Игры для развития лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Лето»
материал по логопедии (средняя, старшая группа)
Впереди лето! Чем занять дошкольников? Предлагаю подборку речевых игр для развития лексико-грамматического строя речи на тему "Лето"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_leksiko.docx | 16.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для развития лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Лето»
Игра «Слова — приятели»
Цель: умение подбирать близкие по значению слова (синонимы)
Жара – зной, жар, пекло
Тишина – безмолвие, затишье, тишь
Жаркий – горячий, палящий, знойный, раскалённый
Игра «Слова — неприятели»
Цель: обогащать словарь антонимов по теме
Игра «Слова — родственники»
Цель: развивать умение подбирать родственные (однокоренные слова)
Лето – летний, летняя, по-летнему
ветер – ветерок, ветрище, ветреный
гроза – грозовой, грозовая
дождь – дождливый, дождевик, дождливая, дождище
река – речной, речка, речушка, речная
солнце – солнечный, солнышко, солнцезащитный.
Игра «Очень сложные слова»
Цель: образовать сложное слово из двух простых
Сено косит – сенокосилка
сено сушит – сеносушилка
сено косят – сенокосы
зерно сушит – зерносушилка
гром отводит – громоотвод
разные цветы – разноцветный
солнце печёт – солнцепёк
Цель: образование степеней сравнения качественных прилагательных
Ясный – яснее – самый ясный
жаркий – жарче – самый жаркий
мелкий – мельче – самый мелкий (мельчайший)
редкий – реже – самый редкий (редчайший)
тихий – тише – самый тихий (тишайший)
Игра «Новые слова»
Цель: образование глаголов с помощью приставок
Греть – пригреть, отогреть, согреть, обогреть, подогреть
купаться – выкупаться, искупаться
мочить – намочить, отмочить, промочить, замочить
косить – скосить, выкосить
Игра «Подбери слово»
Цель: изменение прилагательных по родам и числам
Какое лето — жаркое, знойное, холодное, теплое, дождливое, сырое, замечательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное, яркое, разноцветное, радостное. Солнце летом (какое) — желтое, жаркое, яркое, теплое.
Небо летом (какое) — голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое.
Облака летом (какие) — высокие, белые, голубые, грозовые, дождевые.
Трава летом (какая) — зеленая, душистая, высокая, низкая, мягкая.
Вода летом (какая) — теплая, прохладная, приятная, освежающая.
Дождь летом (какой) — теплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной.
День летом (какой) – летний, жаркий, знойный, тёплый, солнечный, безветренный, погожий, дождливый, ясный, пасмурный.
Дети летом (какие) — веселые, радостные, забавные, шумные.
Игра «Один — много»
Цель: образование ед. и множ. числа существительных в именит. и родит. падежах
Цветок – два цветка – много цветов
Игра «Подбери пару»
Цель: согласование существительных с прилагательными и причастиями
Игра «Я – он – она – вы – мы — ты»
Цель: спряжение глаголов
Я — загораю, купаюсь, плыву (еду, отдыхаю, радуюсь)
Ты — … ; мы — …; вы — …; он — …; она — …; они — …
Цель: совершенствовать навык слогового
«Прохлопай» слова и определи, сколько в слове слогов
Ле-то, ра-ду-га, и-юнь, ли –вень, солн-це, не-бо, жа-ра, зной, а-ро-мат, мол-ни-я, све-жесть, цве-те-ни-е, ше-лест, ро-са, ры-бал-ка, жаж-да, бо-со-нож-ки, ли-мо-над, мо-ро-же-но-е, па-нам-ка, за-гар, град, мо-ре
Цель: изменение существительных по падежам (употребление в Родит. п.)
Есть солнце – нет солнца
Игра «Почему вместе?»
Цель: установление связи между предметами по совокупности обстоятельств
Воспитатель называет два слова, ребёнок находит связь
Дерево – листва, платье – девочка (наряжаются,
кузнечик – мяч – мальчик (прыгают,
гром – молния – дождь (гроза,
жара – зной – засуха (сильно светит солнце,
купальник – волны – загар (море,
благоухают – цветут – подарок (цветы)
Упражнения на установление последовательности событий в цепочке предложений
— На небе сгустились тучи. Сверкнула молния. Начался дождь. Прохожие открыли зонты.
— Набежали тучи. Пошел дождь. Выглянуло солнце. Появилась радуга.
— Расцвели цветы. Прилетели пчелы. Пчелы собрали нектар, отнесли его в улья. Получился вкусный мед.
— Темная туча закрыла солнце. Сверкнула молния. Грянул гром. Пошел дождь.
— Сверкнула яркая молния. Прогремел гром. Полил сильный дождь. Началась гроза.
— Взошло солнце. Природа пробудилась от ночного сна. Запели птицы.
— Началась гроза. Молния ударила в дом. Дом загорелся. Семья лишилась крова.
— Солнце клонится к закату. Становится темно. Появляются луна и звезды. На город опускается ночь.
Игра «Скажи ласково»
Цель: образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе
Солнце, лес, река, ягоды, цветы, стрекоза, птицы, муравей, облако, лужа, панама, дождь
Цель: автоматизация поставленных звуков
АТЬ – АТЬ – АТЬ — летом будем загорать
РА – РА – РА — на улице жара
ДЫ – ДЫ – ДЫ — хочется воды
КЕ – КЕ – КЕ — купаемся в реке
ТА – ТА – ТА — летом красота
ТЫ – ТЫ – ТЫ — распускаются цветы
АВЫ – АВЫ – АВЫ — летние забавы
АТЬ – АТЬ – АТЬ — летом будем отдыхать
АЧУ – АЧУ – АЧУ — едем мы на дачу
ДИ – ДИ – ДИ — летние дожди
ОК – ОК – ОК — в песочнице песок
НЯЛКИ – НЯЛКИ – НЯЛКИ – играем в догонялки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучающая игра-презентация: «Развитие лексико-грамматического строя речи по теме: «Профессии»
Обучающая игра-презентация: «Развитие лексико-грамматического строя речи по теме: «Профессии» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего дошкольного возраста. Для п...
Картотека дидактических игр на закрепление лексико-грамматического строя речи (по лексическим темам)
картотека...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме: "Дикие животные наших лесов" с презентацией для детей старших групп.
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речипо лексической теме: "Дикие животные наших лесов"с презентацией для детей старшего дошкольного возраста....
Задания для развития лексико-грамматического строя речи по лексическим темам для детей 5 - 6 лет.
Развитие грамматического строя речи детей – постоянный непрерывный процесс. Следить за речью детей нужно не только на занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Данные задания по развитию ...
Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Дом» для детей старшей группы для детей с ЗПР
I. Тема: «Составление рассказа- описания с опорой на вопросы педагога» II. Цель: закреплять навыки правильного употребления лексико-грамматических категорий языка в рамках л...
Дидактическая игра на развитие лексико - грамматического строя "Посчитай - ка: один, три, пять" по лексической теме "Посуда"
Целью игры является правильное согласование существительных с числительными....
"Развитие у детей старшего дошкольного возраста лексико-грамматического строя речи по лексической теме "Дикие животные леса" (методическая разработка по развитию речи)
В данной методической разработке представлен лексический материал по теме "Дикие животные леса" для составления конспектов по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, для рекоме...
- Мне нравится (1)