Психологические игры для детей 4-6 лет в соответствии с ФГОС (Осень)
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему

Миронова Ольга Валерьевна

В соответствии с ФГОС дошкольного образования от 2013 года применение психологических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

1.Игра «Паровозик с именем».

 Паровозик у нас будет необычный, у каждого вагона — свое имя. Сначала у паровоза не будет вагонов, и тот из вас, кого мы выберем паровозиком, будет «ездить» по кругу, хлопать в ладоши и называть свое имя. Потом паровозик соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: «Паровозик, чух-чух-чух» и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъедет паровозик, в ответ назовет свое имя и станет новым паровозиком, а первый — его вагоном. Теперь они едут вместе и называют имя нового паровозика. (Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети.)

Итак, мы приехали в сказочную Страну Имен (появляются две куклы). Перед вами жители этой страны. Они хотят с вами познакомиться. Они назовут вам свои имена, а мы назовем им свои.

Первая  кукла. Маша.

Вторая  кукла. Света. (Имена кукол могут быть любыми.)

2.Игра «Соседи». Посмотрите на своих соседей, которые сидят о I вас справа и слева. Назовите их по имени. Когда все назовут своих соседей, можно встать и походить по комнате. По моему сигналу (звон колокольчика) все должны снова сесть на свое место рядом ее своими соседями. (Дети называют имена своих соседей справа и слева, затем расходятся по комнате. По сигналу педагога они быстро возвращаются на свои места. Если кто-то из детей ошибся ь сел не на свое место, педагог просит группу помочь этому ребенку вспомнить своих соседей и занять правильное место.)

Педагог. Вы отлично справились с заданием, и теперь мь можем отправиться в гости к ветру.

3. УПРАЖНЕНИЕ «ОКЕАН»

Дети сидят на ковре. Психолог говорит:

— Я рада вас видеть! Поздоровайтесь, улыбнитесь друг другу, (Дети выполняют задание.) А теперь закройте глаза и представьте, что мы находимся на берегу океана. (Включает аудиозапись.) Мы сидим на песке, волны набегают на берег и хотят с нами поговорить... Они шепчут имя каждого из нас... Сидите тихо и постарайтесь услышать в шуме волн свое имя... (Дети выполняют задание. Затем психолог просит детей открыть глаза и рассмотреть прикрепленную к доске картину «Дельфин». Если имеется возможность, то детям предлагается посмотреть видеосюжет «Волшебный мир дельфинов».)

— Ребята, закройте глаза и представьте, что каждый из вас качается на волнах в голубом океане... Волны медленно и плавно поднимаются и опускаются, поднимаются и опускаются... К вам подплыли дельфины. Они такие добрые! Дельфины бережно касаются вас. При этом они издают голосовые сигналы, извещая о том, как им приятно быть рядом с вами. Попробуйте ощутить прикосновения дельфинов... Качайтесь на волнах... Слушайте голос океана... Как приятно!.. Волны осторожно вынесли вас на берег... (Выключает аудиозапись.) Откройте глаза. Расскажите, что вы чувствуете. (Дети обмениваются впечатлениями.)

4. Игра «Мишка и кукла».

Посмотрите, кто к нам пришел (появляются игрушечный мишка и кукла). Поздоровайтесь с ними. (Дети по очереди здороваются с персонажами и представляются им.)

Послушайте, о чем спрашивают нас мишка и кукла: «Ребята, расскажите, чем мы похожи на вас и чем отличаемся».

Первый ребенок. Мишка лохматый, а у меня кожа гладкая.

Второй ребенок. У мишки четыре лапы, а у меня две руки и две ноги.

Третий ребенок. Кукла хоть и двигается, но все равно не живая, а я живая.

Педагог. А теперь давайте покажем нашим гостям, как мы умеем сравнивать друг друга. (Для сравнения выбираются два ребенка. Остальные дети называют, чем они отличаются — по цвету одежды, по росту, мальчик и девочка.)

Я думаю, что сегодня на занятии вы хорошо разглядели себя и узнали о своей внешности много интересного и нового. Сейчас мы нарисуем себя. Но рисунок будет необычным.

5. Рисунок «Живая рука».

 Возьмите в руку карандаш, другую положите на середину листа и обведите свою руку, каждый пальчик в отдельности. Затем раскрасьте их цветными карандашами, нарисуйте глазки, нос и рот. Молодцы!

6. Игра «Хоровод».

