Семинар-практикум для педагогов доу на тему "Конфлиты и способы их регулирования"
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Егошина Ольга Владимировна

Специалисты признают конфликт, нормой общественной жизни. Наше  общение в системе «воспитатель - родитель» таит достаточно конфликтных ситуаций. В связи с этим возникла необходимость просветить сотрудников и обучить навыкам конструктивного выхода из проблемных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_konflikt.docx33.36 КБ
Файл konflikt._tipy_lichnosti.docx16.04 КБ
Файл sposoby_regulirovaniya_konfliktov.docx14.98 КБ

Предварительный просмотр:

Если заглянуть в толковый словарь, то слово конфликт с латинского означает «столкновение». Существуют и синонимы этому понятию: противоречие, борьба, разногласие, оппозиция.  Таким образом, конфликт – противодействие субъектов по поводу возникшего противоречия.

 Специалисты признают конфликт, нормой общественной жизни. Наше  общение в системе «воспитатель - родитель» таит достаточно конфликтных ситуаций. В связи с этим возникла необходимость просветить сотрудников и обучить навыкам конструктивного выхода из проблемных ситуаций.

Я предлагаю педагогам поразмышлять на тему: «Нужны ли конфликты  с родителями?».  Цель упражнения - это повысить мотивацию к работе по данной теме. Воспитатели делятся на две подгруппы, одна из них обсуждает о том, что конфликты нужны потому что……, а другая, что они недопустимы …

Затем участники подгрупп  делятся своими аргументами, а потом каждый по желанию говорит о трудностях и положительных моментах, возникших в процессе упражнения.   Далее, мини - лекция о причинах возникновения конфликтов и способы выхода из конфликтных ситуаций.

Конфликт возникает по разным причинам:

  • Разногласия во взглядах, целях
  • Недостаточная информированность сторон о событии
  • Низкая культура поведения
  • До банального смешного – «косой взгляд»
  • Некомпетентность одной из сторон

Учёные выделяют 4 стадии протекания конфликта:

  1. Появление противоречия
  2. Осознание хотя бы одной из сторон, что данная ситуация конфликтна
  3. Конфликтное поведение
  4. Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликтной ситуации)

Ведется разговор с коллегами о том, что конфликт может иметь как негативную, таки позитивную функцию. Во время негативных проявлений конфликта человек испытывает: снижение работоспособности, ухудшение самочувствия, происходят энергетические затраты. Но оказывается, конфликт может выполнять и позитивную функцию: получение новой информации, разрядка напряжения, прояснения ситуации,  прорыв застоя жизнедеятельности, стимул к развитию и изменениям.

Конфликт «воспитатель - родитель», как правило, предполагает протекание его  по типу «начальник  -  подчинённый», что и обуславливает поведение педагога как обвинительной стороны. В настоящее время родители, обладают определёнными знаниями и опытом в области психологии и  стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. В связи с этим нашей задачей является грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации, для того чтобы обе стороны пришли к конструктивному соглашению.

 Воспитателям раздаются таблицы: способы регулирования конфликтов;   конфликтные типы личности и стратегия взаимодействия с ними.

Проводим упражнение «Разговор по телефону» (см. учебное пособие).

Используемая литература:

Монина Г.Б., Лютова-Робетс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи родители). – СПб., 2007. – 224 с.

Литература

  1. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2002
  2. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг ( педагоги, психологи, родители) СПб., 2007
  3.  Сайт федерация психологов России



Предварительный просмотр:

Тип личности

Характеристика

Стратегия взаимодействия

«Паровой каток»

Им все должны уступать, они убеждены в своей правоте. Главная  для них угроза – подрыв их  имиджа, поэтому они могут вести себя грубо, бесцеремонно.

При общении с такими родителями, если предмет спора не очень для вас важен, лучше использовать уклонение либо приспособление. Если вы боретесь за свои права, то дайте выпустить пар родителю, а затем спокойно и уверенно изложите свою точку зрения, желательно не критиковать его подходы, во избежание враждебного к себе отношения. Ярость «парового котла» можно подавить своим спокойствием.

«Скрытый агрессор»

Таким людям свойственны закулисные махинации, их поведение вызвано тем, что они не обладают властью

При общении лучше уклониться, но в случае необходимости взаимодействия желательно выявить факт причинения зла, привести доказательства  и попытаться определить скрытые причины поведения. Если вы их поймёте, то вам легче будет прийти к общему решению.

«Разгневанный ребёнок»

По своей природе эти люди не злы, но могут взрываться и вести себя как маленькие дети. Их вспышки спровоцированы ощущением беспомощности, испугом.

Дать накричаться, убедить в том, что его слушают, это даёт таким людям уверенности, что они контролируют ситуацию и это их успокоит. После вспышки они ощущают смущение, дискомфорт, раскаяние, поэтому лучше не заострять внимание на случившемся. Перевести разговор на решение проблемы, не настаивайте на извинении перед вами, а если они последовали, примите без разъяснений.

«Жалобщик»

 Они, как правило, обвиняют всех окружающих

Лучше выслушать, причем совсем не обязательно соглашаться с тем, что он говорит. Выслушав, используйте технику резюмирования: изложите кратко суть его жалобы. Затем перевести разговор на другую тему. Ещё можно задать вопрос: «Чтобы вы хотели изменить в данной ситуации?» или «Чем я могу вам помочь?»

«Молчун»

Причины  скрытности таких людей могут быть разными: плохое настроение, враждебное отношение, природные данные….

Знать  чувство меры: если вы видите, что общение тяготит «молчуна», то лучше не настаивать. Возможно, задать несколько открытых вопросов: « Что вы думаете по данному поводу?»

«Сверх покладистый»

Они кажутся нам приятными во всех отношениях: поддерживают идеи, стараются понравиться окружающим, но их слова расходятся с делом. Они в ответственный момент могут подвести, не выполнив того, что обещали.

Сказать, что для вас главное – правдивость и пусть он делает то, что ему по силам. Однако, этот человек должен видеть и с вашей стороны подобное поведение



Предварительный просмотр:

Способы регулирования конфликтов

Стиль

Сущность

стратегии

Условия эффективного применения

Недостатки

1

Конкуренция

(соревнование)

Стремление добиться своего в ущерб другому

Исход очень важен. Обладание определенной властью. Необходимость срочного решения

При поражении - неудовлетворенность; при победе – чувство вины; непопулярность; испорченные отношения

2

Избегание

(уклонение)

Уход от ответственности за решения

Исход не очень важен. Отсутствие власти, сохранение покоя и желание выиграть время

Переход конфликта в скрытую форму

3

Приспособление

Сглаживание разногласий за счёт собственных интересов

Предмет разногласия более важен для другого. Желание сохранить мир. Отсутствие власти

Вы уступили. Решение откладывается

4

Компромисс

Поиск решений за счёт взаимных уступок

Одинаковая власть. Взаимоисключающие интересы

Получение только половины ожидаемого. Причины  конфликта полностью не устранены

5

Сотрудничество

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников

Есть  время. Решение важно обеим сторонам. Четкое понимание точки зрения другого. Желание сохранить отношения

Временные и энергетические затраты. Не гарантированность успеха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....

Семинар-практикум для родителей по теме: «Семейные традиции, как способ гармонизации детско-родительских отношений в семье»

Семинар-практикум для родителей по теме: «Семейные традиции, как способ гармонизации детско-родительских отношений в семье»...

Семинар-практикум для родителей "Волшебное рисование всей семьёй". Нетрадиционные способы рисования.

Семинар-практикум для родителей "Волшебное рисование всей семьёй". Нетрадиционные способы рисования....

Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»

Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...