Консультация для родителей "Теоретическое основы использования неоформленных материалов как средства развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал (старшая группа)
Теоретическое основы использования неоформленных материалов как средства развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neoformlennyy_material.docx | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Сказка»
Городской округ город Выкса
Консультация для педагогов
Теоретическое основы использования неоформленных материалов как средства развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста
Психолого-педагогические основы развития конструктивных умений старших дошкольников
В психологии и педагогической литературе проблема развития конструктивных умений старшего дошкольника описана во многих исследованиях.
В понятии «конструктивные умения» имеются два термина «конструктивный» и «умение». Болотина Л.Р. считает, что «Конструктивность – это способность к продуцированию проектных идей мыслительного пространственного видоизменения конструкции, ее анализа; это способность к постановке целей, к целеполаганию».
Малиновская Л.П. выделяет же следующее понятие «конструктив», как «реализованную в конкретном решении совокупность наклонностей к творческой деятельности, изобретательности».
Милерян Е.А. указывает, что большинство авторов имеют много общего в определении понятия «умение». Он подчеркивает, что «это достояние проявляется в деятельности, имеет четко выраженный сознательный характер и основывается на процессах мышления».
«Умение – это способность человека, основанная на знаниях и навыках, успешно достичь сознательно определенной цели деятельности, проходящей в изменяющихся условиях». Кроме того, «любое умение неразрывно связано с творческим мышлением человека».
Но следует отметить, что конструктивные и конструкторские умения– это разные понятия. Конструкторские умения – это владение способами конструирования на основе приобретенных знаний. Конструктивные же умения, в отличие от конструкторских, могут быть как мысленными, так и практическими. Необходимо отметить, что «эффективность применения технологии конструирования во многом зависит как от конструктивных умений».
В работе с неоформленными материалами есть такая отличительная черта: благодаря конструктивным навыкам воплощаются новые идеи проектов, но задачи не выполняются. Поэтому «сущностью конструктивного умения являются готовность: к изменению представлений о предметах и явлениях окружающей среды; к речевому воспроизведению новых образов; к графическому сопровождению словесно сформулированных представлений, к предметно - манипулятивному макетированию».
Таким образом, можно определить «конструктивные умения, как специальные навыки, основанные на процессах творческого мышления и ориентированные на реализацию определенных итогов проектировочной деятельности».
Далее рассмотрим понятие «конструктивной деятельности» дошкольников.
Моляко В.А. утверждает, что «конструктивной деятельностью является допрофессиональная форма технического творчества, а творчество дошкольников связано с умениями решать новую задачу». «Под конструктивной задачей, как правило, понимается определенная или сформулированная самостоятельно проблема, которая требует от субъекта определенных действий для поиска ответа на тот или иной вопрос, содержится в содержании задачи».
«В научных исследованиях показана характеристика начальной стадии развития конструктивных умений; утверждается, что такая деятельность требует от детей сложных пространственных представлений».
Уразлина Н.А. отмечает, что «дидактические основы формирования конструктивных умений могут быть разными: те, которые способствуют активизации конструктивно – технического (инженерно – конструкторского) мышления и умений, которые обеспечивают развитие конструктивно-художественного (дизайнерского) мышления и умения. В процессе ручного труда создаются дидактические условия для формирования конструктивно-художественных (дизайнерских) и конструктивно – технических (инженерных) умений».
Е. М. Ерофеева подчеркивает следующие конструктивные умения старших дошкольников:
– возможность расчленения, разделения (анализа) составных частей;
– возможность синтезирования объектов из готовых деталей;
– способность распознавать и выбирать объект (видеть то, что важно, то есть абстрагироваться);
– возможность изменять объект в соответствии с заданными параметрами при получении нового объекта с заданными свойствами.
«Формирование всех этих умений зависит от уровня стимуляции и развития наглядно-образно-словесного и наглядно-действенно-словесного видов мышления у детей дошкольного возраста как необходимого промежуточного этапа в становлении полноценного конструктивного вида мышления на дальнейших этапах развития».
