Теоретические основы использования арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике на тему
Арт-терапия - это один из самых созидательных и творческих методов психологической деятельности для дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoreticheskie_osnovy_ispolzovaniya_art-terapii_v_rabote_s_detmi.docx | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область
г. Новошахтинск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад общеразвивающего вида № 4 «Аленка»
города Новошахтинска
г. Новошахтинск, улица Воровского, 15 Тел: (86369) 20719
Теоретические основы использования арт-терапии в работе с детьми
дошкольного возраста
Воспитатель: Яземова Ю.В.
Терапия искусством является относительно новым способом психологической работы с дошкольниками. Адриан Хилл в 1938 г впервые ввел этот термин. Результативность применения искусства в связи с развитием основывается на том, что этот метод разрешает работать с чувствами дошкольника, исследовать и изучать их на символическом уровне.
Искусство, в рамках которого оно существует, изображает культуру и социальные характеристики этого общества. Именно это доказывается, например, в наше время быстрой сменой образов в искусстве в ответ на изменения в культурных течениях и ценностях [7]. Арт-терапия представляет собой методику лечения и развития дошкольника при помощи художественного творчества.
Арт-терапия имеет древнее возникновение. Различные виды сакрального искусства, являются образцом, нередко используются с лечебной целью. Включающие в себя компоненты терапевтического воздействия суггестивно-магические, дидактические, эстетические и иные.
Открыватели арт-терапии основывались на размышления Юнга о персональных и универсальных символах. Также на мысли Фрейда о том, что внутреннее «Я» дошкольника выражается всякий раз, когда он спонтанно рисует или лепит в зрительной форме. В арт-терапевтическом процессе центральная фигура - дошкольник, стремящийся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей. Примерно с середины XX века замечается новый рост интереса к арт-терапии. Когда она начала все более широко употребляться в качестве варианта терапии для дошкольников.
Обобщив в себе результат большинства психотерапевтических подходов, в последние два-три десятилетия, арт-терапия начинает, устанавливается как самостоятельный метод с собственной методологией и разнообразным, высокодифференцированным инструментарием. Методологическую основу арт-терапевтического направления положили такие известие психологи и психотерапевты, как К. Тисдейла, О. Постальчук, М. Мауро, Т. Боронска, К. Кейз, М. Либманн [5]. Правда увеличение и обобщение практических данных, связанных с арт-терапией, несколько опережает развитие ее теории. Так же использование других философских представлений помогло выходу арт-терапии на уровень самостоятельного психотерапевтического метода.
Арт-терапия преследует единую цель, опираясь на гуманистичекое мнение. Для дошкольников ощущающих определенные затруднения в показе своих переживаний, неповторимый смысл содержится в арт-терапевтической работе. Невербальная выразительность для них более естественна. Действия дошкольников более внезапны, они менее способны к размышлению своих поступков. Сильнее их эмоции «выходят» через художественное изображение. Такой «продукт» естественен для восприятия, анализа.
Среди теоретических взглядов нового времени особенно важными для дошкольников являются:
- психология измененных состояний сознания, объясняющая арт-терапевтическую активность в состоянии творческого вдохновения как прогрессивный адаптационный механизм;
- психология игровой деятельности, концепции онтогенетического развития разных видов игровой активности;
- современные представления общей теории систем, касающиеся психической деятельности.
Арт-терапия ненавязчиво лечит психику, знакомит с окружающим миром, разрешает увидеть мир вокруг себя радушным и великолепным. Арт-терапия - это особенно мягкий метод работы с дошкольниками.
В соответствии с исследованиями А.И. Копытина, за рубежом ощутимо увеличилась роль арт-терапевтов в сфере образования. Они работают в специализированных и общеобразовательных дошкольных учреждениях. Чаще с детьми, обладающими определенными эмоциональными и поведенческими нарушениями, а также проблемами в обучении.
Существует ряд проявлений для проведения детской арт-терапии:
- упрямство;
- агрессия;
- страхи, заикание;
- ежеминутная смена настроения;
- задержки психического и речевого развития;
- затруднение в общении со сверстниками или взрослыми;
- перемена места жительства;
- застенчивость и неуверенность в себе;
- агрессивность;
10) гиперактивность.
