А вон и лисички. А Марина, за чем пришла? (за лисичками) и т.п.
18. «Игра с мячом».
Лексическая тема «Дом и его части».
Цель: формировать умение согласовывать местоимения наш, наша с
существительными и употреблять в речи.
Инструкция:
-Ребята, я предлагаю вам исправить ошибки, которые допускает Незнайка. Я вам говорю неправильный вариант и бросаю мяч, вы исправляете его и мяч возвращается мне. Варианты:
-Наш комната, наша дом, наши труба, наши окно, наш дверь и т.д.
19. «Игра с мячом».
Лексическая тема «День защитника Отечества».
Цель: упражнять детей в правильном употреблении предлога из-под.
Инструкция:
Детям предлагается рассмотреть картину, где изображен папа, дедушка и составить по картине примерно такие предложения:
-Папа достал газету из-под стола.
-Дед возьмет журнал из-под лампы.
-Папа вытащит тапочки из-под кровати и т.д. После составления предложения мяч передается другому.
2О.Игра «Где был воробей?»
Лексическая тема «Зима».
Цель: упражнять детей в правильном употреблении предлога из-за.
Инструкция:
Детям предлагается панно «Зима» и иллюстрация воробья, предлагаются различные варианты:
-Откуда прискакал воробей, если он был за деревом, за кустом, за сараем, за стогом сена, за скамейкой и т.п.
21.Игра «Шалости Незнайки».
Лексическая тема «Весна. 8 Марта».
Цель: правильно употреблять в речи предлоги из-под, из-за. Инструкция:
-Ребята, Незнайка решил помочь своей маме и навел порядок в комнате, из этого вот что получилось:
-Под холодильником лежит газета. Из-под чего мама доставала газету?
-Незнайка подмел все веником. Из-под чего мама выметала пыль? (из-под шкафа, из-под кровати, из-под батареи и т.д.).
-А потом он решил спрятаться от мамы, он был и за шкафом, и за шторой, и за дверью, и за креслом. Откуда каждый раз выходил Незнайка? (из-за двери, из-за кресла и т.д.).
22.Игра «Мы в новой квартире».
Лексическая тема «Стройка. Профессии».
Цель: формировать умение употреблять в речи предлог с (со). Инструкция:
На доске выставляются картинки с изображением обстановки комнаты двух детей Маши и Пети. Воспитатель:
-Дети помогают маме в уборке квартиры, кто что делает? Откуда Маша и Петя сметают пыль? (тумбочка, стол, подоконник, шкаф, книга и т.д.).
23.Игра «Желтая страна».
Лексические темы «Животные жарких стран», «Дикие животные».
Цель: формировать умение употреблять в речи существительные в
Родительном падеже множественного числа.
Инструкция:
а) Детям постепенно выставляется на фланелеграф иллюстрации, которые сопровождаются рассказом:
-Далеко-далеко есть желтая страна, в ней много (чего?) желтого песка (иллюстрация), много росло пальм, на пальмах много (чего?) кокосов, жило там много (кого?) носорогов, верблюдов, бегемотов и т.д.
б) «Мохнатые, волосатые». Инструкция:
На фланелеграф прикрепляется изображение леса, затем фигурки животных со словами:
-В этом лесу много живет (кого?) медведей, лис, ежей, волков, зайцев и
т.д.
24.Игра «Путешествие мухи»
Лексические темы «Москва. Россия», «Народная игрушка».
Цель: учить правильно употреблять в речи предлог над.
Инструкция:
а) Предложить детям рассмотреть карту России и Москвы, показать сделанную
из картона муху на ниточке. Воспитатель опускает муху на карту, затем
поднимает над картой. Каждый раз воспитатель спрашивает, где находится
муха? (над морем, над рекой, над горой и т.д.).
б) Перед детьми выставляются народные игрушки: матрешки, дымковский
конь, дымковская птица, барыня. Воспитатель опускает муху на любую
игрушку со словами:
-Муха села на матрешку, а сейчас она летает...(над матрешкой, над барыней, над петушком и т.д.).
25.Игра «Загон».
Лексическая тема «Животноводческая ферма».
Цель: формировать умение согласовывать и употреблять в речи
существительные и числительные в Родительном падеже.
Инструкция:
Перед детьми расставляются игрушки животноводческой фермы: 2 петуха, 3 коровы, 2 барана, 4 козы и т.д. Вместе с воспитателем дети считают животных и птиц. Затем воспитатель просит закрыть глаза и убирает 2-х, 3-х животных. Открыв глаза, дети должны сказать, кого нет в загоне? Например: -В загоне нет двух баранов, двух коров.