По утверждению Л.С. Лоренсо «для того, чтобы успешно формировались конструктивные умения, необходимо в процессе педагогического обучения развивать конструктивное мышление». По определению автора: «конструктивное мышление – это умение комплексно видеть объекты, и при этом умение представить для себя отношение их частей относительно друг друга». Другими словами, это способность видеть невидимые линий и части объектов, умение расчленить, собрать и преобразовать объекты.
Согласно исследованиям З.В. Лиштван, «конструирование, выступает эффективным средством для подготовки детей к учебной деятельности и обучению в школе».Программа, разработанная автором, включает несколько форм ее организации: конструирование по примеру, по плану или теме, каждая из которых решает конкретные задачи образования.
Обратимся к Общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой для определения критериев к конструктивно-модельная деятельности старших дошкольников.
Программой предусмотрено, что в данном периоде детства нужно развивать следующие навыки:
– умения установить связь между создаваемой конструкцией и видимым в окружающей среде;
– обучать выделять основную часть и характерную деталь конструкции.
– помогает проанализировать свою конструкцию и конструкции воспитателя; на основании анализа можно найти конструктивное решение и планировать строительство собственного проекта.
– ввод новых деталей: пластин, цилиндров, конусов, различных форм и размеров и т.д. Учиться заменять одну деталь на другую.
– формирование умения создавать разные конструкции из одного объекта разного по размеру.
– видеть структуру предмета, анализировать основные его части и его функциональное предназначение.
– дать детям возможность самостоятельно находить индивидуальные конструкции на основе анализов существующей уже конструкции
В связи с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста в рамках нашего исследования принимаем в работу следующие критерии развития конструктивных умений старших дошкольников:
– целенаправленно рассматривать предметы;
– сравнивать их между собой и расчленять на части;
– видеть в них общее и различное;
– находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей;
– делать умозаключения и обобщения.
При изучении мнений различных авторов, мы определились, что «конструктивные умения» – это специальные навыки, основанные на процессах творческого мышления и нацеленные на реализацию определенных итогов проектировочной деятельности.
В понимании деятельности дошкольников конструировать, значит заниматься продуктивной деятельностью. Конструктивные умения дошкольников направлены на создание определенного предмета, существующего в реальности или, по собственному замыслу ребенка, вымышленного предмета.
В психолого-педагогической литературе освещается преимущественно специфика конструктивно-технических умений, формирующихся в процессе работы с оформленными и неоформленными материалами.
Выводы наших исследований важны для нашей работы, поскольку касаются формирования конструктивных навыков в процессе работы с несформированными материалами в детском саду.
Педагогические условия использования неоформленных материалов как средства развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста
Изучая проблему развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста, мы отметили преимущества применения неоформленного материала.
За основу в работу мы берем следующее определение И.А. Лыковой, что неоформленный материал – это материал, не получивший законченного внешнего вида, формы, кроме фактуры и размера.
И.А. Лыкова также отмечает, что «конструктивная деятельность – это работа с всевозможными материалами», автор приводит следующую квалификацию:
- оформленные материалы (конструкторы уже имеющиеся);
- полуоформленные материалы (картонные коробки или пластиковые бутылки),
- неоформленные материалы, такие как песок, снег, бумага, картон, мягкая проволока».
И.А. Лыкова считает, что в «процессе работы с неоформленным материалом развивается:
– мелкая моторика пальчиков рук;
– сенсорное восприятие, глазомер;
– логическое воображение;
– волевые качества, такие как, терпение, усидчивость, умение доводить работу до конца и другие.);
– художественные способности и эстетический вкус;
–сформированность доброжелательности;
– чувство коллективизма и взаимопомощи;
– сформированность самостоятельности, уверенности в себе, самооценки».
Так же Л.А. Парамонова отмечает, что для развития детского творчества необходимо использовать в процессе художественно - продуктивной деятельности нетрадиционные приемы и различные материалы, которые разделяет на неоформленные материалы, полуоформленные или «бросовые» материалы и оформленные материалы.
К неоформленным материалам Л.А. Парамонова относит бумагу, шерсть, ткани, веревки и многим другим материалы, не имеющие формы, а только фактуру и размер. Эти материалы доступны для старших дошкольников в группах и на территории детского сада. «Игра и занятия с неоформленным материалом удовлетворяют потребность ребенка создать что-то новое. Детям нравится изучать свойства, менять форму, исследовать возможности этого материала. Ведь все эти материалы не заданы ничем, кроме цветов, фактур и размеров».
Полуоформленные или «бросовые» материалы, обычно это различные отходы от использованных изделий, к которым можно отнести разные пробки, коробки, пластмассовые бутылки, деревянные обрезки и т.д. Свойства и форма такого материала развивает в детях замысел для создания разнообразных поделок и игрушек.
По утверждению Л.А. Парамоновой, «занимаясь с различными материалами, ребенок одновременно тренирует руку и глаз, обогащает свои знания и умения».
Перечисленные выше материалы имеют свои специфические особенности, технические свойства и способы применения. Несмотря на то, что большинство авторов разделяют конструирование по используемому материалу на указанные три типа, они могут пересекаться. Например, можно создать поделку из природного материала, который является неоформленным.
В учебной деятельности, также как и в профессиональной, процесс конструирования из неоформленных материалов делится на ряд этапов:
Первый этап – изучение технического задания. В данном этапе основной задачей является детализация конечной цели задания, которая характеризуется решением технических условий и требований к объекту конструирования.
Второй этап – нахождение решений по образу. На данном этапе осуществляется выбор пути и средств решения конструктивной задачи.
Третий этап – подготовка к изготовлению объекта и определение последовательности сборки деталей.
Четвертый этап – изготовление объекта. На этом этапе происходит подготовка необходимых к работе деталей, изготовление отдельных элементов и сборка изделия в целом.
Пятый этап – презентация созданного объекта. Этот этап позволяет закрепить знания и навыки, полученные при создании модели, а также получить замечания и рекомендации по улучшению объекта.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что подготовка к конструктивной деятельности будет эффективной только при соблюдении всей последовательности этапов учебного конструирования объектов из неформованных материалов.
Условия организации конструирования из неоформленного материала, в качестве средства развития детского творчества:
–Используя общие средства для решения поставленных задач необходимо развивать творческие умения и знания через конструктивную деятельность.
– Использовать большой спектр форм организации педагогического процесса во время занятий конструированием из неоформленного материала.
– Использовать диалогическую форму общения с детьми во время занятия конструированием из неоформленных материалов, чтобы способствовать усвоению необходимых навыков деятельности.
– Сочетать коллективную и индивидуальную формы конструирования из неоформленных материалов.
Необходимо предусмотреть форму работы с детьми в зависимости от того какой вид неоформленного материала будет использоваться педагогов. В том случае, если неоформленный материал достаточно крупный и дети имеют опыт работы с ним, то используется коллективная форма работы. Если же неоформленный материал ранее не использовался, и дети не знают, как с ним работать, то логичнее использовать индивидуальную форму работы.
– Причастность конструирования из неоформленного материала в разнообразные жизненные события. Это позволит получить интуитивное представление о месте и для каких целей можно использовать конструкцию из неформального материала в повседневной жизни и значительно улучшить и расширить жизненные навыки детей.
– Использование неоформленных материалов для конструирования в организации наблюдений за природными явлениями (снегопад, листопад, дождь и т.д.). Позволять детям самостоятельно выбирать неоформленные материалы для конструирования, которые им больше нравится и с которыми они успешнее всего взаимодействуют .
