Совместная работа детского сада и семьи в условиях внедрения федеральных государственных требований
презентация к уроку по теме
Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать:
- дифференцированный подход к каждой семье;
- учитывать социальный статус и микроклимат семьи;
- а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Формы работы существуют как традиционные, так и нетрадиционные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnaya_rabota_detskogo_sada_i_semi_v_usloviyakh.pptx | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…Тенденция, направленная на укрепление семьи, минимизирует общественное воспитание в пользу семейного ». (Из концепции дошкольного воспитания)
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы, закон РФ «Об образовании » обязывают педагогов и родителей стать равно ответственными участниками образовательного процесса.
Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка
При взаимодействии работы двух структур надо учитывать: - дифференцированный подход к каждой семье; - учитывать социальный статус и микроклимат семьи; - а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей
Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны . Формы работы существуют как традиционные , так и нетрадиционные.
Проблема вовлечения родителей решается в нескольких направлениях: информационно-аналитическое , познавательное, наглядно-информационное, досуговое
К нетрадиционным формам можно отнести: сайты детского сада и группы , презентации, фотомонтаж и фотовыставки, выпуски семейных газет и плакатов, проведение мастер-класс, проведение акций, почта доверия, совместная деятельность, проведение родительских собраний в форме круглого стола, семинара-практикума, тренинга и деловой игры; мини-собрания; брошюры, листовки и буклеты; совместные прогулки и экскурсии; родительская копилка, выставка семейных реликвий К традиционным формам относится: консультации, беседы, родительские собрания, оформление папок-передвижек и стендов, информационные уголки, посещение семей, работа с родительским комитетом, выставки совместных работ, совместные праздники и развлечения, дни открытых дверей, родительские собрания, посещение открытых мероприятий, родительские конференции, доска объявлений и так далее.
Круглый стол» с родителями Цель таких мероприятий: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На заседание «круглого стола» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами. Акция – это действие, предпринимаемое для какой-либо цели (благотворительность, выражение гражданского протеста, благоустройство детского сада и др.). Ее инициаторами в ДОУ могут быть как сотрудники, так и семьи воспитанников. Например: подготовка площадки к Дню здоровья, приобретение родителями воздухоочистителей для помещений детского сада, благоустройство тренажерного зала и др.
Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Могут заканчиваться чаепитием и включают досуговые моменты. День семьи – особая дата в календаре, акцентирующая внимание общества на здоровой, полноценной, нравственно сильной семье, которая воспитывает достойных детей, самостоятельно разрешает свои проблемы и успешно преодолевает возникающие препятствия
Разнообразные формы работы с родителями должны содержать образовательные области: - « Познание» - интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду . - « Социализация » - знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок и так далее. - « Безопасность» - информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформлении стендов, стенгазет, плакатов, буклетов. -« Здоровье» - знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию «Семейных весёлых стартов» и так далее. - « Физическая культура» - знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнованиях и т.д. - « Коммуникация» - индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах. - « Чтение художественной литературы» - совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок. - « Художественное творчество» - совместные рисунки и поделки. - « Музыка» - музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах. «Труд» - совместная деятельность.
Перспективный план работы с родителями месяц мероприятие форма ответственные сентябрь 1. «Давайте познакомимся».(сбор информации о социальном положении). Анкетирование Воспитатель 2. «Здоровье вашего малыша». Стенгазета Медработник Воспитатель
Систематическая и разнообразная работа с родителями даёт положительные результаты : - повышается психолого-педагогическая грамотность родителей и культура межличностного взаимодействия детей в детском саду; - увеличивается количество родителей-исполнителей, а не наблюдателей; - активно проявляется интерес к жизни дошкольного учреждения и группы; - изменяется характер вопросов родителей к педагогам и специалистам; - овладение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и образования детей дошкольного возраста; - повышается процент посещения родителями различных мероприятий в детском саду; - обобщается передовой опыт семейного воспитания.
Нетрадиционные формы проведения родительских собраний «Педагогическая лаборатория», « Читательская конференция», «Аукцион», «Лекция – семинар», «Душевный разговор», « Мастер – класс», «Ток – шоу «Есть ский капустник».
