Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Дом» для детей старшей группы для детей с ЗПР
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
I. Тема: «Составление рассказа- описания с опорой на вопросы педагога»
II. Цель: закреплять навыки правильного употребления лексико-грамматических категорий языка в рамках лексической темы «Мой дом».
III. Задачи:
1. Образовательные:
- Уточнить и активизировать словарь по теме «Дом»;
- Познакомить с разными типами домов и частями дома;
- Совершенствовать грамматический строй речи:
- Упражнять в подборе образования однокоренных слов
- Правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже
- Закреплять умение правильно строить предложение;
- Образовывать сложные прилагательные;
- Образовывать относительные прилагательные
- Активизировать словарь слов-антонимов
- Выражать свои мысли развернутой фразой, развивать умение точно и четко выражать свои суждения, свободно пользоваться простыми предложениями, составлять простой описательный рассказ.
2. Коррекционно-развивающие:
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, память, логическое мышление, умение координировать речь с движениями;
- Развивать мыслительную деятельность.
3. Воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, дисциплинированность, уважение к товарищам.
- Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
- Воспитывать умение слушать сверстников и слышать их ответы.
IV. Оборудование.
Мягкие модули, сюжетная картина «Город», карточка с заданиями, картина дом в разрезе, карточки с изображением разных частей дома.
V. Пропедевтическая работа:
- чтение стихов, рассказов, загадок про дом;
- рассматривание иллюстраций и картин по теме;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dom.docx | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Дом»
для детей старшей группы для детей с ЗПР
I. Тема: «Составление рассказа- описания с опорой на вопросы педагога»
II. Цель: закреплять навыки правильного употребления лексико-грамматических категорий языка в рамках лексической темы «Мой дом».
III. Задачи:
1. Образовательные:
- Уточнить и активизировать словарь по теме «Дом»;
- Познакомить с разными типами домов и частями дома;
- Совершенствовать грамматический строй речи:
- Упражнять в подборе образования однокоренных слов
- Правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже
- Закреплять умение правильно строить предложение;
- Образовывать сложные прилагательные;
- Образовывать относительные прилагательные
- Активизировать словарь слов-антонимов
- Выражать свои мысли развернутой фразой, развивать умение точно и четко выражать свои суждения, свободно пользоваться простыми предложениями, составлять простой описательный рассказ.
2. Коррекционно-развивающие:
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, память, логическое мышление, умение координировать речь с движениями;
- Развивать мыслительную деятельность.
3. Воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, дисциплинированность, уважение к товарищам.
- Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
- Воспитывать умение слушать сверстников и слышать их ответы.
IV. Оборудование.
Мягкие модули, сюжетная картина «Город», карточка с заданиями, картина дом в разрезе, карточки с изображением разных частей дома.
V. Пропедевтическая работа:
- чтение стихов, рассказов, загадок про дом;
- рассматривание иллюстраций и картин по теме;
Ход занятия
Речь и действия педагога | Речь и действия детей |
I. Вводная часть. 1. Организация детей на занятие. Игра «Угадай, что это?». Дверь, окно, потолок, пол, стены. (Комната.) Фундамент, балкон, лестница, крыша, стены, окна, двери. (Дом.) Чтение стихотворения. Пускай мне хорошо в гостях, Но лучше дом родной. В каких бы ни был я местах — Всегда вернусь домой. Меня родные стены ждут — Помогут, защитят. Ведь дома нас всегда поймут, Утешат и простят. Логопед: Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? Да, правильно, ребята, о доме. А кто строит дома? Правильно! Сюрпризный момент: В группу входит строитель и несёт мешок модулей. Логопед. Ребята, кто к нам пришёл? Строитель. Мальчишки и девчонки, спасите, помогите!!! Мне нужно построить дом, но каждый блок можно положить лишь когда я правильно выполню задания вот из этой карточки, а я ничего не понимаю! Помогите мне. (Строитель отдаёт карточку логопеду. Логопед. Поможем строителю построить дом? Итак, все готовы? Тогда приступаем к строительству дома. Присаживайтесь на свои места. | Дети стоят на ковре Ответы детей Ответы детей - о доме - строители Ответ детей Дети садятся на свои места Ответ детей |
