Ознакомление дошкольников с музыкальной культурой Санкт-Петербурга
методическая разработка (старшая группа) на тему
Литературы по данному вопросу недостаточно. В журналах «Дошкольное воспитание» за последние годы есть несколько статей об ознакомлении дошкольников с балетами «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П.И. Чайковского, с творчеством С.С. Прокофьева. Мы используем эти статьи, расширяем или уменьшаем материал в зависимости от способностей и подготовленности детей.
В сборнике «Нашим детям» Волковой есть отрывки из балетов П.И. Чайковского с заданиями придумать танец. Мы не только предлагаем детям импровизацию танца, но и стараемся создать один общий танец детей.
Отдельные разработки по ознакомлению с классической музыкой в 2000-2008г.г. предлагают Давыдова, Губанова, Обухова ( Ярославль, Волгоград, Самара.). Занятия интересны, но даны без системы.
В сборниках «Музыкально-ритмические движения» Франкио и «Нашим детям» Дубинской приводятся отрывки произведений Ф. Шуберта, И.Гайдна, М.И. Глинки, А.Петрова, прелагается несколько заданий по движению. Мы не только двигаемся под музыку, но и слушаем музыку отдельно, анализируя характер и знакомя с композиторами.
В программе О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры» определены темы по слушанию(«Чувства и настроения», «Марш, танец, песня», «Музыкальные инструменты»….), материал разделен по возрастам, даны примерные конспекты, что очень удобно. Но в основном используется метод пассивного слушания и анализа произведений.
Знакомя детей с классической музыкой, мы используем программу О.П.Радыновой, книги «Твой друг музыка» З.Левиной и немецкого автора
К.Хитц «Петер в стане музыкальных инструментов». Материал берем выборочно, т.к. он не всегда доступен дошкольникам.
Хорошо разработана тема народного творчества для дошкольников. Это сборники «Гармошечка-говорушечка», «Жаворонушки», «А мы просо сеяли». Детям нравятся движения народных танцев и хороводных игр из этих сборников.
Используем в своей работе сборник «У наших ворот всегда хоровод» ( городская методическая разработка). Очень хорошо, что в ней пытались написать весь сценарий праздника в народном стиле ( музыкальный и стихотворный материал).
Но в методической литературе нет перспективных планов по ознакомлению детей с классической и народной музыкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._osnovnye_metody.doc | 44.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Основные методы и приемы в ознакомлении с музыкой дошкольников.
Калашникова И.Е. музыкальный руководитель
ГДОУ д/с № 55 Калининского района
Главная задача музыкального воспитания дошкольников - это развитие музыкальных способностей. Прежде, чем развить способности, ребенок учится слушать и слышать музыку во всех видах музыкальной деятельности.
Мы развиваем музыкальные способности детей с помощью специальных игр и упражнений. Дети учатся слушать, понимать и анализировать музыку: развивают свой звуковысотный, мелодический ритмический и тембровый слух в пении, в движении под музыку, в игре на музыкальных инструментах. Так, в игре «Определи высоту звучания», дети развивают звуковысотный слух, в игре «Подыграй оркестру» и «Магазин инструментов» - тембровой и ритмический слух.
Дети лучше различают музыку, когда мы играем в подбор эпитетов: «На что похожа музыка?», «Каким словом можно назвать».
Мы развиваем музыкальные способности детей не только на занятиях, но и на вечерах досуга, в свободной деятельности. Ребенок лучше усваивает то, что связано с интересом, игрой, деятельностью. Дети лучше слушают и запоминают музыку в «музыкальных викторинах», т.к. соревновательность поднимает интерес.
Мы предложили детям после знакомства с «Детским альбомом» придумать свои танцы. Дети настолько сроднились с музыкой, что не только танцевали, но и напевали мелодии «Вальса», «Польки», «Камаринской».
Развитие музыкальных способностей начинается с умения слушать и слышать музыку, наслаждаться ее красотой. Как доволен бывает ребенок, когда узнал и назвал любимую музыку, придумал под нее движения(«Узнай и покажи танец», «Чей марш» из трех маршей Д.Кабалевского).
В своей работе мы используем принципы элементарного музыцирования.
Мы слушаем музыку и одновременно придумываем танец, песенку, подыгрываем на детских музыкальных инструментах. Как приятно бывает наблюдать за творческим ростом ребенка! Бывает, что скованный, закомплексованный малыш под воздейсвием музыки и педагога становится лидером в творческом танце.
Слушая музыку с детьми, мы подбираем к ней слова, картинки, сочиняем загадки, обозначаем различную музыку разными модулями. К танцам мы придумали загадки: «Закружил тот танец нас - это плавный, нежный... вальс» «Легкости, поскоков столько в быстром, звонком танце…полька», «До чего сегодня весело у нас, под «Камаринскую все пустились в…пляс».
К «Детскому альбому» П.И.Чайковского мы сочинили с детьми стихи к любимым пьесам, и у нас получились песенки: «Марш солдатиков», «Полька», «Русская». Дети сами заметили, что в «Польке» как будто звучат два голоса: высокий и низкий. Высокий голос дети отдали Дюймовочке, а низкий - солдатику. Мы все вместе написали слова:
«Наш солдатик и Дюймовочка,
Нам станцуют свою полечку.
Звучит музыка колокольчиком,
Танцевать нам польку хочется!»
Дети спели эти слова под мелодию «Польки», и получилась песенка, Все вместе мы сочинили парный танец, а потом еще решили подыграть под польку в оркестре. Дети сами выбрали инструменты, соответсвующие характеру музыки. В первой и третьей частях- высокие звуки решили играть на металлофонах, 2-ю часть- низкую играли на бубнах.
Все наши дети в старших группах не просто знают, но и любят музыку, умеют ее анализировать, различают классическую и народную музыку, народные инструменты и инструменты симфонического оркестра.
Так, дети сравнили «Вальс» и «Польку» М.И.Глинки и нашли различия в характере и общее: обе пьесы-танцы, классические и авторские( написал композитор М.И.Глинка).
Дети знают и любят петербургских композиторов, годятся тем, что П.И.Чайковский, М.И.Глинка, Д.Д.Шостакович жили и творили в нашем городе.
Тема ознакомления дошкольников с музыкальной культурой Санкт-Петербурга одна из новых и неразработанных в дошкольной педагогике. Очень многое нам пришлось разрабатывать самим. так появились перспективные планы ознакомления с музыкальной культурой 18-20 веков, музыкальные вечера ознакомления с творчеством композиторов.
В своих разработках мы прежде всего полагались на принципы доступности, привлекательности и полезности музыкального материала для развития детей. В работе с каждым ребенком мы основываемся на личностно-ориентированном подходе, учитывая особенности и желания детей, воспитываем личность в каждом ребенке.
В наших творческих заданиях ребенок, исходя из интересов и потребностей, выбирает вид музыкальной деятельности, музыкальные инструменты, атрибуты к танцу.
Проработав по теме ознакомления детей с музыкальной культурой города несколько лет, мы можем с уверенностью сказать, что воспитание юного петербуржца с помощью музыки возможно в дошкольном детстве.
Дети не просто слушают музыку, но и учатся ее анализировать, наслаждаться услышанным, развиваются умственно и эстетически.
Очень много мы сочинили с детьми музыкально-дидактических игр: «Подбери картинку к музыке( слова, атрибуты)», «Определи танец и покажи его», «подбери музыку к Петербургу»(Летнему саду, Адмиралтейству, Медному всаднику), «Узнай музыку композитора», «Подыграй оркестру».
Музыкальные игры повышают интерес к классической музыке, превращают процесс ознакомления с нею в удовольствие.
Струнные инструменты. И.Е. Калашникова.
1.У струнных инструментов 2. Скрипка тоненько поёт:
Поют струны, вы заметьте, Высокий голос детский
И чем выше инструмент, Нас на концерт она зовёт:
Выше тем его ответ. Знай, инструмент-то светский.
А чем больше инструмент,
Ниже тем его аккомпанемент. 4. Виолончель уж не пищит,
И голос средний, словно человечий,
3. Скрипка скрипнула: друзья, Она как мама нежно пропоёт,
Троньте струны у меня И голос в тишине её замрёт.
Я красиво так пою
И со славою дружу. 6. Низко контрабас поёт,
Словно ветер он ревёт.
5.Виолончель пропела: А быть может и медведь
Разрешите похвалиться: С контрабасом начал петь.
Я известная певица:
Нежный голос мой сравним 8. Не стерпела балалайка:
Только с голосом живым. Всем весельем я хозяйка.
И удобна, и легка,
7. И сказал нам контрабас: Первая наверняка!
Вы услышали мой бас! Людям я не изменяю,
Низкий голос у меня, Что угодно исполняю.
Струны толстые, друзья. Тренди-бренди, балалаечка, звени,
Ты частушки скоморошьи говори!
9. Я, друзья, совсем не тара,
Я со струнами гитара.
