Конспект коррекционно-развивающего занятия "Грамотейка" для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Представлен конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения. Задания предполагают развитие у детей зрительно-пространственного восприятия и ориентирования, речи, мышления и внимания. Закрепляется знание букв, навыки слогового чтения, а также умение решать задачи в пределах десятка. Задания даются в игровой, занимательной форме, используются нестандартные методы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_"Gramoteyka".docx | 804.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №106»
Конспект подгруппового
коррекционно-развивающего занятия
с детьми подготовительной к школе группы
Тема занятия: «Грамотейка»
Учитель-дефектолог
Метельская Н. Г.
г. Рязань 2012 г.
Цели занятия:
- закрепить и расширить знания детей по теме «Насекомые»;
- закрепить знание букв, цифр;
- упражнять в решении задач в пределах десятка;
- развивать восприятие графического образа букв;
- активизировать и стимулировать различные зрительные функции;
- развивать зрительно-пространственные представления;
- развивать связную речь и все психические процессы детей;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- воспитывать стремление к успешному выполнению заданий.
Средства коррекции:
демонстрационные:
- игрушка – заяц Степашка;
- коробка с буквами и цифрами – книга «Грамотейка»;
- сюжетная картина со «спрятанными» буквами по теме «Урок для Буратино»;
- картинки с изображением насекомых (гусеница, бабочка, муравей, муха; паук) на стенах;
- фланелеграф;
индивидуальные:
- тетради в крупную клетку;
- индивидуальные карточки с «зашумлёнными» буквами;
- ручки, цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Учитель-дефектолог обращает внимание детей на то, что в гости к ним пришёл заяц Степашка с интересной книжкой. Дети читают название книги: «Грамотейка». Они догадываются, что Степашка собрался идти учиться в школу, как и дети, чтобы стать грамотным. Тифлопедагог предлагает показать Степашке, что и они готовы к обучению в школе.
Дети садятся за рабочие столы. Педагог сообщает, что и другие сказочные герои тоже учатся.
2. Работа с сюжетной картиной «Урок для Буратино».
По предложению учителя-дефектолога дети рассказывают, кто изображён на картине, что здесь происходит. Педагог предлагает детям ответить на вопросы о пространственном расположении предметов на картине. Дети отвечают, что расположено на переднем плане (вблизи), на заднем плане (вдали), справа, слева, и т.д., где изображены Буратино и Мальвина.
Затем дети находят на картине спрятанные буквы, выбирают соответствующие карточки с буквами в книжке-коробке Степашки «Грамотейка» и составляют из них на фланелеграфе различные слова.
В заключение тифлопедагог спрашивает, какие ошибки, допущенные художником, они заметили на картине (избушка Бабы Яги, бабочка в волосах Мальвины вместо банта и т. д.).
3. Физкультминутка.
1). Тифлопедагог просит найти спрятанных в кабинете бабочек. Дети находят бабочек на стенах и выполняют гимнастику для развития пальцев рук, движения и речи «Бабочка»:
Спал цветок, и вдруг проснулся, - Выполнить упр. №34 «Бутон».
Больше спать не захотел. - Выполнить упр. №33 «Цветок».
Шевельнулся, встрепенулся, - Двигать ладонями, сложенными «цветком»
вправо – влево.
Взвился вверх и улетел. - Поднять «цветок» над головой.
Это бабочка сидела, - Выполнить упр. №35 «Бабочка».
Потом дальше полетела. - Двигать ладонями, сложенными
«бабочкой» в стороны и вверх.
По загадке
(См. методическое пособие Метельской Н. Г. «100 физкультминуток на логопедических занятиях», стр. 53).
2). Гимнастика для глаз. Дети находят изображения других насекомых на стенах и переводят взгляд с одной картинки на другую по указанию педагога.
4. Дидактическая игра «Лишняя картинка».
По просьбе тифлопедагога дети находят «лишнюю» картинку – это паук, так как он не является насекомым. После этого лишней можно назвать гусеницу, так как это не взрослое насекомое, а стадия его развития. Затем лишней картинкой называется муравей, который не может летать, как остальные насекомые.
5. Решение задачи.
Педагог говорит, что Мальвина учила Буратино не только читать, но и решать задачи, но он был невнимателен и не справился с заданием. Степашка просит детей внимательно выслушать стихотворение-задачу и правильно ответить на вопрос, чтобы помочь Буратино:
К серой цапле на урок
Прилетели семь сорок.
Но из них лишь две сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетели на урок?
Дети выполняют задание и записывают решение задачи в индивидуальных тетрадях, предварительно выложив его на фланелеграфе цифрами из Степашкиной книжки «Грамотейка».
6. Дидактическая игра «Найди и раскрась буквы».
Тифлопедагог предлагает детям найти и раскрасить цветными карандашами на индивидуальных карточках с «зашумлёнными» буквами только те буквы, которые были найдены ими на сюжетной картине «Урок для Буратино» в начале занятия. Дети выполняют задание.
7. Итог занятия.
Педагог спрашивает детей, понравилось ли им сегодняшнее занятие со Степашкой и его книжкой «Грамотейка», и делает небольшой анализ, отмечая положительные моменты в деятельности каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...
Коррекционно-развивающее пособие"Бабочки"для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.
Коррекционно-развивающее пособие для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста....
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...
Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия формы для детей с нарушениями зрения подготовительной группы по теме «В волшебной стране Геометрии»
Это конспект коррекционного занятия для детей старшего возраста с нарушением зрения по развитию зрительного восприятия формы. В процессе занятия дети закрепляют знания о знакомых геометрических фигура...
План – конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения (подготовительная группа). Тема: «Заваривание чая».
Социализация дошкольников с нарушением зрения направлена на формирование у них знаний, умений, навыков, являющихся прочной основой дальнейшей успешности в школе, интеграции в мир нормально видящих люд...
КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и об осенних изменениях в природе....
Конспект НОД по ознакомлению с предметным миром для детей с нарушением зрения, подготовительная группа, тема "Очки"
Конспект разработан с учётом рекомендаций по работе с детьми с нарушениями зрения. Дифференцированный подход, задания, вопросы и материал по теме подобраны с учётом особенностей развития детей.Занятия...