Консультация для родителей "Пальчиковые игры, как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"
консультация

Никулина Ирина Михайловна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovani.docx38 КБ

Предварительный просмотр:

 «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

 В. А. Сухомлинский

Тема: пальчиковые игры, как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Обоснование выбора темы самообразования: пальчиковой гимнастике уделяют внимание во всех возрастных группах детского сада, но особенное значение придают ей в работе с детворой младшего возраста Это обусловлено психологией детей третьего года жизни. Ведущей деятельностью в этот период является предметная, а мышление — наглядно-предметное. То есть, обследование предметов и манипуляции с ними являются наиболее естественным и отвечающим потребностям ребёнка способом познания мира. 

Развитие и совершенствование функций руки как главного инструмента познания — цель пальчиковых упражнений в этом возрасте.

Малышу необходимо все потрогать, так он научится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга. Поэтому пальчиковые игры развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Пальчиковые игры - хорошие помощники и в подготовке руки ребенка к письму.

В процессе своей работы в ДОУ я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?

Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к исследованиям современных педагогов: Л. П. Савиной « Пальчиковая   гимнастика  для развития речи дошкольников»; Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у  детей   раннего   возраста»; С. О. Ермаковой «Пальчиковые  игры для  детей  младшего возраста».

Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я хочу заняться ее изучением через самообразование, выбрав тему «Пальчиковые  игры в развитии речи  детей   раннего   возраста».

Актуальность: игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Пальчиковые и ладонные игры необходимы детям с 2-3 лет. Они становятся мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного эмоционального развития. Эти игры растут вместе с малышом. Начинается все с потешек , во время которых ребенок пассивен, воспитатель сам играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: воспитатель лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится вершителем игры, и слова, и движения - все ему подвластно.

Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок 2-3 лет достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи, и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Следовательно, пальчиковые игры являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

Цель: формирование  у  детей  основы речевой моторики на основе  пальчиковых  игр.

Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач: 

  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью  детей.
  • Совершенствовать мелкую моторику через  пальчиковые  игры;
  • Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости  пальчиковых  игр  детей   раннего   возраста.

Ожидаемые результаты для педагога:

Ожидаемый результат:

  1. Обогащение опыта по проблемной тематике
  2. Во влечение родителей в развитие детей
  3. Пополнение методической копилки

Ожидаемые результаты в развитии детей:

  • Развитие мелкой моторики. Для этого используют упражнения, в которых детворе необходимо совершать движения пальчиками, изображая действия или героев стишка, потешки.
  • Совершенствование тактильной чувствительности (игры с твёрдыми, сыпучими, жидкими материалами, «хождение» пальчиками по гладкой и шершавой поверхности, исследование тканей, дерева, меха, природного материала).
  • Формирование начальной скоординированности движений обеих рук. Этому способствуют катание небольшого предмета (мячика, каштана, грецкого ореха) между ладонями, перекладывание предмета из руки в руку, потирание и поглаживание ладошки ладошкой, постукивание кулачка о кулачок, хлопки.
  • Развитие мыслительных функций, памяти, внимания, любознательности.
  • Развитие речи, обогащение и активизация словаря, стимуляция заучивания коротких текстов наизусть (потешек, прибауток).
  • Развитие эмоциональной отзывчивости, коммуникабельности.
  • Были намечены этапы самообразования:
  • 1 этап- теоретический. Изучение научной литературы по теме. Составление краткого анализа изученной литературы.
  • 2 этап - практический. Составление картотек игр для детей разного возраста. Знакомство родителей и педагогов с данной проблемой. Апробация подобранного материала.
  • 3 этап - реализация или рефлексия темы. На данном этапе применяется и углубляется изученное. В процесс активно вовлекается родительская общественность.
  • Объекты в работе по самообразованию:
  •   - Дети 2-3 лет;
  •   - Семьи детей  посещающих детский сад;
  •  - Педагогический персонал детского сада;
  • Формы организации деятельности с детьми:  
  • - групповая;  
  •  - подгрупповая;  
  • - индивидуальная;
  • Формы работы с родителями:
  • - сотрудничество через консультации,
  • - родительское собрание,
  • - беседы,
  • - совместное изготовление и приобретение дидактического матер

         

                   

Методические рекомендации:

Пальчиковую гимнастику в младшей группе проводят в виде пальчиковой игры, обыгрывания сказки или потешки, поскольку обычная гимнастика, состоящая из упражнений для пальцев и ладоней, малышам ещё неинтересна и непонятна.

Для детей третьего года жизни наиболее подходят такой вид игр, как имитация, в которой они подражают животным, персонажам сказок и их действиям. Например: «Колобок покатился по тропинке, весёлые человечки бегут по тропинке, зайчик скачет, птичка летит».

Также популярны игры-манипуляции с выполнением определённых действий. В них используют специально подготовленные пособия (шнуровки, прищепки, крышечки) с полями, на которые их прикрепляют. К манипуляциям относятся игры с небольшими предметами, такими как мячики, а также закапывание и поиск предметов в контейнерах с сыпучими материалами, например, песком или крупой.

Существует ряд игр-манипуляций без предметов, в которых ребёнку необходимо выполнять действия только с пальчиками, ориентируясь на текст, произносимый педагогом: «Этот пальчик — дедушка», «Пальчики пошли гулять».

Со второй половины года может вводиться пальчиковый театр, обыгрывание небольшого произведения или фрагмента любимой сказки с помощью пальчиковых кукол, мелкой атрибутики. И пусть дети ещё не могут, как следует владеть куклами, произносить слова ролей, но рассматривание кукол театра, выполнение простых действий с ними станет первой ступенью к овладению искусством драматизации.

Обязательными на всех этапах являются применение наглядных пособий (лучше предметов, игрушек, кукол-рукавичек), художественного слова, фольклора. Непременным условием является эмоциональная, правильная речь воспитателя. Без поощрения, похвалы, поддержки занятия с младшими дошкольниками невозможны. Даже самые маленькие дети должны почувствовать себя в «ситуации успеха». Это даст стимул, желание снова заниматься интересной деятельностью.

Методы:

- разучивание пальчиковых игр; 

- использование атрибутов к пальчиковым играм;

- применение пальчиковых игр в познавательной, художественно – речевой, музыкально – театрализованной, оздоровительной, продуктивной, игровой деятельности, во время прогулок и досуга.

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает

Приёмы, используемые при проведении пальчиковых игр:

Во многом выбор приёмов зависит от того, на каком этапе находится работа воспитателя группы над пальчиковой игрой в течение учебного года. Условно её можно разделить на три этапа:

Ознакомительный (сентябрь-ноябрь). Задача воспитателя на этом этапе: вызвать у детей интерес к пальчиковым играм и желание в них участвовать, обучить простейшим движениям пальцев и ладоней.

Основной приём на этом этапе — непосредственный показ, когда воспитатель берёт руку ребёнка в свою и руководит действиями его пальчиков.

На втором этапе (декабрь-февраль) детям дают больше самостоятельности, они выполняют игровые действия, а педагог произносит текст потешки, стихотворения или сказки. Непосредственный показ нужен уже не всем малышам, поэтому вводят приёмы объяснения, напоминания, показа по образцу.

Третий этап (март-май) предполагает проявление активности и самостоятельности воспитанников: они не только выполняют сами движения, но и частично приговаривают текст игры. На третьем этапе важно поддержать стремление ребёнка к творчеству, импровизации. Для этого удачными приёмами будут вопросы к ребёнку, изменение и творческое разворачивание сюжета сказки, потешки, используемой во время игры: «Сорока-ворона много кашки наварила, всех накормила, потому что все пальчики наши работящие, молодцы! (поглаживание пальчиков). Колобок по дорожке катился-катился, да Олечке за спинку спрятался. Где Колобок? Не видно его, не съест Колобка лисичка (ребёнок прячет мячик или игрушку за спину)». Такие творческие приёмы, помимо повышения интереса к игре, создают предпосылки для формирования креативного и нестандартного мышления, что очень поможет ребёнку в дальнейшем.

                 

                Перспективный план по самообразованию на 2019- 2020г.

 учебный год.

Название мероприятия

Сроки

Результат

Теоретический этап

1.

Подбор методической литературы для изучения

Сентябрь

Подобрать методическую литературу для изучения.

2.

 Познакомиться с интернет

ресурсами; изучение методической литературы;

изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Обруч» и т.д.

Октябрь –май

 Изучение методической литературы по теме:

- А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей»
- Н. С. Жукова «Учимся говорить правильно»

- Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

изд. «Мозайка – синтез».

- Черенкова Е.Ф. «Развивающие игры с пальчиками»

3

Анализ изученной литературы

В течение года

Ведение тетради самообразования с конспектами

Практический этап

3.

Сбор материала для  педагогической  копилки.

В течение

года

Папка –копилка,  сайт воспитателя.
1.Картотека пальчиковых игр по лексическим темам

2.Шаблоны для рисования пальчиками

3.Шаблоны для лепки пальчиками

4.Пальчиковые шаги

5.Пальчиковый театр

6.Сценарии для пальчикового театра

7.Картотека пальчиковых игр на основе сказок

4.

Работа с детьми:

совместная и самостоятельная деятельность детей в группе.

Октябрь – Май

1.Проведение диагностики речи детей

2.  Проведение пальчиковых игр в соответствии с перспективным планом

3. Настольные игры: «Пальчиковый твистер», «Игры с прищепками», «Божьи коровки»

4.Использование песен для пальчиковых гимнастик с видео сопровождением (приложение 1)

5. Использование видео с потешками (приложение 2)

5.

Работа с родителями:

1.Познакомить индивидуально родителей с проблемами развития речи группы (по результатам диагностики)

2. Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы

3.Повысить педагогическую грамотность родителей по данной проблеме, через консультации, род. собрание.

Октябрь – Май

1.Оформление речевого уголка

2. Конкурс «Фетровые мастерицы»

цель: изготовление пальчиковых игр, театра из фетра

3.Консультации:

«Играем с пальчиками – развиваем речь»

«Пальчиковые игры с детьми раннего возраста»

«Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»

4. Конспект родительского собрания «Наши пальчики играли» в группе .

5. семинар – практикума

для родителей  «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста»

6. Предложить родителям канал на ютубе, где автор очень подробно рассказывает о раннем развитии, в том числе и о пальчиковых играх  https://www.youtube.com/watch?v=TZmzJAANgng&t=8s (Преподаватель международной академии содружества педагогов и психологов раннего  развития ребенка Бузук Елена Александровна)

Рефлексия

7.

Самореализация:

посещение занятий у воспитателей своего детского сада и района;

посещение педсоветов, семинаров, конференций.

Самоанализ и самооценка занятия  в своей группе;

проведение открытых мероприятий.

Публикация в журнале по обобщению опыта

Октябрь – Май.

1.Мастер-класс для педагогов по теме: «Пальчиковая игра, как средство развития детей раннего возраста»

2.Отчёт по теме самообразования.

3.Обобщение результатов на заседании педагогического совета в ДО. «Пальчиковые игры – основа развития речи детей раннего возраста» (из опыта работы)

4. Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

5.В течение года прослушать вебинары по развитию речи:

1) Вебинар: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста. Практический аспект»

https://www.youtube.com/watch?v=NPxQYBekUFg 

2) Вебинар "Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста"

 https://www.youtube.com/watch?v=ok3l5bJftx0 

3) ЛУЧШИЕ КНИГИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ 

https://www.youtube.com/watch?v=g8MrSmSYBcg&t=951s

4) «Развитие речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

https://www.youtube.com/watch?v=smnrsaip0_k

5) "Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста»

 https://www.youtube.com/watch?v=lo08WcxIPnU 

 6) Речевое развитие детей. Вебинар -консультация

https://www.youtube.com/watch?v=c5CtdDfAjaA

Заключение: для детей дошкольного возраста играет важную роль пальчиковая гимнастика. Положительные моменты гимнастики - это стимуляция моторных и речевых зон мозга, способствующие более быстрому формированию речи. Значительное взаимодействие этих зон играет большую роль в возрасте от 0 до 3 лет, когда идет активное формирование речи ребенка (т.к. в 3 года фраза должна быть сформирована), поэтому заниматься с ребенком необходимо с младенчества. 

Папа пальчик, Папа пальчик, где же ты? Вот и я, вот и я, ла - ла - ла. Как дела? Папа пальчик, Папа пальчик, где же ты? Вот и я, вот и я, ла - ла - ла. Как дела?

https://www.youtube.com/watch?v=sbb3sUqBR-w 

«Этот пальчик», «Две лягушки», «Дятел»

https://www.youtube.com/watch?v=GZQz0ugAexc 

«Снежок», «Поросята», «Пирожки»

https://www.youtube.com/watch?v=IRH4K4bvOo4 

«У Окошка»

https://www.youtube.com/watch?v=nc68I8JGM58 

Работа для пальчиков

«Тесто»

https://www.youtube.com/watch?v=ax0FqSNXu3U 

«Обезъянки»

https://www.youtube.com/watch?v=8-y71AS7UGA 

«Вышла курочка гулять»

https://www.youtube.com/watch?v=_7OBHJCjV4Y&list=PLuuOW-CkwEiHjBvX0Y9u8PS0LFDAKiphs 

«Пальчик, где твой домик?»

https://www.youtube.com/watch?v=7zwFvtfsEog&t=41s 

ЭТОТ ПАЛЬЧИК

https://www.youtube.com/watch?v=YmadQ1IhQ4s 

ПАЛЬЧИКИ

https://www.youtube.com/watch?v=Oe15AAOjtvQ 

Папа-пальчик, папа-пальчик Где ты, где ? Вот и я, Вот и я! Здравствуйте! Мама-пальчик, мама-пальчик

https://www.youtube.com/watch?v=mnkk7clK2LE 

ЦВЕТОК

https://www.youtube.com/watch?v=DOcw7tHAgds 

                                            ПОТЕШКИ

https://www.youtube.com/watch?v=bR5y_iLLdys 

https://www.youtube.com/watch?v=IcDfDQ4GRFk 

https://www.youtube.com/watch?v=18P_YzVNtXM 

https://www.youtube.com/watch?v=TnyH_4LFSEI 

https://www.youtube.com/watch?v=jhZyED0VdTI 

https://www.youtube.com/watch?v=_5MO6yFBJPQ 

https://www.youtube.com/watch?v=TS3NcV-P-YM 

https://www.youtube.com/watch?v=d__JNrtGlrw 

https://www.youtube.com/watch?v=pNcOMTzTqT4 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная игра как средство развития общения детей среднего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

В данном материале дается характеристика музыкальной игре и ее роль на развитие социальных качеств детей,а также рассматривается перечень музыкальных игр....

Консультация для родителей на тему "Пальчиковые игры - одно средств развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Данная консультация содержит информацию о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Дидактические игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Дидактические игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста...

Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Малые форы фольклора формируют у ребенка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувству родного языка....

Мастер-класс на тему «Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

      Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствуе...

Консультация для воспитателей «Игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Коррекция речевого развития для дошкольников является длительным процессом, которая направлена на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обуч...