Методическая разработка конспект НОД старшей компенсирующей группы детей с нарушением зрения "Ни ночью, ни днём не балуйся с огнём!"
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Никишина Антонина Петровна

Любые знания лучше всего усваиваются в детском возрасте, в том числе и знания противопожарных требований. Привитые с детства навыки умелого обращения с огнем становятся естественными в поведении взрослого человека. Помочь ребятам научиться обеспечивать свою безопасность должны родители и педагоги дошкольного образования. Поэтому важно не просто оберегать ребенка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать основы безопасного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №28Пушкинского района,Санкт-Петербурга

______________________________________________________________________________________

«Пожар легче предупредить, чем потушить».

Методическая разработка

Непрерывная образовательная деятельность

с детьми старшей компенсирующей группы с нарушением зрения

«Ни ночью, ни днем не балуйся с огнем!»

  Авторы: воспитателистаршей компенсирующей

 группы с нарушением зрения

                                                                 Никишина Антонина Петровна

                                    Золотарева Татьяна Николаевна        

Введение

Актуальность темы

Любые знания лучше всего усваиваются в детском возрасте, в том числе и знания противопожарных требований. Привитые с детства навыки умелого обращения с огнем становятся естественными в поведении взрослого человека. Помочь ребятам научиться обеспечивать свою безопасность должны родители и педагоги дошкольного образования. Поэтому важно не просто оберегать ребенка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать основы безопасного поведения.

Практическая значимость предоставленного материала заключается в привлечении внимания детей и родителей к проблеме пожаробезопасного поведения; проявлении инициативы родителями в решении задач по охране безопасности детей; привлечении их в практическую деятельность (изготовлении буклетов, газет, презентаций и т.д.)

Цель:расширить знания основ пожаробезопасного поведения.

Задачи:

Познавательная.

Закрепить у детей знания о мерах пожарной безопасности; сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнем (электроприборы, спички, зажигалки и т.д.);знать номер вызова пожарных.

Развивающая.

Развитие умения детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях; развитие речи, мышления, памяти через игры, викторины; активизировать и обогащать словарь детей.

Воспитательная.

Воспитывать уважение к людям мужественных профессий; воспитывать  внимательность и дружеские взаимоотношения в играх.

Основная часть (описание работы)

Предварительная работа.

Чтение произведений: С.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; Е.Хоринская «Спичка – невеличка»; Г. Фетисов «Куда спешат красные машины»; К. Чуковский «Путаница»; С.Михалков «Дядя Степа»; в уголке книжном картина Л.Соломаткина «Пожар в деревне»; просмотр мультфильмов; загадки, стихи, пословицы; решение кроссвордов, ребусов; детское творчество на противопожарную тему (рисование, лепка, конструирование); моделирование возможных опасных ситуаций, тренинги с телефоном – вызов  ( 01); беседы о труде пожарного; мультимедийная презентация «Пожарная охрана: прошлое и настоящее»; дидактические, подвижные игры; знакомство детей с первичными средствами пожаротушения и правилами их использования(песок и лопата; ведро и вода,лом, огнетушитель);совместно с детьми  изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм «Пожарная часть», «Спасатели»; подготовка памятки для родителей, прослушивание музыкального произведения Г.Свиридова «Укрощение огня» гимн МЧС.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровая, коммуникативная.

Содержание занятия

Воспитатель:У воспитателя «Чудесный мешочек»

- Ребята, как вы думаете,что может лежать у меня в мешочке.

Ответы детей

- Послушайте загадку:

        Это темный, темный дом,

        Сто сестричек живут в нем.

        И любая из сестер,

        Может вспыхнуть как костер. (Коробок спичек)

- Правильно. Как, выдумаете, о чем сегодня  пойдет разговор?

Дети: Об огне, пожаре.

Воспитатель: Конечно. Ребята, задумывались ли вы  над тем, что шалости со спичками и зажигалками могут привести к пожару. Пожар – это страшная беда, нужно быть очень внимательными и осторожными. А вы внимательные? (Ответы детей)

Предлагаю сыграть в игру.

  • Игра «Если возник пожар»

Дети стоят в кругу. В руках у ведущего воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому. Если участник игры замедлил с ответом или ответил не правильно, он выбывает изигры, а шар вновь переходит в ведущему.

