Картотека дидактических игр на закрепление лексико-грамматического строя речи по лексическим темам в старшей группе
картотека (старшая группа)

Гладкина Марина Анатольевна

***

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_rechevyh_igr_po_temam.docx51.1 КБ

Предварительный просмотр:

 

Картотека дидактических игр на закрепление   лексико-грамматического строя речи по лексическим темам в

старшей группе  

Выполнила воспитатель

МБДОУ Д/сад № 8 г.Коркино

Гладкина М.А.

Тема

Дидактические игра

Осень

1.Игра         «Подбери         признак» (Активизация         словаря прилагательных) 

Осень (какая?) – золотая, красивая, холодная… 

Погода осенью (какая?) – ветреная, дождливая, теплая… 

Небо  осенью (какое?) – облачное, пасмурное, серое … 

Солнце осенью (какое?) - … 

Листья осенью (какие?)- … 

  1. Игра «Назови действие» (Активизация словаря глаголов)  Осенью листья (что делают?) – желтеют, вянут, сохнут, опадают… 

Осенью птицы (что делают?) - … 

Осенью животные (что делают?) -… 

Осенью дождь (что делает?) -… 

Осенью фермеры (что делают?)- … 

  1. Игра «Скажи наоборот» (Формирование умения подбирать противоположные по смыслу слова) 

Ранняя осень - поздняя 

Большой листок – маленький 

Светлое небо – … 

Хорошее настроение – … Теплая погода - … 

Сильный ветер -…и т.д. 

Летом солнце яркое, а осенью… 

Летом день длинный, а осенью… 

Летом тучи ходят высоко, а осенью…и т.д.

  1. Игра «Кто это, что это?» (Формирование умения правильно ставить вопрос к одушевленным и неодушевленным предметам живой и неживой природы). 

Если это предмет живой природы, дети – задают вопрос кто? Если предмет неживой природы – что? 

 

Овощи

  1. Игра «Назови ласково» (Подбор существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). 

Слова: картошка-картошечка, помидор- помидорчик

 Огурец-огурчик, капуста- капустка, морковь-морковочка.

  1. Игра «Жадина» (Упражнять в согласовании притяжательных местоимений)  ответь на вопросы (чей это огурец? – Мой      огурец), (чья это морковь?- ….) и т. д.
  2. Игра         «Четвертый         лишний»         (Закрепление         умения обобщать предметы по теме)

Объяснить свой выбор. Почему? (показать картинки и выложить их вряд)

Картошка, морковка, яблоко, помидор.

Капуста, огурец, груша, лук.

  1. Игра «Один — много» (Образование множественного числа существительного)   помидор — помидоры, морковка — морковки..., огурец — огурцы ..
  2. Игра «Посчитай » (Упражнение в согласовании количественных числительных с существительными) Один         огурец,         два         огурца,         три         огурца,         и         т.д.

Помидор…..морковка…картошкалук….

                 

Фрукты 

  1. Игра «Большой - маленький» (Подбор существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). 

У меня яблоко, а у тебя … (яблочко); банан (бананчик), апельсин (апельсинчик), лимон (лимончик), мандарин (мандаринчик). 

  1. Игра «В чем много витаминов?»  (Упражнение в употреблении предлога В)

Много витаминов в ... бананах, яблоках и т.д.

( яблоко, груша, гранат, виноград, слива, персик, абрикос, арбуз, дыня, кокос, апельсин, мандарин, лимон, ананас) 3. Игра «Назови цвет, форму» (Активизация словаря прилагательных)

Слива (какая?) - синяя, овальная.

Лимон (какой?) - ...

Абрикос (какой?) - ...и т.д. 

4. Игра «Мой, моя, мое» (Упражнять в согласовании притяжательных местоимений)  

(Это мой мандарин) Яблоко, груша, слива, лимон, апельсин и др. 

5.Игра «Четвертый лишни» (Закрепление умения обобщать предметы по теме)

Апельсин, яблоко, картошка, банан и др. 

Перелетные птицы

  1. Игра «Назови части тела птицы» (Активизация словаря существительных)

Логопед указывает на различные части тела птицы, дети их называют :  

 У птиц есть голова. У птиц есть две лапы.У птиц есть два крыла. У птиц есть хвост.У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.

  1. Игра «Назови ласково» (Подбор существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). 

Логопед предлагает детям назвать части тела птиц ласково.  

Голова  - головка

Лапы – лапки

Крыло – крылышко

Хвост – хвостик

Клюв – клювик

  1. Игра «Назови части тела птицы» (Активизация словаря существительных) У птиц есть голова.  

У птиц есть две лапы.

У птиц есть два крыла.  

У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв.

Тело птиц покрыто перьями. 

4. Игра «Где птичка» (Упражнение в употреблении предлогов)

С чего слетела ласточка?  

  • Из чего вылетел скворец?  
  • К чему поделетел скворец?  
  • Около чего сидит ласточка?  

 И.т.д.  

( Ласточка сидит на березе.

Ласточка слетела с березы.  

Скворец залетел в скворечник.  

Скворец вылетел из скворечника).  

