Доклад на тему:"Создание психологически-комфортных условий в разновозрастных группах ДОУ в соответствии с ФГОС"
учебно-методический материал

Найденова Елена Александровна

Материал для педагогических советов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
д/с №5 общеразвивающего вида р.п. Таловая.

  1. Доклад  на   тему :
  2. «Создание психологически-комфортных условий в разновозрастных группах детского сада в соответствии с ФГОС.»

                                             

                                                           Воспитатель: Найденова Е.А.

                                                                                        2021г.

Новый стандарт дошкольного образования существенно изменяет образовательную среду в детском саду, определяет место видам и формам использования психологических знаний в организации среды дошкольного учреждения. Особое место занимают создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды и психическое здоровье детей. Поэтому на данном этапе развития системы дошкольного образования появилась потребность в организации психологического сопровождения внедрения образовательного стандарта на уровне каждого детского сада. Важной составляющей является развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.

Психологическая компетентность – это психологический инструмент специалиста, который обеспечивает эффективное выполнение его профессиональной деятельности. Высокий уровень психологической компетентности позволяет воспитателю правильно использовать личностные ресурсы, анализировать результаты своей деятельности, актуализировать скрытые возможности детей оптимизировать профессиональную активность, прогнозировать развитие личности, эффективно моделировать педагогическую ситуацию.

Социально-психологический климат — это качественная сторона психического состояния группы людей и межличностных отношений. Эта сторона межличностных отношений выступает как связь психологических условий, способствующих или препятствующих взаимодействию взрослых с детьми или сверстников. Еще социально-психологический климат — это психическое состояние детей в группе, оно обусловлено особенностями ее жизнедеятельности. Это соединение эмоционального и интеллектуального — настроений, отношений, чувств детей.

Социально-психологический климат может быть благоприятный и неблагоприятный.

Признаки благоприятного социально-психологического климата :
• в течение всего дня хорошее настроение детей ;
• свободное отправление детьми всех естественных потребностей,
• доброжелательность по отношению к взрослым и сверстникам;
• умение детей занять себя делом;
• возможность уединиться;
• со стороны взрослых отсутствие давления;
• знание детей о том, как будет проходить их день и что каждый из них может сделать интересного;
• высокая степень эмоциональной включенности, сопереживания в ситуациях, взаимопомощи,
• желание участвовать в деятельности коллектива;
• удовлетворенность детей тем, что они принадлежат к группе сверстников.

В каждом индивидуальном случае могут быть свои «слабые зоны», тем не менее можно выделить общие направления, по которым стоит работать в первую очередь

Направления в работе по созданию благоприятного психологического климата в группе.
1. Разрешение острых конфликтных ситуаций между детьми
2. Снятие состояний возбуждения, агрессии, тревоги, напряжения
3. Формирование доброжелательных отношений, сплочение группы
4. Развитие произвольности поведения, повышение уровня самосознания и саморегуляции

Давайте познакомимся с практическими методами и приемами , которые помогут создать и поддерживать благоприятный психологический климат в группе.

Необходимо использовать имеющиеся ресурсы,а также подобрать максимально эффективные методики и приемы, требующие небольшой подготовки.

Предметно-развивающая среда:
— зона уединения,
— зона художественного творчества (пластилин, бумага, карандаши, песок, вода и т.д.)
— зона физической активности (кегли, мячи, коврики)

Режимные моменты:
— утренний прием
— время до и после прогулки
— прогулка
— время засыпания и пробуждения детей
— вечернее время
— динамические паузы в течение дня

Прежде чем педагог будет заниматься формированием благоприятного психологического климата, необходимо познакомить детей с правилами поведения в группе (со старшими – можно обсудить вместе с детьми, как надо поступать, чтобы жить дружно, младшим – рассказать в доступной форме). Эти правила можно разместить на видном месте и обращаться к ним в случае необходимости, приучая детей оценивать свое поведение. Это могут быть, например, правила кота Леопольда или другого персонажа.

Мы определили четыре направления работы, а сейчас я предложу вам способы и приемы работы по данным направлениям.

Приемы и упражнения проигрываются участниками ( подгруппы)
1. Разрешение острых конфликтных ситуаций между детьми
— игры «Петушиные бои», «Бирюльки» (проиграть) и подобные им соревнования для приемлемого выражения соперничества друг с другом
— арт-терапевтические техники для снятия агрессии, напряжения (лепка из пластилина, рисование, разрывание бумаги, салфеток (проиграть))
— выплеск физической агрессии (сбивание кеглей, башен из кубиков мячом, кидание мягких мячиков, мешочков с песком)

2. Снятие состояний возбуждения, агрессии, тревоги, напряжения
— спокойные игры, рисование в зоне уединения (индивидуально)
— методики релаксации («Замерзли-растаяли», «Коготки-лапки», «Громко-тихо» (проиграть), отдых на ковре или в кроватках перед сном в сочетании с расслабляющим дыханием)
— арт-терапевтические техники для снятия агрессии, напряжения (лепка из пластилина, рисование, разрывание бумаги, салфеток)