Ведущий. Раньше, если был пожар,

                  Ввысь взмывал сигнальный шар

                  Этот красный шар недаром

                  Звал пожарных в бой…..?

Ребенок.    С пожаром .. (Передача шара)

        

 Где с огнем беспечны люди,

                  Там взовьется в небо шар,

                  Там всегда грозить нам будет

                  Злой….

Ребенок.   Пожар. (Передача шара)

Ведущий. Раз, два, три, четыре –

                  У кого пожар…..?

Ребенок.   В квартире. . (Передача шара)

Ведущий. Дым столбом поднялся вдруг,

                   Кто не выключил….?

Ребенок.    Утюг. . (Передача шара)

Ведущий.   Красный отблеск побежал.

                   Кто со спичками…?

Ребенок.    Играл. . (Передача шара)

Ведущий.  Стол и шкаф сгорели разом.

                   Кто сушил белье над…?

Ребенок.    Газом. . (Передача шара)

Ведущий.  Пламя прыгнуло в траву.

                  Кто у дома жег…?

Ребенок.   Траву. . (Передача шара)

Ведущий.  Кто бросал в огонь приэтом

                   Незнакомые…?

Ребенок.    Предметы. . (Передача шара)

Ведущий.  Помни каждый гражданин это номер…

Ребенок.    Ноль один. . (Передача шара)

Ведущий.  Дым увидел – не зевай и пожарных…..

Ребенок.   Вызывай. . (Передача шара)

Воспитатель. Вы, действительно внимательны, будем надеяться, что беды с вами не случится.

Появляется новый герой – «Кавардак»

Кавардак. Внимательность, осторожность – глупости все это.

        Я волшебник – Кавардак,

        Читать люблю я книжки

        А любят ли детишки

        Читать как я книжки.

        Узнают ли из каких произведений строки.

        Внимательно слушай, вникай,

        Правильно ты на вопрос отвечай.

  • Литературная викторина

- Долго, долго крокодил

  Море синее тушил.

  Пирогами и блинами

  И сушеными грибами.   (К.Чуковский «Путаница»)

-  Бежит курица с ведром,

  А за нею во весь дух,

  С помелом бежит петух.    (С.Маршак «Кошкин дом»)

-  Весь чердак уже в огне,

  Бьются голуби в окне,

  Он окошко открывает,

  Из окошка вылетают

  Восемнадцать голубей,

  А за ними – воробей.     (С.Михалков «Дядя Степа»)

-  заклубился дым угарный

   Гарью комната полна.

   На руках Кузьма – пожарный,

   Вынес Лену из огня.         (С.Маршак «Пожар»)

-  Дал приказ он Шуре с Витей:

- На средину все гребите!

  Собирайте в кучу сор,

  Мы зажжем сейчас костер!    ( Е.Хоринская  «Спичка – невеличка»)

- Мчится красная машина,

  Все быстрей, быстрей, вперед!

  Командир сидит в кабине

  И секундам счет ведет.      (К.Оленев  «Красная машина»)

Кавардак. Знают дети сказки. А знают ли они кто тушит пожары? Я то знаю: ветер, бензин, бумага, ветки.

Воспитатель. Да ты что Кавардак? Даже ребята знают, кто тушит пожар. (Ответы детей)

                

  • Пальчиковая игра «Уголек»

Выпал на пол уголек      / сжимают и разжимают кулачки

Деревянный пол прожег/  ладони вниз, шевелят пальчиками

Не смотри, не жди, не стой  /  закрыть ладонями глаза; скрестить руки на груди;

                                                руки опустить вниз.

А залей его водой.                 /  показать, как льют воду из ведра.

Кавардак. Ладно, есть для них у меня сложное задание. Называется «Кроссворд».

  • Дети отгадывают кроссворд.      Приложение № 1

Кавардак. Спрошу -  ка, ребят, знают ли они, что делать при возникновении пожара.

