Методическая разработка конспект НОД старшей компенсирующей группы детей с нарушением зрения "Ни ночью, ни днём не балуйся с огнём!"
план-конспект занятия по обж (старшая группа)
Любые знания лучше всего усваиваются в детском возрасте, в том числе и знания противопожарных требований. Привитые с детства навыки умелого обращения с огнем становятся естественными в поведении взрослого человека. Помочь ребятам научиться обеспечивать свою безопасность должны родители и педагоги дошкольного образования. Поэтому важно не просто оберегать ребенка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать основы безопасного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Ни ночью, ни днём не балуйся с огнём!" | 338.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №28Пушкинского района,Санкт-Петербурга
______________________________________________________________________________________
«Пожар легче предупредить, чем потушить».
Методическая разработка
Непрерывная образовательная деятельность
с детьми старшей компенсирующей группы с нарушением зрения
«Ни ночью, ни днем не балуйся с огнем!»
Авторы: воспитателистаршей компенсирующей
группы с нарушением зрения
Никишина Антонина Петровна
Золотарева Татьяна Николаевна
Введение
Актуальность темы
Любые знания лучше всего усваиваются в детском возрасте, в том числе и знания противопожарных требований. Привитые с детства навыки умелого обращения с огнем становятся естественными в поведении взрослого человека. Помочь ребятам научиться обеспечивать свою безопасность должны родители и педагоги дошкольного образования. Поэтому важно не просто оберегать ребенка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать основы безопасного поведения.
Практическая значимость предоставленного материала заключается в привлечении внимания детей и родителей к проблеме пожаробезопасного поведения; проявлении инициативы родителями в решении задач по охране безопасности детей; привлечении их в практическую деятельность (изготовлении буклетов, газет, презентаций и т.д.)
Цель:расширить знания основ пожаробезопасного поведения.
Задачи:
Познавательная.
Закрепить у детей знания о мерах пожарной безопасности; сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнем (электроприборы, спички, зажигалки и т.д.);знать номер вызова пожарных.
Развивающая.
Развитие умения детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях; развитие речи, мышления, памяти через игры, викторины; активизировать и обогащать словарь детей.
Воспитательная.
Воспитывать уважение к людям мужественных профессий; воспитывать внимательность и дружеские взаимоотношения в играх.
Основная часть (описание работы)
Предварительная работа.
Чтение произведений: С.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; Е.Хоринская «Спичка – невеличка»; Г. Фетисов «Куда спешат красные машины»; К. Чуковский «Путаница»; С.Михалков «Дядя Степа»; в уголке книжном картина Л.Соломаткина «Пожар в деревне»; просмотр мультфильмов; загадки, стихи, пословицы; решение кроссвордов, ребусов; детское творчество на противопожарную тему (рисование, лепка, конструирование); моделирование возможных опасных ситуаций, тренинги с телефоном – вызов ( 01); беседы о труде пожарного; мультимедийная презентация «Пожарная охрана: прошлое и настоящее»; дидактические, подвижные игры; знакомство детей с первичными средствами пожаротушения и правилами их использования(песок и лопата; ведро и вода,лом, огнетушитель);совместно с детьми изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм «Пожарная часть», «Спасатели»; подготовка памятки для родителей, прослушивание музыкального произведения Г.Свиридова «Укрощение огня» гимн МЧС.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровая, коммуникативная.
Содержание занятия
Воспитатель:У воспитателя «Чудесный мешочек»
- Ребята, как вы думаете,что может лежать у меня в мешочке.
Ответы детей
- Послушайте загадку:
Это темный, темный дом,
Сто сестричек живут в нем.
И любая из сестер,
Может вспыхнуть как костер. (Коробок спичек)
- Правильно. Как, выдумаете, о чем сегодня пойдет разговор?
Дети: Об огне, пожаре.
Воспитатель: Конечно. Ребята, задумывались ли вы над тем, что шалости со спичками и зажигалками могут привести к пожару. Пожар – это страшная беда, нужно быть очень внимательными и осторожными. А вы внимательные? (Ответы детей)
Предлагаю сыграть в игру.
