Дидактические игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
консультация по развитию речи
Дидактические игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_dlya_starshey_gruppy.docx | 35.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста
Консультация
МКДОУ «Детский сад №28», Челябинская область, Увельский район,
с. Красносельское
Воспитатель: Ковалёва Т.С.
Игры по развитию речи дошкольников старшего возраста
Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей
дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного общения со взрослыми и детьми, но и развитие всех компонентов устной речи: формирование словаря, работа над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи и подготовка к обучению грамоте.
Решать эти задачи помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребёнка. В процессе игр пополняется и активизируется словарь детей, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, формируется правильное звукопроизношение.
Основные задачи - научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в окружающей жизни. Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.
Для развития связной речи детей учат пересказывать литературные произведения, как уже знакомые, так и впервые прочитанные на занятии. Учить ребенка рассказывать – это значит учить рассказывать живо и интересно, формировать его связную речь. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Рассматривая иллюстрации книг, дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к
составлению рассказов из личного опыта. Рассказывание о литературном персонаже проводится сначала по вопросам воспитателя, затем в совместном рассказывании со взрослым, а после этого и самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагают обучениям разным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения.
Продолжается формирование навыков повествовательной речи, для чего детям ставят схемы составления совместного рассказа - тем самым они глубже осознают структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала
закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному («Однажды… », «Дело было летом… » и т. п.). Взрослый, давая зачин рассказу, предлагает ребёнку наполнить его
содержанием, развить сюжет («Как-то раз… собрались звери на полянке. Стали они…. Вдруг… Взяли звери… И тогда… »). Необходимо учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.
Далее представлены дидактические игры, которые направлены на развитие устной речи дошкольника
«Похожие слова"
Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.
Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Приятель - друг - враг; Грусть - радость - печаль; Еда - очистки - пища; Труд - завод - работа;
Танец - пляска - песня; Бежать - мчаться - идти;
Думать - хотеть - размышлять;
Шагать - сидеть - ступать; Слушать - глядеть - смотреть; Трусливый - тихий - пугливый; Старый - мудрый - умный;
Бестолковый - маленький - глупый; Смешной - большой - огромный.
"Два приятеля"
Цель: развитие словаря синонимов.
Придумай слова-приятели к данным словам:
крошечный - (маленький), смелый - (храбрый), прекрасный - (красивый).
«Семейная олимпиада"
Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".
Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
"Два брата"
Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.
Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.
Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.
Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.
Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.
"Назови ласково"
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает. Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая). Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая). Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький). Дом низкий, а домик … (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).
"Магазин посуды"
Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.
Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.
Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока -
молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница.
После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.
«Найди по цвету"
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе. Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:
Красное - яблоко, кресло, платье. Желтая - репа, краска, сумка.
Синий - василек, баклажан, карандаш.
"Выбери правильное слово"
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других? Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки. Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой). Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).
"Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
Для этой игры нам понадобится мяч. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ) ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО ПРАВДА … ЛОЖЬ ХОРОШО … ПЛОХО ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ ТРУДНО … ЛЕГКО БЫСТРО … МЕДЛЕННО ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
«Составь описание»
Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
- Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».)
«Закончи фразу»
Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.
- Закончи фразу:
- Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая). Пластилин мягкий, а камень... (твердый).
- Ручей мелкий, а речка... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).
- Кашу варят густую, а суп... (жидкий).Лес густой, а иногда... (редкий).
- После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).
- Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый). Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые). Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет... (грязный).
- Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется. — Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)? — Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.)
«Семейная олимпиада»
Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?»,
«какие?». Например: трава (какая она?) — зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
«Два брата»
Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-. Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.
«Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища — большой домище. У Ика был носик, а у Ища — носище. У Ика были пальчики, а у Ища
- пальчища».
Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.
Глазик — глазище; ротик — ротище; зубик — зубище; котик — котище; кустик — кустище; шарфик — шарфище; ножик — ножище; коврик — коврище; слоник — слонище.
«Назови ласково»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает. Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая). Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая). Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький). Дом низкий, а домик … (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).
«Магазин посуды»
Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.
Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.
Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница. Посуда для салата — салатница; посуда для хлеба — хлебница; посуда для молока — молочник; посуда для масла — маслёнка; посуда для конфет — конфетница; посуда для сухарей
- сухарница; посуда для соли — солонка; посуда для сахара — сахарница.
После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.
«Укрась слово»
Цель: развитие воображения и речи, расширение словарного запаса.
Попросите ребенка подобрать как можно больше определений к выбранному слову. Например,
дерево — оно какое? Можно фиксировать число определений и называть только по пять каждому слову.
«Что, где, когда»
Цель: способствует развитию речи, усвоению грамматических основ русского языка координации движения. Кидая мяч ребенку, задавайте ему вопросы, а он, возвращая мяч, будет на них отвечать. Например:
Где растут листья? (На ветках или на деревьях.) Где живут рыбы? (В реке, в море.)
Что ночью на небе видно? (Звезды, луну.) Когда снег тает? (Весной.)
