Районный семинар по теме:«Обогащение содержания дошкольного образования и усиление региональной направленности в условиях внедрения федеральных государственных требований»
методическая разработка по теме
Районный семинар по теме:
«Обогащение содержания дошкольного образования и усиление региональной направленности в условиях внедрения федеральных государственных требований»
1.Процесс реализации регионального компонента.
2. Обогощение содержания дошкольного образования.
3. Презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protsess_realizatsii_regionalnogo_komponenta.docx | 20.49 КБ |
obogashchenie_soderzhaniya_doshkolnogo_obrazovaniya.docx | 23.25 КБ |
rayonnyy_seminar_po_teme.ppt | 397 КБ |
Предварительный просмотр:
Процесс реализации регионального компонента дошкольного образования
Новая педагогика ориентирована на гуманизацию воспитательного процесса, определяет содержание регионального компонента, как желание больше узнать о своем городе, крае, стране, как проявление симпатии уважения к людям разных национальностей, интереса к некоторым историческим событиям и прошлому своего народа.
Сейчас, когда провозглашена важность защиты и развития региональных, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, это дало возможность субъектам РФ обогатить содержание образования, включая в него материал, отражающий культурное достояние народов, региональные особенности развития культур.
Социологический словарь трактует значение слова «регион (от лат. regionalis – местный, областной: 1) область, район; часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и исторически сложившихся особенностей. Большой Энциклопедический Словарь дает определение «компонент» (от лат. componens – составляющий) – составная часть, элемент чего-либо. Философский словарь рассматривает это понятие так: «компонент – содействующая сила, частичная причина, оказывающая влияние на продукт, на результат».
В педагогической науке понятие Региональный компонент в образовании определяется как создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления образовательного процесса.
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.
Содержание регионального компонента дошкольного на основе программы «Детство»
В программе "Детство" региональный компонент осуществляется через мир социальных отношений, познавательное и эстетическое развитие. В разделе "Дошкольник входит в мир социальных отношений" формируются представления о семье, семейных и родственных отношениях. В разделе "Ребенок открывает мир природы" осуществляется обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой. В разделе "Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки" даются представления о разнообразии произведений русского народного искусства, осуществляется ознакомление детей с жизнью и произведениями выдающихся русских композиторов.
Но существуют и парциальные программы такие как: "Наследие", "Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры", Программа "Непреходящие ценности малой родины" (Е.В. Пчелинцева), Программа "Развитие у детей представлений об истории и культуре" (Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова) и другие.
Большое внимание в современных программах, особенно парциальных, уделяется приобщению детей к народной культуре как средству формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Это отражено в современной и популярной среди педагогов, программе "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" (входит в учебно-методический комплекс программы "Детство"). Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:
- организация регионального образования на основе программ, содержащих системные знания;
2 комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка (речевая, познавательная, художественно-творческая, игровая)
3 создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
4 учет специфики организации и построения педагогического процесса;
5 использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.
Учитывая, что каждое дошкольное учреждение с многофункциональной организацией образовательного процесса нуждаются в специально разработанной и многократно выверенной системе реализации региональных функций и мероприятий, необходимо разработать следующие компоненты:
- Нормативно-правовая и инструктивно-правовая база по использованию регионального компонента в дошкольном учреждении;
- Система диагностики по патриотическому воспитанию дошкольников;
- Методические рекомендации и дополнения в образовательные системы занятий, игр с учетом возрастных особенностей детей;
- Методические и дидактические планы-программы региональных направлений в работе дошкольного учреждения;
- Программа управления патриотическими процессами в ДОУ;
- Программа консультативно-практической помощи родителям;
- Образовательные проекты приобщения детей к культуре, истории, природе родного края;
- Система познавательного развития (интеграция участников образовательного процесса, и комплексная модель планирования на основе эффективных элементов современных программ);
- Психолого-педагогическая основа сопровождения развития и воспитания ребенка.
Поиск содержания, средств, методов, осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований - явление, несомненно, позитивное. Чем активнее поиск и больше идей, тем быстрее выйдем на новый уровень понимания одного из сложнейших направлений воспитательной работы дошкольного учреждения.
Предварительный просмотр:
2 В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит, система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества.
3 Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны: в базисный учебно-воспитательный план введен региональный компонент.
В последние годы всё увереннее набирает силу процесс реализации регионального компонента, который реализуется как принцип культуросообразности воспитания. «Конвенция о правах ребенка» (1989) признает ребенка полноценной и полноправной личностью как самостоятельного субъекта общества во всем комплексе гражданских, политических, юридических, социальных и культурных прав независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национального, этического происхождения. Образование должно быть направлено на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения [c.13-22].