- Игра «Если возник пожар»
Дети стоят в кругу. В руках у ведущего воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому. Если участник игры замедлил с ответом или ответил не правильно, он выбывает изигры, а шар вновь переходит в ведущему.
Ведущий. Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар
Этот красный шар недаром
Звал пожарных в бой…..?
Ребенок. С пожаром .. (Передача шара)
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой….
Ребенок. Пожар. (Передача шара)
Ведущий. Раз, два, три, четыре –
У кого пожар…..?
Ребенок. В квартире. . (Передача шара)
Ведущий. Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил….?
Ребенок. Утюг. . (Передача шара)
Ведущий. Красный отблеск побежал.
Кто со спичками…?
Ребенок. Играл. . (Передача шара)
Ведущий. Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над…?
Ребенок. Газом. . (Передача шара)
Ведущий. Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жег…?
Ребенок. Траву. . (Передача шара)
Ведущий. Кто бросал в огонь приэтом
Незнакомые…?
Ребенок. Предметы. . (Передача шара)
Ведущий. Помни каждый гражданин это номер…
Ребенок. Ноль один. . (Передача шара)
Ведущий. Дым увидел – не зевай и пожарных…..
Ребенок. Вызывай. . (Передача шара)
Воспитатель. Вы, действительно внимательны, будем надеяться, что беды с вами не случится.
Появляется новый герой – «Кавардак»
Кавардак. Внимательность, осторожность – глупости все это.
Я волшебник – Кавардак,
Читать люблю я книжки
А любят ли детишки
Читать как я книжки.
Узнают ли из каких произведений строки.
Внимательно слушай, вникай,
Правильно ты на вопрос отвечай.
- Литературная викторина
- Долго, долго крокодил
Море синее тушил.
Пирогами и блинами
И сушеными грибами. (К.Чуковский «Путаница»)
- Бежит курица с ведром,
А за нею во весь дух,
С помелом бежит петух. (С.Маршак «Кошкин дом»)
- Весь чердак уже в огне,
Бьются голуби в окне,
Он окошко открывает,
Из окошка вылетают
Восемнадцать голубей,
А за ними – воробей. (С.Михалков «Дядя Степа»)
- заклубился дым угарный
Гарью комната полна.
На руках Кузьма – пожарный,
Вынес Лену из огня. (С.Маршак «Пожар»)
- Дал приказ он Шуре с Витей:
- На средину все гребите!
Собирайте в кучу сор,
Мы зажжем сейчас костер! ( Е.Хоринская «Спичка – невеличка»)
- Мчится красная машина,
Все быстрей, быстрей, вперед!
Командир сидит в кабине
И секундам счет ведет. (К.Оленев «Красная машина»)
Кавардак. Знают дети сказки. А знают ли они кто тушит пожары? Я то знаю: ветер, бензин, бумага, ветки.
Воспитатель. Да ты что Кавардак? Даже ребята знают, кто тушит пожар. (Ответы детей)
- Пальчиковая игра «Уголек»
Выпал на пол уголек / сжимают и разжимают кулачки
Деревянный пол прожег/ ладони вниз, шевелят пальчиками
Не смотри, не жди, не стой / закрыть ладонями глаза; скрестить руки на груди;
руки опустить вниз.
А залей его водой. / показать, как льют воду из ведра.
Кавардак. Ладно, есть для них у меня сложное задание. Называется «Кроссворд».
- Дети отгадывают кроссворд. Приложение № 1
Кавардак. Спрошу - ка, ребят, знают ли они, что делать при возникновении пожара.
Ситуация: Ответы:
Обнаружен очаг возгорания | -Покинуть квартиру и позвать на помощь взрослых и позвонить по телефону «01» |
В комнате много дыма | Пробирайся ползком к выходу |
На тебе горит одежда | Падай на пол и катайся |
Горит старая трава | Забросай землей, залей водой |
Трудно дышать от едкого дыма | Дыши через мокрую тряпку |
Воспитатель. Знаешь, Кавардак, наши дети усвоили два «нельзя» - два строгих запрета при угрозе пожара.
Дети. – Нельзя прятаться под стол, под кровать, в шкаф, пытаясь спрятаться от пожара;
- Нельзя пытаться потушить пожар самостоятельно.
- Игра «Разложи по порядку» Приложение 2
Цель: Ознакомление детей с порядком действий при возникновении пожара.
Используются карточки с изображением:
- Сообщение по телефону «01» о пожаре;
- Эвакуация людей;
- Тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это неопасно;
- Встреча пожарных;
- Работа пожарных.
Дети должны разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях. Игра формирует у детей навыки действия в случае пожара.
- Гимнастика для глаз
1.Мы картинку собирали? Да! / кивают головой
Наши глазоньки устали? Да!
2. Сначала их зажмурим крепко – крепко. / зажмуривают глаза
3. Потом откроем широко, / раскрывают широко глаза
Как будто удивились.
4. Затем за шариком летящим проследим: / проследить за движением указки
Куда бы он не двигался,
Глаза следят за ним!
5. Теперь ежам мы подмигнем, / мигают поочередно глазами
Сначала правым глазом,
Левым же потом.
6. А сейчас – двумя глазами вместе. / мигают двумя глазами одновременно.
Кавардак. У меня есть еще задание для ребят. Хочу посмотреть какие они у вас быстрые и дружные.
- Игра – эстафета «Кто быстрее сообщит о пожаре»
Дети делятся на две команды. Нужно добежать до телефона , пройдя препятствия (пробежать змейкой; проползи в туннеле), набрать нужный номер, сообщить о пожаре называя адрес.
Воспитатель: Наши дети знают много пословиц и поговорок о пожаре.
Кавардак. Так я тоже знаю! Например: «Пожар слепой, потушит его любой»!
Дети: Неправильно!!!
- Дети рассказывают пословицы.
- Пожар слезой не потушишь
- Искра мала, а велик пламень родит
- Огонь хороший слуга, но плохой хозяин
- Спичка – не игрушка, огонь – не забава
- Не имей привычки носить в кармане спички
- Чтобы с пламенем бороться умело, надо знать пожарное дело.
- «Объяснялки»
Воспитатель: Есть такая фраза у народа «Забить (бить) тревогу»
Как ты думаешь, что она означает?
Кавардак: Взять молоток, да забить гвоздь!
Воспитатель: Ты очень ошибаешься. Ребята тебе сейчас расскажут, что означает это выражение.
Дети: «Забить тревогу» - это когда что – то опасное происходит. Нужно звать на помощь, громко кричать или просить полицейского помочь.
Воспитатель: А я дополню высказывания детей: В старину на Руси, в случае опасности или возвещения о важных событиях, били в колокола или барабан. Отсюда и возникло это выражение. «Забить (бить) тревогу» - значит обращать всеобщее внимание, просить о помощи в случае грозящей опасности, стремясь предупредить ее.
«Пожар! Горим! – кричал петух.
Пора забить тревогу!
Скорее все, кто слышит нас,
Бегите на подмогу!»
Дети рассказывают правила поведения при пожаре:
- Правило «Не поддавайся панике. Не прячьтесь при пожаре»
При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин:
При пожаре, при пожаре
Набирают ноль – один.
Если к вам придет беда –
Позвони скорей туда.
Не забудь назвать при этом
Город, улицу и дом,
И квартиру, где живете,
И с каким она замком.
И еще сказать: «Даю
Вам фамилию свою;
Так же номер телефона, у которого стою»
А если нету телефона,
Позови людей с балкона
- Правило «Не позволяй другим нарушать правила пожарной безопасности»
Если где – то малыши
Жгут чего – то от души,
Или кто окурок бросил,
Огонек не потушив;
Если твой любимый друг,
Взрыв задумал сделать вдруг,
Или младшая сестренка
Ухватилась за утюг
Малышей найди в дыму,
Расскажи им, что к чему,
Расскажи им о пожарах,
Что известно самому.
