Психологическое сопровождение воспитанников детского дома
методическая разработка по теме
Информация об особенностях организации работы педагога - психолога в детском доме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikh_soprov_vosp_-_v_detskogo_doma_mo_2013.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МО педагогов Дома ребенка
и ГБОУ АО «Нарьян – Марский детский дом»
по теме «Особенности развития и воспитания детей в закрытых учреждениях: домах ребенка и детском доме» от 24 мая 2013 года.
«Психологическое сопровождение воспитанников детского дома»
(из опыта работы педагога – психолога
ГБОУ АО «Нарьян – Марский детский дом» Киселевой И.П.)
«Деятельность педагога – психолога , прежде всего, компенсировать все полученные психологические травмы, корректировать негативный семейный опыт, восстановить личностную целостность, вернуть веру во взрослых детей, смягчить последствия депривационных явлений, и только потом корректировать и развивать познавательную сферу!»
Современный детский дом представляет собой образовательное учреждение, специально созданное для решения задач социального воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Наш детский дом традиционного вида и рассчитан на 40 детей.
В 2012 – 2013 учебном году у нас изменился возраст воспитанников: дети дошкольного возраста и дети – школьники (1-2 классы).
Изменилась и организация учебно – воспитательной работы с воспитанниками: дети – школьники посещали две школы (школы № 2 и № 5)
Уровень развития детей разный, поэтому присутствовало 5 форм обучения: индивидуальное коррекционное – Иван Ледков ( статус: инвалид детства);
1-й коррекционный класс – 4 ребенка; 1-й класс по программе Занкова - 4 ребенка; 2-й класс - 3 ребенка; 2-й коррекционный класс – 4 ребенка.
За период 2012 – 2013 года всего насчитывалось 37 детей.
Главная цель деятельности нашего детского дома – успешная социализация воспитанников , их интеграция в современное общество.
Основные задачи по социализации детей дошкольного возраста следующие:
- овладение социальными способами обращения с предметным миром;
- последовательное формирование основных форм общения со взрослыми, формирование навыков взаимодействия со сверстниками, усвоение норм человеческих взаимоотношений;
- выделение своего «Я» среди других людей, возникновение и становление системы «Я».
Психологический портрет воспитанника детского дома:
Анализ особенностей развития личности ребенка в условиях детского дома показал, что лишение детей материнской заботы катастрофически сказывается на их социальном, психическом и физическом развитии.
Проблемы социального характера:
Проблемы социального характера вытекают из социального статуса ребенка, он «ничей» ребенок. При наличии огромного количества взрослых, ребенок не имеет близкой привязанности к кому – либо. Эти дети прилипчивы к взрослому, их чувства мимолетны, неглубоки, контакты поверхностны и однообразны. Дети неспособны к богатым эмоциональным переживаниям, не научены сопереживать, сострадать. У них неадекватная реакция на неодобрения, замечания и обиды, самооценка или заниженная или сверхвысокая. Они тревожны, часто агрессивны, они имеют вредные привычки (как самозащита): сосут пальцы, грызут ногти и др.
Проблемы медицинского характера:
Эти проблемы обусловлены патологическими отклонениями в состоянии здоровья детей, связанными с различными патологиями при вынашивании, родах и др.Почти у всех детей отмечаются признаки невротизации, у некоторых – выраженные неврозы, обусловленные психическими травмами, связанными с неблагополучием в бывшей семье и потерей родителей.
Проблемы психологического характера (возникают из – за недостатка ласки, заботы и др.):
Это прежде всего разного рода депривации (сенсорная, социальная, эмоциональная, познавательная и др.); выраженные нарушения в эмоциональной сфере, самосознании. Недостаточная самостоятельность, внушаемость (подчиняемость), доверчивость толкают их в группы детей социального риска; низкая социализация воспитанников, школьная дезадаптация, девиантное поведение – причины искажения у воспитанников детских домов в личностной и социальной сфере;
Проблемы педагогического характера:
Эти проблемы связаны с социально – педагогической запущенностью детей: у них ограничен обьем знаний об окружающем мире, нестойкий познавательный интерес. Из – за скудности, ограниченности и однообразия впечатлений недостаточно развито восприятие, наглядно – образное мышление. На занятиях , по сравнению с домашними детьми, малоинициативны, низкий уровень внимания, памяти. Суждения их часто примитивны и искажены. Речевое развитие в большинстве случаев не соответствует возрастной норме.
В 2012 – 2013 учебном году наш коллектив приложил немало усилий для успешного решения всех проблем по успешной социализации детей – сирот.