Во 2-ой статье закона «Об образовании» Российской Федерации (1992г.) подчеркивается необходимость единства федерального культурного и образовательного пространства и в то же время провозглашается важность защиты и развития региональных, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
4 Основными целями регионального компонента являются:
создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;
ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития региона;
обеспечение единства образовательного пространства.
5 Введение регионального компонента направлено на решение следующих задач:
развитие вариативности общеобразовательных программ и образовательных услуг;
обновление содержания общего образования;
овладение детьми знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона;
воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.
6 Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:
формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования с учетом социально-этнической среды группы;
подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
создание культурно-развивающей среды дошкольной группы;
организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
7 При определении педагогических условий реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были учтены следующие положения:
определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую культуру,
выявление специфики реализации национально-регионального компонента дошкольного образования;
использование принципа культурализма в образовательном процессе дошкольных учреждений.
Живя рядом с уникальными историческими местами, памятниками архитектуры, мы часто не интересуемся ими. Нам кажется, что только где-то далеко существует нечто ценное, интересное, достойное изучения.
8 Редко, кто склонен знакомиться с прошлым родного края. Но, как известно, только зная прошлое родного края и бережно относясь к его настоящему, можно творить будущее.
Тульский край – это особый культурный регион России: со своими традициями и промыслами, своими героями прошлого и настоящего.
9 Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
- Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
- Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья), к менее близкому – культурно-историческим фактам.
- Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
- Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей
Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости.
Приобщение детей к региональной культуре связано с понятием «интерес». Именно он лежит в основе эффективного решения многих педагогических задач.
Между интересом и деятельностью наблюдается двусторонняя связь: интерес развивается в деятельности и в ней же реализуется. Кроме того, интерес меняет характер деятельности, повышает её продуктивность.
Чтобы поддержать у ребёнка любопытство и интерес, необходимы объективные и субъективные условия.
К объективным условиям относятся:
а) Внутренние побудительные силы, приводящие в движение духовные и умственные возможности детей.
б) Это удовлетворение, соответствующее эстетическим вкусам, значимость деятельности.
в) Индивидуальные особенности ребёнка, впечатления и восприимчивость.
К субъективным условиям относится:
а) Личность воспитателя.
б) Предметно-развивающая среда.
Всё это учитывается в разработке региональной программы, её реализации.
Пояснительная записка
Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Данный аспект недостаточно исследован и описан в научно-методической литературе, поэтому возникла проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс.
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. С этой целью была разработана авторская программа 10 «Край мой тульский» с введением отдельных и интегрированных занятий с учетом национально-регионального компонента.
11 Направленность программы: приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент они проживают, знакомство с бытом, традициями.
12 Данная программа имеет не только большое значение в области развития дошкольного учреждения города, округа, но и исключительно важна для воспитания нового (молодого, современного) поколения
Цель: формирование целостной картины мира посредством ознакомления с родным краем
Задачи:
Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы Тульского края;
Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории
В программе также заложены возможности формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям:
Познание. Проводятся занятия, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, беседы, игры.
Социализация, где используются дидактические, сюжетно-ролевые игры; проводятся экскурсии, посещение музеев
Художественное творчество, где используются произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия в соответствии с тематикой занятий. Проводятся выставки детского творчества, мастер - классы.
Художественная литература, где используются произведения познавательной направленности (сказки, стихи, сказания, легенды); рассматривание иллюстраций, картинок.
Музыка, где используются музыкальные произведения в соответствии с тематикой занятия; проводятся праздники (в том числе и фольклорные), фестивали, музыкальные игры.
Физическая культура, где проводятся подвижные игры, развлечения, спортивные праздники, досуги.
13 Отличительные особенности: содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ. Он позволяет уже на самом раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о регионе, климатических условиях, населении и окружающем нас мире природы.
Формы работы: проводятся в помещениях групповых комнат, музыкальном и физкультурном залах, в форме непосредственно образовательной деятельности и организованных экскурсий.
14 Основные направления программы «Край мой Тульский» Мир природы
I Царство растений
Дать первоначальные представления о природе Тульского края. Познакомить с некоторыми растениями края. Учить определять по листьям и плодам названия деревьев (рябина, береза, сосна, ель).