 А теперь давайте изобразим животных. Вставайте в круг и по моей команде (звон колокольчика), двигаясь друг за другом, изобразите печального зайчика, злого волка, веселого воробья, удивленную лисицу, сердитого медведя, испуганную лягушку. (Дети выполняют задание.)

Педагог. Садитесь поудобнее. Рассмотрим картинки. Здесь изображены разные животные и человек. Назовите, какие части тела есть только у животных, какие — у животных и у человека, а какие......- только у человека. (Ответы детей.)

7. Игра «Повстречались»

Я буду называть вам детенышей животных, а вы говорите, как они кричат, и одновременно делайте пальчиковую гимнастику.

Педагог. Повстречались два котика.

Дети. Мяу-мяу! (Соединяют мизинцы обеих рук.)

Педагог. Два щенка.

Дети. Гав-гав! (Соединяют безымянные пальцы.)

Педагог. Два жеребенка!

Дети. Иго-го! (Соединяют средние пальцы.)

Педагог. Два поросенка.

Дети. Хрю-хрю! (Соединяют указательные пальцы.)

Педагог. Два бычка.

Дети. Му-у! (Соединяют большие пальцы.)

Педагог. Нашим животным очень необходимы ласковые слова. Давайте скажем ласковые слова смешному котенку, доброй собаке, пугливому зайчику. (Дети выполняют задание.)

А теперь откройте свои альбомы и нарисуйте любое животное, которое вам нравится. Посмотрите внимательно на него и расскажите нам, как его зовут, какой он. (Дети выполняют задание.)

8. Игра «Мама и детеныш». 

Мы сейчас поиграем в игру «Мама и детеныш». Разбейтесь на пары. Один в паре будет выполнять роль мамы, другой — детеныша. (Затем можно поменяться ролями.) Давайте вспомним, что может делать мама?

Дети. Ласкать, жалеть, учить, спасать детенышей, а иногда может и слегка наказать за плохое поведение.

Педагог. У нас может быть семья кошек, собак или других животных — по вашему выбору. (Дети разбиваются на пары и изображают детенышей животных и их мам.)

9. Игра «У медведя во бору».

Давайте попробуем с этим медведем поиграть. На одной стороне комнаты будет бор, здесь живет медведь. На другой стороне — дом, где можно спрятаться от медведя. Кто хочет исполнять роль медведя? (Этому ребенку надевают маску медведя.) Наш медведь рычит, топчется в бору, переваливается с ноги на ногу, потом садится на пенек (стул) и делает вид, что засыпает. Дети приходят в бор и гуляют там со словами:

У медведя во бору Грибы-ягоды беру, А медведь не спит, Все на нас глядит, А потом как зарычит И за нами побежит. [13]

После этих слов медведь вскакивает и начинает гоняться за детьми. Кто из детей успевает убежать в дом, того медведь не трогает. А кого поймает, отводит в бор, и уже этот пойманный становится медведем. (Хорошо, если каждый ребенок сможет побывать в роли медведя.)

10. УПРАЖНЕНИЕ «КАПЛИ ДОЖДЯ»

Детям предлагается встать в колонну друг за другом и положить руки на плечи впередистоящего ребенка.

Психолог говорит:

— Встаньте в круг, но руки оставьте на плечах.

Представьте, что начинается моросящий тихий дождик. Тихо-тихо, на цыпочках, двигайтесь по кругу. Пусть пальцы ваших рук станут маленькими капельками дождя, их очень много. Капельки падают с неба: кончиками пальцев нежно барабаньте по плечам того, кто идет перед вами.

А теперь дождик усиливается, и капли стали больше и тяжелее: сильнее барабаньте кончиками пальцев по плечам. Если вы прислушаетесь, то услышите шум дождя.

Дождик стал еще сильнее: быстро постукивайте плоскими ладошками по плечам.

Но вот дождь постепенно начал утихать: барабаньте по плечикам кончиками пальцев.

И вот он почти совсем прекратился: нежно касайтесь кончиками пальцев плечиков друг друга.

Дождик совсем закончился, и теперь наши ручки и ножки отдыхают. Опустите руки с плечиков и вытяните их вверх над головой. Все мы так соскучились по солнышку! Поманите его руками. Вот оно уже появляется из-за туч и облаков. Вот и снова хорошая погода! Опустите руки и расслабьте их.

11. РИСОВАНИЕ «ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ»

Детям предлагается сесть за столы. Психолог читает стихотворение Е. Трутневой «Улетает лето»:

Утром мы во двор идем

 Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.,.

Пролетают паутинки

 С паучками в серединке,

 И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть это

 Улетает наше лето!

12. ШАЛТАЙ-БОЛТАЙ

Цель: снятие напряжения.

Возраст: 5-10 лет.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: Здравствуйте, дети! Какие вы сегодня подвижные. Покажите-ка мне, как вы вертелись и шумели. (Дети вертятся и шумят.) Да вы просто Шалтаи-Болтаи! Покажем еще раз: болтаем руками, ногами, вертим головой.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене,

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

(С. Маршак)

Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» наклоняют корпус тела вниз. Все это может показать и сам ведущий.

Ведущий: Смеемся! Еще лучше смеемся. Болтаем руками, ногами, вертим головой. Болтаем руками, ножками, вертим головой, нам очень весело и мы смеемся, смеемся, смеемся! Молодцы! Похлопали ладошками, потрясли руками. Похлопали ладошками. Молодцы!

13. ДРАКОН КУСАЕТ СВОЙ ХВОСТ

Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

Возраст:  5-10 лет.

Форма проведения:  групповая.

Ход игры: Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок — «голова дракона», последний — «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее.

Замечание: Следите, чтобы дети не отпускали друг друга, а также чтобы роли «головы дракона» и «хвоста» выполнили все желающие.

14. СКОМОРОХИ

Цель: тонизирование всего организма, развитие икроножных мышц, гибкости поясницы.

Возраст: 4-10 лет.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: Детям предлагается поочередно каж дои ногой шлепнуть себя сзади по ягодицам.  При этом ноги как можно сильнее отбрасывать назад, чтобы удар пяткой по ягодицам был ощутим и слышен. Ассистент прислушивается, чьи шлепки будут громче. Задание выполняется по сигналу в течение 30 секунд.

Эта игра тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делает гибкой поясницу.

15. ТАЧКА

Цель: укрепление мышц рук.

Возраст: 6-10 лет.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: Дети разбиваются по парам. Один встает на четвереньки и «превращается» в тачку. Для этого партнер берет его сзади за ноги и «везет». Хозяин тачки должен ею умело управлять и по сигналу ведущего поворачивать вправо, влево, везти ее то быстрее, то медленнее. От тачки требуется полное послушание своему «хозяину». Ведущий оценивает, насколько эффективно взаимодействие в парах. Упражнение проводится в течение 30 секунд, затем партнеры меняются местами.

16. УШИ

Цель: в этом упражнении разогреваются уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается и весь организм. Кроме того, разрабатывается подвижность шейных позвонков.

Возраст: 4-10 лет.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: Для выполнения этого упражнения нужно сесть на край стула. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются сильно и резко, так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча. Упражнение выполняется 20 секунд. По окончании ведущий благодарит детей и спрашивает, хорошо ли у них разогрелись ушки.

17. Игра «Помоги художнику».

Цель: Развитие мышления, восприятия.

Форма игры: Групповая, индивидуальная

Возраст: 3-4 года.

Материал: простые рисунки, на которых не дорисован какой-либо элемент (ручка у чайника, ножка у стула и т. д.).

Ход игры: Ребенку показывают рисунок, на котором есть недорисованный элемент. Он должен сказать, чего не хватает.

Для детей 3-4 лет можно подбирать простые рисунки, на которых нарисован предмет без какой-либо важной детали (например, лицо человека без губ, собаку без лапы и т. д.). Детям более старшего возраста необходимо предлагать картинки с предметами, у которых не прорисованы второстепенные, менее заметные детали.

18. УПРАЖНЕНИЕ «СОБАЧКА»

Дети подходят к психологу. Звучит аудиозапись спокойной музыки.

Психолог раздает детям красные шифоновые платочки и говорит:

— Ребята, возьмите платок двумя пальцами за уголок. Край платочка касается пола. Представьте, что платок — это маленькая собачка, с которой вы идете гулять. Начинаем медленно двигаться под музыку по комнате и смотрим, что делает наша собачка. Сегодня она особенно любопытна: то забегает немножко вперед, то отбегает в одну сторону, то в другую.

А теперь встаньте парами и вместе гуляйте с вашими собачками. Возьмите друг друга за руки, а собачек держите свободными руками. Обязательно смотрите, что делают ваши собачки. Может, им захочется поиграть друг с другом?

А теперь снова идем вперед и смотрим, что делают собачки. Собачкам приходят в голову веселые затеи!

Музыка выключается, психолог продолжает:

— Наши собачки устали и хотят поспать: плавно опустите платочки на пол и посмотрите, как мирно лежат собачки.

19. УПРАЖНЕНИЕ «ПОЛЕТ»

Дети сидят на ковре.

Психолог показывает им игрушечную птичку и говорит:

— У нас гостья. Кто это? (Дети отвечают.) Давайте поздороваемся с птичкой и улыбнемся друг другу. (Дети выполняют задание.)

А теперь лягте так, чтобы вам было удобно и просторно, закройте глаза. (Включает аудиозапись.) Представьте, что вы находитесь около высокой горы... Вам очень хочется попасть на ее вершину... И вдруг вы почувствовали, как у вас растут крылья!.. С каждой секундой крылья становятся больше и сильнее. Попробуйте подвигать крыльями... Попробуйте представить, как вы прогуливаетесь с этими крыльями за спиной... А теперь вы почувствовали, что можете летать, как птица... Взлетайте, летите к вершине! Вы достигли вершины!.. Раскиньте пошире свои крылья и парите в воздухе... Вам приятно... А теперь пора возвращаться, вас ждут. Плавно опускайтесь... Вы приземлились. Ваши крылья исчезли, но они появятся, когда вы захотите вновь подняться к вершине. (Выключает аудиозапись.) Откройте глаза, расскажите о том, что вы чувствовали. (Дети обмениваются впечатлениями.)

20. УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕЛЕТ»

Психолог предлагает детям выйти из-за столов и встать друг за другом.

Дети перекрещивают руки на уровне запястий и машут ими, как крыльями.

Упражнение длится до усталости. Психолог подбадривает детей, ссылаясь на то, что птичкам тоже бывает тяжело лететь в далекие страны.

Затем дети опускают кисти рук и расслабляют плечи.

Психолог просит детей определить, в каком месте ощущается усталость, тяжесть. Выслушав ответы детей, говорит: Теперь руки отдыхают и освобождаются от усталости, Им становится легко  приятно.

21. Игра «Заяц и лиса»

 Давайте представим, что мы очутил лесу рядом с Длинноушко. Кто исполнит роль зайца? (Этом венку надевается маска зайца.) Лисы? (Надевается маска л Итак, наша лисица спряталась за куст (стул) и караулит  когда зайчик подойдет совсем близко, лиса попытается его схватить. Остальные дети должны помогать зайчику убежать от лисы., (Игра повторяется несколько раз и заканчивается, когда «зайцу  удается убежать от «лисы».)

22. УПРАЖНЕНИЕ «МЫШАТА»

Психолог предлагает детям встать в круг и говорит:

— Ребята, представьте, что наши пальчики превратились в мышат. Мышата тихонько бегают по столу, потом по своей коленке, потом по коленке вашего соседа. (Дети легонько барабанят пальцами по столу, по своим коленкам, по коленкам соседа.)

— А теперь мышата снова превратились в пальчики.

— Погладьте пальчиками свои ножки, ручки, щечки, ручки.

— Наши пальчики устали и легли спать. Дети кладут кисти рук на стол.

23. ВЫРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ

Цель: обучение навыку выражения благодарности. Ход упражнения:

1.   За что ты хочешь поблагодарить другого человека (за комплимент, помощь, подарок)?

2.   Подумай,   как   именно   ты   хочешь  выразить свою   признательность  (словами,   подарком,   ответным подарком).

3.  Выбери правильное время и место, чтобы выразить свою благодарность (ответить на комплимент лучше сразу,  а ответный подарок часто приходится откладывать до ближайшего праздника или дня рождения).

4.   Вырази  свою  благодарность.   Скажи  собеседнику, почему ты благодаришь его (особенно в том случае, если выражение благодарности не сразу следует за поступком другого человека).

Примеры ситуаций: приятель сказал тебе, что сегодня ты особенно хорошенькая; отец дал тебе добрый совет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО. Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста ДОУ в соответствии с ФГОС» Труфановой Е.И.

Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО.  Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у...

Игры по речевому развитию для детей 4-5 лет в соответствии с ФГОС

картотека "Игры по речевому развитию для детей 4-5 лет в соответствии с ФГОС"...

Дидактические игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Дидактические игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по речевому развитию детей в подготовительной группе в соответствии с ФГОС. Тема: «Золотая осень».

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха)....