Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования, их интеграция
статья по теме
Работаем по программе "От рождения до школы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnye_oblasti_ikh_integratsiya.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»
Образовательные области
основной общеобразовательной
программы дошкольного образования,
их интеграция
Воспитатель Стребкова З.Н.
Староюрьево
2012 г.
В ФГТ в качестве структуры обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделены десять образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Между тем, ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимосвязи и взаимодействия компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования — на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющего собой альтернативу предметному.
1.Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы.
Так, содержание образовательной области «Здоровье» интегрируется с содержанием таких образовательных областей, как «Физическая культура» (развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей), «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека), «Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни), «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья), «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека).
Содержание образовательной области «Физическая культура» интегрируется с содержанием образовательных областей: «Здоровье» (в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья), «Музыка» (развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей), «Познание» (в части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности), «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение), «Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности), «Труд» (накопление опыта двигательной активности).
Содержание образовательной области «Социализация» интегрируется с содержанием образовательных областей: «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения), «Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире), «Труд» (формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности), «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира), «Физическая культура» (развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами).
«Безопасность» интегрируется с «Коммуникацией» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания помощи самому себе, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания), «Трудом» (формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности), «Познанием» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы), «Социализацией» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания), «Здоровьем» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека).
«Труд» интегрируется с образовательными областями: «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых), «Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части развития представлений о труде взрослых, детей), «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности), «Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых), «Физическая культура» (развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда).
«Познание» интегрируется с образовательными областями: «Коммуникация» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми), «Чтение художественной литературы» (решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы — формирования целостной картины мира), «Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни), «Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире), «Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности), «Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы), «Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства).
Специфика модели интеграции образовательной области «Коммуникация» состоит в том, что решение основных психолого-педагогических задач указанной области осуществляется во всех образовательных областях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
«Чтение художественной литературы» интегрируется с образовательными областями: «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи), «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей), «Социализация» (формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений), «Художественное творчество» (развитие детского творчества).
Содержание образовательной области «Музыка» интегрируется с содержанием образовательных областей: «Физическая культура» (развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности), «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки), «Познание» (расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства), «Социализация» (формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и музыкального искусства).
Содержание образовательной области «Художественное творчество» интегрируется с содержанием таких образовательных областей, как «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности), «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества), «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности), «Труд» (формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности), «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» (развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства).
2. Интеграция детских деятельностей.
Самые простые примеры — интеграция музыкально-художественной деятельности и двигательной активности (утренняя гимнастика под музыку), музыкально-художественной и продуктивной деятельностей (рисование, лепка, аппликация и слушание соответствующей музыки), познавательно-исследовательской, игровой и коммуникативной деятельностей (игры с правилами, направленные на познавательно-речевое развитие детей) и т. д.
3.Использование адекватных форм образовательной работы для решения психолого-педагогических задач двух и более образовательных областей.
Так, например, в ходе создания коллективного панно по какой-либо теме воспитатель, работающий в логике «предметного» принципа, в первую очередь, будет решать специфические задачи образовательной области «Художественное творчество» (вырезать, составлять композицию, правильно пользоваться кистью, наклеивать...). Это не означает, что дети не будут общаться или расширять представления о свойствах предметов и т. д., просто все, что окажется за пределами образовательной области «Художественное творчество», будет являться второстепенным для воспитателя. Педагог, работающий в логике интегративного подхода, изначально не ограничится постановкой лежащих на поверхности задач образовательной области «Художественное творчество». Он воспользуется указанной формой работы также и для того, чтобы:
-создать ситуацию, стимулирующую эмоциональный отклик на проживаемое детьми событие, которое каким-либо образом отражается в тематике и содержании изготавливаемого панно («Социализация»);
-продолжить формирование умений детей работать во взаимодействии (договариваться, распределять обязанности, организовывать коллективный труд) («Коммуникация»);
-закрепить у детей понятие формы, а также представления об основных и оттеночных цветах («Познание»);
-обратить внимание детей на возможные источники опасности в ходе создания коллективного панно, сформировать представление о способах безопасного поведения в данной и аналогичных ситуациях («Безопасность»).
4.Использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области или основной общеобразовательной программы в целом.
Один из наиболее распространенных вариантов — это чтение (восприятие) художественных текстов не только для решения задач образовательной области «Чтение художественной литературы», но и в качестве средства для обогащения образовательного процесса:
- образовательной области «Социализация» (чтение стихов и рассказов о Родине для решения задачи по формированию патриотических чувств у детей);
-образовательной области «Труд» (чтение сказок «Золушка», «Морозко», стихотворений и рассказов В. Маяковского, С. Михалкова, А. Барто, С. Баруздина и др. для решения задачи по формированию первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека) и т. п. в соответствии с тематикой чтения художественных произведений и фольклора.
Вышеперечисленные варианты достаточно хорошо знакомы практическим работникам системы дошкольного образования. Остается добавить к ним понимание того, что все дошкольное образование (в единстве содержания и формы) весьма условно разделено на образовательные области, психолого-педагогические задачи, формы работы и т. п., в первую очередь, для удобства взрослых пользователей ФГТ и образовательных программ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация принципа интеграции в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» на примере образовательной области Коммуникация
В статье раскрываются вопросы реализации принципа интеграции в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» на примере образовательной области Ком...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ИНТЕГРАЦИЯ.
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) выделены образовательные области в качестве структуры обязательной части осно...
"Разработка содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Образовательная область «Музыка») с учетом принципа интеграции образовательных областей»
Автором представлена методическая разработка для педагогов «Интегрированный подход к музыкальному воспитанию дошкольников» на тему: « Разработка содержания основной общеобраз...
Аналитическая справка по результатам мониторинга освоения образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования "Детство" воспитанниками подготовительной группы
Детский сад № 201 "Волшебница" с приоритетным осуществлением физического направления и квалифицированной коррекции отклонений в физическом развитии работает по основной общеобразоват...
« Разработка содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом принципа интеграции образовательных областей»
I. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».Возможные пути интеграции различных образовательных областей.Перече...
«Разработка содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») с учетом принципа интеграции образовательных областей»
Цель: Формировать нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальной деятельностиЗадачи, ведущие к реализации цели:расширять представления детей о военно-патриотическихпраздника...