Семинар-практикум для педагогов доу на тему "Конфлиты и способы их регулирования"
учебно-методический материал (младшая группа) по теме
Специалисты признают конфликт, нормой общественной жизни. Наше общение в системе «воспитатель - родитель» таит достаточно конфликтных ситуаций. В связи с этим возникла необходимость просветить сотрудников и обучить навыкам конструктивного выхода из проблемных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_konflikt.docx | 33.36 КБ |
konflikt._tipy_lichnosti.docx | 16.04 КБ |
sposoby_regulirovaniya_konfliktov.docx | 14.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Если заглянуть в толковый словарь, то слово конфликт с латинского означает «столкновение». Существуют и синонимы этому понятию: противоречие, борьба, разногласие, оппозиция. Таким образом, конфликт – противодействие субъектов по поводу возникшего противоречия.
Специалисты признают конфликт, нормой общественной жизни. Наше общение в системе «воспитатель - родитель» таит достаточно конфликтных ситуаций. В связи с этим возникла необходимость просветить сотрудников и обучить навыкам конструктивного выхода из проблемных ситуаций.
Я предлагаю педагогам поразмышлять на тему: «Нужны ли конфликты с родителями?». Цель упражнения - это повысить мотивацию к работе по данной теме. Воспитатели делятся на две подгруппы, одна из них обсуждает о том, что конфликты нужны потому что……, а другая, что они недопустимы …
Затем участники подгрупп делятся своими аргументами, а потом каждый по желанию говорит о трудностях и положительных моментах, возникших в процессе упражнения. Далее, мини - лекция о причинах возникновения конфликтов и способы выхода из конфликтных ситуаций.
Конфликт возникает по разным причинам:
- Разногласия во взглядах, целях
- Недостаточная информированность сторон о событии
- Низкая культура поведения
- До банального смешного – «косой взгляд»
- Некомпетентность одной из сторон
Учёные выделяют 4 стадии протекания конфликта:
- Появление противоречия
- Осознание хотя бы одной из сторон, что данная ситуация конфликтна
- Конфликтное поведение
- Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликтной ситуации)
Ведется разговор с коллегами о том, что конфликт может иметь как негативную, таки позитивную функцию. Во время негативных проявлений конфликта человек испытывает: снижение работоспособности, ухудшение самочувствия, происходят энергетические затраты. Но оказывается, конфликт может выполнять и позитивную функцию: получение новой информации, разрядка напряжения, прояснения ситуации, прорыв застоя жизнедеятельности, стимул к развитию и изменениям.
Конфликт «воспитатель - родитель», как правило, предполагает протекание его по типу «начальник - подчинённый», что и обуславливает поведение педагога как обвинительной стороны. В настоящее время родители, обладают определёнными знаниями и опытом в области психологии и стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. В связи с этим нашей задачей является грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации, для того чтобы обе стороны пришли к конструктивному соглашению.
Воспитателям раздаются таблицы: способы регулирования конфликтов; конфликтные типы личности и стратегия взаимодействия с ними.
Проводим упражнение «Разговор по телефону» (см. учебное пособие).
Используемая литература:
Монина Г.Б., Лютова-Робетс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи родители). – СПб., 2007. – 224 с.
Литература
- Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2002
- Лютова Е.К. Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг ( педагоги, психологи, родители) СПб., 2007
- Сайт федерация психологов России
Предварительный просмотр:
Тип личности | Характеристика | Стратегия взаимодействия |
«Паровой каток» | Им все должны уступать, они убеждены в своей правоте. Главная для них угроза – подрыв их имиджа, поэтому они могут вести себя грубо, бесцеремонно. | При общении с такими родителями, если предмет спора не очень для вас важен, лучше использовать уклонение либо приспособление. Если вы боретесь за свои права, то дайте выпустить пар родителю, а затем спокойно и уверенно изложите свою точку зрения, желательно не критиковать его подходы, во избежание враждебного к себе отношения. Ярость «парового котла» можно подавить своим спокойствием. |
«Скрытый агрессор» | Таким людям свойственны закулисные махинации, их поведение вызвано тем, что они не обладают властью | При общении лучше уклониться, но в случае необходимости взаимодействия желательно выявить факт причинения зла, привести доказательства и попытаться определить скрытые причины поведения. Если вы их поймёте, то вам легче будет прийти к общему решению. |
«Разгневанный ребёнок» | По своей природе эти люди не злы, но могут взрываться и вести себя как маленькие дети. Их вспышки спровоцированы ощущением беспомощности, испугом. | Дать накричаться, убедить в том, что его слушают, это даёт таким людям уверенности, что они контролируют ситуацию и это их успокоит. После вспышки они ощущают смущение, дискомфорт, раскаяние, поэтому лучше не заострять внимание на случившемся. Перевести разговор на решение проблемы, не настаивайте на извинении перед вами, а если они последовали, примите без разъяснений. |
«Жалобщик» | Они, как правило, обвиняют всех окружающих | Лучше выслушать, причем совсем не обязательно соглашаться с тем, что он говорит. Выслушав, используйте технику резюмирования: изложите кратко суть его жалобы. Затем перевести разговор на другую тему. Ещё можно задать вопрос: «Чтобы вы хотели изменить в данной ситуации?» или «Чем я могу вам помочь?» |
«Молчун» | Причины скрытности таких людей могут быть разными: плохое настроение, враждебное отношение, природные данные…. | Знать чувство меры: если вы видите, что общение тяготит «молчуна», то лучше не настаивать. Возможно, задать несколько открытых вопросов: « Что вы думаете по данному поводу?» |
«Сверх покладистый» | Они кажутся нам приятными во всех отношениях: поддерживают идеи, стараются понравиться окружающим, но их слова расходятся с делом. Они в ответственный момент могут подвести, не выполнив того, что обещали. | Сказать, что для вас главное – правдивость и пусть он делает то, что ему по силам. Однако, этот человек должен видеть и с вашей стороны подобное поведение |
Предварительный просмотр:
Способы регулирования конфликтов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"
Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской а...
Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"
Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...
Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...
Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».
Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....
Семинар-практикум для родителей по теме: «Семейные традиции, как способ гармонизации детско-родительских отношений в семье»
Семинар-практикум для родителей по теме: «Семейные традиции, как способ гармонизации детско-родительских отношений в семье»...
Семинар-практикум для родителей "Волшебное рисование всей семьёй". Нетрадиционные способы рисования.
Семинар-практикум для родителей "Волшебное рисование всей семьёй". Нетрадиционные способы рисования....
Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»
Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...