Дать первоначальные представления о природе, особенностях растительного мира. Познакомить с некоторыми растениями. Учить сравнивать ель и сосну, выделять главные различия, делать простейшие умозаключения; учить отличать хвойные деревья от лиственных.
Расширять и уточнять представления о растительном мире (деревья, кустарники, травянистые растения, растения леса, лесные ягоды, грибы, мох).
II Царство животных
Познакомить с птицами (воробей, снегирь, голубь), некоторыми животными. Расширять и уточнять представления детей об особенностях жизни птиц зимой.
Познакомить с некоторыми животными, живущими в нашей метности; с их приспособленностью к климатическим условиям, зависящим от особенностей природы. Учить устанавливать зависимости и закономерности в природе
Познакомить с «Красной книгой». Расширять знания о животном мире , уточнять особенности их приспособления к климатическим условиям. Формировать представление о зимующих и перелётных птицах. Закреплять умение находить и узнавать зимующих птиц: воробья, синицу, снегиря и др.
III Неживая природа
Дать элементарные представления о климате. Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях природы родного края.
Дать представление о сезонных изменениях природы. Учить различать и называть состояние погоды. Учить создавать и осмысливать целостности: лес, улица.
Мир человека
IV Человек
Познакомить с названием родного города, воспитывать к нему любовь.
Продолжать воспитывать любовь к родному краю; знакомить с некоторыми названиями улиц, рассказать о самых красивых местах родного города, других его достопримечательностях. Познакомить детей с народными промыслами – филимоновская ирушка, с промыслами Тульских мастеров.
Продолжать формировать интерес к «малой Родине», к родному городу, к его достопримечательностям.
Расширять представления о людях разных профессий. Познакомить с людьми таких профессий как оружейник, энергетик.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы и проблема В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества.
Детский сад является реальным средством культурного возрождения России. Первые шаги к этому сделаны: в базисный учебно-воспитательный план введен региональный компонент.
Основными целями регионального компонента являются: создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования; ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития; обеспечение единства образовательного пространства на территории.
Введение регионального компонента направлено на решение следующих задач: развитие вариативности общеобразовательных программ и образовательных услуг на территории региона; обновление содержания общего образования; овладение детьми знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона; воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.
Педагогические условия: формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования с учетом социальной среды группы; подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования; создание культурно-развивающей среды дошкольной группы; организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Основные положения реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования : определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую культуру, выявление специфики реализации национально-регионального компонента дошкольного образования, использование принципа культурализма в образовательном процессе дошкольных учреждений.
Использование регионального компонента предполагает следующее: 1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс. 2. Принцип постепенного перехода. 3. Деятельностный подход. 4. Осознанный выбор методов.
Программа «Край мой Тульский» Тип программы: образовательная. Образовательные области: Познание, Социализация, Художественное творчество, Художественная литература, Музыка, Физическая культура. Форма реализации программы: подгрупповая, фронтальная. Возрастная направленность: II младшая группа, средняя группа, старший дошкольный возраст. Продолжительность реализации программы: четыре года.
Направленность программы приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент они проживают, знакомство с бытом, традициями.
Цель: формирование целостной картины мира посредством ознакомления с родным краем Задачи: Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы Тульского края; Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории
Отличительные особенности содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ.
Основные направления программы: I Мир природы. 1. Царство растений. 2. Царство животных . 3. Неживая природа. II Мир человека 1. Человек .
Только зная прошлое родного края и бережно относясь к его настоящему, можно творить будущее .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разработка и внедрение ООП дошкольного учреждения как одно из условий внедрения федеральных государственных требований»
трудности и успехи создания ООП дошкольного учреждения в соответствии ФГТ...
Совместная работа детского сада и семьи в условиях внедрения федеральных государственных требований
Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. При взаимодействии работы двух структур...
Методическое сопровождение обновления дошкольного образования в условиях внедрения федеральных государственных требований
В статье представлена система методической поддержки дошкольным образовательным учреждениям по совершенствованию их деятельности, связанной с реализацией федеральных государственных требований в образ...
Модернизация работы дошкольных педагогов в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
В районной газете г.Беслана была выпущена статья, посвященная теме "Модернизация работы дошкольных педагогов в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного о...
«Эффективное управление дошкольными образовательными организациями в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Соблюдение законодательства в области образованияАнализ планирования деятельности ДОУ...
«Современные подходы к экологическому образованию в ДОУ в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
«Эффективные формы и методы экологического образования и воспитания, развития экологической культуры воспитанников и обучающихся»...
«Преемственность начального и дошкольного образования. Подготовка детей к школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общ...