Реализация принципа интеграции в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» на примере образовательной области Коммуникация
статья по теме

В статье раскрываются вопросы реализации принципа интеграции в  примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» на примере образовательной области Коммуникация, дается пример проектирования воспитательно-образовательного процесса на основе комплексно-тематического принципа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suzdalceva_l.v._statya.docx53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Л.В. Суздальцева – преподаватель теории и методики развития речи ПК № 18 «Митино», соавтор примерной основной общеобразовательной программы «Мир открытий» (образовательная область Коммуникация)

Аннотация: в статье раскрываются вопросы реализации принципа интеграции в  примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» на примере образовательной области Коммуникация, дается пример проектирования воспитательно-образовательного процесса на основе комплексно-тематического принципа.

Ключевые слова: ФГТ, интеграция, коммуникация,  дидактические принципы, технология «Ситуация», комплексно-тематическое планирование,

тематический контекст, коммуникативные ситуации.

Реализация принципа интеграции в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» на примере образовательной области Коммуникация

  В Федеральных Государственных требованиях (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [1] одним принципов, которым должна соответствовать образовательная программа, является  принцип интеграции образовательных областей.

          В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» [2] предлагается принципиально новый педагогический инструментарий, помогающий воспитателю осуществить решение как общих, так и  конкретных педагогических задач в отдельно взятой образовательной области на основе принципа многоуровневой интеграции.  Под интеграцией понимается взаимодействие всех образовательных областей  Программы на  основе комплексно-тематического планирования, обеспечивающее повышение качества реализации целей и задач дошкольного образования, формирование у детей целостной картины мира, сохранение и укрепление их психофизического здоровья, развитие интегративных личностных качеств.

          В нашей программе интеграция осуществляется на семи уровнях. Кратко раскроем специфику каждого из них [3].

  1. Уровень общих целей и задач дошкольного образования.

          В каждой образовательной области наряду с решением конкретных специфических задач реализуются общие цели Программы – формирование интегративных качеств личности (любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия  со взрослыми и сверстниками, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности и т.д.).

  1. Уровень общих дидактических принципов, обеспечивающих создание единой образовательной среды.

          Единой дидактической основой проектирования воспитательно-образовательного процесса является модификация для дошкольной ступени дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»)  [4] Дидактические принципы деятельностного метода дают воспитателю надежные ориентиры для решения задач интеллектуального и личностного развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, формирования у них опыта выполнения универсальных действий, развития коммуникативных навыков.

  1. Уровень общей технологии организации образовательного процесса.

           Практическая реализация системы дидактических принципов инструментально обеспечивается в программе «Мир открытий» технологией «Ситуация», которая представляет собой  адаптированный для дошкольного образования вариант технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон  [3].  Целостная структура данной технологии на доступном для дошкольников уровне содержит ключевые компоненты саморазвития личности  в образовательной деятельности на всех ступенях образования, а затем и его саморазвития в будущей профессиональной деятельности.

  1. Уровень содержания разных образовательных областей.

              Каждая образовательная область, определяя свои специфические, присущие только ей задачи, содержательно связана со всеми другими областями, которые способны взаимообогащать друг друга, раскрывая различные аспекты одного и того же явления, углубляя его понимание и обеспечивая целостность восприятия.

  1. Уровень единого тематического контекста.

           Объединяющей основой содержания образовательных областей в программе «Мир открытий» является содержательный контекст, определяющий «детскую цель», позволяющий сосредотачивать внимание детей на конкретном аспекте окружающего мира,  расширяя и обогащая их представления пониманием взаимосвязей, причин и следствий происходящего.

           Основу контекста могут составлять события, связанные с жизненным опытом детей,  календарные праздники, природные сезонные  явления, интересы  самих ребят и пр. Они опираются на естественный ход развития детей, логично сменяют друг друга, постепенно расширяя горизонты детского познания и обогащая их представления о мире.

  1. Уровень организационных форм взаимодействия с детьми.

          Различные образовательные области программы «Мир открытий» интегрируются с другими направлениями развития по формам взаимодействия с детьми. В воспитательно-образовательном процессе  организуются  индивидуальная и коллективная работа, совместная подгрупповая деятельность, работа в парах. Используются дидактические игры, беседы социально-нравственного характера, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование и т.д.