Согласно восточной мудрости, «картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов». Преимуществом арт-терапии пластической и визуальной выразительности является «язык». По взглядам В.С. Мухиной и других исследователей, для дошкольников рисунок является не искусством, а речью. Дошкольникам присуще стремление рисовать. Это – оригинальное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей конкретных объектов. Реализуется посредствам рисования потребность дошкольника в самовыражении.
Показанные в психологии и медицине, виды арт-терапии отвечают существующим видам искусств. Для дошкольников существуют следующие виды: арт-терапия, танцевальная терапия, музыкотерапия, драмотерапия, сказкотерапия, библиотерапия, маскотерапия, игротерапия, цветотерапия, фототерапия, куклотерапия, оригами и тому подобное. Разнообразием арт-терапевтических техник располагает каждый из этих видов. В дошкольных учреждениях они употребляются для решения внутренних и межличностных конфликтов, кризисных ситуаций.
Виды и техники арт-терапии для дошкольников:
- Лепка используются пластилин, глина, тесто.
- Рисование. Основная техника арт-терапии. Рисовать можно чем угодно.
- Драмотерапия. Благоприятно влияют на память дошкольников театральные постановки на разную тематику. Развивают волю, воображение, чувство, внимание и мышление.
- Коллаж. Делается из естественных материалов (газетных, журнальных вырезок, фотографий, цветной бумаги).
- Маскотерапия. Лепится маска на лице. Вначале на кожу наносят крем. На который в дальнейшем выкладывается слой бумаги, а сверху приклеивается второй. Затем она снимается, высыхает, а потом раскрашивается.
- Фототерапия. Можно сделать серию авторских фотографий, которые потом будут, анализируются. Для дошкольников важно использовать семейные фотографии.
Существуют, различны формы арт-терапии при работе с дошкольниками. Но все-таки, можно говорить о двух существенных вариантах арт-терапевтической работы для дошкольников (индивидуальной и групповой).
Индивидуальная арт-терапия.
Прежде чем начать индивидуальную арт-терапевтическую работу с дошкольником, желательно определиться с целями: зачем ему нужна арт-терапия сейчас. Дальнейшей ступенью должен быть разговор с ребёнком. И краткий рассказ о том, что такое арт-терапия (само слово, возможно, не употреблять), пояснение, что занятие по арт-терапии это не урок рисования, а удобный случай проявить себя, узнать о себе что-то новое.
При приходе дошкольника на первое занятие, психолог проговаривает ему правила поведения во время занятия:
- не вредить себе;
- не вредить другим;
- не портить комнату и материалы.
В последующем эти правила можно вспоминать в начале каждого занятия.
Прежде чем дать задание, нужно провести настройку. Чаще всего достаточно взять дошкольника за руку, помолчать, ощутить собственное сердцебиение, сосредоточиться на дыхании. За настройкой даётся главное задание: что у дошкольника есть час для того, чтобы воспроизвести всё, что он желает, и тем самым проявить себя. Необходимо убедить дошкольника в том, что если он не захочет показывать никому свой рисунок, то его никто не увидит. Сам же он может всякий раз к рисунку обратиться и сделать с ним всё, что захочет. Если дошкольник задает вопрос, можно ли ему нарисовать то или иное, то ему нужно в этом помочь.
Психологу нужно сделать выводы о проведённом занятии или заполнить все листы наблюдения. Рисунки вместе с отчётами сохраняются, подписываются и датируются. У детей есть возможность всегда возвращаться к своим прошлым рисункам и обновлять их.
Наиболее блестящий результат дает работа в группе. Работа в группе помогает развитию обоюдного доверия и опыт участия в общей деятельности, соблюдению последовательности действий, развитию близости и взаимной привязанности. Предпочтение в образовании отдается групповым формам, так как позволяет работать с более широким кругом дошкольников.
