Программа «Психологическое сопровождение воспитанников при подготовке к школьному обучению»
материал (подготовительная группа)
1.1.1. Цели и задачи программы. 3
1.1.2.Направления и принципы реализации программы. 4
1.2. Планируемые результаты реализации программы. 5
2.1. Этапы реализации программы.. 9
2.1.2. Коррекционно-развивающая работа. 13
2.1.3. Психопрофилактическая работа. 13
2.1.4. Психопросветительская и консультативная работа 20
3.1. Материально-техническое оснащение и оборудование. 23
3.2. Учебно – методическое и информационное обеспечение программы. 24
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Программа «Психологическое сопровождение воспитанников при подготовке к школьному обучению», определяет содержание и особенности организации деятельности педагога-психолога в ДОО, разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013года, с учётом Основной образовательной программы дошкольного образования, особенностей образовательной организации, региона, образовательных потребностей и запросов родителей воспитанников.
Программа направлена на развитие интеллектуальной, мотивационной и волевой готовности к обучению, а так же включает в себя просветительскую работу с родителями и педагогами, которая поможет создать максимально эффективные условия для подготовки ребёнка к школьному обучению.
Под психологической готовностью к школе в программе понимается необходимый и достаточный уровень развития (интеллектуальной, мотивационной и волевой сферы) ребенка с целью успешного начала освоения школьной программы.
У детей, не готовых к началу школьного обучения, труднее и длительнее проходит период адаптации к школе и как следствие, гораздо чаще проявляются различные трудности в обучении.
Продолжительность программы с 01.09.2019 по 29.05.2020 учебного года.
1.1.1. Цели и задачи программы.
Цель программы: развитие интеллектуальной, мотивационной и волевой готовности к обучению; создание условий, способствующих успешной психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Задачи:
1. Способствовать развитию мышления;
2.Способствовать формированию учебно-познавательного мотива, способствовать формированию позиции ученика;
3. Формировать умение сознательно подчинять свои действия правилу, развивать произвольность всех психических процессов;
4. Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником.
1.1.2.Направления и принципы реализации программы.
Направления реализации программы.
1.Диагностическая работа.
С целью определения уровня и динамики развития школьной зрелости воспитанников в начале и в конце учебного года применяется тест школьной зрелости Керн-Йирасека. По результатам теста формируют группу воспитанников с уровнем школьной готовности ниже нормы. Эти дети требуют дополнительного исследования для получения более объективных данных.
2. Коррекционно-развивающая работа.
С группой воспитанников с уровнем школьной готовности ниже нормы один раз в неделю проводятся коррекционно-развивающие занятия согласно плану коррекционно-развивающих занятий.
3. Психопрофилактика.
С целью сохранения, укрепления и развития психологического здоровья детей подготовительного к школе возраста один раз в две недели проводятся развивающие игровые сеансы, с участием педагога и всего коллектива группы.
4. Психопросвещение и консультирование.
С родителями воспитанников подготовительных к школе групп проводятся групповые и индивидуальные консультации, беседы; выступления на родительских собраниях; размещается информация на сайте МБДОУ и в информационных уголках по проблеме школьной готовности. Педагоги групп принимают участие в практикумах-семинарах, обращаются за консультацией, используют рекомендации и памятки в профессиональной деятельности.
Основные принципы реализации программы.
В книге «Психологическая готовность к школе» Гуткина Н.И. вфыделяет следующие принципы работы при подготовке ребенка к школе.
1) развитие отдельных психических процессов через перестройку и развитие мотивационной сферы ребенка;
2) субъектное отношение к ребенку;
3) развивающая работа должна строиться на основе индивидуального подхода, учитывающего "зону ближайшего развития" ребенка;
4) занятия должны проходить в игровой форме и вызывать у участников группы живой интерес;
5) отношения с детьми должны быть доброжелательными и дружелюбными; недопустимы менторская позиция и порицание за неуспех;
6) ребенок должен иметь право на ошибку;
7) успех должен переживаться ребятами как радость; этому способствует положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу;
8) большое внимание на занятиях должно уделяться развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.