 

Домашние птицы и их детёныши

 

  1. Игра «Кто как разговаривает?»  (Расширение словарного запаса)

Петух– кукарекает,  

Курица– кудахчет (квохчет);

Ципленок– пищит,  

Утка– крякает,  Гусь – гогочет;

  1. Игра «У кого – кто?» (Расширение словарного запаса) У курицы – Цыплёнок, цыплятам У утки –Утенок, утята. И т.д.
  2. Игра «Чья голова? Чей хвост? Чье туловище?» (Закрепление правильного употребления притяжательных прилагательных)

Дети рассматривают картинку петуха. Логопед спрашивает:  

  • Это чья голова? – Петушинная
  • Это чей гребешок? – Петушинный - Это чей хвост? – Петушинный - Это чье туловище? –Петушинное.
  1. Игра «Один – много» с мячом. (Образование множественного числа существительного)  

Утка – Утки

Петух – Петухи

Курица –Курицы. И т.д.  

  1. Игра «Подбери словечко». (Активизация словаря синонимов)

Подбор синонимов в слову Курица:  

Курочка, хохлатка, наседка. 

Домашние животные и их детёныши

 

1. Игра «Назови ласково». (Подбор существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).  - Кошка – кошечка

  • собака – собачка
  • котенок – котеночек - щенок – щеночек   И др.  

2. Игра «Один – много».  (Подбор существительных множественного числа). 

Кот – Коты

Собака – собаки

Лошадь – лошади

Котенок –котята

Ягненок– ягнята

Жеребенок – жеребята И т.д.  

3.Игра «Подбери словечко». (Подбор синонимов к словам) Корова– буренка, кошка – киска, мурлыка,  лошдь – конь, сивка, скакун,  

Собака – пес, шавка, моська, барбос.

4. Игра «Один, два, пять» (Согласование числительных с существительными)

 Один волчонок, два волчанка, пять волчат.

Один лисенок, два лисенка, пять лисят и др.

 

Дикие животные и  их детёныши

  1. Игра «Один — много» (Образование множественного числа существительных) белка – белочка, лиса-лисичка,  и т.д.
  2. Игра «Какой? Какая?»  (Образование сложных прилагательных): У лисы длинный хвост. Какая лиса? (Длиннохвостая.) Короткий хвост. Короткие лапы. Толстые лапы. Длинные уши. Острые уши. Короткие усы...
  3. Игра «Великаны» (Образование существительных с помощью суффикса -ищ-: нос) — носище, лапы, хвост, усы, глаза, зубы.
  4. Игра «Чей, Чья? Чье?» (Образование притяжательных прилагательных) Нора лисы. Чья нора? (Лисья.) Берлога медведя. Дупло белки. Логово волка. Морда лисы. Хвост зайца.

 

Мебель

 

  1. Игра «Что для чего нужно?» (Подбор  глаголов).  

 Как используют различную мебель? Для чего она нужна?  

Что делают за письменным столом? (Пишут).

Что делают за обеденным столом? (Обедают).

Для чего нужен диван? (Чтобы сидеть, отдыхать).

Для чего нужен стул? (Чтобы сидеть).

Для чего нужен платяной шкаф? (Чтобы хранить одежду).

Для чего нужен посудный шкаф? (Чтобы хранить посуду).

Для чего нужен книжный шкаф? (Чтобы хранить книги).  

  1. Игра «Скажи наоборот». (Подбор антонимов).

Старая мебель –новая мебель

Тяжелая мебель – легкая мебель

Старинная мебель – современная мебель Мягкий диван –жесткий диван и др.

  1. Игра «Назови части».  

Стол – крышка, ножки.  

Кресло – ножки, сиденье, спинка, подлокотники

Стул – ножки, сиденье, спинка,  

Шкаф – ножки, дверцы, полки, стенки.  

  1. Игра «Один – много» (Образование имен существительных в форме множественного числа).  

Одна полка, а много … полок.

Один диван, а много диванов.  

Один шкаф, а много шкафов.  

Один стол, а много…столов. И т.п.  

 

Одежда, обувь, головные уборы

1. Игра «Что к чему подходит?» (Развитие связной речи) Логопед раздает детям картинки с изображением предметов одежды, а на доску выставляет картинки с изображением

обуви. Дети подходят к доске и выбирают предмет обуви, комментируя:  

К спортивному костюму подходят сапоги К плащу я надену сапоги.

К халату надевают тапочки.

 Шубе я надену валенки или теплые ботинки. И др.

2. Игра «Четвертый лишний» (Классификация) Платье, сапоги, шорты, шапка

  • Какая картинка лишняя? – Шапка.

-Почему?  - сапоги –это головные уборы, остальное одежда.  Сандалии, валенки, шляпа, ботинки - Какая картинка лишняя? – Шляпа.

  • Почему? – Шляпа – головной убор, остальное обувь.
  1. Игра «Что делает, что делают?» (Образование формы множественного числа глаголов).  

Сапожник сапог чистит, а сапожники сапоги…чистят.

Мальчик рубашку гладит, а мальчики рубашки … гладят.

Девочка платье стирает, а девочки платья …. стирают.  

Бабушка шапку вяжет, а бабушки шапки …. вяжут.

Портной блузку кроит, а портные блузки …кроят.

Швея блузку шьет, а швеи блузки … шьют.

Мальчик шнурки завязывает, а мальчики шнурки … завязывают.

  1. Игра «Скажи наоборот» (Подбор антонимов).  

Чистые ботинки – Грязные ботинки.

Новые сапоги – Старые сапоги.

Широкая юбка – Узкая юбка.

Длинное пальто – Длинное пальто.

Толстый шарф – Тонкий  шарф.

Валенки большого размера – Валенки маленького размера.

Обувает сандалии – Обувает сандалии.

Белый пиджак – Черный пиджак.

5.Игра «Все наоборот». (Упражнение в образовании мужского и среднего рода и согласование их с

существительными)

 Катя разделась, а Дима оделся.

Катя расстегнула пуговицы, а Дима расстегнул пуговицы. Катя обулась, а Дима разулся.

Катя развязала шарф, а Дима завязал шарф и др.   

Посуда

1.         Игра «Почини Федорину посуду» (Употребление предлогов)

- Какие предметы посуды убежали от Федоры и без какой части они остались?  

(От Федоры убежала чашка. Чашка без стенки и др.)

 (Чайник остался без носика. Я прикреплю носик к чайнику и др.)

2. Упражнение «Скажи наоборот» (Подбор антонимов) - Сковородка тяжелая, а вилка … Легкая.

  • Чашка низкая, а кружка … Высокая.
  • Кастрюля большая, а ложка … Маленькая.
  • Блюдце мелкое, а миска … Глубокая.
  • Кувшин полный, а стакан … Пустой.
  • Чайник целый, а блюдце … Разбитое.

- Поварешка прочная, а стакан … Хрупкий.  

3. Упражнение «Из чего –какой» (Подбор прилагательных) - Если вилка из пластмассы, то она … Пластмассовая.

  • Если нож из стали, то он … Стальной.
  • Если тарелка из картона, то она … Картонная.
  • Если ложка из металла, то она … Металлическая.
  • Если чашка из фарфора, то она … Фарфоровая.
  • Если кувшин из глины, то он … Глинянный.
  • Если блюдце из стекла, то оно… Стеклянное.
  • Если ложка из серебра, то она … Серебряная.

4. Игра «Мама и папа» (Образовывать множественное число глаголов). 

Если мама посуду моет, то мама с папой посуду ... (моют).

Если мама посуду вытирает, то мама с папой посуду ... (вытирают). Если мама посуду в сушилку ставит, то мама с папой посуду в сушилку ... (ставят). 

Если мама посуду убирает, то мама с папой посуду ... (убирают). 

 

 

Продукты питания

  1. Игра «Назови по образцу».  

Картофель жарят  - значит, он какой?  - Жареный….

Свеклу варят – значит, она какая? – Вареная.

Репу парят – значит, она какая? – Пареная.

Капусту тушат – значит, она какая? – Тушоная и др.  

 

  1. Игра «Назови ласково». (Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме) 

Суп – супчик, масло – маслице, блин – блинчик, печенье – печеньице, котлета – котлетка, творог  - творожок, торт – тортик, варенье – вареньице, каша – кашка и др.

 

3.Игра «Один-много». (Образование существительных во множественном числе)

Суп – супы – много супа (супов).

Щи – щи – много щей.

Котлета – котлеты – много котлет.  Молоко – молоко – много молока.  

Пирог – пироги – много пирогов.  

Холодец – холодец – много холодца.

Сосиска – сосиски – много сосисок.

Сок –соки – много сока (соков).

Каша – каши – много каш.

4. Игра «Веселый счет». (Согласование числительных с существительными) 

Одна котлета,  две котлеты, три котлеты, четыре котлеты, пять котлет.  И т.д.  

 

Зима

1. Игра «Что делает?» (расширение словаря слов-действий (глаголов))

Снег: идёт, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьётся.

Сежинка: тает, падает, идёт, кружится, ложится, вьётся.

Лед: трещит, тает, ломается, плывѐт.

2.Игра «Ответь правильно» (Развитие умения отвечать на вопросы педагога) Снег белый или синий?

Лед твердый или мягкий?

Снег капает или идет?

Зимой бывает снегопад или листопад?

Лед скользкий или шершавый?

На улице мороз или жара?

Зимой одеваемся тепло или легко?

Снеговика лепят или строят?

На коньках катаются или качаются?

  1. Игра         «Назови         ласково»         (Формирование         умения

образовывать         существительные         с         уменшительноласкательными суффиксами)

Зима – зимушка

Снег – снежок

Снежинка – снежиночка Мороз – морозик Сосулька – сосулечка Лед – ледок.

  1. Игра         «Где         птичка?»         (Понимание         предложных конструкций)

Детям раздаются картонные синички и кормушки, и они выполняют соответствующие инструкции.

Синичка прилетела и села НА кормушку.  

Летала синичка, летала и села СБОКУ от кормушки.

Перелетела синичка и села НАД кормушкой.

Села синичка НА кормушку, поклевала зернышек и улетела.

 

 

Зимующие птицы

1. Игра «Назови части тела птицы» (Активизация словаря существительных)

Логопед указывает на различные части тела птицы, дети их называют :  

 У птиц есть голова.  

У птиц есть две лапы.

У птиц есть два крыла.  

У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв.

Тело птиц покрыто перьями.

2 . Игра «Где птичка» . (Употребление предлогов)

Для этой игры используется макет березы (или любого другого дерева)  

Вопросы:  

  • С чего слетела синица?  
  • Из чего вылетел снегирь?  
  • К чему подлетел воробей ?  
  • Около чего сидит сова?  И.т.д.  

(Синица  сидит на березе. Синица слетела с березы.  

 Сова подлетел к березе. Сова отлетела от березы. Снегирь перелетал с ветки на ветку. Голубь облетела вокруг скворечника. Голубь и воробей сидят на березе. Ворона сидит

под березой.)  

  1. Игра «Назови ласково» (Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

Голова  - головка, лапы – лапки, крыло – крылышко, хвост – хвостик, клюв – клювик.

  1. Игра «Один – много» (Употребление существительных множественного числа в родительном падеже)

Дятел-дятлы, сорока-сороки, сова-совы, ворона-вороны, снегирь-снегири и др.  

  1. Игра «Сосчитай птиц» (Согласование количественных прилагательных  с существительными).  

Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев.  

И т.п. (Сова, голубь, снегирь, синица)

 

Зимние забавы

1. Игра «Назови ласково» (Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами ) снег - снежок лед — ледок сосулька - сосулечка санки - саночки горка - горочка лопата - лопатка 

2.Игра  «Какой? Какая? Какие?» (Активизация словаря прилагательных)

Например: солнце (какое?) ...; небо (какое?) ...; снег (какой?) ...; погода (какая?) ...; воздух (какой?) ...; ветер (какой?) ...; день (какой?) ...; каток (какой?) ...; узоры (какие?) ...

  1. Игра «Что из чего?» (Упражнять в словообразовании прилагательных от существительных). шуба из меха - меховая шуба; курточка на пуху - пуховая курточка; брюки из шерсти - шерстяные брюки, перчатки из шерсти - шерстяные перчатки; сапоги из кожи - кожаные сапоги; шапка из меха - меховая шапка.
  2. Игра  «Что без чего?» (Упражнение в употреблении форм существительных родительного падежа).

Кофта без пуговицы, курточка без рукава, шапка без завязки, брюки без пояса, рукавица без пальца, курточка без капюшона, сапог без подошвы ...

 

Новогодний праздник

1. Игра «Подбери признак». (Подбор имен прилагательных к именам существительным, согласование частей речи).  Елка (какая?) – зеленая, колючая, яркая, блестящая, разноцветная, нарядная и др.

Праздник Новый год (какой?) – веселый, задорный, радостный, запоминающийся, добрый.  

Дед Мороз (какой?) – старый, добрый, бородатый, щедрый, веселый, умный.  

Снегурочка (какая?) – веселая, добрая, милая, красивая, веселая, умная.  

Подарки (какие?) – разные, неожиданные, новые, сюрпризные, долгожданные, красивые, полезные.  

Настроение (какое?) – праздничное, веселое, задорное, новогоднее.  

  1. Игра «Назови ласково» (Развитие навыка образования имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). 

Шар – шарик, звезда – звёздочка, елка – ёлочка, хлопушка – хлопушечка, подарок – подарочек.

  1. Чего не стало?» (Развитие навыка образования родительного падежа имён существительных). 

Не стало гирлянды. Не стало звезды.Не стало мишуры. 

Не стало шара.Не стало подарка. 

  1. «Подбери признаки» ( Уточнение словаря прилагательных. 

Дед Мороз (какой?) – добрый, волшебный, седой … 

Снегурочка (какая?) – красивая, молодая, стройная … 

Шар (какой?) – блестящий, стеклянный, разноцветный … 

Ёлка (какая?) – зелёная, колючая, нарядная… 

Праздник (какой?) – веселый, шумный, новогодний… 

Подарок (какой?) – щедрый, новогодний, приятный… 

Игрушка (какая?) –  елочная,красивая, стеклянная … 

Снеговик (какой?) –  большой, белый, круглый, веселый… 

Гирлянда (какая?) –  новая, красивая, блестящая, разноцветная… 

Мишура (какая?) –   блестящая, новогодняя, серебристая…  5. «Посчитай…» (Согласование имен существительных с числительными). 

Один подарок, два подарка, …., пять подарков. 

Один шар, два шара,… , пять шаров, семь шаров. 

Человек, части тела

  1. Игра «Расскажи о себе» - (Образование глаголов в форме первого лица настоящего времени).  

Девочка купается, а я – купаюсь.  

Мальчик умывается, а я – умываюсь.  

Девочка чистит зубы, а я – чищу зубы.  

Мальчик делает зарядку, а я – делаю зарядку.

Мальчик  одевается, а я – одеваюсь. И др.  

  1. Игра «Скажи наоборот»- (Подбор антонимов к именам прилагательным и глаголам.  Молодой – старый (пожилой)

Низкий – высокий

Худой – толстый  Щедрый – жадный

Веселый – грустный

Грязный – чистый  

Злой – добрый  

Мокрый – сухой  

Спускаться вниз – подниматься вверх Плачет – смеется

Быстро бежит – медленно идет

Положила - взяла

3. Игра «Узнай по описанию» или «Какой, какие» - (Подбор подходящего по смыслу имени существительного к ряду имен прилагательных).  

Красивые, серые, зеленые, голубые, карие, большие (Что?) – Глаза.

Густые, длинные, короткие, блестящие, вьющиеся, прямые, пышные (Что?) – Волосы

Большой, маленький, конопатый, орлиный, горбатый (Что? )-

Нос

Пухлые, розовые, узкие, большие, тонкие (Что?) – Губы

4. Игра «Четвертый лишний» (Расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов.  перчатки, пальцы, ноги, ладони.  нога, стопа, сапоги, колено. 

глаза, очки, нос, рот. язык, живот, локоть, тарелка. одуванчик, рука, палец, голова. ухо, нос, рот, носорог. 

Зуб, язык, акула, губы. 

Моя семья

1. Игра «Подбери признак». (Подбор существительного к прилагатеьному)

Мама (какая?) – добрая, веселая, заботливая….  

Бабушка (какая?) –  Дедушка (какой?) –  

Брат (какой?) –  Папа (какой?) –  

2.Игра «Чей, чья, чьё, чьи?» (Согласование прилагательных с существительных)

  • Ты чей? (мамин, папин, бабушкин….) - Ты чья?  

Сын чей? (мамин, папин)

Дочка чья? (мамина, папина)

Внук чей? (бабушкин, дедушкин)

Внучка чья? (бабушкина, дедушкина)

Шляпка чья? (мамина, дочкина, бабушкина) Пальто чье? (папино, мамино, бабушкино)

Свитер чей? (папин, дедушкин) Штаны чьи? (папины, дедушкины)

  • Варежки чьи? (мамины, бабушкины, дочкины)

Платье чье? (мамино, дочкино)  

3.Игра «Скажи наоборот». (Активизация словаря антонимов)

  • Старший (брат) - …(младший)  

Большой (папа) - …. (маленький (сын)) – Молодой (внук) - …. (старый (дедушка)) –  Старше  (бабушка) - … (младше (мама)) –И т.д.  

4.Игра «Подбери похожее словечко» (Подбор синонимов).  Мальчик – мальчишка, мальчуган, парнишка, паренек, хлопец, хлопчик, пацан.

Ребенок – малыш, крошка, дитя, карапуз, чадо, кровинка,  

Отец – папа, папаня, папенька, родитель, батя, батюшка, Мама – матушка, мать, родительница, мамуля, маманя, мамочка, мамуся, родимая  

Дедушка – дед, старик, дедок, предок,  Бабушка – бабка, баба, бабуся, старушка.  

 

 

Профессии

1. Игра «Что было бы, если бы…»  (Закрепление у детей знаний о профессиях).

Что было бы, если бы не было врачей?  

Что было бы, если бы не было учителей?  

Что было бы, если бы не было строителей?  

Пожарных? Художников? Артистов? И др.  

2.Игра «Кем ты будешь?» (Пополнение словаря детей по теме)  

Я буду строителем и буду строить дома.  

Я буду поваром и буду готовить вкусные блюда.  

Я буду воспитателем и буду воспитывать детей.  

Я буду геологом и буду искать полезные ископаемые.  

Я буду учителем и буду учить детей читать и писать.  

Я буду экономистом и буду работать в банке.  

Я буду шахтером и буду добывать золото.  И др.

3. Игра «Один – много» (Образование существительных

единственного и множественного числа) Одна коса – много кос.  

Один нож – много ножей.  

Одна кисточка – много кисточек.  

Один компьютер – много компьютеров. И др.

4.Игра «Кто это делает?» (упражнение в подборе существительных к глаголам)  учит - , шьет - …,готовит-…, продает и др. 

Моя Родина

  1. Игра «Один, два, пять» ( Согласование числительного с

существительным)                                                                             

 Один город, два города, пять городов, флаг, мост  Магазин, дом, улица и др.

  1. «Чего много?» (Согласование существительны с числительными) 

В нашей стране много (чего?) полей.

(реки, озера, народ, моря, города, дороги, леса, горы, равнины, поселки, деревни, луга).

3.Игра «Назови ласково» (Развитие навыка образования имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). 

Лес – лесок (ручей, дерево, озеро, пруд, река, гора, луг, поляна, город, дорога, завод, дом, салют) 4.Игра «Что лишнее?» (Закрепление умения классифицировать)  

Парк, сквер, сад, лес.

Машина, улица, площадь, проспект.

Река, пруд, мост, озеро.

Город, дом, деревня, поселок. 

 

День защитников отечества

1. Игра «Кто где служит?» (Активизация словаря) В артиллерии служат …. (Артиллеристы).

В зенитных войсках служат …. (Зенитчики). В небе нашу родину охраняют … (Летчики).

В пехоте служат … (Пехотинцы).

В море несут службу … (Моряки).  

НА границе охраняют Родину … (Пограничники).  

В кавалерии служат … (Кавалеристы).  

В десанте служат … (Десантники).  

 И т.п.  

  1. Игра «Сосчитай технику». (Согласование числительных с существительными)

Один танк, два танка, три танка, четыре танка, пять танков.  Одна пушка, две пушки, три пушки, четыре пушки, пять пушек.  

 И т.д.

  1. Игра «Подбери признак и действие». (Подбор прилагательных к глаголам)

Защитник Отечества (какой?) – Смелый, храбрый, мужественный, отважный, доблестный, бесстрашный…. Защищать Родину – это значит (что делать?) – Охранять, беречь, сохранять, оберегать.

4.Игра  «Один – много» ( Образование множественного числа существительных в именительном падеже)

Танкист – танкисты.

Летчик – летчики. Моряк – моряки.

Солдат – солдаты.

Воин – воины.

Герой – герои.

Ракета – ракеты.

Шашка – шашки.

Пилотка – пилотки.

Лодка – лодки.

Пехотинец – пехотинцы.

Десантник – десантники.

Пограничник – пограничники. 

 

Транспорт

  1. Игра «Один-много».  (Образование существительных

единственного и множественного числа) Один автобус  - много автобусов,  

Одна лодка – много лодок,  И т.д.  

Или  

Автобус – автобусы

Лодка – лодки

Мотоцикл – мотоциклы

И т.д.  

  1. Игра «Скажи наоборот». (Употребление глаголов с приставками)  Отъехал-подъехал

Въехал-съехал

Выехал-заехал

Улетел-прилетел и др.

  1. Игра «Проезжай, лети, плыви». (Активизация словаря глаголов)  

Дети берут в руки флажки: красный и  зеленый. Называется какой-либо вид транспорта, дети поднимают зеленый флажок и хором говорят «проезжай (лети, плыви)», а если называется слово, не относящееся  к транспорту, то дети говорят «стой» и

показывают красный флажок.  

Слова: самолет, пароход, велосипед, лошадь, велосипед, машина, вертолет, лодка, троллейбус, электричка и др.

4. Игра «Я поеду». (Совершенствование навыка составления предложений)

Детям предлагается отправиться в путешествие, куда только захотят, но поедет ребенок на том виде транспорта, который изображен на картинке.  

Каждый должен сказать на чем, куда и зачем он поедет.  

Например:

Я поеду на троллейбусе  в гости к бабушке.  

 

Весна  

1.         Игра «Без чего не может быть весны?» (Подбор существительных, правильное согласование слов) 

Логопед: вы внимательно прослушали мой рассказ, а теперь попробуйте сказать, без чего не может быть весны. Для этого используйте картинки, которые находятся перед вами.  

Весна не может быть без яркого солнца.  

Весна не может быть без луж.  

Весна не может быть без ручейков.  

Весна не может быть без грозы.  

Весна не может быть без майских жуков.  

Весна не может быть без проталин.  

Весна не может быть без капели.  

Весна не может быть без подснежников.  

 И т.п.

 

2.         Игра «Образуй новое слово». (Подбор существительных к прилагательному и согласование их в роде). 

Весна (что может быть весенним?) – весенний дождь, весеннее солнце, весенний день, весенняя радуга и др.  Март (что может быть мартовским?) – мартовский день, мартовская оттепель, мартовский праздник, мартовские лужи и др.  

Апрель (что может быть апрельским? ) – апрельские цветы, апрельское солнышко и др.  

Май (что может быть майским?) – майские праздники, майский жук, майская гроза, майское солнце и др.  Дождь (что может быть дождливым?) – дождливый день, дождливое небо, дождливая погода.  

Гроза (что может быть грозовым?) – грозовое небо, грозовая туча, грозовой май и др.  

Солнце (что может быть солнечным?) – солнечные лучи, солнечный зайчик, солнечное небо, солнечная полянка.

3. Игра «Один – много».  (Образование существительных единственного и множественного числа) 

Логопед: А теперь давайте посмотрим, чего бывает много весной. (проводится по картинкам).  

Одна что?  - ЛУЖА. Если несколько, то как о них можно сказать? – ЛУЖИ. А много чего? ЛУЖ.  

Ручей – ручьи – ручьев.  

Дерево – деревья – деревьев.  

Туча – тучи – туч.  

Сосулька – сосульки – сосулек.  

Лужайка – лужайки – лужаек.  

Почка – почки – почек.  

Подснежник – подснежники – подснежников

Бабочка – бабочки - бабочек  И т.п.

4.Игра «Подбери слово» (Подбор существительных к глаголу) Греет (солнце)

Тает (снег)

Журчит (ручей)

Набухают (почки)

Капает (капель)

8 марта

1.Игра «Мамино или Танино?» (Образование притяжательных прилагательных).  

Логопед выставляет на доску предметные картинки одежды и обуви. Дети подходят к доске, выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет.  

Это длинное платье – мамино.

Этот короткий сарафан – Танин.  

Эти красные сандалии – Танины.  

Эти зеленые туфли на высоком каблуке – мамины.  

Эта пышная юбка – Танина.  

Этот розовый пиджак (жакет) – мамин.

Эти полосатые гольфы – Танины.  

И др.  

  1. Игра «Подбери родственные слова». (Подбор родственных слов)

Мама – мамочка, мамуля, маменька, мамин, матушка,  

Бабушка – бабуля, баба, бабка, бабочка;  

Сестра – сестренка, сестричка, сестрица, сестрин.  

  1. Игра «Подбери признак». (Подбор признаков) Мама (какая?) – добрая, красивая, терпеливая, веселая, скромная, ласковая, нежная, умная, требовательная.  

Бабушка(какая?) – старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, добрая, доброжелательная;  

Сестра (какая?) – веселая, задорная, непоседливая, старшая, младшая;

  1. Игра «Закончи предложение» (Развитие смысловой стороны речи).  

Папа пришел домой с цветами, потому что….

Оля встала очень рано, потому что….

Мы сегодня рисовали портрет мамы, потому что….

Мама надела новое платье, потому что….

Мы любим маму, потому что….

Ваня всю неделю  ходил с загадочным лицом, потому что… Вся семья собралась за праздничным столом, потому что…  И др.

5.Игра «Подбери как можно больше слов –действий»

(Активизация словаря глаголов)

Солнце-греет, светит, пригревает, восходит, садится

Снег-тает, темнеет, оседает, падает

Сосульки-капают, тают, падают, висят Ручей-бежит, течет, журчит, звенит  И др.

 

Первые весенние цветы

1. Игра «Ответь» (Развитие диалогической речи)  подумай и ответь на вопросы 

  • Почему так назвали цветы – «первоцветы»? 
  • Почему цветок получил название «подснежник»? 
  • Какие полевые цветы вы знаете?  (клевер, василек, незабудка, лютик, колокольчик…) 
  • Почему их называют полевыми цветами? (Растут в поле) 
  • Какие садовые цветы вы знаете? (Роза, гвоздика, тюльпан…) 
  • Почему их называют садовыми цветами? (Растут в саду) 

2.Игра «Назови ласково» (Развитие навыка образования имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). 

Цветочек-цветок, стебель-стебелек, лист-листочек, лепестоклепесточек и др.

  1. Игра «Сосчитай от 1 до 5» (Согласование числительного с существительным)

 Два одуванчика – пять одуванчиков,  Колокольчик - …    

Гвоздика - …                                      

Василек - …

Ромашка - …                                 Лютик - …                                           

  1. Игра «Четвертый  лишний» (Закрепление умения классифицировать)  какое слово лишнее? Объясни почему? 

Колокольчик, береза, дуб, рябина. 

Незабудка, ландыш, ромашка, береза Соловей, ворона, воробей, одуванчик. 

 

Комнатные цветы

  1. Игра «Какой? Какая?» (Образование качественных прилагательных 

Кактус (какой?) – колючий, зеленый, круглый, и тд. 

Герань (какая?) ……………………………………… Орхидея (какая?)…………………………………….. 

Спатифилиум (какой?)……………………………… Фикус (какой?)………………………………………. 

Фиалка (какая?)……………………………………… 

Алое (какой?)………………………………………… Каланхое (какой?)…………………………………… Плющ (какой?)………………………………………. 

  1. Игра         «Посчитай         то         1         до         5»         (Согласование

существительных с числительными  Фиалка, фикус, бегония, кактус. 

Например: одна фиалка, две фиалки, три фиалки и тд. 

  1. Игра «Жадина»  (Согласование местоимений «мой», «моя», «мои» с существительными. 

Чей кактус? Это мой кактус. 

Чья герань? Это моя герань.  

Чья орхидея? Это моя орхидея. 

Чей фикус? Это мой фикус. 

Чья фиалка? Это моя фиалка. 

Чей алое? Это мой алоэ.  

Чей каланхое? Это мой каланхоэ. 

Чей плющ? Это мой плющ. 

Чьи комнатные растения? Это мои комнатные растения.   

 4. Игра «Кто что делает? Кто что делал? Кто что будет делать?» (Упражнение в изменении глаголов по времени, числам и родам).

Катя цветы поливает. Паша цветы поливает. Катя и Паша цветы поливают.

Катя цветы поливала. Паша цветы поливал. Катя и Паша цветы поливали.

Катя будет поливать цветы. Паша будет поливать цветы. Катя и Паша будут поливать цветы.

 

 

Здоровье

1. Игра  «Скажи, что делают этими предметами» 

 Активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных. 

Скажите, как врач использует эти предметы?

Что делает врач шприцем? Делает уколы.

Что делает врач термометром? Измеряет температуру.

Что делает врач ватой? Смазывает кожу перед уколом.

Что делает врач зеленкой? Смазывает царапину.

Что делает врач бинтом? Перевязывает рану.

Что делает врач массажером? Делает массаж.

Что делает врач фонендоскопом? Слушает дыхание и биении сердца.

Что делает врач грелкой? Прогревает больное место.

2. Игра «Скажи наоборот» (Активизация словаря антонимов) Здоровый-больной, грязный-чистый, мокрый-сухой, подстриженный-лохматый и др.

3.Игра «Закончи предложение» (Образование сравнительной степени наречий)

Маша бегает быстро, а Саша быстрее.

Маша прыгает высоко, а Саша выше.

Маша далеко ушла вперед, а Саша дальше. И др.

4.Игра «Новые слова» (Образование глаголов с помощью приставок)

Расти-вырасти, смотреть-посмотреть, ходить –выходить, заходить, уходить, бежать-выбежать и др.

5.         Игра «Один-много» (Образование множественного числа существительных) 

Спортсмен-спортсмены, лыжник-лыжники, игра-игры, боксербоксеры, пловец –пловцы, победитель-победители и др.

 

 

Космос

1. Игра «Каким должен быть космонавт?». (Подбор

прилагательных и глаголов к существительным)

Давайте сегодня попробуем стать космонавтами.

  • Какими должны быть космонавты? (Храбрыми, сильными, смелыми,         умными,         бесстрашными,         спортивными, любознательными).
  • Что нужно делать, чтобы быть сильным, здоровым?  (Закаляться,         делать         гимнастику,         заниматься         спортом, соблюдать режим дня, много учиться).

 Космонавт должен быть выносливым, внимательным, выполнять все правильно, много знать, хорошо учиться, читать, тренировать память.  Ведь прежде чем полететь в космос нужно пройти очень сложные тренировки.

2.  Игра «Большой – маленький» -игра с мячом. (Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением)

Дом стал маленьким т.е. превратился в домик,  цветок –  цветочек,  кот –,  дерево –,  елка –,  коляска –,  птица –,  собака – и т д.

3.Дидактическая игра «Посчитай-ка». (Упражнение  в согласовании числительных с существительными) Сосчитать все, что попадается на пути:  один  спутник, …2, 3,4, 5. одна  звезда,… 2, 3, 4, 5. одно созвездие…2, 3, 4, 5.

4. Игра с мячом «Один – много». (Образование существительных единственного и множественного числа) Слова:  

звезда, космонавт, спутник, комета, планета, станция. 5. Игра «Скажи наоборот». (Активизация словаря антонимов)

далеко – близко,  высоко - ,  улететь - ,  темно -,  ярко - ,  тесно – и т.д. 

Рыбы

1. Игра «Какой, какая, какие» 

Рыбы, живущие в море – какие? … морские 

Рыбы, живущие в реке – какие? … 

Рыбы, живущие в аквариуме – какие? … 

2.Игра «Назови ласково» (Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением)

Карась -…( карасик), сом - …(сомик), ерш - …(ершик), дельфин -

3. Игра «Рыбалка» (Образование существительных  множественного числа) Мы поймали: 

Не одного окуня, а много … (окуней) 

Не одну щуку, а много …(щук) 

Не одного карася, а много …(карасей) 

Не одного сома – много…(сомов) 

4. Игра «Сосчитай рыбок» (Согласование имен существительных с числительными):

 (одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок)  

5.Игра «Рыбы великаны» (Образование существительных с увеличительным оттенком) Не сом, а сомище  (ерш, окунь, карась, рыба, хвост) 

 

Насекомые

  1. Игра «Угадай, кто?» (Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу).  

Порхает (кто?) - … Бабочка.

Жужжит – Жук

Звенит – Комар

Собирает мед – Пчела

Жалит – Шмель

Ползает – Муравей Прыгает – Кузнечик.  

  1. Игра «Один – много».  (Образование существительных в форме множественного числа).  

Муха, а много … Мух.  

Бабочка, а много … Бабочек.

Комар, а много … .Комаров.

Пчела, а много …. Пчел.

Муравей, а много…. Муравьев.

Кузнечик, а много…. Кузнечиков. И др.

  1. Игра «Что делает, что делают?» (Образование формы множественного числа глаголов):  

Бабочка порхает, а бабочки … Порхают.

Пчела собирает мед, а пчелы  Собирают мед.

Оса жалит, а осы … Жалят.

Жук жужжит, а жуки … .Жужжат.  

Комар звенит, а комары … Звенят.

Стрекоза стрекочет, а стрекозы … Стрекочут.  

Муха в дом залетает, а мухи в дом…. Залетают.

Кузнечик прыгает, а кузнечики …. Прыгают.  

Паук паутину ткет, а пауки паутину … Ткут.

Муравей муравейник строит, а муравьи …. Строят.  

  1. Игра «Четвёртый лишний» (Закрепление умения классифицировать) 

 Заяц, еж, лиса, шмель;

 Трясогузка, паук, скворец, сорока;

 Бабочка, стрекоза, енот, пчела;

 Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

 Пчела, стрекоза, енот, пчела;

 Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

 Таракан, муха, пчела, майский жук;

 Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

 Лягушка, комар, жук, бабочка;

 Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

5. Игра «Кто без чего?» (Закрепление формы родительного падежа существительных). Бабочка без (крылья… - крыльев кузнечик без (усики… - усиков паук без (ножки) … - ножек пчела без (хоботок… - хоботка муравьи без (муравейник… – муравейника гусеница без (волоски) … - волосков стрекоза без (хвост… - хвоста

божья коровка без (крылышки… - крылышек 

Иришки

1. «У меня один (одна), а у тебя два (две)» (Согласование числительные один и два с существительными) 

один мяч - …  два  мяча;                                     одна машинка -… две машинки; 

одна кукла - .. две куклы;                                 

один шар -…два шара; 

один кубик -..два кубика;                                 одна матрёшка -..две матрёшки; 

один мишка – …два мишки;                           одна собачка - .. две собачки; 

один конструктор -…два конструкторы;         один зайчик – ..два зайчика; 

одна коляска –..две коляски;                       одна кроватка –…две кроватки.

  1. Игра «Что изменилось?» (Закрепление умения правильного употребления предлогов)

 (между мячом и пирамидкой выставляется машина)

Уточнить, где находится машина, используя предлоги: за, перед, между, рядом, около.

Затем дети закрывают глаза – и логопед меняет месторасположение предметов.

  1. Игра «Скромник и хвастун». (Образовывание множественное число имен существительных в родительном падеже)

У меня один мяч - … а у меня много мячей;                                  

У меня одна машинка -…а у меня много машинок;

У меня одна кукла - ..а у меня много кукол;                                

У меня один шар -…а у меня много шаров;

У меня один кубик -..а у меня много кубиков;                              

У меня одна матрёшка -..а у меня много матрёшек;

У меня один мишка –а у меня много мишек;                          

У меня одна собачка - .. а у меня много собачек;

У меня один конструктор -…а у меня много конструкторов;      

У меня один зайчик – ..а у меня много зайчиков;

У меня одна коляска –..а у меня много колясок;                       У меня одна кроватка –…а у меня много кроваток.

4.  Игра «Какая кукла» (Активизация словаря

прилагательных)

Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что кукла Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки). По такому принципу дети по очереди рассказывают про любые игрушки. 6.         Игра «Мой, моя, мои» (Согласование существительных с личными местоимениями)  Кукла -…это моя кукла; 

Мишка - …это мой мишка; 

Кубики – это мои кубики и т.п. (самолёт, машинка, пирамидка, юла, велосипед, посудка, мяч, мячи, ведёрко, скакалка). 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме: "Дикие животные наших лесов" с презентацией для детей старших групп.

Конспект  НОД  по формированию лексико-грамматического строя речипо лексической теме: "Дикие животные наших лесов"с презентацией для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр для формирования лексико- грамматического строя речи.

Картотека дидактических игр для фомирования лексико-грамматического строя речи. Данна работа будет полезна логопедам, дефектологам, воспитателем и родителям....

Задания для развития лексико-грамматического строя речи по лексическим темам для детей 5 - 6 лет.

Развитие грамматического строя речи детей – постоянный непрерывный процесс. Следить за речью детей нужно не только на занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Данные задания по развитию ...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Дом» для детей старшей группы для детей с ЗПР

I. Тема: «Составление рассказа- описания с опорой на вопросы педагога» II. Цель: закреплять навыки правильного употребления лексико-грамматических категорий языка в рамках л...

Игры для развития лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Лето»

Впереди лето! Чем занять дошкольников? Предлагаю подборку речевых игр для развития лексико-грамматического строя речи на тему "Лето"...

"Развитие у детей старшего дошкольного возраста лексико-грамматического строя речи по лексической теме "Дикие животные леса" (методическая разработка по развитию речи)

В данной методической разработке представлен лексический материал по теме "Дикие животные леса" для составления конспектов по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, для рекоме...