26.Игра «Здравствуйте, я пришел за...».
Лексическая тема «Библиотека».
Цель: формировать умение согласовывать и включать в речь
существительные и числительные в Творительном падеже.
Инструкция:
Воспитатель приглашает поиграть в игру «Библиотека». Каждый ребенок приходит и говорит:
-Здравствуйте, я пришел за двумя журналами. Воспитатель дает два журнала и т.д.
27.Игра «Цепочка».
Лексическая тема «Осень».
Цель: формировать умение образовывать родственные слова и включать в
речь.
Инструкция:
Воспитатель ставит на доску иллюстрацию хлеба и говорит, что это хлеб. Последующие картинки дети называют сами, воспитатель помогает подобрать нужное родственное слово, не произнося его. Затем анализирует полученную цепочку слов, уточняя смысл каждого.
Слова: хлебница, хлебокомбинат, хлебопек, хлебные крошки и т.д.
28.Игра «Почемучка».
Лексические темы «Наш город», «Урал».
Цель: формировать умение составлять сложноподчиненные предложения.
Инструкция:
-Ребята, к нам в гости пришел Почемучка, он задает много вопросов, а ответить сам не может, давайте поможем ему. Детям задаются вопросы, на которые нужно ответить полным предложением. Например:
-Почему строят дома? (дома строят потому, что...).
-Для чего нужна дорога в городе? (дорога нужна для того, чтобы...).
-Для чего в парках стоят скамейки? (скамейки в парках для того, чтобы...).
29.Игра «Назови законченное действие».
Лексическая тема «Поздняя осень».
Цель: формировать умение образовывать и включать в речь глаголы
совершенного и несовершенного вида.
Инструкция:
-Ребята, сейчас получат фишки те дети, которые правильно назовут законченное действие:
-Лист летел, летел и, наконец.. .(прилетел). -Дождь шел, шел и, наконец.. .(прошел) и т.д.
ЗО.Игра «Чьи это вещи?»
Лексические темы «Одежда, обувь», «Посуда».
Цель: формировать умение использовать в речи существительные в
Родительном падеже единственного числа.
Инструкция:
а) Детям предлагается рассмотреть картинки, после этого из набора
предметных картинок дети должны отобрать те, на которых изображены
предметы, принадлежащие членам семья:
-Это очки (кого?) бабушки.
-А это лента (кого?) девочки и т.д.
б) «Нет чего?»
Детям предлагаются иллюстрации с посудой и с недостающими деталями. Воспитатель задает вопрос:
-Чего нет у чайника? У чайника нет носика.
-Чего нет у чашки? У чашки нет ручки и т.д.
31.Игра «Кто чем питается?»
Лексическая тема «Домашние птицы».
Цель: учить подбирать определения к предметам и объектам. Инструкция:
а) До занятия приносят дети фотографии мам, бабушек. Воспитатель говорит:
-Сейчас я хочу проверить, хорошо ли вы знаете своих мам и бабушек? Закройте альбомы и отвечайте на вопросы: -У вас мама какая? -А какие у нее глаза, волосы, руки? И т.д.
б) После экскурсии по городу воспитатель беседует с детьми:
-Какой наш город?
-Какие улицы, дома, машины? И т.д.
З6.Игра «Найди пару».
Лексическая тема «Посуда».
Цель: формировать умение образовывать слова с суффиксом ница.
Инструкция:
-Ребята, перед вами иллюстрации, они перепутаны между собой, нужно найти друг другу пару. Например: -сахар - сахарница -хлеб - хлебница и т.д.
37.Игра «Чего нет?»
Лексическая тема «Весна».
Цель: формировать умение употреблять в речи существительные в
Родительном падеже, согласовывая их с прилагательными.
Инструкция:
Воспитатель предлагает 2 картины, их нужно рассмотреть, между ними 10
отличий:
-Чего нет на этой картинке? (ребенок должен описать предмет, которого нет).
-На картинке нет длинной сосульки и т.д.
38.Игра «Я мечтаю».
Лексическая тема «Почта».
Цель: употреблять в речи существительные в Родительном падеже,
согласовывая их с числительными.
Инструкция:
На наборное полотно выставляются предметы, детям необходимо продолжить предложение, используя эти предметы:
-Я мечтаю о двух письмах, о пяти журналах, о двух посылках и т.д.
39.Игра «Закончи предложение».
Лексическая тема «Зимующие птицы».
Цель: формировать умение использовать в речи существительные в Творительном падеже единственного числа.
Инструкция:
-Ребята, у каждого картинка с изображением продукта питания. Я буду показывать картинки с изображением домашних птиц, а вы должны «покормить» этих птиц, используя свои картинки при этом сказать фразу:
-Курица питается червяками и зерном.
