Психологическое сопровождение воспитанников детского дома
методическая разработка по теме

Киселёва Ирина Павловна

Информация об особенностях организации работы педагога - психолога в детском доме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikh_soprov_vosp_-_v_detskogo_doma_mo_2013.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МО педагогов Дома ребенка

и  ГБОУ АО «Нарьян – Марский детский дом»

по теме «Особенности развития и воспитания детей в  закрытых учреждениях: домах  ребенка и  детском  доме» от 24 мая 2013 года.

«Психологическое сопровождение  воспитанников детского дома»

(из опыта работы педагога – психолога

ГБОУ АО «Нарьян – Марский детский дом» Киселевой И.П.)

«Деятельность педагога – психолога , прежде всего, компенсировать все полученные психологические травмы, корректировать негативный семейный опыт, восстановить личностную целостность, вернуть веру во взрослых детей, смягчить последствия депривационных явлений, и только потом корректировать и развивать познавательную сферу!»

Современный детский дом представляет собой образовательное учреждение, специально созданное для решения задач социального воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Наш детский дом традиционного  вида и рассчитан на 40 детей.

В 2012 – 2013 учебном году у нас изменился возраст воспитанников: дети дошкольного возраста и дети – школьники (1-2 классы).

Изменилась и организация  учебно – воспитательной работы с воспитанниками: дети – школьники посещали две школы  (школы № 2 и № 5)

Уровень развития детей разный, поэтому присутствовало 5 форм обучения: индивидуальное коррекционное – Иван Ледков ( статус: инвалид детства);

1-й коррекционный класс – 4 ребенка; 1-й класс по программе Занкова - 4 ребенка; 2-й класс - 3 ребенка; 2-й  коррекционный класс – 4 ребенка.

За период 2012 – 2013 года всего насчитывалось 37 детей.

Главная цель деятельности нашего  детского дома – успешная социализация воспитанников , их интеграция в современное общество.

Основные задачи по социализации детей дошкольного возраста следующие:

  1. овладение социальными способами обращения с предметным миром;
  2. последовательное формирование основных форм общения со взрослыми, формирование навыков взаимодействия со сверстниками, усвоение норм человеческих взаимоотношений;
  3. выделение своего «Я» среди других людей, возникновение и становление системы «Я».

Психологический портрет воспитанника детского дома:

Анализ особенностей развития личности ребенка в условиях детского дома показал, что лишение детей материнской заботы катастрофически сказывается на их социальном, психическом и физическом развитии.

Проблемы социального характера:

Проблемы социального характера вытекают из социального статуса ребенка, он «ничей» ребенок. При наличии огромного количества взрослых, ребенок не имеет близкой привязанности к кому – либо. Эти дети прилипчивы к взрослому, их чувства мимолетны, неглубоки, контакты поверхностны и однообразны. Дети неспособны к богатым эмоциональным переживаниям, не научены сопереживать, сострадать. У них неадекватная реакция на неодобрения, замечания и обиды, самооценка или заниженная или сверхвысокая. Они тревожны, часто агрессивны, они имеют вредные привычки (как самозащита): сосут пальцы, грызут ногти и др.

Проблемы медицинского характера:

Эти проблемы обусловлены патологическими отклонениями в состоянии здоровья детей, связанными с различными патологиями  при вынашивании, родах и др.Почти у всех детей отмечаются признаки невротизации, у некоторых – выраженные неврозы, обусловленные психическими травмами, связанными с неблагополучием в бывшей семье и потерей родителей.

Проблемы психологического характера (возникают из – за недостатка ласки, заботы и др.):

Это прежде всего разного рода депривации (сенсорная, социальная, эмоциональная, познавательная и др.); выраженные нарушения в эмоциональной сфере, самосознании. Недостаточная самостоятельность, внушаемость (подчиняемость), доверчивость толкают их в группы детей социального риска; низкая социализация воспитанников, школьная дезадаптация, девиантное поведение – причины искажения у воспитанников детских домов в личностной и социальной сфере;

Проблемы педагогического характера:

Эти проблемы связаны с социально – педагогической запущенностью детей: у них ограничен обьем знаний об окружающем мире, нестойкий познавательный интерес. Из – за скудности, ограниченности и однообразия впечатлений недостаточно развито восприятие, наглядно – образное мышление. На занятиях , по сравнению с домашними детьми, малоинициативны, низкий уровень внимания, памяти. Суждения их часто примитивны и искажены. Речевое развитие в большинстве случаев не соответствует возрастной норме.

В 2012 – 2013 учебном году  наш коллектив приложил немало усилий для успешного решения всех проблем по  успешной социализации детей – сирот.

Мероприятия, способствующие успешной социализации воспитанников детского дома:

  1. Приближение условий проживания к домашним и создание уюта на группах: гибкий режим, приобретение удобной детской мебели  в группах, покраска стен, подбор  штор и т.д,
  2. Продуманная организация свободного времени детей: участие в секциях, развлечениях.., конкурсах на разных уровнях (художественно – эстетических, физкультурных и др.)
  3. Приобретение собственного транспорта с целью расширение социальных связей с окружающем миром: экскурсии, целевые прогулки, на поездки в КДЦ «Арктика»  (выступления на концертах, праздниках на уровне города и округа) и др.
  4. Психолого – медико – педагогическое сопровождение воспитанников : организация работы ПМПК ГБОУ АО «Нарьян – Марский детский дом»;
  5. Открытие в 2007 году комнаты психологической разгрузки (темной сенсорной комнаты) для проведения коррекционно – развивающих  и релаксационных занятий с детьми всех возрастов;
  6. Создание предметно – развивающей среды на группах: уголки уединения, игровые уголки, уголки настроения, уголки сенсорики  уголки по всем  видам детской деятельности.
  7. Использование помощи волонтеров: поздравления именниников, стенд именниников, благоустройство территории детского дома и др.
  8. Использование разных форм работы со школами № 2 и  № 5
  9. Разработка серии практических  занятий с педагогами и помощниками воспитателей по темам «Умеем ли мы общаться с детьми» (пропаганда знаний об особенностях развития детей – сирот, знание эффективных способов общения с детьми);                                                      

     серия практических занятий по теме  «Учимся играть с детьми»

Психологическое сопровождение детей в детском доме заключается:

  1. Диагностика психического развития: первичная и вторичная; К сожалению, специальных методик для исследования воспитанников детского дома нет, но я  подобрала  наиболее  удобные, доступные для детей дошкольного возраста (С.Д.Забрамная и др.)
  2. На основании  результатов проведенной диагностики подбираю программы по коррекции и развитию эмоционально – волевой , социальной и познавательных сфер. Составила картотеку коррекционных и развивающих программ для детей дошкольного возраста.
  3. Коррекционная и развивающая работа: занятия по развитию эмоциональной социальной, волевой  сфере, развитию произвольной и познавательной сфер. Формы занятий: индивидуальные и подгрупповые; Виды занятий: психогимнастика, игротренинги по развитию навыков общения, сенсорных способностей, минутки шалости, тренинги (поведенческая терапия),занятия в темной сенсорной  комнате;                                                      

     использование приемов: сказкотерапия, музыкотерапия, работа с

     плакатами, библиотераия и др.

  1. Результаты проведенной коррекционной и развивающей работы,

          эффективность программ индивидуальных и подгрупповых занятий.  

          Составление динамической таблицы: отслеживание динамики  в

          психическом развитии (западающих психических функций).

 23.05.2013 год                                                педагог – психолог: Киселева И.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение воспитанников по ФГОС ДОО

Психологическое сопровождение по ФГОС ДОО реализуется по следующим направлениям: психологическое просвещение, психологическая диагностика, коррекционно-развивающая деятельность, консультирование. ...

Психологическое сопровождение воспитанников в ДОУ

Перечислены методики и диагностики, используемые в ДОУ педагогом-психологом (с согласия родителей (законных представителей)).Интеллектуальная готовность, личностная готовность, мотивационная готовност...

Карта психологического сопровождения воспитанников ГБДОУ, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Карта обследования воспитанников детского сада предназначена для заполнения психологом результатов психодиагностического обследования детей, находящихся в сожной жизненной ситуации....

Методическая разработка по психологическому сопровождению воспитанников с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении на тему: «Использование песочной игротерапии в работе с детьми ОВЗ»

laquo;Картина на песке – изображение душевного состояния.....Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, конфликтпереноситься из внутреннего мира во внешний и делает зримым»Дора Колф...

Программа «Психологическое сопровождение воспитанников при подготовке к школьному обучению»

1.Целевой раздел  31.1 Пояснительная записка. 31.1.1. Цели и задачи программы. 31.1.2.Направления и принципы реализации программы. 41.2. Планируемые результаты реализации программы. 52. СОДЕРЖАТЕ...

Рабочая программа педагога-психолога "Психологическое сопровождение воспитанников ДОУ"

Пояснительная записка   Программа педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса (далее – Программа) разработана в соответствии с основной общеобразоват...

ПРОГРАММА «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

Программа «Психологическое сопровождение воспитанников при подготовке к школьному обучению» направлена на развитие интеллектуальной, мотивационной и волевой готовности к обучению, а так же...