  1. Уровень организационных форм взаимодействия с семьями детей.

          В основу организации работы  с родителями положены единые для программы «Мир открытий» технологии и принципы взаимодействия. Так, различные мероприятия с родителями проводятся в технологии деятельностного метода в форме совместных деловых игр, конкурсов, викторин и пр., что позволяет родителям, с одной стороны, на себе «прочувствовать» эффективность данного подхода к образованию, а с другой – открыть новые горизонты совместного развития.

         Все представленные выше уровни интеграции открывают широкие возможности для педагогического творчества воспитателей, свободного использования имеющихся в их арсенале педагогических приемов и средств.

        Предлагаем более подробно рассмотреть вопрос интеграции образовательной области Коммуникация с другими образовательными областями в программе «Мир открытий».

         Реализацию  интегративного принципа на уровне общих дидактических принципов, обеспечивающих создание единой образовательной среды, мы попытались представить в виде таблицы 1.

Реализация дидактических принципов на примере образовательной области Коммуникация

Принцип психоло-гической комфорт-ности

Принцип деятель-ности

Принцип минимак-са

Принцип целостнос-ти

Принцип вариатив-ности

Принцип творчест-ва

Принцип

непрерыв-ности

Удовлетворение потребнос-ти в общении со взрослыми и детьми, создание положи-тельной мотивации речевой деятель-ности

Овладение закономер-ностями языка  в различных видах деятельности  и закрепле-ние их в процессе активной речевой практики

Прохожде-ние ребенком индивиду-альной траекто-рии коммуникативно-речевого развития, при котором каждый ребенок продвигается в речевом развитии на уровне своего максимума

Такое построение работы по речевому развитию, при котором происходит освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи, связь работы по развитию речи с работой  по развитию сенсорных и мыслитель-ных процессов

Выбор способа выражения своих мыслей, умение комбини-ровать элементы языка в различных ситуациях речевого общения

Осознание внутренней системы правил речевого поведения, которые помогают ребенку не только повторять готовые высказыва-ния, но и создавать новые

Преемственные связи между детским садом и начальной школой на  уровне содержания и методики речевой работы, формирования коммуника-тивной компетент-ности детей

          А теперь попробуем представить  в горизонтальной плоскости интеграцию образовательной области Коммуникация с другими областями   на уровне форм, методов и содержания работы в таблице 2.

Реализация интегративного принципа организации воспитательно-образовательного процесса на примере образовательной области Коммуникация

Здоровье

Пополнение и активизация словаря, обозначающего части тела, гигиенические принадлежности, обсуждение пользы закаливания, двигательной активности, приема витаминов

Физическая культура

 Проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, беседы на тему необходимости занятий физической культурой

Безопасность

Беседы на тему безопасного поведения дома, на улице, в транспорте, рассматривание сюжетных картинок на соответствующие темы и составление по ним повествовательных рассказов

Социализация

Проектирование коммуникативных ситуаций, требующих  выбора, включения в диалог, беседы на нравственную тематику, на развитие моральных качеств, формирование взаимовыручки, навыков конструктивного взаимодействия, побуждение к самооценке и оценке действий и поведения сверстников, рассматривание картин на соответствующую тематику, обсуждение  их сюжета, составление рассказов, пересказ  литературных произведений с проблемным сюжетом, рассказывание из опыта

Труд

Использование словесных поручений с последующим отчетом о его выполнении, формирование умения договариваться между собой во время трудовой деятельности, ставить цель и  предвидеть результаты коллективного труда, конструктивно преодолевать возникающие трудности, вести соответствующий ситуации  диалог

Познание

Взаимосвязь умственной деятельности детей с их речевой активностью:  обогащение и активизация словаря в процессе экскурсий и осмотров помещений, наблюдений за объектами  явлениями живой и неживой природы, формирование грамматических навыков и воспитание звуковой культуры речи в процессе дидактических игр и упражнений по ознакомлению с окружающим, моделирования, экспериментирования,  развитие диалогической и  монологической речи в процессе бесед, рассказывания, пересказа  произведений познавательного характера