Игры и упражнения для обучения рассказыванию
Составление сказки «Приключения Маши в лесу».
Взрослый спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами,
ягодами, цветами, погулять). Что с ней вообще могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.)
». Этот приём предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает и показывает варианты его развития.
Составление рассказа «Расскажем про белочку»
Цель: составление совместного рассказа, соблюдая структуру высказывания.
- Давайте ещё раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи, какая была белочка? (Смелая, весёлая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый.)
Я начну рассказывать, а ты закачивай.
«Как-то раз белочка побежала погулять… (и шишек набрать). Она залезла…. (на высокую сосну). А на сосне шишек (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку (увидела волка). Но белочка (не испугалась). Она бросила (шишку прямо на волка). На лбу у него (выросла шишка).
Давай нарисуем белочку, сосну, волка и шишку».
Игра «В гостях у лесника»
Цель: учить подбирать однокоренные слова, побуждать детей к составлению творческого рассказа.
- Сегодня мы пойдём в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведёт тропинка. Это какая тропинка? (Лесная) Послушайте слова: «лес», «лесник», «лесной». Какая часть слышится во всех словах? (Лес.)
Лесная тропинка узкая, а дорога (широкая). Деревья в лесу высокаие, а кусты (низкие). Вот речка глубокая, а ручеёк (мелкий .
- Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?
- Отгадай мою загадку. Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается.
Ребёнок отгадывает, что это белка. Белка просит:
- Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать.
При затруднении взрослый помогает связками: шубка у тебя… ; на ушках… ; хвостик у тебя… ; ты умеешь… и очень любишь…
Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит ветку, белка прыгает, а дети называют действие: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.
Взрослый предлагает ребёнку составить рассказ про то, как они встретили белку, и зарисовать схему встречи с белкой, чтобы потом рассказать леснику.
Пересказ текста «Тук-тук»
(«Покажи сказку руками»)
Цель: овладение навыком пересказа текста показом героев сказки с помощью рук.
Взрослый рассказывает сказку ребёнку, демонстрируя героев произведения Л. Успенской «Тук- тук» с помощью рук.
Тук-тук
Тук-тук! Тук-тук!
-Кто там?
-Это я, зайчик.
-Если зайчик, покажи свои ушки.
-Вот мои ушки.
Тук-тук! Тук-тук!
-Кто там?
-Это я, коза.
-Если коза, покажи свои рога.
-Вот мои рога.
Тук-тук! Тук-тук!
-Кто там?
-Это я, ветер.
-Если ветер, подлетай к двери и сам залезай в щёлку.
Вопросы и задания:
- Спросите ребёнка: «Кто пришёл первый, кто пришёл второй, третий. Опиши, изобрази зайца, козу, ветер».
- Попросите ребёнка пересказать сказку, обратив внимание на вопросительную и восклицательную интонации.
Следите за правильной постановкой кисти рук ребёнка и точность переключения с одного движения на другое.
«Тук-тук! »-руки сжаты в кулак.
«Зайчик»-локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести, остальные сжать в кулачок.
«Коза»- пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными.
«Ветер! »- расслабляющие движения для пальцев.
Упражнение «Что будет?. .»
Цель: учить детей грамматически правильно строить предложения.
Взрослый предлагает придумать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.
Варианты вопросов.
- Что будет, если Буратино научится летать?
- Что будет, если исчезнут все книги?
- Что будет, если ты попадешь в сказочный город?
- Что будет, если ты научишься читать и писать? И т. п.
Словесная игра «Сплетем венок из предложений»
Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее слово и с ним придумывают предложение и т.д.
Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3.Мой стол чистый. 4.Чистые руки – залог здоровья и т.д.
Игровое упражнение «Распространи предложение»
Цель: развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами- признаками, словами-действиями.
Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, взрослый начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда?
Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.
Игра «Пойми меня»
Цель: развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Взрослый показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени).
Дальше взрослый объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, логопед спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что
досталось? Дети отвечают, что да. Тогда взрослый говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом взрослый рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что
досталось взрослому. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.
Игровое упражнение «Если бы...»
Цель: развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.
Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то ...»
«Если бы я стал невидимым ...»
«Если весна не наступит никогда ...»
Помимо развивающей направленности, эта игра имеет еще и диагностическую направленность.
Заключение
Дидактические игры способствуют интенсивному совершенствованию речевой деятельности детей.
Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок,
свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. Игра дошкольников:
- побуждает детей к общению друг с другом;
- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
- способствует совершенствованию разговорной речи;
- способствует обогащению словаря;
- оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Дидактические игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Дидактические игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста...
«Дидактические игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Немалую роль в становлении личности ребенка играет речь. С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и так далее. Но из всех звуков, воспринимаемых...
Дидактические игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС.
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...
Влияние дидактической игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение эко...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного общения со взрослыми и детьми, но и раз...
Презентация «Дидактические игры, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
Презентация «Дидактические игры, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» (СЛАЙД 2) Хочу представить вашему вниманию творческую презе...
Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста...