Теоретические основы использования дидактических игр в экологии
консультация на тему

Коротаева (Плотникова) Наталья Леонидовна

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Панаевский

детский сад общеразвивающего вида «Красная шапочка»

Теоретические основы использования дидактических игр в экологическом воспитании

                                                     Подготовила: воспитатель

                                                                                                          Плотникова Н.Л.

Панаевск – 2013.

Теоретические основы использования дидактических игр в экологическом воспитании

Экологическом воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей - целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность.

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе.

Психолого-педагогическое обоснование проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста отражено в работах В.П. Горошенко, С.Н. Николаевой, Н.Ф. Ярышевой и др. Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же экологоцелесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состоянием объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времен и между участниками игры, оценивать результаты и т.д.

Игры с природоведческим материалом имеют воспитательно-образовательное значение, если их организация и содержание отвечают определенным педагогическим требованиям.

Дидактические игры как средство экологического воспитания рассматривали: Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.А. Маневцева, П.Г. Саморукова и др.

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Виды дидактических игр.

В педагогике существует несколько видов дидактических игр. Бондаренко А. указывает, что все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  • игры с предметами (игрушками, природным материалом);;

настольно-печатные игры;

словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудие труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность  решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение: описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре "Магазин".

Игры-инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях, явлениях природы, объектах живой и неживой природы ("Устроим кукле комнату"), о литературных произведениях ("Путешествие в страну природоведческих сказок и сказок о животных"), о нормах поведения в природе ("Что такое хорошо и что такое плохо").

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки) позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной сфере, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражен цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.

Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных яблока). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины: одна-легковая, другая-грузовая). Наконец, старшим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски.

В подборе картинок по общему признаку (классификация) требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игр "Что растет в лесу?" дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этом признак картинки. Также еще проводят игры на запоминание состава, количества и расположения картинок. (проводятся также как и с предметами) Например, в игре "Отгадай, какую картину спрятали?" дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта ига направлена на развитие памяти. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (слева, справа, вверху, внизу, сбоку, впереди), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.

В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: "Зоологическое лото", "Цветут цветы", "Мы считаем", "Сказки". В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: "Игрушки", "Геометрические фигуры", "Ягоды", "Герои мультфильмов о животных".

В играх типа "Лабиринт" предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используется игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая  игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной ("Айболит", "Подвиги Персея", "Золотой ключик"). Дети "путешествуют" по игровом полю, бросая по очереди кубик и передвигая фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение правильно считать  предвидеть результат действий.

Распространенные настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей - сложный процесс осмысления, работы воображения.

В настоящее время популярны пазлы, где картинки особой техники соединения, разделены на несколько частей и имеют различное содержание (изображение сценок из мультфильмов, животных, фруктов и овощей).

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.

Преимущественно словесные игры проводят с детьми старшего возраста. Условно словесные игры делят на 4 группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: "Продуктовый магазин", "Когда это бывает?", "Где был Петя?". Вторю группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: "Похож - не похож", "Угадай, что где растет?".

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третью группу игр: "Ком что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом".

В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора "Испорченный телефон", "Краски", "Летает - не летает", "Белого и черного не называть".

Использование дидактических игр в процессе ознакомления с природой с детьми дошкольного возраста.

Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

Воспитатель должен заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре ( а это относится в большей мере к настольно-печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

Содержание дидактических игр формирует  детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предмета окружающего мира. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задач рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях, окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления, проявляемого в дидактических играх, является главной предпосылкой сознательно отношения к приобретению твердых, глубоких знаний. В дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами (Любашина В.)

Дети старшего возраста например, привлекают винтовые игрушки, уже более сложные по конструкции, кроме того с детьми используются картинки (парные), кубики, разделенные на большее, чем раньше количество частей. Наглядность в играх старших дошкольников, прежде всего, представлена в предметах, которыми играют дети, которые составляют материальный центр игры; в картинках, изображающих предметы, действия с ними, назначение предметов, их основные признаки, свойства материалов ( игры с парным картинками, игры типа картинного лото, домино, игры с тематическими сериями картинок). Начальный показ игровых действий воспитателем, "пробный ход" в игре, использование поощрительно-контрольных значков, жетончиков, фишек - все это составляет наглядный фонд средств, которые использует воспитатель, организуя игр и руководя ею. Игрушки и предметы воспитатель демонстрирует в наглядном действии, в движении.