Спросите бабушку и деда,
Спросите братьев и сестер
Пускай расскажут по секрету,
Как получается костер.
Кавардак: Спасибо, ребята, за хорошие советы. Я многое узнал у вас на занятии и всем рассказывать буду о том, что дети старшей группы знают правила поведения и как действовать во время пожара, знают литературные произведения по теме, внимательные и дружные. Я уверен, что в трудной ситуации вы сумеете поступить правильно.Я вам дарю раскраски вы, их раскрасите дома вместе с родными, и расскажите всем своим близким, соседям, друзьям, знакомым, что нужно знать об огне, чтобы не произошла беда.
Еще раз большое спасибо и до встречи, а сейчас бегу рассказать другу про то, что узнал. До свидания. (уходит).
Приложение 1
По горизонтали:1Если пламя вспыхнет вдруг, есть у нас надежный друг, он всегда на видном месте, пламени душитель, дыма укротитель; 2. Голубой огонек, нам обед сварить бы мог; 3. Если дом горит, тогда, пригодится нам…;4. Он горючий, он летучий, для машин необходим. Но опасен он бывает и пожары вызывает; 6. Она помощница моя, на ней обед готовлю я, конфорки зажигаю, борщ варю, котлеты жарю.( Ответы: Огнетушитель, Газ, Пожар, Вода, Плита, Бензин)
По вертикали:1. Шипит и злится, воды боится, с языком а не лается, без зубов, а кусается; 7. Схоронилось солнышко в маковое зернышко, пробежит по земле – вспыхнет весело во мгле; 8. То назад, то вперед, ходит, бродит пароход. Остановишь – горе, продырявит море. (Ответы:Огонь, Спички, Утюг)
Приложение 2
Заключение
В дошкольном возрасте одним из факторов развития ребенка является игра. Исходя из этого мы построили непрерывную образовательную деятельность по противопожарному поведению на играх и проблемных ситуациях.
Играя, дети лучше усваивают материал по противопожарной безопасности и у них формируются умения правильного поведения в экстренных ситуациях.
Итог нашей работы – это заинтересованность детей данной темой, расширение кругозора и включение родителей в образовательный проект. Только общими усилиями можно научить детей навыкам безопасного общения с таким сложным и взрослым миром. Поэтому перед нами стоит следующая задача по поиску новых инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников.
Список использованных источников
- Н.А.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность», «Детство – пресс» 2004г.
- К.Ю.Беляева, В.Н.Зимонина, Л.А.Кондрыкинская «Как обеспечить безопасность дошкольников», М Просвещение, 2001г.
- Л.Б.Беляева, В.В.Груздев «Азбука пожарной безопасности», Санкт – Петербург, ПРГПУ им. Герцена, 2009г.
- О.А. Скоролупова «Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО», Издательство «Скрипторий 2003», 2016г.
- Т.А.Шорыгина «Безопасные сказки», ОО «ТЦ «Сфера», 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...
«Ни ночью, ни днём не балуйся с огнём»
Систематизировать знания детей о правилах пожарной безопасности; учить осторожному обращению с огнём; воспитывать уважение к профессии пожарный, их нелёгкому труду....
"Ни ночью, ни днём не балуйтесь с огнём!"
Конспект комплексного занятия во 2 младшей группе ...
"Ни ночью, ни днём - не балуйся с огнём!"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОБЖ в подготовительной группе....
Проект по формированию основ безопасного поведения "Ни ночью, ни днём не балуйся с огнём"
Проект по формированию основ безопасного поведения "Ни ночью, ни днём не балуйся с огнём" в средней группе...
Методическая разработка; Конспект совместной образовательной деятельности для детей с нарушением зрения старшей группы. Тема: «Игра-квест: «В поисках животных»»
ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: Всестороннее развитие детей по различным направлениям, познавательному, социально-коммуникативному, Программное содержание:Образовательны...