3. Формирование доброжелательных отношений, сплочение группы,
— игры на умение видеть вдругом хорошие качества «Волшебная труба» (проиграть), «Волшебный стульчик»
— игры на тактильные ощущения «Ласковые волны» (проиграть), «Слушаем сердечко», «Поздороваемся»
— игры в парах («Проведи через препятствия») и подгруппах («Остров») (проиграть)

4. Развитие произвольности поведения, повышение уровня самосознания и саморегуляции
— игры «Пианино», «Передай движение»,
— подвижные игры с правилами (на улице), игры с правилами (настольные и малой подвижности – в группе)
— игры на обучение осознанию и выражению эмоций («Психогимнастика», «Камушек в ботинке», «Азбука эмоций») (проиграть)
— чтение литературы (и специальных сказок) с обсуждением поступков героев
— индивидуальные и групповые беседы о поведении, настроении, чувствах (в утреннее и в вечернее время).

Условия, определяющие эффективность влияния педагогов на психологический климат в коллективе детей:
• личностные качества воспитателя
• профессиональные качества
• ориентация педагогов на эмоциональный комфорт детей, это является следствием профессиональной и личностной подготовленности к действиям, которые формируют благоприятный психологический климат.

Итак, какие педагогические приемы можно предложить воспитателю в разновозрастной группе?

Во-первых, он должен осознать значение подготовительного этапа, суть которого -- создание соответствующего положительно-эмоционального настроя на предстоящее взаимодействие. Воспитатель обращает внимание детей на положительные качества их старших и младших товарищей, поощряет любую попытку помочь, защитить, научить младшего выражать уверенность, что его воспитанники добры, взаимно доброжелательны, отзывчивы.

Во-вторых, во избежание проявлений эгоизма целесообразны продуманные по содержанию и форме ролевые игры со сменой ролей и позиций участников. Хороший воспитательный эффект дает включение старших и младших детей в игры-шутки, игры-забавы. Курьезные ситуации, смешные действия как старших, так и младших сближают участников, способствуют проявлению более глубокого интереса друг к другу, положительных эмоций.

В-третьих, широко используя совместную деятельность, воспитатель вносит разнообразие и в способы ее организации, и в характер распределения функций. Один вариант -- коллективная работа (панно), когда старшие дети -- организаторы и основные исполнители, а младшие -- их помощники (готовят материал, подают инструменты). Другой вариант перекликается с ролевой игрой: воспитатель заранее подготавливает старших к будущей совместной деятельности, объясняя, что работой руководят малыши, а старшие -- исполнители замысла. Например, младшие дети определяют узор для аппликации, а старшие действуют по образцам, учитывая их замечания и советы. Совместное участие способствует взаимопониманию, развивает умения, сплачивает всех.

В-четвертых, имея в виду нравственное содержание взаимодействия, воспитатель положительно подкрепляет действия и поступки старших, обращая на них внимание малышей. Естественно, старший ребенок начнет все более и более ориентироваться на младшего партнера, будет стремиться доставить ему радость, утешить, развеселить.

И наконец, в-пятых, принцип коллективности в воспитательной работе успешно реализуется созданием своеобразного «общественного мнения» в разновозрастной группе, когда ценность общения поднимается на более высокий уровень. При этом воспитанник, рассказывая о своем товарище, не только оценивает его как доброго, умного, смелого, но и обращает внимание на его умение построить положительные взаимоотношения с младшими или старшими («Хорошо играет с маленькими», «Дружит со старшими, помогает им», «Защищает малышей»).

В тех случаях, когда внимательность, доброе отношение друг к другу начинают осознаваться детьми как ценность, норма поведения, можно говорить: «В этой группе педагог, родители (мы не случайно упомянули родителей, так как работа воспитателя значительно облегчится, если родители поддержат педагога) заложили действительно нравственный фундамент».

Вот тогда и возникают те братские отношения между детьми разного возраста, та активность, которая выходит за пределы конкретных педагогических ситуаций, создавая ни с чем несравнимую атмосферу доброжелательности в межличностных контактах дошкольников с окружающими их людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему "Проектирование модели игрового пространства в разновозрастных группах" (из опыта работы)

доклад на тему "Проектирование модели игрового пространства в разновозрастных группах" (из опыта работы)...

" Создание развивающей предметно - пространственной среды в группе ДОО в соответствии с ФГОС ДО"

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря построена таким образом, что дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учет...

Презентация «Создание предметно-пространственной  развивающей среды в группе «Ягодка»в соответствии с ФГОС ДО»

Предметная среда в моей группе «Ягодка» выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции и работает на развитие самостоятельности и самоде...

Доклад на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС».

Доклад на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС»....

Рекомендация «Создание условий психологически комфортного положительного эмоционального климата в группе детского сада».

Рекомендация «Создание условий психологически комфортного положительного эмоционального климата в группе детского сада»....

Доклад на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС»

    Данная разработка предназначена для педагогов дошкольного образования, учителей начальных классов, руководителей учебных учреждений, а также родителей, у которых дети в дошкольном...