Методическое сопровождение обновления дошкольного образования в условиях внедрения федеральных государственных требований
статья по теме
В статье представлена система методической поддержки дошкольным образовательным учреждениям по совершенствованию их деятельности, связанной с реализацией федеральных государственных требований в образовательный процесс ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_soprovozhdenie.docx | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
методист высшей квалификационной категории
МКУ «ГИМК» г. Арзамаса
Методическое сопровождение обновления дошкольного образования, связанное с введением федеральных государственных требований
Существенные изменения в системе дошкольного образования и принятие новых нормативно-правовых документов федерального уровня вносят значительные изменения в деятельность ДОУ. Они определяют новые приоритеты развития дошкольного образования, которые призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Важным является обеспечение надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности, поэтому возникает необходимость в формировании системы мероприятий, направленных на подготовку педагогов к введению ФГТ в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Основными направлениями деятельности муниципального казенного учреждения «Городской информационно-методический кабинет» г. Арзамаса является оказание методической поддержки дошкольным образовательным учреждениям по совершенствованию их деятельности через:
- информационно-аналитическое сопровождение деятельности ДОУ,
- нормативно – правовое сопровождение,
- организацию профессионального развития педагогов,
- повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ,
- диссеминацию инновационного опыта по реализации ФГТ,
- методическую поддержку педагогов и ДОУ.
В выборе стратегии методического сопровождения реализации ФГТ стал мониторинг и анализ образовательной ситуации в ДОУ. Был определен ряд проблем в освоении и реализации ФГТ:
- нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в федеральных требованиях,
- педагоги дошкольных учреждений не готовы к изменениям, проявляют «протест» или занимают пассивную позицию,
- испытывают трудности в проектировании образовательного процесса.
В целях нормативно – правового сопровождения создана база данных о педагогических работниках ДОУ, электронный банк «Нормативно-правовые документы», куда вошли документы различных уровней, что позволило сформировать папки с методическими рекомендациями. Проведены совещание по теме «Обновление содержания образования», семинар «Особенности структуры образовательной программы и воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ к структуре основной образовательной программы дошкольного образования».
Для профессионального развития педагогов дошкольных образовательных учреждений г. Арзамаса работают 10 городских методических объединений старших воспитателей, начинающих старших воспитателей, воспитателей групп раннего возраста, учителей-логопедов, музыкальных руководителей, воспитателей коррекционных групп, по социальному развитию детей, по познавательно-речевому развитию дошкольников, по развитию художественного творчества у дошкольников, по физическому развитию. Городские методические объединения созданы с целью организации методической работы в ДОУ, использования и широкого распространения традиционных, инновационных технологий, обобщения передового педагогического опыта, профессионального и творческого роста педагогических работников. Все методические объединения работают над методической темой: «Реализация федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования». Проведены семинары «Проектирование образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГТ», «Проблема разработки основной образовательной программы в практике работы ДОУ», «Особенности календарного планирования в рамках личностно - ориентированной модели образования», «Предметно-пространственная среда в соответствии с ФГТ», «Реализация принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГТ», «Внедрение мониторинга в образовательный процесс ДОУ», «Современные требования к оформлению методического кабинета в ДОУ» и другие.
Для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ организовано обучение педагогов на курсах повышения квалификации. С приглашением специалистов ГБОУ ДПО НИРО курсы повышения квалификации по вопросам ФГТ прошли 47 педагогов: «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГТ», «Мониторинг как инструмент управления качеством дошкольного образования», «Методическая работа в ДОУ в контексте с ФГТ», «Государственно-общественное управление дошкольным учреждением» и другие. 63 педагога прошли кратковременные курсы повышения квалификации, слушателями вебинаров стали 25 человек.
Важной составляющей методической работы является диссеминация инновационного опыта. Наиболее востребованной формой для педагогов ДОУ стала форма «мастер – класс». Она делает возможным не только знакомство с интересными приемами и методами работы, но и практическое их освоение педагогами.
Тема реализации ФГТ в образовательном процессе новая, но уже есть наработки педагогов, которые успешно представлены на мастер-классах «Реализация принципа интеграции образовательных областей», «Проектный метод в физкультурно-оздоровительной работе с детьми», «Особенности воздействия различных видов искусств на развитие творческих детей через интеграцию образовательных областей» и другие, через городские конференции «Здоровье сбережение дошкольников в контексте реализации ФГТ», «Развитие детей раннего возраста в контексте с ФГТ».