Чтение художественной литературы

Различные виды пересказа литературных произведений (подробный, краткий, с творческими дополнениями), словесные игры и лексические упражнения типа «Опиши героя», «Придумай новое название рассказу, сказке», обсуждение ситуаций с проблемным сюжетом, беседы на тему прочитанного, игры-драматизации и инсценировки знакомых сказок и рассказов с передачей диалогов, характеров, поступков героев,   заучивание наизусть стихотворений, формирование выразительности речи, применение малых фольклорных жанров (потешек, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и др.) для развития всех сторон устной речи

Художественное творчество

Организация комплексных видов деятельности, например, лепка  и рассказывание (слепить персонаж и придумать про него сказку), рисование и творческое рассказывание (нарисовать  картинку и сочинить по нарисованному сюжету историю), совместное с воспитателем изготовление  атрибутов для драматизации сказок, книжек-самоделок с творческими рассказами детей

Музыка

Хороводные игры (например, «В лесу», «Кто позвал?» на развитие слухового восприятия), музыкальные игры с диалогом (например, «Бояре, а мы к вам пришли»), музыкально-дидактические игры на развитие звуковысотного  слуха («Что звучит за ширмой?», «Что сказал  Петрушка?»), постановка музыкальных спектаклей по мотивам литературных произведений, организация музыкально-литературных викторин, досугов, КВН, отгадывание загадок о музыкальных инструментах, беседы на тему прослушанных музыкальных произведений, знакомство с жизнью и творчеством композиторов, различными музыкальными жанрами

   Более наглядно продемонстрировать взаимосвязь всех образовательных областей как по горизонтали, так и по вертикали представляется возможным  на уровне реализации единого тематического контекста и общей технологии организации образовательного процесса. Разработчики программы  предлагают  выстраивать образовательный процесс, основываясь на системе связанных между собой развивающих образовательных ситуаций. Образовательные ситуации – это смоделированные педагогом, интересные с точки зрения ребенка некоторые завершенные действия, с помощью которых воспитатель помогает детям последовательно осваивать намеченную познавательную тему (смысловой контекст). И как развивающие, строиться они будут так, чтобы стимулировать детей к активному действию, самостоятельному поиску решений, приобретению практического опыта. Поскольку стержнеобразующим технологическим звеном программы «Мир открытий»   является курс математического развития  «Игралочка» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой  [5], в основе которого лежит адаптированная для детского сада технология «Ситуация», то реализуя образовательную  область Коммуникация мы можем говорить о включении детей в естественные  коммуникативные ситуации, либо смоделированные воспитателем ситуации активизирующего общения, которые непосредственно направлены на решение конкретных речевых задач и в то же время органично сочетаются с задачами других образовательных областей.

Реализация программных задач осуществляется как в ходе непосредственно  образовательной деятельности,  так и в режимных процессах: в утренние и вечерние часы, на прогулке, перед дневным сном. Ситуации активизирующего общения могут иметь различную организационную форму, к примеру,  бесед на темы, близкие опыту детей, вызывающие их эмоциональный отклик, мини-сценариев с включением  дидактических, музыкальных, подвижных игр с речевым материалом, инсценировок, игр-драматизаций, игр-путешествий,  наблюдений, загадывания и придумывания детьми загадок, словарных упражнений, просмотра видеофильмов, мультфильмов, чтения художественной литературы. Такие формы могут включать  элементы  изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

  Включая коммуникативные ситуации в различные виды детской деятельности, мы решаем важные задачи — коммуникативное развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми, то есть детской языковой и коммуникативной самодеятельности. Важно, что при таком подходе обучение совершается в основном с применением косвенных методов,  имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Это  позволяет  педагогам успешно реализовать на практике «золотое правило» дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы  они об этом даже не догадывались»,  дает  возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, взаимообогащающими друг друга.  Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи. Так же следует подчеркнуть, что, организуя ситуации активизирующего общения, педагог выступает не как транслятор готовых речевых форм,  правил  коммуникативного взаимодействия,  а как помощник, наставник, проводник,   партнер по общению, который стремится к установлению равноправных  личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы, а при необходимости — помогать конструктивно решать  неприятные ситуации общения,  подводя ребенка к поиску  необходимого  языкового материала, моделируя  специальные игровые задания, проблемные ситуации разной степени сложности. Таким образом, те традиционные   речевые занятия, которые  решали задачи языкового развития, преобразуются  так, чтобы  параллельно решать задачу формирования у детей навыков эффективного общения,  установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми при соблюдении единой логики детского восприятия, развития интереса к познанию, расширения и углубления представлений об окружающем мире, что придает целостный характер воспитательно-образовательной деятельности.
       В качестве примера приведем вариант  комплексно-тематического планирования педагогического процесса для  второй младшей группы на первую неделю сентября, которое было составлено с учетом вышеперечисленных принципов интеграции при тесном сотрудничестве авторов программы «Мир открытий» Н.Е. Васюковой, Н.М. Родиной, Е.Е. Кочемасовой.

Тема «Давай с тобой играть»

Смысловое содержание образовательной работы (сюжет): средством поддержания интереса детей к жизни в детском саду и вовлечения их в разные виды деятельности станут знакомые и любимые игрушки малышей – мяч и кубики. С их помощью воспитатель будет знакомить детей друг с другом, вовлекать  в общение с собой и другими детьми, стимулируя их ответные речевые реакции, знакомить с расположением  предметов, игрушек  в группе и на участке. Дети услышат стихи про мяч и другие игрушки, нарисуют и слепят его в подарок разноцветным  математическим «человечкам», мяч будет активно использоваться в подвижных играх и упражнениях,  кубики используются для развития первичных конструктивных навыков детей, закрепления представлений о 4-х основных цветах спектра.

 В  тексте речевая работа выделена жирным  курсивом.

1 день.  «Давайте знакомиться»

Утро. Знакомство педагога  с каждым пришедшим ребенком,  привлечение детей к играм с интересной игрушкой: неваляшкой, юлой, пирамидкой, действиям с игрушками: катание кукол в колясках, перевозка кубиков в  машинах,  строительство башенок из кубиков одинакового цвета и пр.

 Прогулка по группе, показ мест для игр, для еды, для сна, хранения одежды.

НОД.  1. Внесение в группу  большого разноцветного мяча (мяч можно оживить нарисованными глазками, носиком, ротиком).  Дети его трогают, рассматривают, обсуждают, какой он (гладкий, круглый, разноцветный), что умеет делать (катится, прыгает)…,как мы с ним можем играть (катать, подбрасывать, отбивать, догонять).  Дети садятся на пол, катают мяч в кругу:  педагог называет имена детей, к которым покатился мяч. Воспитатель читает стихотворение С.Маршака «Мяч» (фрагмент),  при повторном чтении дети обыгрывают его (прыгают как мячики, разбегаются в разные стороны).

  2. Занятие физической культурой (используются действия с мячами).

Прогулка. Знакомство с участком:  мячик подкатывается к разным предметам    на участке (горка, песочница, домик, клумба и пр.), воспитатель, переходя вместе с детьми от предмета к предмету – рассказывает детям, во что здесь можно играть. Воспитатель напоминает детям, что детям нельзя  уходить за территорию участка,   что на горке нельзя толкаться.

Организуются игры с катанием и ловлей мяча друг другу или воспитателю.

Вечер. Воспитатель помогает каждому ребенку найти интересную игрушку, книгу, привлекательное действие. Проводит  речевое упражнение «Расскажи, как ты играешь». Побуждает   детей рассказать о том, кто как играет с игрушкой (Я катаю мишку на машине. Я укладываю куклу спасть. Я показываю зайчику картинки). (Организуются  совместные игры с мячом (например, прокатывание мяча от взрослого к детям и обратно). Повторно читается  стихотворение С. Маршака «Мяч», дети подговаривают запомнившиеся слова.

Воспитатель просит родителей принести небольшие фотографии детей.

2  день.   Играем вместе.

Утро. Продолжается ситуация знакомства, воспитатель уделяет внимание каждому ребенку, выражает радость от встречи, помогает выбрать игрушку, начать с ней действовать. Словарь детей активизируется названиями игрушек, их признаками, качествами, действиями с ними. 

Прогулка по группе, показ мест для игр, для еды, для сна, хранения одежды.

НОД:1. Лепка «Мой веселый звонкий мяч»: воспитатель предлагает детям слепить мячики (выбрать цвет пластилина, назвать его) - маленьких друзей для большого мяча. Можно  построить  дорожку из 4-5 кирпичиков такого же цвета, как мячик (называние детали, умение укладывать их на широкую сторону в ряд), затем  катать вылепленный  мячик по дорожке, или прокатывать их  в готовые воротики разного цвета. В речи закрепляем названия основных цветов, пространственные предлоги НА (дорожке),  ОКОЛО, В (воротики) и т.д.

2. Музыка.  В запланированное содержание включаются следующие произведения: «Мячик прыгают, мячики покатились» Тиличеевой; упражнение на пружинку – «Мячики»; прокатывание мячей и игра с именами детей.

Прогулка.  Большой мячик «напоминает» детям, во что можно поиграть на участке, где находятся горка, песочница, качели и пр. малые формы для игр; знакомит детей со своими «друзьями» - выносными  игрушками для игр с песком (ведро, лопатка, ситечко, формочки) и другими мячиками более мелкого размера (5-7 шт.). Включаем речевые упражнения на согласование  существительных с прилагательными в роде и числе (ведерко зеленое, красивое, маленькое; а лопатка КАКАЯ? Ситечко КАКОЕ? Формочки КАКИЕ?).

 Организуются игры с песком.  Педагог учит детей играть рядом, делиться формочками, напоминает правила поведения в песочнице.  

 Вечер. Воспитатель помогает каждому ребенку найти интересную игрушку,   книгу, привлекательное действие.  Организует для желающих детей дидактическую игру «Прокати мячик в ворота такого же цвета».

Читаются   книги со стихотворениями А.Барто  из цикла «Игрушки», рассматриваются картинки. Можно предложить детям описать изображенную на картинке  игрушку (Это….мишка.  Он….цвета. У него есть….Он умеет….и т.д. А как мишка кричит? Он ревет ЭЭЭ. А это кот, который едет на грузовике. Как кричит кот. МЯУ. Значит, он что делает? МЯУКАЕТ)

Раскладывая игрушки по местам, воспитатель проговаривает свои действия: «Кукол посадим на эту полку, кубики сложим в эту коробку, машины расставим в гараж» и пр. Привлекает детей к совместным действиям. Побуждает  детей строить простые предложения с предлогами (Машина поедет В гараж, куклу посадим НА стул, ящик с кубиками поставим ПОД стол…)

3  день. Дружные ребята.

Утро.  Рассматриваются детские фотографии, называются имена детей, совместно оформляется панно в виде домика с окошками, в которые вставляются ламинированные  детские фотографии. Проводится словарное упражнение «Назови ласково», дети ласково называют друг друга по именам (Женя – Женечка, Света – Светочка). Можно предложить родителям на заранее нарисованной заготовке  «ромашке» написать ласковые  имена своих детей, как они называют их дома (Женюлька, Светик – семицветик). Дети могут подбирать цвет бумажного окошка, на которое будет наклеена их фотография. Панно будет находиться на стене  весь год, использоваться для закрепления имен, определения, кто пришел/не пришел сегодня в детский сад, кто какой деятельностью сегодня будет заниматься.

НОД:  1. Формирование элементарных математических представлений. Воспитатель показывает детям большую коробку, в которой живут «разноцветные  бумажные человечки», рассказывает про них историю, предлагает детям подобрать для бумажных человечков мячики такого же цвета  ( «Игралочка» ч.1, образовательная  ситуация №1)

 2.Занятие физической культурой  - действия с мячами.

Прогулка. Рассматривание цветов на клумбе, называние их цвета, знакомство со строением цветка (лепесток, серединка, листок, стебелек), поиск этих частей у разных цветов. Воспитатель говорит детям, что стебли цветов хрупкие, поэтому рядом с клумбой лучше не играть с мячом, не наступать на цветы.

Организуются игры с песком. Педагог учит детей играть рядом, делиться формочками, напоминает правила поведения в песочнице. Речевая работа: словарное упражнение «Что я делаю?» -  активизация глагольной лексики (песок насыпаю, копаю, пересыпаю; цветы поливаю, рыхлю, нюхаю. Спросить ребенка «А что делаешь ты?»

Перед уходом в группу – учит собирать игрушки.

Вечер. Организуется дидактическая  игра с игрушками  «Чего не стало?»

 (упражнения в образовании родительного падежа существительных: нет куклы, зайчика,  мячика), проводится словарное упражнение «Кто больше скажет про…мишку, зайку, машину). Можно попросить детей рассказать про свою любимую игрушку, какая она, как ребенок с ней играет.  

4 день. Веселые игры.

Утро.   Дидактические игры на закрепление 4-х основных цветов. Можно организовать игру «Назови цвет и найди его на своей одежде». Воспитатель показывает  лист бумаги с нарисованным контуром мячика. Говорит, что мячик грустный. Дождик смыл с него  разноцветные полоски.  Как помочь мячику снова стать разноцветным? Вместе с детьми приходят к выводу, что нужно его разукрасить цветными карандашами.

Читает стишок:

Чтоб картинка у меня

Разноцветною была,

Мы коробку открываем,

Карандашик выбираем….достает из коробки карандаш одного из основных                      цветов

Будет он какого цвета?.....дети называют цвет карандаша

Кто поможет сделать это? …ищут, у кого платье, шортики, бантик такого же цвета, что и карандаш.

Воспитатель закрашивает полоски на мячике  зеленым, синим,

желтым, красным цветом. Просит детей еще раз назвать цвета. Благодарит, что помогли закрасить мячик. Теперь он стал РАЗНОЦВЕТНЫМ.

НОД.        1. Аппликация «Мячики катятся по дорожке».

2. Музыка: в запланированное содержание включаются следующие произведения: «Мячик прыгают, мячики покатились» Тиличеевой; упражнение на пружинку – «Мячики»; прокатывание мячей и игра с именами детей.

Прогулка. Рассматривание цветов на клумбе, называние их цвета,

знакомство со строением цветка ( лепесток, серединка, листок, стебелек), поиск этих частей у разных цветов. В течение недели воспитатель обращает внимание детей на насекомых, которые прилетают к цветам (бабочки, пчелы, божьи коровки, жуки), рассматривает их. Игра на звукоподражание «Громко - тихо» (большой жук жужжит громко ЖЖЖ, а маленький жучок тихо жжж, большой комар звенит громко ЗЗЗ, а маленький тихо зь-зь-зь). Словесная игра «Большой – маленький» (большой жук – маленький жучок, большой комар – маленький комарик, большая пчела – маленькая пчелка».

 Игры с песком.  После игр педагог учит детей убирать игрушки на свои места, показывает, как сметать песок с горки, бортов песочницы.

Вечер. Свободные игры детей. Можно организовать игру с разноцветными обручами и шариками (кружками разных цветов).  Дети выбирают шарик одного из основных цветов, пока играет музыка, шарики «летают» по групповой комнате, музыка заканчивается – дети должны положить шарик в обруч соответствующего цвета. Воспитатель уточняют у детей цвет шарика. Затем  предлагает подуть на шарики – они ЛЁГКИЕ, ВОЗДУШНЫЕ, НЕВЕСОМЫЕ.  Какие шарики? Летите, шарики! (развитие речевого дыхания, активизация словаря прилагательных).

В качестве индивидуальной работы на закрепление основных цветов воспитатель может привлечь некоторых детей к наклеиванию бабочек и цветов определенного цвета на общую композицию.

5 день. Мы – одна семья.

Утро.  Воспитатель встречает детей, вовлекает их в общение с собой и друг с другом.  Формирует умения речевого этикета: здравствуйте, доброе утро, рада вас видеть, так приятно, что вы пришли, проходите, пожалуйста.  Побуждает детей повторять «вежливые» слова, обращаться друг к другу по имени, ласково. Сам называет ребенка тем именем, которое родители написали на «ромашке»  для поддержания психологического комфорта в группе. Помогает найти свой шкафчик, выбрать  игрушку. Каждый ребенок вставляет свою фотографию в окошко панно-домика. Воспитатель интересуется у детей, какое у них настроение, активизирует диалогическую речь, задавая вопросы: «Расскажи, кто тебя привел в детский сад? Что ты видел по дороге в детский сад? Спроси у…., а что он видел? Какое у ….настроение?»

НОД:  1. Чтение рассказа Я. Тайц «Кубик на кубик» педагог сопровождает показом картины «Дети играют в кубики». Воспитатель  задает вопросы: что делают дети? Во что они играют? Какого цвета кубики? Затем детям предлагается  тоже построить башенки из кубиков определенного цвета. В группу въезжает игрушечный грузовик или самосвал с кубиками одного размера, 4-х основных цветов. Педагог предлагает детям построить башенки из кубиков одинакового цвета, помогает при необходимости, спрашивает каждого ребенка, какого цвета получилась его башенка. (Данное занятие можно считать диагностическим на начало учебного года по различению и называнию детьми 4-х основных цветов.)

2. Занятие физической культурой (используются действия с мячами).

Прогулка. Наблюдения в цветнике: любование цветами, воспитатель спрашивает детей, кому какой цветок нравится больше всех, обращает внимание детей на насекомых, которые прилетают к цветам, поясняет, что они пьют сладкий сок, который есть у всех цветов.  

 Воспитатель читает рифмовку, вместе с детьми выполняя соответствующие движения, побуждая повторять детей слова:

Раз, два, три, четыре, пять –

Дружно вышли мы гулять (шагают на месте)

На лугу-лужочке

Расцвели цветочки (хлопают в ладоши)

Посмотри, среди цветов

Бабочки порхают! (машут ручками-«крылышками»)

Разноцветные вокруг

Крылышки мелькают (бегают, размахивая «крылышками»).

Можно предложить отгадать загадку:

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я над лугом кружу,

На цветочки гляжу,

Как моторчик жужжу».

Попросить детей повторить звукосочетания: жу-жу-жу.

Поиграть в игру «Где жучок?». Игрушка жук садится НА ладошку, прячется ЗА ведерко, кружится НАД цветком, летает ОКОЛО Светы, Маши, Вани…Побуждаем детей называть пространственные предлоги, произносить простые предложения.

 Организуются игры с песком, по ситуации воспитатель может использовать  стихотворение Г.Р.Лагздынь:  «Делись, Аленка, игрушками, будешь богата подружками».

После игр педагог учит детей убирать игрушки на свои места, показывает, как сметать песок с горки, бортов песочницы.

Вечер: Свободные игры детей.

Индивидуальная работа: дидактические игры с кубиками 4-х основных цветов,  прокатывание мячиков  в ворота такого же цвета.

Можно организовать коллективную игру «Расскажем и покажем». Воспитатель организует детей с помощью рифмовки:

Раз -два-три-четыре-пять –

Начинаем мы играть (шагают на месте)

Кукла-куколка, бай-бай,

Поскорее засыпай (укачивают воображаемую куклу)

Флажок за палочку возьму.

Вверх его я подниму (машут воображаемым флажком)

Скачет мячик, как живой –

Красный, желтый, голубой (отбивают воображаемый мяч)

Кубик к кубику кладем,

Строим мы высокий дом (ставят друг на друга кулачки)

Сели мы в машины,

Зашуршали шины (крутят воображаемый руль, едут к стульчикам)

Воспитатель предлагает рассказать об игрушках, стоящих на столе. Помогает с помощью вопросов: что это? Мячик. Какого он цвета? Что с ним можно делать? Катать, кидать, загонять в ворота. Света, попроси Ваню покатать мяч. Ваня, что ты делаешь? Как называется эта игрушка? Флажок. Какого он цвета? Что им можно делать? Махать, поднимать, опускать. Маша, попроси Галю, чтобы она помахала флажком. Галя, что ты делаешь?

Затем воспитатель привлекает детей к совместным действиям по уборке игрушек на места после игр, закрепляя с детьми места их хранения.

               Таким образом,  на предложенном авторами примере наглядно видно,  как все виды детской деятельности органично взаимопроникают  друг в друга.  При решении  конкретных задач образовательной области Коммуникация,  одновременно достигаются   цели других образовательных областей. Мы попытались это отразить в таблице 3.

Реализация программных задач  на примере недельного комплексно-тематического планирования для 2 младшей группы

Познание

Расширение кругозора

Способствовать ориентации детей в группе, освоению мест расположения игрушек, мест для еды, сна, хранения одежды, мытья  рук. Обогащать представления о предметах, окружающих детей, формировать знания о неживой и живой природе (цветах, насекомых).

Познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность

Развивать интерес и инициативу в экспериментировании с кубиками.