Педагогическая лаборатория. Такие собрания проводятся в начале и в конце года. В начале года воспитатели и родители обсуждают программы воспитания и обучения, обговаривают участие родителей в различных мероприятиях. Воспитатель предлагает родителям заполнить анкету «Родитель – ребенок – детский сад». 1.Фамилия,имя,отчестворебенка. 2.Как ласково называют ребенка дома? 3.Есть ли у ребенка братья и сестры? 4.Что ребенок умеет делать самостоятельно? 5.Проявляет ли ребенок агрессию, если «да», то в каких случаях? 6.О каких особенностях Вашего ребенка Вы считаете необходимым сообщить воспитателю? 7.Как Вы считаете, чему в первую очередь необходимо научить Вашего ребенка? 8.Какие роли можно поручать Вашему ребенку в спектаклях, на утренниках? 9.Какую помощь в проведении мероприятий в детском саду Вы могли бы оказать? 10.Занимается ли Ваш ребенок дополнительно музыкой, спортом, В других кружках, секциях (указать в каких)? 11.На что обижается Ваш ребенок? Как можно его успокоить? Обсудите мероприятия, которые будут проводиться в течение года: интеллектуальные игры, тематические праздники, викторины, спектакли, конкурсы, веселые уроки, спортивные (эстафеты, веселые старты, олимпийские игры). Для каждого мероприятия выбирается инициативная группа, которая вместе с воспитателем будет отвечать за его подготовку и проведение. В начале года определяются количество мероприятий, содержание и др. В конце года «педагогическая лаборатория» подводит итоги: воспитатель и родители анализируют прошедший год, полученные детьми знания, умения, навыки, достижения и ошибки. Мероприятия варьируются в зависимости от возрастных особенностей детей, пожеланий и возможностей родителей.
«Читательская конференция» За две недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, и воспитатель просит родителей прокомментировать то или иное высказывание, затем освещать суть темы и задает вопросы при обсуждении. Наиболее удачный совет, цитату, ответ на вопрос воспитатель помещает на стенд « Копилка родительских советов». Тему собрания можно выбрать, исходя из возрастных особенностей группы, пожеланий родителей или выбрать тему, интересующую всех.
Аукцион Родительское собрание проходит в форме предложения полезных советов по выбранной теме Лекция – семинар Для проведения собрания в форме «лекции – семинара» необходимо определить его тему и ведущего. Ведущими собрания могут быть воспитатель, родители, приглашенные специалисты Душевный разговор Это собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы: агрессивность, проблемы в общении со сверстниками, если ребенок – левша, если он плохо справляется с развивающими заданиями и т.п. Воспитатель за несколько дней до собрания предупреждает родителей о встрече и просит подготовиться к обсуждению той или иной проблемы. Он читает о проблеме соответствующую литературу, готовится выслушать вопросы родителей и ответить на них.
Мастер – класс Это собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер – класс может быть как теоретическим, так и практическим. За две недели до проведения собрания воспитатель предлагает нескольким родителям тему и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка читать, умываться, вести себя в транспорте и др.
Ток – шоу «Есть мнение». Собрание в форме ток – шоу подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступает воспитатель, родители, можно пригласить и других специалистов. У родителей может быть сходное мнение по обсуждаемому вопросу, но воспитатель предлагает рассматривать проблему, исходя из разных точек зрения, аргументируя их.
Педагогический консилиум. Это собрание, на котором обсуждаются проблемы воспитания и образования, чтобы выбрать наиболее подходящие методики, игры, занятия, соответствующие разному возрасту детей. На это собрание следует пригласить методиста, специалистов, работающих в ДОУ. Педагогический капустник. Это не собрание как таковое, а мероприятие, объединяющее воспитателей, детей, родителей. Может проходить как веселый концерт.
Деловые игры. Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Нет конкретной узко направленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей
На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей: - « Мозговой штурм »; - « Реверсионная мозговая атака, или Разнос »; - « Список прилагательных и определений »; - « Ассоциации» ; - « Коллективная запись »; - « Запись на листах » ; - « Эвристические вопросы »; - « Мини- эксперимент » идр .
СПАСИБО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
В данной статье представлен опыт работы дошкольного учреждения с семьей в условиях реализации ФГТ....
«Разработка и внедрение ООП дошкольного учреждения как одно из условий внедрения федеральных государственных требований»
трудности и успехи создания ООП дошкольного учреждения в соответствии ФГТ...
Консультация для воспитателей МБДОУ №34 г. Балаково на тему: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ»
Консультация для воспитателей МБДОУ №34 г. Балаковона тему:«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ» Концепция дошкольного образования положи...
Методическое сопровождение обновления дошкольного образования в условиях внедрения федеральных государственных требований
В статье представлена система методической поддержки дошкольным образовательным учреждениям по совершенствованию их деятельности, связанной с реализацией федеральных государственных требований в образ...
Районный семинар по теме:«Обогащение содержания дошкольного образования и усиление региональной направленности в условиях внедрения федеральных государственных требований»
Районный семинар по теме:«Обогащение содержания дошкольного образования и усиление региональной направленности в условиях внедрения федеральных государственных требований»1.Процесс реализации регионал...
Работа детского сада и семьи в условиях внедрения ФГОС
Статья раскрывает различные формы и методы работы с семьёй по ФГОС....
Организация конструктивно-партнёрского взаимодействия детского сада и семьи в сфере современного Федерального Государственного Образовательного Стандарта
ФГОС стимулируют сделать выбор взаимодействия в сторону новой модели развития отношений между детским садом и семьей – открытой модели партнерского, конструктивного взаимодействия. В нашем...