Мероприятия, способствующие успешной социализации воспитанников детского дома:
- Приближение условий проживания к домашним и создание уюта на группах: гибкий режим, приобретение удобной детской мебели в группах, покраска стен, подбор штор и т.д,
- Продуманная организация свободного времени детей: участие в секциях, развлечениях.., конкурсах на разных уровнях (художественно – эстетических, физкультурных и др.)
- Приобретение собственного транспорта с целью расширение социальных связей с окружающем миром: экскурсии, целевые прогулки, на поездки в КДЦ «Арктика» (выступления на концертах, праздниках на уровне города и округа) и др.
- Психолого – медико – педагогическое сопровождение воспитанников : организация работы ПМПК ГБОУ АО «Нарьян – Марский детский дом»;
- Открытие в 2007 году комнаты психологической разгрузки (темной сенсорной комнаты) для проведения коррекционно – развивающих и релаксационных занятий с детьми всех возрастов;
- Создание предметно – развивающей среды на группах: уголки уединения, игровые уголки, уголки настроения, уголки сенсорики уголки по всем видам детской деятельности.
- Использование помощи волонтеров: поздравления именниников, стенд именниников, благоустройство территории детского дома и др.
- Использование разных форм работы со школами № 2 и № 5
- Разработка серии практических занятий с педагогами и помощниками воспитателей по темам «Умеем ли мы общаться с детьми» (пропаганда знаний об особенностях развития детей – сирот, знание эффективных способов общения с детьми);
серия практических занятий по теме «Учимся играть с детьми»
Психологическое сопровождение детей в детском доме заключается:
- Диагностика психического развития: первичная и вторичная; К сожалению, специальных методик для исследования воспитанников детского дома нет, но я подобрала наиболее удобные, доступные для детей дошкольного возраста (С.Д.Забрамная и др.)
- На основании результатов проведенной диагностики подбираю программы по коррекции и развитию эмоционально – волевой , социальной и познавательных сфер. Составила картотеку коррекционных и развивающих программ для детей дошкольного возраста.
- Коррекционная и развивающая работа: занятия по развитию эмоциональной социальной, волевой сфере, развитию произвольной и познавательной сфер. Формы занятий: индивидуальные и подгрупповые; Виды занятий: психогимнастика, игротренинги по развитию навыков общения, сенсорных способностей, минутки шалости, тренинги (поведенческая терапия),занятия в темной сенсорной комнате;
использование приемов: сказкотерапия, музыкотерапия, работа с
плакатами, библиотераия и др.
- Результаты проведенной коррекционной и развивающей работы,
эффективность программ индивидуальных и подгрупповых занятий.
Составление динамической таблицы: отслеживание динамики в
психическом развитии (западающих психических функций).
23.05.2013 год педагог – психолог: Киселева И.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение воспитанников по ФГОС ДОО
Психологическое сопровождение по ФГОС ДОО реализуется по следующим направлениям: психологическое просвещение, психологическая диагностика, коррекционно-развивающая деятельность, консультирование. ...
Психологическое сопровождение воспитанников в ДОУ
Перечислены методики и диагностики, используемые в ДОУ педагогом-психологом (с согласия родителей (законных представителей)).Интеллектуальная готовность, личностная готовность, мотивационная готовност...
Карта психологического сопровождения воспитанников ГБДОУ, находящихся в сложной жизненной ситуации.
Карта обследования воспитанников детского сада предназначена для заполнения психологом результатов психодиагностического обследования детей, находящихся в сожной жизненной ситуации....
Методическая разработка по психологическому сопровождению воспитанников с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении на тему: «Использование песочной игротерапии в работе с детьми ОВЗ»
laquo;Картина на песке – изображение душевного состояния.....Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, конфликтпереноситься из внутреннего мира во внешний и делает зримым»Дора Колф...
Программа «Психологическое сопровождение воспитанников при подготовке к школьному обучению»
1.Целевой раздел 31.1 Пояснительная записка. 31.1.1. Цели и задачи программы. 31.1.2.Направления и принципы реализации программы. 41.2. Планируемые результаты реализации программы. 52. СОДЕРЖАТЕ...
Рабочая программа педагога-психолога "Психологическое сопровождение воспитанников ДОУ"
Пояснительная записка Программа педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса (далее – Программа) разработана в соответствии с основной общеобразоват...
ПРОГРАММА «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
Программа «Психологическое сопровождение воспитанников при подготовке к школьному обучению» направлена на развитие интеллектуальной, мотивационной и волевой готовности к обучению, а так же...