Ситуация:                                                                      Ответы:

Обнаружен очаг возгорания

-Покинуть квартиру и позвать на помощь взрослых и позвонить  по телефону  «01»

В комнате много дыма

Пробирайся ползком к выходу

На тебе горит одежда

Падай на пол и катайся

Горит старая трава

Забросай землей, залей водой

Трудно дышать от едкого дыма

Дыши через мокрую тряпку

Воспитатель. Знаешь, Кавардак, наши дети усвоили два «нельзя» - два строгих запрета при угрозе пожара.

Дети. – Нельзя прятаться под стол, под кровать, в шкаф, пытаясь спрятаться от пожара;

          -  Нельзя пытаться потушить пожар самостоятельно.

  • Игра «Разложи по порядку»      Приложение 2

Цель: Ознакомление детей с порядком действий при возникновении пожара.

Используются карточки с изображением:

- Сообщение по телефону «01» о пожаре;

- Эвакуация людей;

- Тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это неопасно;

- Встреча пожарных;

- Работа пожарных.

Дети должны разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях. Игра формирует у детей навыки действия в случае пожара.

  • Гимнастика для глаз

1.Мы картинку собирали? Да!                      / кивают головой

   Наши глазоньки устали? Да!

2. Сначала их зажмурим крепко – крепко.  / зажмуривают глаза

3. Потом откроем широко,                           / раскрывают широко глаза

     Как будто удивились.

4. Затем за шариком летящим проследим:   /  проследить за движением указки

     Куда бы он не двигался,

     Глаза следят за ним!        

5.  Теперь ежам мы подмигнем,                      / мигают поочередно глазами

     Сначала правым глазом,

      Левым же потом.

6.  А сейчас – двумя глазами вместе.           / мигают двумя глазами одновременно.

Кавардак. У меня есть еще задание для ребят. Хочу посмотреть какие они у вас быстрые и дружные.

  • Игра – эстафета «Кто быстрее сообщит о пожаре»

Дети делятся на две команды. Нужно добежать до телефона , пройдя препятствия (пробежать змейкой; проползи в туннеле), набрать нужный номер, сообщить о пожаре называя адрес.

Воспитатель: Наши дети знают много пословиц и поговорок о пожаре.

Кавардак. Так я тоже знаю! Например: «Пожар слепой, потушит его любой»!

Дети: Неправильно!!!

  • Дети рассказывают пословицы.

  - Пожар слезой не потушишь

  - Искра мала, а велик пламень родит

  - Огонь хороший слуга, но плохой хозяин

  - Спичка – не игрушка, огонь – не забава

  - Не имей привычки носить в кармане спички

  - Чтобы с пламенем бороться умело, надо знать пожарное дело.

  • «Объяснялки»

Воспитатель: Есть такая фраза у народа «Забить (бить) тревогу»

                Как ты думаешь, что она означает?

Кавардак:  Взять молоток, да забить гвоздь!

Воспитатель: Ты очень ошибаешься. Ребята тебе сейчас расскажут, что означает это выражение.

Дети:    «Забить тревогу» - это когда что – то опасное происходит. Нужно звать на помощь, громко кричать или  просить полицейского помочь.

Воспитатель:  А я дополню высказывания детей: В старину на Руси, в случае опасности или возвещения о важных событиях, били в колокола или барабан. Отсюда и возникло это выражение. «Забить (бить) тревогу» - значит обращать всеобщее внимание, просить о помощи в случае грозящей опасности, стремясь предупредить ее.

                «Пожар! Горим! – кричал петух.

                Пора забить тревогу!

                Скорее все, кто слышит нас,

                Бегите на подмогу!»

Дети рассказывают правила поведения при пожаре:

  • Правило «Не поддавайся панике. Не прячьтесь при пожаре»

При пожаре, при пожаре

Знает каждый гражданин:

При пожаре, при пожаре

Набирают ноль – один.

Если к вам придет беда –

Позвони скорей туда.

Не забудь назвать при этом

Город, улицу и дом,

И квартиру, где живете,

И с каким она замком.

И еще сказать: «Даю

Вам фамилию свою;

Так же номер телефона, у которого стою»

А если нету телефона,

Позови людей с балкона

  • Правило «Не позволяй другим нарушать правила пожарной безопасности»

Если где – то малыши

Жгут чего – то от души,

Или кто окурок бросил,

Огонек не потушив;

Если твой любимый друг,

Взрыв задумал сделать вдруг,

Или младшая сестренка

Ухватилась за утюг

Малышей найди в дыму,

Расскажи им, что к чему,

Расскажи им о пожарах,

Что известно самому.