И туристы круглый год
Все меня зовут в поход.
Я – подруга песни,
мы везде с ней вместе!
Духовые инструменты.
1. В духовые дуньте смело, 2. Сразу заявил кларнет:
И споют вам – это дело! Без меня оркестра нет!
Клапаны перебирайте, Я играю лучше всех;
Звуки сами извлекайте. И сказать о том не грех.
С мягким голосом своим
3.Как красив и величав Я всегда незаменим!
Голос флейты прозвучал:
Спорить с песнею моей 4.Скромно вдруг пропел фагот
Может только соловей! Я слегка гнусавлю – вот!
Как француз пою я носом,
5. Громко протрубили медные: Но зато – узнать-то просто:
Мы инструменты военные! Уточкой я прокричу,
Сыграем вам военный марш! Словно дед я проворчу…
5. Охотничий рог он тоже наш!
Валторна, тромбон и туба –
Звучим на радость людям:
Красиво, звучно, любо!
Ударные инструменты. И.Е. Калашникова.
1. Мы, ребята, не безделки: 2. И ответил: трам-там-там
Смело ударяй в тарелки! Нам пузатый барабан!
Только мы совсем не бьёмся, Я играю без изъяна,
Звонко медью мы смеёмся, Кто не знает барабана?
И разносится в окрест Я толстяк не вредный
С медными тарелками оркестр! Вхожу в оркестр военный!
3. Вам ответит каждый школьник- 4. Прозвенел тут колокольчик:
Что такое треугольник, Инструмент я звонкий – точно!
Но не каждый, видно, знает, Что за тройка без меня,
Тот угольник, что играет. Звучу я тоньше хрусталя!
Посмотрите на меня –
Треугольник это я! 6. Затрещали без умолку
Деревянные трещотки:
5. Ложки мы не суповые - Мы дощечки не простые,
Инструменты шумовые! Звонкие и расписные,
Мы из дерева резные Громче ложек мы звучим,
И красиво расписные! Веселиться мы хотим!
И вам сразу станет ясно:
Что без нас какая пляска? 8. Румбы звучанием на бубен похожи,
Только не круглые – звенят они тоже!
7. Возьмите в руки бубен Смело за палочку румбу бери,
И веселиться будем! Хлопай ладошкой иль просто звени!
Его трясут и он звенит,
Ладошкой бьют – и он гремит! 9. Зашумели маракасы:
Мы красивы- вот прикрасы
Мы тихонечко шуршим
Звук с шуршанием сравним.
Только вовсе не сердиты:
В танце быстром знамениты!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. № 1. Ознакомление дошкольников с историей города Санкт-Петербурга. "Город, воспетый поэтами".
Стыдно жить в городе и не знать его. Предлагаю знакомить детей с городом в интересной занимательной форме. Материал будет полезен и интересен не толко воспитателям и детям, но и родителям....
Конспект НОД № 2. Ознакомление дошкольников с историей города Санкт-Петербурга. "Приневские земли". часть 1
Давайте расскажем детям о том, что же было раньше на месте нашего города....
Ознакомление дошкольников с музыкальной культурой Санкт-Петербурга
Литературы по данному вопросу недостаточно. В журналах «Дошкольное воспитание» за последние годы есть несколько статей об ознакомлении дошкольников с балетами «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П.И. Чай...
Актуальность темы : "Музыкальная культура Санкт-Петербурга дошкольникам".
Актуальность темы в том,что живя в "спальных районах" СПб дети мало знают исторический центр города ,редко посещают театры,филармонию. Необходимо знакомить детей с классической музыкой петербурских ко...
Музыкально-дидактические игры по ознакомлению детей с музыкальной культурой Санкт-Петербурга
Игры,которые мы используем при ознакомлении с музыкой санкт-петербургских композиторов: П.И.Чайковского ("Детский альбом", "Времена года"),М.И.Глинки ,Д.Д.Шестаковича. Эти игры помогают узнавать и ана...
Планирование образовательной деятельности по ознакомлению с историей и культурой Санкт-Петербурга с детьми старшего дошкольного возраста
Перспективный план совместной работы с детьми 5-7 лет по ознакомлению с историей и культурой города Санкт-Петербург....
Конспект совместной деятельности с элементами ТРИЗ для подготовительной логопедической группы по направлению "Патриотическое воспитание. Ознакомление с историей и культурой Санкт-Петербурга"
Данный материал представляет собой результат моих поисков новых подходов к проблеме воспитания у детей интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга. В частности опыт по внедрению элементов ТРИЗ, исп...