В качестве средства познания скрытых связей и отношений воспитатель использует моделирование. В играх для прохождения различных маршрутов используется планы-схемы (игры "Секреты", "Найди свою игрушку", "Лабиринт", "Кто быстрей найдет дорогу к дому").

В дидактических играх по развитию речи и ознакомлению с окружающим используются схемы для составления описательных рассказов о фруктах, овощах, животных, одежде, временах года. Также целесообразно использование различных игрушек.

Николаева С.Н. отмечает, что в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она подчеркивает, что усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них  бережного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станет ее содержанием, будт лчше восприняты, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.

Дидактические игры, в которых дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, чат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию  детей умения играть вместе.

При ознакомлении с природой используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры – с листьями, семенами, цветами, фруктами,, овощами: "Чудесный мешочек", "Вершки и корешки", "Чьи детки на этой ветке".  В этих играх  уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Настольно-печатные игры - "Зоологическое лото", "Ботаническое лото", "Четыре времени года", "Малыши", "Ягоды и фрукты", "Растения", "Подбери листья", парные картинки. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по словам восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним).

Словесные игры. ("Кто летает, бегает, прыгает", "В воде, воздухе, на земле", "Нужно - не нужно") проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игр вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует. При повторной игре сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре, руководит со стороны, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно.

Начиная со средней группы путь обучения игре иной. Вначале воспитатель рассказывает содержание гры, предварительно вычленяет одно-два важных правила, по ходу игры еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. На следующем этапе дети играют самостоятельно, воспитатель наблюдает за игрой, исправляет ошибки, разрешает конфликты. Когда интерес к игре спадает, воспитатель предлагает новый ее вариант.

Игровые упражнения и игры-занятия. Наряд с перечисленными играми в работе с детьми используют большое количество игровых упражнений ("Найди по листу дерево", "Узнай на вкус", "Найди цветочек такой же", "Принеси желтый листик" и др.) Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Проводят их со всей группой детей либо с частью ее. Особое  значение  игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.

Игры-занятия ("Чудесный мешочек", "Цветочный магазин" и др.) имеют определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. Используются игры-занятия в младших и средних группах, в старших группах даются как часть занятия.

Подвижные игры. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как "Наседка и цыплята", "Мыши и кот", "Солнышко и дождик", "Волки и овцы". Дети, подражая действиям, имитируют звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

Творческие игры. В игре дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице), при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе.

Для развертывания творческих игр природоведческого характера необходимо иметь наборы игрушек - сельскохозяйственные машины, животных. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими  играми надо руководить. Воспитатель помогает детям в подборе и использовании природного материала в играх, показывает способы его использования.

Руководя играми необходимо учитывать возможности детей. Ребенок свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самом отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение.  С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается  на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.

Роль воспитателя в самой игре то же меняется. Но и здесь педагог четко, эмоционально знакомит воспитанников с ее содержанием, правилами и действиями, проверяет, как они поняты, играет вместе с детьми, чтобы закрепить знания. Затем он предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следить за действиями, выступает в качестве арбитра в спорных ситуациях. Однако не все игры требуют такого активного участия воспитателя. Часто он ограничивается объяснениям правил игры до ее начала. Прежде всего, это относится ко многим настольно-печатным играм.

Таким образом, руководство дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре.

Дидактические игры кратковременны (10-20 мин), и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задачи.

Вывод:

В Процессе изучения психолого-педагогической и методической литературы было установлено, что игры детей в природе являются необходимым условием экологического воспитания.

Игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы использования игр с экологическим содержанием в формировании элементарных математических представлений

В педагогических сочинениях отца русской дидактики К.Д.Ушинского говорится, что прежде всего следует выучить детей считать до десяти на наглядных предметах: на пальцах, орехах, и т.д., которые н...

"Теоретические основы использование игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

МБДОУ « Детский сад № 118» города Чебоксары      Доклад по теме:"Теоретические основы использование игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"...

"Теоретические основы использования дидактической игры в экологическом воспитании детей"

Каким же образом игра может быть использована в педагогическом процессе ознакомлении дошкольников с природой? Каковы её функции и место в ряду методов и приемов , обеспечивающих формирование у детей р...

Теоретические основы использования арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста

Арт-терапия - это один из самых созидательных и творческих методов психологической деятельности для дошкольников....

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Консультация для родителей "Теоретическое основы использования неоформленных материалов как средства развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста"

Теоретическое основы использования неоформленных материалов как средства развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста...