Картотека дидактических игр на закрепление лексико-грамматического строя речи (по лексическим темам)
картотека по теме

Фомина Ирина Александровна

картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka.doc198.48 КБ

Предварительный просмотр:


МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №21»

Картотека

дидактических игр на закрепление

лексико-грамматического строя речи

(по лексическим темам).

                                                                                                                     

Составила:

воспитатель

Фомина И.А.

Снежинск 2007г


1.Игра «Дружные слова».

Используется на занятии по лексической теме «Осень, признаки». Цель: уметь подбирать подходящее действие к предметам.

Инструкция:

Воспитатель нацеливает детей на задание: «Я вам буду перечислять действия, ваша задача хлопнуть на том действии, которое подходит к предмету:

Лист - плавает, ходит, летает, танцует, летит, кружится, поет, ходит.

Дождь — стучит, идет, капает, шагает, льет.

Солнце - светит, греет, печет, идет.

2.Игра «Живые - неживые».

Используется на занятии по лексической теме «Овощи».

Цель: уметь различать одушевленные и неодушевленные предметы.

Инструкция:

-Я буду перечислять слова, если слово обозначает «живое», то вы хлопаете в ладоши, если «неживое» — то делаете выталкивающие движения ладонями вперед.

З.Игра «Что перепутал Незнайка?»

Используется на занятии по лексической теме «Фрукты».

Цель: формировать умение в составлении трехсловных предложений.

Инструкция:

-Ребята, я зачитаю вам предложения, которые составил Незнайка, исправьте ошибки:

Апельсин скушал мальчика.

Яблоня упала с яблока.

Слива откусила девочку.

Арбуз разрезал Машу.

4.Игра «Исправим ошибки Гнома».

Лексическая тема «Грибы».

ЦеЛЬ: формировать умение согласовывать числительные один, одна, два, две

с существительными.

Инструкция:

-Ребята, Гном решил с вами поиграть и составил вам предложения, помогите ему исправить ошибки:

Под елкой растет одна мухомор, два лисички, одна опенок. Грибник

срезал одна груздь, два синявки, один лисичка.

5..Игра «Чудесный сундучок».

Лексическая тема «Игрушки».


Цель:   формировать  умение  употреблять  в  речи  местоимения  мой,  моя,

согласовывая их с существительным.

Инструкция:

До начала занятия детьми приносятся игрушки, которые воспитатель прячет в сундучок, затем на занятии вынимаются предметы поочередно и называются словами мой или моя, если эта игрушка ребенка.

6.Игра «Скажи дальше».

Лексическая тема «Деревья».

Цель:    формировать    умение    употреблять    в   речи    существительные    в единственном числе Родительного падежа с предлогом^ и без него. Инструкция:

Я вам буду говорить слова, вам нужно будет договорить название деревьев. Например:

Шишки - у сосны, сережки -

Иголки -        , ягоды —

Желуди -        , листья -

Пух -        , цветы -.

7.Игра «Слушай и повторяй».

Лексические темы «Перелетные птицы», «Транспорт», «Одежда, ткани».

Цель: формировать умение использовать приставочные глаголы в речевом

потоке.

Инструкция:

а)        Сейчас я буду показывать действия с птицей и начинать предложение, а вы
его продолжите, подсказав мне, как называется действие.

-Ласточка из гнезда.. .(вылетела). -Ласточка по небу.. .(полетела). -Ласточка к дереву.. .(подлетела). -Ласточка с дерева.. .(слетела) и т.д.

б)        Воспитатель показывает действия с машинкой:

-Машина от дома.. .(отъехала). -Машина по дороге.. .(поехала). -Машина к мосту.. .(подъехала). -Машина на мост.. .(въехала). -Машина с моста.. .(съехала) и т.д.

в)        Воспитатель показывает детям варежки и спрашивает:

-Что  нужно  сделать,   чтобы  не  потерять  варежки?   (пришить  к  ним резинку).

Воспитатель показывает рваную варежку: -А сейчас, что нужно сделать? (зашить). -Ребята, посмотрите, я сейчас буду узор на варежке.. .(вышивать) и т.д.


8.Игры «Веселый повар», «Храбрый портняжка».

Лексические темы: «Сад - огород», «Ягоды», «Ателье, ткани», «Продукты питания», «Посуда».

Цель: формировать умение образовывать относительные прилагательные.

Инструкция:

а)        На маленьком подносе веселого повара закрепляют картинку с изображением
фрукта, а воспитатель предлагает ему рассказать, какой сок, варенье, компот
приготовил повар из этого фрукта; плюшки с каким вареньем, повидлом испек.
Дети отвечают:

-Веселый  повар  приготовил  из  яблок яблочный  сок,  варенье,  испек ватрушку с яблочной начинкой, сварил яблочный компот.

б)        На подносе у повара иллюстрации ягод и овощей.

-Веселый  повар  приготовил  из  земляники  сок,  варенье земляничное, испек ватрушку с земляничной начинкой (тоже с овощами).

в)        К веселому повару выставляется по очереди посуда и задаются вопросы:

-Веселый повар заварил чай в чайнике.  Из чего сделан чайник? (из фарфора), значит какой он? Фарфоровый.

-Веселый повар сварил суп в кастрюле. Из чего она сделана? (из железа), значит она железная.

г)        Вместо повара на полотно ставится картинка с портным и кусочки ткани
разных видов:

-Что сшил портняжка из драпа, меха, ситца и т.п.

-Портняжка сшил из драпа - драповое пальто, из ситца - ситцевый

платок, из меха - меховую шубу, из атласа - атласную юбку.

9.Игра «Скажи дальше».

Лексическая тема: «Зимующие птицы».

Цель: формировать умение употреблять в речи предлоги на, под.

Инструкция:

Воспитатель предлагает вниманию детей панно «Зимний парк» и ряд картинок с изображением птиц. Необходимо договаривать предложение, одновременно размещая птиц:

-Ворону мы сажаем.. .(на снег).

-Сорока уселась.. .(на пень).

-Воробей чирикает...(на скамейке, под скамейкой).

-Снегирь клюет шишки.. .(на ели, под елью).

-Синица сидит.. .(на кормушке, под кормушкой).

10.Игра «Найди и скажи».

Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы».

Цель: формировать умение употреблять в речи предлог под.


Инструкция:

Детям предлагается рассмотреть картину «В нашем дворе» и ответить на вопросы:

-Где стоит снеговик? (под деревом).

-Под чем лежат лыжи? (под скамейкой).

-Под чем шарф у мальчика? (под шубой).

-Под чем волосы у девочки? (под шапкой).

11.Игра «Чей, чья, чье, чьи?»

Лексическая тема «Семья».

Цель:     формировать    умение     образовывать     и    употреблять     в     речи

притяжательные прилагательные с суффиксом ин.

Инструкция:

Детям предлагается рассмотреть картину «Семья», разделиться на две команды. Припомнить, кто чем занимался на картине и кому, что для этого нужно, отобрать нужные картинки. Затем идет постановка вопросов детьми и ответы на них по образцу:

-Чья газета? - Дедушкина газета.

-Чей фартук? — Машин фартук.

12.Игра «Чей хвост, лапы и уши?»

Лексические темы «Дикие животные», «Животные Севера».

Цель:     формировать     умение     употреблять     в     речи     притяжательные

прилагательные.

Инструкция:

На фланелеграфе выставлены хвосты животных, у детей картинки, каждый подбирает к картинке соответствующий хвост и проговаривает:

-У меня барсук. У него барсучий хвост.

-У меня лиса. У лисы лисий хвост.

-У меня заяц. У зайца Заячьи уши, заячий хвост, заячьи лапы.

13.Игра «Кого мы увидели?»

Лексическая тема «День Армии»,

Цель: формировать умение изменять существительные по падежам.

Инструкция:

Перед этой темой дети приносят фотографии пап, дедушек. Воспитатель каждого спрашивает, дети должны отвечать на вопросы предложением.

-Кто на фотографии?

-Кого ты рад видеть?

-Кому похлопаешь в ладоши?

-У кого всегда можно помощь попросить?

-С кем ты гуляешь?


-О ком ты сейчас говорил?