Полученные знания о ФГТ воспитатели имеют возможность закрепить практически. В течение двух лет МКУ «ГИМК» проводит городской конкурс «Лучшая группа ДОУ», в котором приняло участие 24 дошкольных образовательных учреждения. Данный конкурс помогает воспитателям раскрыть свой профессиональный и личностный потенциал, дает возможность построить предметно-развивающее пространство в групповых помещениях с учетом принципа интеграции образовательных областей, обеспечивающих развитие каждого ребенка, становление у него важнейших качеств, которые будут способствовать успешному обучению его в школе.
Методическая поддержка педагогов и ДОУ осуществляется через индивидуальные консультации по разработке Положения о Рабочей группе, плану перехода ДОУ на ФГТ, включающий разработку программы и создание условий для ее реализации, написанию основной образовательной программы в ДОУ и другие.
Выстроенное, таким образом, методическое сопровождение и взаимодействие педагогов в образовательном процессе в ДОУ гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов.
Сегодня можно говорить о первых результатах внедрения ФГТ в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений:
- Реализуются разработанные дошкольными учреждениями основные общеобразовательные программы дошкольного учреждения.
- Выполняется годовой план работы ДОУ, составленный с учетом решения задач по внедрению ФГТ.
- Педагоги организуют образовательный процесс с учетом составленного расписания непосредственно образовательной деятельности, режимом дня, обеспечивающих выполнение ФГТ и СанПиН, комплексно – тематическим планированием.
- В 2011 – 2012, 2012 - 2013 учебных годах работают творческие группы по разработке комплексно-тематических планов и планирования образовательной деятельности.
- Приобретаются учебно – методические комплекты для введения ФГТ и реализации образовательных программ дошкольного образовательного учреждения.
- Используются информационные ресурсы: на сайтах ДОУ размещены интернет – странички «Методическая служба» для обеспечения широкого, постоянного и устойчивого доступа участников образовательного процесса к информации по вопросам введения ФГТ и реализации образовательной программы ДОУ.
- Через участие в конкурсах различного уровня распространяются позитивные результаты инновационной деятельности педагогов ДОУ.
Организация МКУ «ГИМК» различных форм методической работы способствует тому, что педагоги ориентируются в содержании федеральных государственных требований, в группах создана и продолжает совершенствоваться мобильная, интересная, постоянно меняющая предметно-развивающая среда. Повысились уровень компетентности педагогов, их самооценка, возросли уверенность в собственных силах, желание двигаться вперед, развиваться и совершенствоваться, привносить в свою профессиональную деятельность новые идеи и замыслы.
Необходимо выделить и проблему: профессиональная подготовка кадров, так как переход на ФГТ требует переобучения большинства педагогических работников. Нам необходимо достичь 100% курсовой подготовки педагогов в рамках ФГТ.
Представленная система методического сопровождения ФГТ носит системный характер и отражает выраженный курс, направленный на реализацию федеральных государственных требований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований
Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября...
Методическое сопровождение обновления дошкольного образования с учетом ФГТ
В последние годы дошкольное образование притерпевает значительные перемены. Основной целью методической работы для достижения оптимального качества дошкольного образования является обеспечение эффекти...
Методическое сопровождение обновления дошкольного образования, связанное с введением ФГТ
Статья о проблемах сопровождения педагогов в условиях введения ФГТ к структуре ООП ДО...
Модернизация системы дошкольного образования в условиях введения Федеральных государственных требований.
Статья о введении ФГТ в систему дошкольного образования...
Методическое сопровождение педагогического процесса с учетом введения Федеральных государственных требований к структуре основной программы дошкольного образования
Целью проекта является Создание условий для развития профессиональной компетентности педагога; обеспечение информационного и организационно-методического сопровождения педагогического процесса в...
Обновление дошкольного образования в условиях введения ФГОС
Об опыте введения ФГОС в ДОУ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ: Построение работы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Методическое сопровождение процесса внедрения ООП ДОУ в условиях системных обновлений дошкольного образования
В связи с этим основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возр...