1.2. Планируемые результаты реализации программы.
Планируемые результаты реализации программы психологического сопровождения воспитанников при подготовке к школьному обучению совпадают с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования. Целевые ориентиры составлены с учётом Основной образовательной программы дошкольного образования.
К целевым ориентирам относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики ребенка:
- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
- Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
- Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
- Проявляет ответственность за начатое дело.
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
- Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
- Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
- Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
- Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Этапы реализации программы
Мероприятие | Цель | Планируемый результат и форма отчетности | Сроки |
Диагностика
| |||
Групповое диагностическое обследование уровня развития школьной зрелости | Определение уровня и динамики развития школьной зрелости воспитанников подготовительных к школе групп.
| Понимание степени психологической готовности ребенка к школьному обучению; Рекомендации для педагогов и специалистов; | Октябрь, Апрель |
Углубленное диагностическое обследование воспитанников с низким уровнем школьной зрелости. | Комплексная оценка развития интеллектуальной, мотивационной и волевой готовности к обучению
| Составление заключения о степени развития воспитанника с низким уровнем школьной зрелости; Разработка рекомендаций по снижению рисков школьной дезадаптации для педагогов и родителей; Составление плана коррекционно-развивающих занятий.
| Ноябрь |
Коррекционно-развивающая работа
| |||
Коррекционно-развивающие занятия | Развитие интеллектуальной, мотивационной и волевой готовности к обучению в школе.
| Повышение уровня школьной зрелости воспитанников с низким уровнем школьной зрелости; План коррекционно-развивающих занятий.
| Декабрь-апрель |
Психопрофилактическая работа
| |||
Развивающие игровые сеансы | Сохранения, укрепления и развития психологического здоровья детей подготовительного к школе возраста.
| Профилактика снижения уровня школьной зрелости воспитанников подготовительных к школе групп. | Ноябрь-май |
Психопросветительская и консультативная работа
| |||
Родители (законные представители) | |||
1. Выступления на родительских собраниях на тему «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»; 2. Разработка информационной папки «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: советы педагогов и психолога»; 3. Размещение информационных материалов на сайте ДОУ и в информационных уголках; 4. Индивидуальные консультации и беседы. | Повышение психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития детей подготовительного к школе возраста. | Повышение уровня педагогической компетенции родителей (законных представителей) детей подготовительного к школе возраста. Участие родителей (законных представителей) в открытых и совместных мероприятиях. Наличие информационных материалов, текстов выступлений, фото мероприятий. | В течение года |
Педагоги | |||
1. Выступления на педагогических советах; 2. Разработка памяток, брошюр, буклетов по проблеме школьной готовности; 3. Размещение информационных материалов на сайте ДОУ; 4.Индивидуальные консультации и беседы | Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах воспитания, обучения и развития детей подготовительного к школе возраста. | Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов. Наличие информационных материалов, текстов выступлений, фото мероприятий. | В течение года |
2.1.1.Диагностика.
С целью определения уровня развития школьной зрелости воспитанников подготовительных к школе групп в октябре проводятся групповые психодиагностические обследования с применением теста школьной зрелости Керн-Йирасека.
Тест состоит из трех заданий. Первое- рисование мужской фигуры по памяти, второе — срисовывание письменных букв, третье - срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1- высший балл, 5 - низший балл), а затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 - как среднее, от 12 до 15 - ниже нормы. Воспитанники с низким уровнем развития школьной зрелости проходят более углубленное диагностическое обследование с целью комплексной оценки развития интеллектуальной, мотивационной и волевой готовности к обучению.
Методики для комплексной оценки развития готовности к обучению
№ | Готовность к обучению | Методика, автор | Цель | Источник |
1 | Интеллектуальная | «Пиктограмма», Лурия А.Р. | Диагностика развития опосредованной памяти, развития мышления, развития воображения на основании параметра гибкости и разработанности, развития устойчивости и распределения внимания. | «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника», А.Н.Веракса, стр.56.
|
2 | «Схематизация», Р.И .Бардин | Выявление уровня развития наглядно-образного мышления, навыка ориентировки в пространстве. | «Диагностика психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе», Пасечник Л.В., стр 70 | |
3 | «Перцептивное моделирование», В.В. Холмовская | Изучение степени сформированности действия перцептивного моделирования(способности разложить целое на элементы и составить целое из элементов в плане восприятия) | «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника», А.Н.Веракса, стр.60.
| |
4 | Мотивационная | «Беседа о школе», Т.А.Нежнова | Диагностика мотивационной готовности к школе | «Практический психолог в детском саду», А.Н.Веракса, стр.95. |
5 | Волевая | «Учебная деятельность», Л.И.Цеханская | Выявление конкретных умений, служащих предпосылками учебной деятельности: умения подчинять свои действия, умения слушать и точно выполнять указания говорящего | «Диагностика психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе», Пасечник Л.В., стр 102 |
По результатам углубленного диагностического обследования на каждого воспитанника с низким уровнем школьной зрелости составляется заключение о степени развития готовности к обучения в школе, составляется план индивидуальных либо групповых коррекционно-развивающих занятий.
В апреле проводятся повторные групповые психодиагностические обследования с применением теста школьной зрелости Керн-Йирасека, с целью определения уровня и динамики развития школьной зрелости воспитанников подготовительных к школе групп.
2.1.2. Коррекционно-развивающая работа.
План индивидуальных либо групповых коррекционно-развивающих занятий составляется по результатам заключения углубленного диагностического обследования воспитанника с низким уровнем школьной зрелости.
2.1.3. Психопрофилактическая работа.
Целью профилактической работы является сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей подготовительного к школе возраста.
Психопрофилактическая работа проводится в форме игровых развивающих сеансов один раз в неделю с участием педагога и всего коллектива группы. Участниками игровых сеансов являются воспитанники подготовительных к школе групп №3,4,8. Занятия состоят из четырех частей и занимают не более 35 минут, что полностью соответствует возрастным психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника. В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения занятия порядок игр и и упражнений можно менять.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИГРОВЫХ РАЗВИВАЮЩИХ СЕАНСОВ
Сроки | Тема | Цель | Источник |
01.11.2019-10.11.2019 | Занятие 1 | Развитие мышления и речи. Развитие воображения, эмоционально-выразительных движений, внимания и памяти. Расширение объема памяти и развитие внимания. | «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л.И.Катаева, стр 78 |
11.11.2019-15.11.2019 | Занятие 2 | Расширение словарного запаса. Развитие внимания. Воспитание способности к согласованному взаимодействию. Развитие логического мышления. Развитие внимания, навыков произвольного поведения, волевых качеств. Релаксация и развитие воображения. | «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л.И.Катаева, стр 80 |
18.11.2019-22.11.2019 | Занятие 3 | Развитие навыков анализа и синтеза. Развитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведением. Увеличение объема памяти и развитие внимания. Релаксация и развитие воображения. | «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л.И.Катаева, стр 82 |
25.11.2019- 29.11.2019 | Занятие 4 | Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи. Развитие внимания и зрительной памяти. Развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение). | «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л.И.Катаева, стр 84 |
02.12.2019- 06.12.2019 | Занятие 1 | Развитие мышления и речи. Расширение словарного запаса. Развитие внимания. Воспитание способности к согласованному взаимодействию. Развитие слухового внимания, памяти и мышления. | «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л.И.Катаева, стр 86 |
09.12.2019-13.12.2019 | Занятие 2 | Развитие логического мышления, речи и памяти. Стимуляция внимания. Развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал. Совершенствование выразительных движений. Развитие внимания и памяти.Развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики. | «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л.И.Катаева, стр 88 |
16.12.2019-20.12.2019 | Занятие 3 | Развитие логического мышления, умения сравнивать фигуры и на основе выделенных признаков делать умозаключения и устанавливать закономерности в изображениях. Развитие мелкой моторики, способности к согласованному взаимодействию. Расширение объема памяти. Развитие внимания. Релаксация и развитие воображения. | «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л.И.Катаева, стр 90 |
23.12.2019- 27.12.2019 | Занятие 4 | 1. Развитие восприятия и памяти, активизация словарного запаса. Развитие воображения, эмоционально-выразительных движений, внимания и памяти. Развитие внимания и логического мышления. Релаксация, развитие дыхания, воображения. | «Коррекционно-развивающие занятия:подготовительная к школе группа», Л.И.Катаева, стр 92 |
30.12.2019-17.01.2020 | Занятие 1 | Развитие мышления и речи. Расширение словарного запаса. Развитие внимания. Воспитание способности к согласованному взаимодействию. Развитие слухового внимания, памяти и мышления. Релаксация. Развитие воображения. | «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л.И.Катаева, стр 95 |
20.01.2020- 24.01.2020 | Занятие 2 | Расширение объема внимания. Развитие мышления и навыков послогового чтения. | «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л.И.Катаева, стр 97 |
27.01.2020- 31.01.2020 | Занятие 2 | Развитие целенаправленного внимания, зрительной памяти, логического мышления и речи. Стимуляция внимания. Развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал. Совершенствование выразительных движений. Развитие восприятия и памяти. Активизация словарного запаса. | «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л.И.Катаева, стр 84 |
03.02.2020- 07.02.2020 | Занятие 3 | Развитие навыков анализа и синтеза. Расширение словарного запаса. Развитие внимания. Воспитание способности к согласованному взаимодействию. Развитие мышления и речи. Релаксация и развитие воображения. | «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л.И.Катаева, стр 98 |
10.02.2020- 14.02.2020 | Занятие 4 | Развитие логического мышления. Развитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведением. Развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики. | «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л.И.Катаева, стр 100 |
17.02.2020- 21.02.2020 | Занятие 1 | Развитие внимания Развитие способности быстро переключать внимание. Воспитание выдержки и волевого усилия. Развитие восприятия и памяти. Активизация словарного запаса. | «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л.И.Катаева, стр 102 |
24.02.2020- 28.02.2020 | Занятие 2 | Развитие моторно-слуховой памяти и пространственной ориентации. Развитие речи и мышления. | «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л.И.Катаева, стр 104 |
02.03.2020- 06.03.2020 | Занятие 3 | Развитие внимания и логического мышления. Развитие воображения, эмоционально-выразительных движений, внимания и памяти. Развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики. Снижение напряженности и возбуждения. | «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л.И.Катаева, стр 106 |
09.03.2020- 13.03.2020 | Занятие 4 | Развитие мышления и речи. Расширение словарного запаса. Развитие внимания. Воспитание способности к согласованному взаимодействию Развитие произвольного внимания и слуховой памяти. | «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л.И.Катаева, стр 108 |
16.03.2020- 20.03.2020 | Занятие 1 | Развитие восприятия и памяти. Активизация словарного запаса. Развитие слухового внимания, произвольности и самоконтроля. Расширение объема памяти и развитие внимания. | «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л.И.Катаева, стр 109 |
23.03.2020- 27.03.2020 | Занятие 2 | Развитие восприятия, мышления, выразительных движений. Развитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведением. Расширение объема внимания. Развитие способности к сосредоточению. | «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л.И.Катаева, стр 111 |
30.03.2020- 03.04.2020 | Занятие 3 | Развитие мышления, воображения и речи. Развитие внимания. Расширение словарного запаса. Воспитание способности к согласованному взаимодействию. Развитие слухового внимания, памяти и мышления. Релаксация и развитие воображения. | «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л.И.Катаева, стр 112 |
06.04.2020- 10.04.2020 | Занятие 4 | Развитие мышления и речи. Развитие воображения, эмоционально-выразительных движений, внимания и памяти. Расширение объема внимания и возможностей его распределения. Развитие мыслительных способностей. | «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л.И.Катаева, стр 114 |
13.04.2020- 17.04.2020 | Занятие 1 | Развитие мыслительных способностей, внимания и пространственного восприятия. Стимуляция внимания. Развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал. Совершенствование выразительных движений. Развитие восприятия и мелкой моторики. | «Коррекционно-развивающие занятия: тподготовительная к школе группа», Л.И.Катаева, стр 116 |
20.04.2020- 24.04.2020 | Занятие 2 | Расширение объема внимания и возможностей его распределения. Развитие мыслительных способностей. Развитие навыков произвольного поведения. Развитие внимания, зрительной памяти и мелкой моторики. | «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л.И.Катаева, стр 118 |
27.04.2020- 01.05.2020 | Занятие 3 | Снять страх перед школой. Облегчить будущую адаптацию к школе. | «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная к школе группа», Л.И.Катаева, стр 116 |
2.1.4. Психопросветительская и консультативная работа
С целью повышения психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) и педагогов в вопросах воспитания, обучения и развития детей подготовительного к школе возраста.
ПЛАН ПСИХОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Срок
| Мероприятие
| Категория участников |
Сентябрь | Выступление на педагогическом совете на тему «Организация работы педагога психолога в подготовительных к школе группах»; | Педагоги |
Памятка родителям на тему «Знания умения и навыки, которым нужно научить ребенка перед школой»; | Родители/ Педагоги | |
Памятка «Портрет будущего первоклассника». | Педагоги | |
Брошюра «В ожидании первого звонка» | Родители | |
Октябрь | Папка-передвижка «Ошибки при подготовке ребенка к школе»; | Родители |
Брошюра «Как определить готовность ребенка к школьному обучению» | Родители | |
Буклет «Возрастные особенности детей 6-7 лет» | Педагоги | |
Брошюра «Что следует предпринять родителям за год до поступления ребенка в школу» | Родители | |
Ноябрь | Памятка «Возрастные особенности детей 6-7 лет» | Педагоги |
Кризис семи лет. Игры для детей и родителей. | Родители | |
Брошюра «Как помочь ребенку подготовиться к школьной жизни» | Родители | |
Памятка «Что включает в себя понятие готовность к школе» | Педагоги | |
Брошюра «Как строить взаимодействие с дошкольником в семье» | Родители | |
Декабрь | Консультация на тему «Какие занятия полезны для ребенка в период его подготовки к школе» | Родители |
Рекомендации по развитию интеллектуальной готовности к школе | Педагоги | |
Брошюра «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу» | Родители | |
Родителям будущих первоклассников о формировании учебной активности | Родители | |
Советы психолога родителям будущих первоклассников | Родители | |
Брошюра «Как в рисунках дошкольника отражаются их представления о школьной жизни» | Педагоги | |
Январь | Рекомендации «В школу с радостью» | Родители |
Брошюра «Как сформировать социально-психологическую готовность ребенка к школе» | Родители | |
Рекомендации по развитию мотивационной готовности к школе | Педагоги | |
Брошюра «Как привить навыки самообслуживания будущему первокласснику» | Родители | |
Рекомендации по развитию волевой готовности к школе | Родители | |
Февраль | Консультация «Что должны знать и что могут сделать родители, чтобы ребенок с удовольствием и успешно учился» | Родители |
Брошюра «Как заботиться о физическом развитии и здоровье дошкольника» | Родители | |
Консультация на тему «Готовимся к школе» | Педагоги | |
Март | Брошюра «Как обучать ребенка правилам безопасного поведения на дороге» | Родители |
Советы родителям «Как пережить кризис 7 лет» | Родители | |
Брошюра «Чему и как учить ребенка до поступления в школу» | Педагоги | |
Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. | Родители | |
Брошюра «Как воспитать у ребенка внимание, сосредоточенность, преодолеть рассеянность» | Родители | |
Рекомендации родителям «Психологическая поддержка выпускников детского сада» | Родители | |
Брошюра «Как сформировать у дошкольника умение слушать другого человека» | Педагоги | |
Брошюра «Как выбирать книгу для дошкольника, начинающего читать» | Родители | |
Май | Рекомендации по развитию социальной готовности к школе | Педагоги |
Брошюра «Как сформировать у дошкольника элементарные математические представления» | Родители | |
Брошюра «Как сформировать в условиях семьи готовность ребенка к школьному обучению» | Родители |
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое оснащение и оборудование
Развивающая предметно-пространственная среда кабинета педагога-психолога выстроена в соответствии с ФГОС ДО и обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства для развития участников образовательно-воспитательного процесса.
Развивающая среда кабинетов педагога-психолога построена на следующих принципах:
· насыщенность;
· трансформируемость;
· полифункциональность;
· вариативность;
· доступность;
· безопасность.
Рабочее место специалиста имеет соответствующее техническое оснащение, позволяющее экономить и максимально эффективно использовать рабочее время. Технические средства необходимы психологу для проведения занятий, обработки и систематизации результатов обследований, создания банка психологических данных, тщательной подготовки к проведению диагностической и коррекционно-развивающей работы и т.д.
Исходя из предъявляемых условий, кабинет оснащен:
- рабочим столом психолога с компьютером;
- методическими комплектами для диагностической, коррекционно-развивающей, профилактической, просветительской и консультативной работы.
- шкафами для пособий, документации;
- мебель для диагностической и консультативной работы.
Так же, в распоряжении педагога-психолога есть сенсорная комната. Сенсорная комната — это специально организованная многофункциональная среда, наполненная соответствующим оборудованием, в которой каждый получает необходимые ему в данный момент световые, цветовые, звуковые, тактильные стимулы. Благодаря этим стимулам оказывается различное – как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее воздействие.
3.2.Учебно – методическое и информационное обеспечение программы.
- А.Н.Веракса, М.Ф.Гуторова «Практический психолог в детском саду»,2017;
- А.Н.Веракса, «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника»,2018;
- Н.И.Гуткина, «Психологическая готовность к школе»,2009;
- А.Н. Веракса, Т.С.Комарова, М.А. Васильева, «От рождения до школы . Основная образовательная программа», 2015
- Л.В. Пасечник, «Диагностика психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе», 2009;
- Л.И.Катаева, «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная группа»,2010
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podgotovka_2019-2020_1.docx | 61.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА РЕШЕНИЕМ педагогического совета Протокол № «___» 2019 г. | УТВЕРЖДЕНА Заведующий МБДОУ детский сад № 4 ____________М.Ю.Осичкина приказ № от « » 2019 г. |
ПРОГРАММА
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
352696,
Краснодарский край,
Апшеронский район,
г.Апшеронск,
мкр. Соцгородок, 15;
apdou4@mail.ru
2019
Оглавление
1.1.1. Цели и задачи программы. 3
1.1.2.Направления и принципы реализации программы. 4
1.2. Планируемые результаты реализации программы. 5
2.1. Этапы реализации программы 9
2.1.2. Коррекционно-развивающая работа. 13
2.1.3. Психопрофилактическая работа. 13
2.1.4. Психопросветительская и консультативная работа 20
3.1. Материально-техническое оснащение и оборудование 23
3.2. Учебно – методическое и информационное обеспечение программы. 24
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Программа «Психологическое сопровождение воспитанников при подготовке к школьному обучению», определяет содержание и особенности организации деятельности педагога-психолога в ДОО, разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013года, с учётом Основной образовательной программы дошкольного образования, особенностей образовательной организации, региона, образовательных потребностей и запросов родителей воспитанников.