II. Основная часть. Логопед: Для начала, я приглашаю вас на экскурсию. Посмотрите на улицу, которая находится перед вами. Логопед вывешивает сюжетную картину с изображением улицы города. 1.Задание №1 Игра «Какой дом?». В этом доме много этажей он... (Многоэтажный.) В этом доме один этаж — он... (Одноэтажный.) В этом доме много квартир — он... (Многоквартирный.) В доме один подъезд — он... (Одноподъездный.) В этом доме много подъездов — он... (Многоподъездный.) Дом построен из кирпича — он... (Кирпичный.) Дом построен из дерева — он... (Деревянный.) Дом построен из блоков — он... (Блочный.) Дом построен из камня — он... (Каменный.) Дом построен из панелей — он... (Панельный) Логопед: Молодцы, ставим наш первый кирпичик. Логопед. Для того, чтобы поставить следующий кирпичик, мы с вами поиграем ещё в одну игру. 2. Задание№2 Игра «Посчитаем дома». Логопед. Я предлагаю вам, посчитать дома на улице до 5-ти. Сначала считаем кирпичные дома, затем каменные, потом панельные, деревянные и блочные. Логопед. Молодцы, справились с заданием. Можем поставить еще один блок нашего дома Логопед. Давайте представим, что мы зашли в один из домов. Логопед показывает картинку дома в разрезе.
3. Задание№3 Игра «Подбери действие». Открываются двери, и мы заходим куда?.. (В прихожую.) В прихожей (что делают?) — одеваются, раздеваются, разуваются, обуваются, встречают, провожают (гостей). А в других комнатах? В гостиной (что делают?) — смотрят телевизор, отдыхают, принимают гостей. В спальне (что делают?) — спят, отдыхают. В ванной комнате (что делают?) — умываются, моются, принимают душ, купаются, чистят зубы, причесываются и т.д. В детской (что делают?) — играют, учат, занимаются, спят, отдыхают и т.д. В кухне (что делают?) — готовят, варят, жарят, режут, моют (посуду), кушают и т.д. В столовой (что делают?) — завтракают, обедают, ужинают. Логопед. И с этим заданием справились – ставьте ещё один модуль! Логопед. Наша экскурсия продолжается. Мы выходим из квартиры. А вот и почтовый ящик. Давайте заглянем в него. Да, для нас есть письмо. Письмо нам прислали строители, которые строят дом на соседней улице. А в нем загадки, которые мы должны разгадать. Слушайте внимательно! 4. Задание№4 Игра «Отгадай загадку». Кирпичи кладёт он в ряд, Строит садик для ребят Не шахтёр и не водитель Дом нам выстроит (Строитель) Кирпичи, раствор и доски На этаж поднимет просто Однорукий великан – Деловой подъёмный кран. Управлять легко привык Краном мастер… (Крановщик) Стен поверхность он ровняет, красит, белит, зачищает. (Штукатур) Вот на краешке с опаской Он железо красит краской, У него в руке ведро, Сам раскрашен он пестро. (Маляр) Огонек сверкает ярко, Не смотри-электросварка! Но могу в защитной каске Я работать без опаски. Целый день варил металл И нисколько не устал! (Сварщик) Кто задумал дом большой? Строит дом карандашом На листе бумажном Чертит, тут и чертит там Всё считает важно. (Архитектор) Логопед: Все загадки отгадали, ставим 4-й блок. Логопед. Вы наверное устали строить дом, давайте немного отдохнём. 5. Физкультминутка. Если на улице дождик идет, Если метелица злая метет, В доме под крышей укроемся мы, Дождик и снег нам тогда Не страшны! Логопед. Вот мы с вами немного отдохнули, но нам нужно достроить наш дом. 6. Задание№5 Игра «Назови ласково». Окно — окошко, окошечко, рама — рамка, рамочка, комната — комнатка, комнатушка, стена — стенка, стеночка, дверь — дверка, дверца, балкон — балкончик, бревно — бревнышко, лестница — лесенка, звонок — звоночек, крыша — крышка, крышечка, порог — порожек. Логопед. И с эти заданием справились. Ставим ещё один модуль. И продолжаем играть. 