– Создавать условия для взаимодействия с разными неоформленными материалами. Это позволяет детям открыто использовать неоформленные материалы, самим знакомиться со свойствами этих материалов в процессе поиска разных вариантов воплощения идеи. Также необходимо предусмотреть место и время для организации конструирования на территории детского сада из неформованных материалов.
Для педагогического контроля воспитатель анализирует процесс конструирования из неоформленных материалов, способ решения интеллектуальной или творческой задачи, отношение детей к этой деятельности. При этом акцентируется внимание на том, что ребенок старшего дошкольного возраста:
– целенаправленно, самостоятельно, творчески создает оригинальные конструкции из неоформленных материалов с учетом их свойств;
– конструирует по замыслу или заданному условию;
– видоизменяет постройку по ситуации, изменяя их длину или высоту, способ размещения в пространстве, декор и другие характеристики;
– умеет действовать индивидуально или взаимодействовать в паре, команде, активно включается в сотрудничество и сотворчество с другими детьми и взрослыми, участвует в коллективной работе, связанной с совместным конструированием и обыгрыванием построек;
– сам организует и планирует деятельность, обдумывает замысел, выбирает материалы, определяет разные способы конструирования;
– спокойно относится к трудностям и ошибкам – выявляет причины и подумывает новые способы для достижения качественного результата;
– презентует созданную конструкцию другим людям из неоформленного материала
– показывает и рассказывает о созданной конструкции, создает словесный «портрет», объясняет замысел, комментирует способ конструирования из неоформленного материала.
Старший дошкольник – это неутомимый исследователь, который хочет все знать и все понимать. У него своеобразное, особое видение окружающего мира: он смотрит на происходящее с восторгом и удивлением, и открывает для себя удивительный мир, где есть много интересных вещей и предметов. Если предложить детям использовать обычные вещи, неоформленный материал для организации собственной двигательной активности, если ориентировать их на максимальное творчество, раскрепощенность в движениях и вариативность в использовании материалов, да еще создать приятную психологическую атмосферу, дошкольники начнут фантазировать, придумывать интересные, увлекательные упражнения, получая от игры несказанное удовольствие и восторг.
Поэтому нетрадиционная методика конструирования очень привлекает детей, поскольку открывает огромные возможности выразить собственные фантазии, желания и развить детское творчество. А мы знаем, что творчество способствует гармоничному развитию личности и проявляется на основе деятельности, которая помогает ребенку творить, проявлять свою индивидуальность, дает определенную свободу, так как творчество и деятельность – это не два исключающих друг друга понятия, а две стороны одного явления.
Поэтому можно сделать вывод, что в дошкольном возрасте конструирование важно, поскольку сформированные конструктивные умения используются для дальнейшей образовательной деятельности.
Таким образом, конструирование из неоформленных материалов – это эффективное средство развития конструктивного умения дошкольников, которое требует специальной педагогической подготовки, поскольку способность к инициативному творчеству не развивается сама по себе, необходимо мотивировать ее и активизировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСамойлова Н.В.МБДОУ детский сад№129 город ИркутскВ народе широко распространены поговорки, ...
Использование техники изонить как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста .
Начиная со старшего дошкольного возраста – 5-6 лет я открываю по вечерам вне непосредственно организованной образовательной деятельности мастерскую «Волшебная ниточка». Я распахиваю детям дверь ...
Исследовательская работа: " Использование степ - платформ , как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста".
Исследовательская работа: " Использование степ - платформ , как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста"....
Мастер-класс «Использование платковых кукол как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»
обучение изготовлению и использованию платковых кукол в процессе интеграции образовательных областей "Художественное творчество" "коммуникация"...
Использование проектных технологий как средств развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности.
Статья для педагогов дошкольного образования...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
в статье рассматривается влияние подвижных игр на двигательную активность детей старшего дошкольного возраста....
Сообщение на педагогическом совете "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи".
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...