-Утка питается хлебом и т.д.
32.Игра «Заботливые дети».
Лексическая тема «Домашние животные».
Цель: учить детей пользоваться в речи существительными в Предложном
падеже с предлогом о.
Инструкция:
Воспитатель раздает картинки детям, предлагает внимательно их рассмотреть и ответить на вопросы:
-О чем заботятся дети?
-О ком заботятся дети?
ЗЗ.Игра «Озвучи».
Лексическая тема «Мебель».
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами в, из.
Инструкция:
-Ребята, я буду делать движения с предметами молча, ваша задача сказать, что я делаю. Воспитатель молча кладет книгу в стол, дети говорят:
-Вы положили книгу в стол. Затем достает книгу из стола:
-Вы достали книгу из стола и т.д.
34.Игра «Какое маленькое слово пропало?»
Лексическая тема «Перелетные птицы».
Цель: учить детей использовать в речи предлоги к, от.
Инструкция:
-Ребята, у меня из предложения пропало маленькое слово, помогите мне его вернуть и поставить на место. Например: -Птица прилетела.. .гнезду. -Птица отлетела.. .дерева. -Птица подлетела.. .птенцу и т.д.
35.Игра «Какой, какие, какая?»
Лексические темы «8 Марта», «Наш город».
Цель: учить использовать в своей речи существительные в Дательном падеже,
согласовывая их с числительными.
Инструкция:
Детям предлагается ряд картинок, на которых изображены дети, кормящие птиц. Нужно закончить предложение, опираясь на картинку:
-Девочка дает корм кому? (двум синичкам, пяти синичкам).
-Ваня сыплет зерно на кормушку кому? (двум снегирям, пяти снегирям).
-Петя принес сало кому? (двум воробьям, трем воробьям).
4О.Игра «Что это?»
Лексическая тема «Космос».
Цель: учить согласовывать числительные с прилагательными и
существительными.
Инструкция:
На наборное полотно поочередно выставляются несколько одинаковых предметов: 3 звезды, 5 ракет, 2 созвездия. Необходимо ответить на вопрос: «Что это?»
-Это три красивые звезды.
-Это пять больших ракет.
-Это два разноцветных созвездия.
41.Игра «Длинные слова».
Лексическая тема «Перелетные птицы».
Цель: учить детей образовывать и употреблять в речи сложные слова. Инструкция:
Предлагается рассмотреть иллюстрации с перелетными птицами. Воспитатель задает вопросы:
-У аиста ноги какие? (длинные).
-Значит, аист какой? (длинноногий).
-У аиста клюв какой? (длинный).
-Значит, аист еще и длинноклювый.
42.Игра «Кто где живет?»
Лексическая тема «Домашние животные».
Цель: учить использовать в речи существительные в Предложном падеже
множественного числа.
Инструкция:
Воспитатель показывает пары картинок, на одних нарисованы домашние животные, на других их жилища. Один ребенок поднимает картинку с изображением животного и спрашивает:
-Где живут собаки? Другой показывает иллюстрацию и отвечает: «Собаки живут в конуре».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме: "Дикие животные наших лесов" с презентацией для детей старших групп.
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речипо лексической теме: "Дикие животные наших лесов"с презентацией для детей старшего дошкольного возраста....
Картотека дидактических игр для формирования лексико- грамматического строя речи.
Картотека дидактических игр для фомирования лексико-грамматического строя речи. Данна работа будет полезна логопедам, дефектологам, воспитателем и родителям....
"Картотека дидактических игр для формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста»
Данная статья предназначена для воспитателей и учителей-логопедов в ДОУ и содержит картотеку дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий...
Задания для развития лексико-грамматического строя речи по лексическим темам для детей 5 - 6 лет.
Развитие грамматического строя речи детей – постоянный непрерывный процесс. Следить за речью детей нужно не только на занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Данные задания по развитию ...
Картотека дидактических игр для формирования лексико-грамматического строя речи
Картотека дидактических игр для формирования лексико-грамматического строя речи...
Картотека дидактических игр на развитие лексико-грамматического строя речи
Картотека дидактических игр на развитие лексико-грамматического строя речи содержит множество заданий, для становления грамотной связной речи у ребенка 5-6 лет. Данные игры подходят как в саду, так и ...
"Развитие у детей старшего дошкольного возраста лексико-грамматического строя речи по лексической теме "Дикие животные леса" (методическая разработка по развитию речи)
В данной методической разработке представлен лексический материал по теме "Дикие животные леса" для составления конспектов по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, для рекоме...