7. Задание№6 Игра «Скажи наоборот» Большой дом – маленький дом, (нижний этаж, высокая лестница, новый дома, темная комната, дом стоит далеко, дом одноэтажный, квартира просторная, дом длинный, коридор узкий, труба черная) Логопед. Какие вы молодцы, всё правильно отвечаете. Наш дом быстро строится. Ставьте ещё один блок. 8. Задание№7 Игра «Жадный житель». Логопед. Ребята, в нашем доме поселился жадный житель, который всегда говорит, всё, что есть в доме только его. Но делает это неправильно, например говорит, мой окно. Давайте научим его правильно говорить, может он не будет таким жадным. Моя — лоджия, рама, форточка, лестница, крыша, труба, антенна; мой — этаж, дом, подъезд, балкон, лифт, звонок, чердак, подвал, замок, порог. Логопед. Благодаря вашим правильным ответам сосед подобрел и перестал быть жадным. Вы справились с заданием -ставьте блок. 9. Задание№8 Игра «Без чего дом» Логопед. Ребята, представьте, что строители строили дом, и забыли что-то возвести, поставить. Я вам буду показывать картинки – части дома, а вы будете говорить без чего построили дом. Картинки (пол, потолок, окно, дверь, балкон, труба, крышка, стена, антенна, подвал, комната, порог, лестница, лифт, подъезд) Логопед. Молодцы, нам осталось совсем немного достроить дом – ставьте модуль. У нас осталось последние задание. 10. Задание№9 Составь рассказ «Мой дом» - Как выглядит дом, в котором ты живёшь? - Сколько в нём этажей - На каком этаже твоя квартира? - Сколько комнат в квартире? - Какая квартира (большая, маленькая, просторная, новая и т.д.)? Наша с вами стройка подошла к концу. Ставьте последний блок! Вы большие молодцы, и как настоящие строители благодаря вашим правильным ответам смогли построить дом. Строитель благодарит ребят за помощь. | Дети дают ответы: образовывают сложные слова, употребляют относительные прилагательные. Дети ставят модуль Дети согласовывают числительные с прилагательным и существительным Дети ставят 2-й модуль Дети отвечают, подбирают действие к определённой комнате. Дети ставят 3-й модуль Ответы детей Дети ставят 4-й модуль Дети выполняют соответствующие движения. Дети выполняют движения
Взмахивают руками перед собой. Взмахивают руками перед собой из стороны в сторону. Делают «Крышу» над головой. На месте топают ногами. Дети образовывают существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Дети ставят 5-й модуль Дети дают ответы подбирая антонимы, согласовывая существительные с прилагательным. Дети ставят 6-й модуль Дети дают ответы согласовывая существительные с местоимением. Дети ставят 7-й модуль Дети ставят 8-й модуль Дети рассказывают про свой дом, с помощью вопросов логопеда. Дети ставят последний модуль |
III. Заключительная часть.
| Дети прощаются со строителем, просят его больше не забывать как строить дом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме: "Дикие животные наших лесов" с презентацией для детей старших групп.
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речипо лексической теме: "Дикие животные наших лесов"с презентацией для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. "Путешествие в страну маленьких слов". Тема: "Предлоги В, НА, ПОД, ЗА".
Целью данного занятия является уточнение пространственных отношений предлогов В, НА, ПОД, ЗА и в правильном употреблении их в речи....
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи старшая группа Тема. Винительный падеж имен существительных. « Лес. Хвойные и лиственные деревья».
Подробный план-конспект отражает основные этапы занятия , раскрывает их содержание. Игровые упражнения и задания подобраны таким образом, чтобы при их выполнении отрабатывалась и закрепляла...
Конспект по формированию лексико-грамматического строя речи "В гостях у бабушки в деревне" (средняя группа для детей с общим недоразвитием речи)
Конспект по формированию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей с общим недоразвитием речи для закрепления темы "Домашние животные"....
КОНСПЕКТ занятия по формированию лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Цель: совершенствование двигательной сферы детей через закрепление знаний и активизации словаря по теме «Транспорт»Задачи:коррекционно-образовательные: - совершенствовать лекси...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи в группе компенсирующей направленности у детей с ТНР по лексической теме: «Дикие животные наших лесов и их детеныши».
Материал будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"...