ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКИХ АГИТБРИГАД
статья по окружающему миру (старшая группа)
В настоящее время весь мир стоит на пороге глобальной экологической катастрофы. Ученые всего мира бьют тревогу по поводу загрязнения окружающей среды.
Происходит вырубка лесов, которая приводит к разрушению целостности экосистемы, исчезновению многих видов животных и растений, относящихся к незаменимым видам, являющимися источником, сырьем для лекарственных препаратов. Загрязняются водоемы, реки, моря и от этого страдают морские обитатели. Люди относятся к природе только как к источнику сырья, необходимого для их жизни.
Поэтому в наше время проблемы экологического воспитания как никогда стали актуальными, вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.
Важнейшей задачей педагогов в настоящее время является формирование экологического сознания и экологической культуры у детей. И начинать это делать надо как можно раньше. Именно в дошкольном возрасте важно развивать у детей понимание того, что все в природе взаимосвязано.
От того, как ребенок будет мыслить, понимать мир природы, какие чувства будут управлять им, зависит то, какие поступки он будет совершать в будущем.
Эффективный путь освоения экологической культуры состоит в том, чтобы не только передавать знания, а формировать способ мышления, необходимый для решения и прогнозирования существующих проблем.
Экологическое образование детей посредством практической и исследовательской деятельности намного эффективнее и результативнее, чем традиционные формы (лекции, беседы, просмотры и т.д.).
Одной из форм практической и исследовательской работы является агитбригада, где дети сами добывают информацию, а потом представляют широкому кругу других людей.
Агитбригада – это творческий коллектив детей, выступающий по определенной тематике, затрагивающей актуальные экологические проблемы нашего времени. Здесь раскрываются как положительные стороны, так и отрицательные.
Целью агитбригады является экологическое просвещение дошкольников с помощью театрализованных приемов наглядной агитации, позволяющих повысить уровень экологической культуры и способствующих осуществить деятельностный подход в решении экологических проблем. Главным достоинством агитбригады являются мобильность, оперативность и актуальность. Являясь нетрадиционной формой экологического образования, экологическая агитбригада обладает мощным воспитательным потенциалом. Выступая в агитбригаде, дети раскрывают проблемы окружающей среды посредством костюмированных театральных постановок, включая песни, танцы, частушки агитационного содержания, пропагандирующие природоохранную деятельность.
Задачами экологической агитбригады является активизация экологического движения в детском саду и привлечение внимания общественности к проблемам окружающей среды нашего города.
Экологическая агитбригада и экологическая театрализация – новые направления в работе дошкольного учреждения, помогающие открыть широкие возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но прежде всего, новые знания о нашем общем доме, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы.
Работа экологической агитбригады принесла свои плоды. По результатам диагностики уровней экологической воспитанности детей дошкольного возраста, для них характерна выраженная положительная направленность отношения к природе. Мотивом бережного отношения к природе выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.
В деятельность агитбригады, как и в организацию экологического театра, вовлекаются родители воспитанников. Но здесь они не только пишут стихи, частушки для выступлений, помогают в создании костюмов и декораций, а становятся помощниками в работе с социумом (расклейка агитационных листовок, распространение памяток населению, уборка территории).
Однако агитационная деятельность экологической бригады заключается не только в теоретическом изложении проблемы, дети принимают активное участие в озеленении и уборке территории детского сада, прилегающей улицы, а зачастую еще являются и инициаторами такой работы.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что экологическая агитбригада - новые направления в работе детского сада, открывающие широкие возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы.
Занятия экологической агитбригадой предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.
Список литературы:
1. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота //Дошкольное воспитание. 2002. № 7. С. 2-5; № 11. С. 51-54.
2. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей //Ребенок в детском саду. 2002. № 5. С. 80-82.
3. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.
4. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» – современная технология экологического образования дошкольников //Дошкольная педагогика. – 2006, – С.23.
5. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М., 2002.
6. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: //Дошкольное воспитание. 2003. № 7. С. 31-34.
7. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим //Дошкольное воспитание. 2005. № 7. С. 3-9.
8. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56 с.
9. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.
10. «Мы» – Программа экологического образования детей //Н. Н. Кондратьева и др. – СПб: Детство-пресс, 2003. – 240 с.
11. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников //Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб.: детство-пресс, 2003. – 319 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_osnov_ekologicheskoy_kultury_doshkolnikov_posredstvom_agitbrigad.pdf | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование художественной культуры дошкольника в детском саду гимназии при Государственном Русском музее
Презентация опыта работы в детском саду гимназии при Государственном Русском музее по программе "Мы входим в мир прекрасного"...
Инновационные технологии формирования основ культуры толерантности в детском саду
Презентация модуля инновационно-стажировочной площадки...
Формирование коммуникативных навыков через организацию детской игровой деятельности.
Формирование коммуникативных навыков через организацию детской игровой деятельности....
«ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 13 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА )»
laquo;ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯДЕТСКОГО САДА № 13 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА )»...
Возрастные особенности формирования звуковой культуры речи. Организация и методика проведения НОД.
Семинар для воспитателей....
Формирование коммуникативных навыков через организацию детской игровой деятельности.
Роль игры для ребенка...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Данная статья посвящена обобщению опыта педагогической деятельности в формировании экологической культуры детей старшего среднего возраста в дошкольных учреждениях. Цель предс...