Групповая арт-терапия для дошкольников:
- развивает важные социальные навыки;
- оказывает взаимную поддержку членам группы, позволяет решать общие проблемы;
- дает вероятность рассмотрения результатов своих действий, их воздействие на окружающих;
- позволяет овладевать новыми ролями, а также наблюдать, как ролевое поведение влияет на отношения с окружающими;
- увеличивает самооценку;
- развивает навыки принятия решений.
Возможные плюсы групповой арт-терапии в том, что она:
- Предусматривает «демократическую» атмосферу, связанную с ответственностью участников группы;
- Во многих случаях требует определенных коммуникативных навыков.
Очевидно, что составная часть термина «арт» заостряет внимание на изобразительном творчестве. Тем не менее, в процессе работы с дошкольниками весьма часто используется музыка, движения, сочинение историй.
Для исправления эмоционально-аффективной сферы разумно использовать арт-терапевтические занятия. Арт-терапия нужный инструмент для проверки тех сторон внутреннего мира дошкольника, для которых слова малопригодны.
Методы арт-терапии объединяют чувства и интеллект дошкольника, потребность в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный.
Арт-терапия оказывает уникальное воздействие на дошкольников, такие как:
- Образовывает положительный эмоциональный настрой дошкольника.
- Представляет дошкольнику возможность обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким – либо причинам сложно обсуждать вербально.
- Позволяет на символическом уровне работать с самыми различными чувствами дошкольников, анализировать и выражать их в социально приемлемой форме.
- Помогает творческому самовыражению дошкольника, развивает воображение, эстетический опыт, практические навыки изобразительной деятельности, художественные способности в целом.
- Умножает адаптационные способности дошкольника к повседневной жизни. Помогает снизить утомление, негативное эмоциональное состояние и их проявление, связанные с обучением.
- Результативна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития дошкольника.
На мой взгляд, сущность арт-терапии для дошкольников заключается в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку дается выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям. Следовательно, понимаются собственные чувства и переживания. Арт-терапия имеет огромные возможности в работе с дошкольниками, у которых присутствуют трудности в общении, различные эмоциональные проблемы, негативные поведенческие реакции. «Один рисунок стоит тысячи слов». Я считаю, что эта восточная мудрость бесспорно точно представляет основную идею арт – терапии для дошкольников. Исходя из этого полным средством зрительного общения дошкольников, можно назвать изобразительное творчество. То есть, по моему мнению, на этом языке происходит меняющееся взаимодействие дошкольников в атмосфере эмоциональной заботы и поддержки. Из этого я сделала вывод, что арт-терапия помогает при решении любых проблем дошкольников, что способствует их развитию и гармонизации.
Вывод по первой главе.
Арт-терапия - это один из самых созидательных и творческих методов психологической деятельности для дошкольников. Следовательно, для достижения благоприятных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии дошкольников очень важно использовать возможности искусства. Использование методов арт-терапии для дошкольников значительно повышает личную ценность, помогает формировать позитивную самооценку и повышает уверенность дошкольника в себе. Так же я думаю, что при подготовке дошкольника к школьному обучению весьма ценными будут занятия рисованием. На мой взгляд, арт-терапевтические занятия это одна из креативных форм работы с дошкольниками. Благодаря которым, дошкольники учатся сохранять определенное положение корпуса, рук, кисти, регулировать размах, всегда доводить начатое до конца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование Су-Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста
Данная статья, раскрывающая особенности применения инновационной технологии - су-джок терапии, использовалась как консультация для учителей-логопедов и воспитателей....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, в своей работе мы используем нетрадиционные способы изображения....
Консультация для родителей по теме" Использование су-джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста"
Консультация для родителей по использованию су-джок технологий...
из опыта работы «Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Новизна опыта по применению арт-терапии заключается в подборе нетрадиционных методов и технологий рисования, активизирующих творческое воображение и мышление дошкольников и гармонизирующих эмоциональн...
Использование игровой терапии в работе с детьми дошкольного возраста
Для детей игра один из основных инструментов становления в жизни. С помощью неё они учатся взаимодействовать с другими людьми, развиваются интеллектуально и физически, познают мир, расширяют кругозор....
Статья "Использование игровой терапии в работе с детьми дошкольного возраста"
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, ловкость, дисциплинированность и т.д....