Спросите бабушку и деда,

Спросите братьев и сестер

Пускай расскажут по секрету,

Как получается костер.

Кавардак:  Спасибо, ребята, за хорошие советы. Я многое узнал у вас на занятии и всем рассказывать буду о том, что дети старшей группы знают правила поведения и как действовать во время пожара, знают литературные произведения по теме, внимательные и дружные. Я уверен, что в трудной ситуации вы сумеете поступить правильно.Я вам дарю раскраски вы, их раскрасите дома вместе с родными, и расскажите всем своим близким, соседям, друзьям, знакомым, что нужно знать об огне, чтобы не произошла беда.

Еще раз большое спасибо и до встречи, а сейчас бегу рассказать другу про то, что узнал. До свидания. (уходит).

Приложение 1

C:\Users\User\Desktop\НОД пожарная\кроссворд.jpeg

По горизонтали:1Если пламя вспыхнет вдруг, есть у нас надежный друг, он всегда на видном месте, пламени душитель, дыма укротитель; 2. Голубой огонек, нам обед сварить бы мог; 3. Если дом горит, тогда, пригодится нам…;4. Он горючий, он летучий, для машин необходим. Но опасен он бывает и пожары вызывает; 6. Она помощница моя, на ней обед готовлю я, конфорки зажигаю, борщ варю, котлеты жарю.( Ответы: Огнетушитель, Газ, Пожар, Вода, Плита, Бензин)

По вертикали:1. Шипит и злится, воды боится, с языком а не лается, без зубов, а кусается; 7. Схоронилось солнышко в маковое зернышко, пробежит по земле – вспыхнет весело во мгле; 8. То назад, то вперед, ходит, бродит пароход. Остановишь – горе, продырявит море.  (Ответы:Огонь, Спички, Утюг)

Приложение 2

Заключение

В дошкольном возрасте одним из факторов развития ребенка является игра. Исходя из этого мы построили  непрерывную образовательную деятельность  по противопожарному поведению на играх и проблемных ситуациях.

Играя, дети лучше усваивают материал по противопожарной безопасности  и у них формируются умения правильного поведения в экстренных ситуациях.

Итог нашей работы – это заинтересованность детей данной темой, расширение кругозора и включение родителей в образовательный проект. Только общими усилиями можно научить детей навыкам безопасного общения с таким сложным и взрослым миром. Поэтому  перед нами стоит следующая задача по поиску новых инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников.

Список использованных источников

  1. Н.А.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность», «Детство – пресс» 2004г.
  2. К.Ю.Беляева, В.Н.Зимонина, Л.А.Кондрыкинская «Как обеспечить безопасность дошкольников», М Просвещение, 2001г.
  3. Л.Б.Беляева, В.В.Груздев «Азбука пожарной безопасности», Санкт – Петербург, ПРГПУ им. Герцена, 2009г.
  4. О.А. Скоролупова «Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО», Издательство «Скрипторий 2003», 2016г.
  5. Т.А.Шорыгина «Безопасные сказки», ОО  «ТЦ «Сфера», 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...

«Ни ночью, ни днём не балуйся с огнём»

Систематизировать знания детей о правилах пожарной безопасности; учить осторожному обращению с огнём; воспитывать уважение к профессии пожарный, их нелёгкому труду....

"Ни ночью, ни днём не балуйтесь с огнём!"

Конспект комплексного занятия во 2 младшей группе ...

"Ни ночью, ни днём - не балуйся с огнём!"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОБЖ в подготовительной группе....

Проект по формированию основ безопасного поведения "Ни ночью, ни днём не балуйся с огнём"

Проект по формированию основ безопасного поведения "Ни ночью, ни днём не балуйся с огнём" в средней группе...

Методическая разработка; Конспект совместной образовательной деятельности для детей с нарушением зрения старшей группы. Тема: «Игра-квест: «В поисках животных»»

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: Всестороннее развитие детей по различным направлениям, познавательному, социально-коммуникативному,           Программное содержание:Образовательны...