14.Игра «Посмотри и опиши»

Лексические темы «Рыбы», «Насекомые».

Цель:  формировать умение подбирать и употреблять в речи однородные

определения.

Инструкция:

На фланелеграфе воспитатель оставляет 5 прямоугольников и достает коробку, читая при этом стихотворение:

-Здесь в коробке есть предметы,

Все сейчас получат свой.

Осмотри предмет, потрогай.

И подумай — он какой?

Воспитатель раздает рыбок, у которых легко определить цвет, форму, величину, из чего она сделана и просит ребят рассказать об этих признаках предметов, напоминает, что нужно придумать 5 слов. Например:

-По     реке     плывет     маленькая,     серебристая,     быстрая,     красивая,

переливающаяся рыбка.

15.Игра «Картинки-перевертыши».

Лексическая тема «Раннецветущие растения. Труд людей».

Цель: формировать умение употреблять в речи глаголы-антонимы.

Инструкция:

-Ребята, сейчас мы будем составлять предложения по картинкам. Если составите верно, я вам покажу картинку с обратной стороны. Когда дети составили предложение, воспитатель переворачивает картинку и показывает ее детям. Затем спрашивает, как составлено предложение, правильно ли подобрано действие.

-Девочка капает грядку.. .(закапывает).

-Бабушка сажает морковь.. .(выдергивает).

-Папа вешает скворечник.. .(снимает).

-Мальчик чистит дорожку.. .(пачкает).

16.Игра «Смекай, лови и отвечай».

Лексическая тема «Деревья, кустарники».

Цель:   формировать   умение   употреблять   существительные   в   Дательном

падеже множественного числа.

Инструкция:

Воспитатель напоминает, что нужно отвечать полным предложением:

-Представьте, что мы гуляем по лесу. В лесу много растет берез. К чему мы подошли...(к березам). Много сосен. К чему мы подошли...(к соснам). Много красивых, крепких дубов. А сейчас к чему подошли.. .(к дубам) и т.д.


17.Игра «Грибники».

Лексическая тема «Грибы».

Цель:    формировать   умение   использовать   в   речи   существительные   в

Творительном падеже множественного числа.

Инструкция:

-Ребята, сегодня мы идем в лес по грибы, возьмите корзиночки, повяжите косыночки. Ребята, как много груздей. Егор, за чем пришел? (за груздями). А вон и лисички. А Марина, за чем пришла? (за лисичками) и т.п.

18.        «Игра с мячом».

Лексическая тема «Дом и его части».

Цель:   формировать   умение   согласовывать   местоимения   наш,   наша   с

существительными и употреблять в речи.

Инструкция:

-Ребята,   я   предлагаю   вам   исправить   ошибки,   которые   допускает Незнайка. Я вам говорю неправильный вариант и бросаю мяч, вы исправляете его и мяч возвращается мне. Варианты:

-Наш комната, наша дом, наши труба, наши окно, наш дверь и т.д.

19.        «Игра с мячом».

Лексическая тема «День защитника Отечества».

Цель: упражнять детей в правильном употреблении предлога из-под.

Инструкция:

Детям  предлагается рассмотреть  картину,  где  изображен  папа,  дедушка и составить по картине примерно такие предложения:

-Папа достал газету из-под стола.

-Дед возьмет журнал из-под лампы.

-Папа вытащит тапочки из-под кровати и т.д. После составления предложения мяч передается другому.

2О.Игра «Где был воробей?»

Лексическая тема «Зима».

Цель: упражнять детей в правильном употреблении предлога из-за.

Инструкция:

Детям   предлагается   панно   «Зима»   и   иллюстрация   воробья,   предлагаются различные варианты:

-Откуда прискакал воробей, если он был за деревом, за кустом, за сараем, за стогом сена, за скамейкой и т.п.


21.Игра «Шалости Незнайки».

Лексическая тема «Весна. 8 Марта».

Цель: правильно употреблять в речи предлоги из-под, из-за. Инструкция:

-Ребята, Незнайка решил помочь своей маме и навел порядок в комнате, из этого вот что получилось:

-Под холодильником лежит газета. Из-под чего мама доставала газету?

-Незнайка подмел все веником. Из-под чего мама выметала пыль? (из-под шкафа, из-под кровати, из-под батареи и т.д.).

-А потом он решил спрятаться от мамы, он был и за шкафом, и за шторой, и за дверью, и за креслом. Откуда каждый раз выходил Незнайка? (из-за двери, из-за кресла и т.д.).

22.Игра «Мы в новой квартире».

Лексическая тема «Стройка. Профессии».

Цель: формировать умение употреблять в речи предлог с (со). Инструкция:

На доске выставляются картинки с изображением обстановки комнаты двух детей Маши и Пети. Воспитатель:

-Дети помогают маме в уборке квартиры, кто что делает? Откуда Маша и Петя сметают пыль? (тумбочка, стол, подоконник, шкаф, книга и т.д.).

23.Игра «Желтая страна».

Лексические темы «Животные жарких стран», «Дикие животные».

Цель:    формировать    умение    употреблять    в   речи    существительные    в

Родительном падеже множественного числа.

Инструкция:

а)  Детям  постепенно  выставляется  на  фланелеграф  иллюстрации,  которые сопровождаются рассказом:

-Далеко-далеко есть желтая страна, в ней много (чего?) желтого песка (иллюстрация), много росло пальм, на пальмах много (чего?) кокосов, жило там много (кого?) носорогов, верблюдов, бегемотов и т.д.

б) «Мохнатые, волосатые». Инструкция:

На фланелеграф прикрепляется изображение леса, затем фигурки животных со словами:

-В этом лесу много живет (кого?) медведей, лис, ежей, волков, зайцев и

т.д.

24.Игра «Путешествие мухи»

Лексические темы «Москва. Россия», «Народная игрушка».


Цель: учить правильно употреблять в речи предлог над.

Инструкция:

а)        Предложить детям рассмотреть карту России и Москвы, показать сделанную
из  картона муху на ниточке.  Воспитатель  опускает муху на карту,  затем
поднимает над картой. Каждый раз воспитатель спрашивает, где находится
муха? (над морем, над рекой, над горой и т.д.).

б)        Перед детьми выставляются народные игрушки:  матрешки, дымковский
конь,   дымковская   птица,   барыня.   Воспитатель   опускает   муху   на  любую
игрушку со словами:

-Муха села на матрешку, а сейчас она летает...(над матрешкой, над барыней, над петушком и т.д.).

25.Игра «Загон».

Лексическая тема «Животноводческая ферма».

Цель:     формировать    умение     согласовывать     и    употреблять     в    речи

существительные и числительные в Родительном падеже.

Инструкция:

Перед детьми расставляются игрушки животноводческой фермы: 2 петуха, 3 коровы, 2 барана, 4 козы и т.д. Вместе с воспитателем дети считают животных и птиц. Затем воспитатель просит закрыть глаза и убирает 2-х, 3-х животных. Открыв глаза, дети должны сказать, кого нет в загоне? Например: -В загоне нет двух баранов, двух коров.

26.Игра «Здравствуйте, я пришел за...».

Лексическая тема «Библиотека».

Цель:     формировать     умение     согласовывать     и     включать     в     речь

существительные и числительные в Творительном падеже.

Инструкция:

Воспитатель приглашает поиграть в игру «Библиотека». Каждый ребенок приходит и говорит:

-Здравствуйте, я пришел за двумя журналами.  Воспитатель дает два журнала и т.д.

27.Игра «Цепочка».

Лексическая тема «Осень».

Цель: формировать умение образовывать родственные слова и включать в

речь.

Инструкция:

Воспитатель ставит на доску иллюстрацию хлеба и говорит, что это хлеб. Последующие картинки дети называют сами, воспитатель помогает подобрать нужное родственное слово, не произнося его. Затем анализирует полученную цепочку слов, уточняя смысл каждого.


Слова: хлебница, хлебокомбинат, хлебопек, хлебные крошки и т.д.

28.Игра «Почемучка».

Лексические темы «Наш город», «Урал».

Цель: формировать умение составлять сложноподчиненные предложения.

Инструкция:

-Ребята, к нам в гости пришел Почемучка, он задает много вопросов, а ответить сам не может, давайте поможем ему. Детям задаются вопросы, на которые нужно ответить полным предложением. Например:

-Почему строят дома? (дома строят потому, что...).

-Для чего нужна дорога в городе? (дорога нужна для того, чтобы...).

-Для чего в парках стоят скамейки? (скамейки в парках для того, чтобы...).

29.Игра «Назови законченное действие».

Лексическая тема «Поздняя осень».

Цель:   формировать   умение   образовывать   и   включать   в   речь   глаголы

совершенного и несовершенного вида.

Инструкция:

-Ребята, сейчас получат фишки те дети, которые правильно назовут законченное действие:

-Лист летел, летел и, наконец.. .(прилетел). -Дождь шел, шел и, наконец.. .(прошел) и т.д.

ЗО.Игра «Чьи это вещи?»

Лексические темы «Одежда, обувь», «Посуда».

Цель:    формировать   умение    использовать    в   речи    существительные    в

Родительном падеже единственного числа.

Инструкция:

а)        Детям   предлагается   рассмотреть   картинки,    после   этого    из    набора
предметных  картинок  дети  должны  отобрать  те,  на  которых  изображены
предметы, принадлежащие членам семья:

-Это очки (кого?) бабушки.

-А это лента (кого?) девочки и т.д.

б)        «Нет чего?»

Детям предлагаются иллюстрации с посудой и с недостающими деталями. Воспитатель задает вопрос:

-Чего нет у чайника? У чайника нет носика.

-Чего нет у чашки? У чашки нет ручки и т.д.

31.Игра «Кто чем питается?»

Лексическая тема «Домашние птицы».


Цель: учить подбирать определения к предметам и объектам. Инструкция:

а)        До занятия приносят дети фотографии мам, бабушек. Воспитатель говорит:

-Сейчас я хочу проверить, хорошо ли вы знаете своих мам и бабушек? Закройте альбомы и отвечайте на вопросы: -У вас мама какая? -А какие у нее глаза, волосы, руки? И т.д.

б)        После экскурсии по городу воспитатель беседует с детьми:

-Какой наш город?

-Какие улицы, дома, машины? И т.д.

З6.Игра «Найди пару».

Лексическая тема «Посуда».

Цель: формировать умение образовывать слова с суффиксом ница.

Инструкция:

-Ребята, перед вами иллюстрации, они перепутаны между собой, нужно найти друг другу пару. Например: -сахар - сахарница -хлеб - хлебница и т.д.

37.Игра «Чего нет?»

Лексическая тема «Весна».

Цель:    формировать   умение    употреблять    в    речи    существительные    в

Родительном падеже, согласовывая их с прилагательными.

Инструкция:

Воспитатель предлагает 2 картины, их нужно рассмотреть, между ними  10

отличий:

-Чего нет на этой картинке? (ребенок должен описать предмет, которого нет).

-На картинке нет длинной сосульки и т.д.

38.Игра «Я мечтаю».

Лексическая тема «Почта».

Цель:    употреблять    в   речи    существительные    в    Родительном    падеже,

согласовывая их с числительными.

Инструкция:

На наборное полотно выставляются предметы, детям необходимо продолжить предложение, используя эти предметы:

-Я мечтаю о двух письмах, о пяти журналах, о двух посылках и т.д.

39.Игра «Закончи предложение».

Лексическая тема «Зимующие птицы».


Цель:    формировать   умение   использовать   в   речи   существительные   в Творительном падеже единственного числа.

Инструкция:

-Ребята, у каждого картинка с изображением продукта питания. Я буду показывать картинки с изображением домашних птиц, а вы должны «покормить» этих птиц, используя свои картинки при этом сказать фразу:

-Курица питается червяками и зерном.

-Утка питается хлебом и т.д.

32.Игра «Заботливые дети».

Лексическая тема «Домашние животные».

Цель: учить детей пользоваться в речи существительными в Предложном

падеже с предлогом о.

Инструкция:

Воспитатель раздает картинки детям, предлагает внимательно их рассмотреть и ответить на вопросы:

-О чем заботятся дети?

-О ком заботятся дети?

ЗЗ.Игра «Озвучи».

Лексическая тема «Мебель».

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами в, из.

Инструкция:

-Ребята, я буду делать движения с предметами молча, ваша задача сказать, что я делаю. Воспитатель молча кладет книгу в стол, дети говорят:

-Вы положили книгу в стол. Затем достает книгу из стола:

-Вы достали книгу из стола и т.д.

34.Игра «Какое маленькое слово пропало?»

Лексическая тема «Перелетные птицы».

Цель: учить детей использовать в речи предлоги к, от.

Инструкция:

-Ребята, у меня из предложения пропало маленькое слово, помогите мне его вернуть и поставить на место. Например: -Птица прилетела.. .гнезду. -Птица отлетела.. .дерева. -Птица подлетела.. .птенцу и т.д.

35.Игра «Какой, какие, какая?»

Лексические темы «8 Марта», «Наш город».


Цель: учить использовать в своей речи существительные в Дательном падеже,

согласовывая их с числительными.

Инструкция:

Детям предлагается ряд картинок, на которых изображены дети, кормящие птиц. Нужно закончить предложение, опираясь на картинку:

-Девочка дает корм кому? (двум синичкам, пяти синичкам).

-Ваня сыплет зерно на кормушку кому? (двум снегирям, пяти снегирям).

-Петя принес сало кому? (двум воробьям, трем воробьям).

4О.Игра «Что это?»

Лексическая тема «Космос».

Цель:     учить     согласовывать     числительные     с     прилагательными     и

существительными.

Инструкция:

На наборное полотно поочередно выставляются несколько одинаковых предметов: 3 звезды, 5 ракет, 2 созвездия. Необходимо ответить на вопрос: «Что это?»

-Это три красивые звезды.

-Это пять больших ракет.

-Это два разноцветных созвездия.

41.Игра «Длинные слова».

Лексическая тема «Перелетные птицы».

Цель: учить детей образовывать и употреблять в речи сложные слова. Инструкция:

Предлагается рассмотреть иллюстрации с перелетными птицами. Воспитатель задает вопросы:

-У аиста ноги какие? (длинные).

-Значит, аист какой? (длинноногий).

-У аиста клюв какой? (длинный).

-Значит, аист еще и длинноклювый.

42.Игра «Кто где живет?»

Лексическая тема «Домашние животные».

Цель: учить использовать в речи существительные в Предложном падеже

множественного числа.

Инструкция:

Воспитатель показывает пары картинок, на одних нарисованы домашние животные, на других их жилища. Один ребенок поднимает картинку с изображением животного и спрашивает:

-Где живут собаки? Другой показывает иллюстрацию и отвечает: «Собаки живут в конуре».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме: "Дикие животные наших лесов" с презентацией для детей старших групп.

Конспект  НОД  по формированию лексико-грамматического строя речипо лексической теме: "Дикие животные наших лесов"с презентацией для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр для формирования лексико- грамматического строя речи.

Картотека дидактических игр для фомирования лексико-грамматического строя речи. Данна работа будет полезна логопедам, дефектологам, воспитателем и родителям....

"Картотека дидактических игр для формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста»

Данная статья предназначена для воспитателей и учителей-логопедов в ДОУ и содержит картотеку дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий...

Задания для развития лексико-грамматического строя речи по лексическим темам для детей 5 - 6 лет.

Развитие грамматического строя речи детей – постоянный непрерывный процесс. Следить за речью детей нужно не только на занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Данные задания по развитию ...

Картотека дидактических игр для формирования лексико-грамматического строя речи

Картотека дидактических игр для формирования лексико-грамматического строя речи...

Картотека дидактических игр на развитие лексико-грамматического строя речи

Картотека дидактических игр на развитие лексико-грамматического строя речи содержит множество заданий, для становления грамотной связной речи у ребенка 5-6 лет. Данные игры подходят как в саду, так и ...

"Развитие у детей старшего дошкольного возраста лексико-грамматического строя речи по лексической теме "Дикие животные леса" (методическая разработка по развитию речи)

В данной методической разработке представлен лексический материал по теме "Дикие животные леса" для составления конспектов по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, для рекоме...