Формировать  умения определять и называть цвет предметов (красный, желтый, зеленый, синий), распределять предметы в группы по цвету на основе образца.

Сенсорика

Обогащать чувственный опыт детей, показывать способы обследования предметов.

Формирование элементарных математических представлений

Формировать умение определять и называть цвет предметов (красный, желтый, зеленый, синий), распределять предметы в группы по цвету (на основе материального образца);

тренировать мыслительные операции анализ, сравнение.

Социализация

 Игровая деятельность

Формировать умение объединяться со сверстниками в небольшие группы, участвовать в коллективных играх.

Формирование отношений с взрослыми и сверстниками

Развивать  чувства  доверия к взрослому. Формировать  представления о себе и других детях.

Коммуникация

Обогащать словарь  именами детей и педагогов (знакомство), названиями игрушек, 4-х основных цветов, принадлежностью «Что чье?» (вещи, стульчики, игрушки  и пр.), вовлекать  детей в общение со взрослым и друг с другом, формировать  умение отвечать на вопросы взрослого и задавать простые вопросы, развивать  речевое дыхание, фонематический слух, умение произносить звукоподражательные слова,  формировать грамматические навыки (образование существительных множественного числа, родительного падежа, активизация в речи пространственных предлогов, умение строить простые предложения, рассказывать об игрушке, согласовывая существительные с прилагательными и глаголам),  развивать  умения речевого этикета.

Художественное творчество

Формировать  умения определять и называть цвет предметов (красный, желтый, зеленый, синий), распределять предметы в группы по цвету на основе образца.

Чтение художественной литературы

Развивать  интерес к книге, умение сосредоточенно слушать чтение взрослого.

Труд

Формировать привычку  убирать  игрушки на место.    

Здоровье

Формировать  навыки умывания, мытья рук

Безопасность

Знакомить  с правилами безопасного поведения – не кидать мяч, не сыпать песок  в других детей; правилами поведения в природе – не рвать цветы, не вставать на клумбы.

Физическая культура

Учить перекатывать мяч друг другу, бросать и ловить мяч двумя руками.

Музыка

Учить выполнять плясовое движение «пружинка» ритмично, под музыку.

          В качестве итога хотелось бы еще раз подчеркнуть, что  такое проектирование воспитательно-образовательного процесса позволяет сформировать у детей целостную картину мира, способствуя сохранению и укреплению их психофизического здоровья, развитию интегративных качеств личности.  В последующих наших публикациях мы коснемся вопроса о создании активизирующей  речевой среды в группах детского сада, специфике речевой работы с детьми разного возраста на основе технологии «Ситуация», а так же организации взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах речевого развития детей.

Литература:

  1. Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23.11.2009 г.
  2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»// Научный руководитель Л.Г. Петерсон / Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М.: Цветной мир, 2012. – 320 с.
  3. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий»/ Под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И А. Лыковой. – М., Цветной мир, 2012. – 240 с.
  4.  Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 200…» - М.: АПК и ППРО, Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…», 2007. – 448 с.
  5. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.  Игралочка. Практический курс математического развития дошкольников. Часть 1 / Методические рекомендации. – М.:  АПК и ППРО, Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…», 2012. – 148 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования (старшая группа, 5 – 6 лет). Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рожд

Рабочая программа разработанная Натальей Васильевной для работы с детьми 5-6 лет, расчитанна на 36 недель. Охватывает образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речев...

Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образован

Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА МБДОУ№41 с учетом федеральных государственных общеобразовательных стандартов дошкольного образования (подготовительная группа) составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От ро

Рабочая программа составлена с учетом интеграции образовательных областей, содержанием детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, расчитанную на один учебный год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По музыке муниципального дошкольного образовательного учреждения д/с «Ромашка» (из примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)

Настоящая Рабочая программа (Далее - Программа) разработана на основе:*«Примерной основной общеобразовательной программы  дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в де...

Рабочая образовательная программа воспитателя второй младшей группы с учетом ФГОС ДО составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Вас

Рабочая программа по развитию детей 2 младшей группы (Далее – Программа) разработана, как составляющая часть основной общеобразовательной программой МКДОУ ДЕТСКИЙ САД «Березка» в соо...