Программа направлена на развитие интеллектуальной, мотивационной и волевой готовности к обучению, а так же включает в себя просветительскую работу с родителями и педагогами, которая поможет создать максимально эффективные условия для подготовки ребёнка к школьному обучению.
Под психологической готовностью к школе в программе понимается необходимый и достаточный уровень развития (интеллектуальной, мотивационной и волевой сферы) ребенка с целью успешного начала освоения школьной программы.
У детей, не готовых к началу школьного обучения, труднее и длительнее проходит период адаптации к школе и как следствие, гораздо чаще проявляются различные трудности в обучении.
Продолжительность программы с 01.09.2019 по 29.05.2020 учебного года.
1.1.1. Цели и задачи программы.
Цель программы: развитие интеллектуальной, мотивационной и волевой готовности к обучению; создание условий, способствующих успешной психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Задачи:
1. Способствовать развитию мышления;
2.Способствовать формированию учебно-познавательного мотива, способствовать формированию позиции ученика;
3. Формировать умение сознательно подчинять свои действия правилу, развивать произвольность всех психических процессов;
4. Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником.
1.1.2.Направления и принципы реализации программы.
Направления реализации программы.
1.Диагностическая работа.
С целью определения уровня и динамики развития школьной зрелости воспитанников в начале и в конце учебного года применяется тест школьной зрелости Керн-Йирасека. По результатам теста формируют группу воспитанников с уровнем школьной готовности ниже нормы. Эти дети требуют дополнительного исследования для получения более объективных данных.
2. Коррекционно-развивающая работа.
С группой воспитанников с уровнем школьной готовности ниже нормы один раз в неделю проводятся коррекционно-развивающие занятия согласно плану коррекционно-развивающих занятий.
3. Психопрофилактика.
С целью сохранения, укрепления и развития психологического здоровья детей подготовительного к школе возраста один раз в две недели проводятся развивающие игровые сеансы, с участием педагога и всего коллектива группы.
4. Психопросвещение и консультирование.
С родителями воспитанников подготовительных к школе групп проводятся групповые и индивидуальные консультации, беседы; выступления на родительских собраниях; размещается информация на сайте МБДОУ и в информационных уголках по проблеме школьной готовности. Педагоги групп принимают участие в практикумах-семинарах, обращаются за консультацией, используют рекомендации и памятки в профессиональной деятельности.
Основные принципы реализации программы.
В книге «Психологическая готовность к школе» Гуткина Н.И. вфыделяет следующие принципы работы при подготовке ребенка к школе.
1) развитие отдельных психических процессов через перестройку и развитие мотивационной сферы ребенка;
2) субъектное отношение к ребенку;
3) развивающая работа должна строиться на основе индивидуального подхода, учитывающего "зону ближайшего развития" ребенка;
4) занятия должны проходить в игровой форме и вызывать у участников группы живой интерес;
5) отношения с детьми должны быть доброжелательными и дружелюбными; недопустимы менторская позиция и порицание за неуспех;
6) ребенок должен иметь право на ошибку;
7) успех должен переживаться ребятами как радость; этому способствует положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу;
8) большое внимание на занятиях должно уделяться развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.
1.2. Планируемые результаты реализации программы.
Планируемые результаты реализации программы психологического сопровождения воспитанников при подготовке к школьному обучению совпадают с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования. Целевые ориентиры составлены с учётом Основной образовательной программы дошкольного образования.
К целевым ориентирам относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики ребенка:
- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
- Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
- Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
- Проявляет ответственность за начатое дело.
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
- Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
- Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
- Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
- Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Этапы реализации программы
Мероприятие | Цель | Планируемый результат и форма отчетности | Сроки |
Диагностика | |||
Групповое диагностическое обследование уровня развития школьной зрелости | Определение уровня и динамики развития школьной зрелости воспитанников подготовительных к школе групп. | Понимание степени психологической готовности ребенка к школьному обучению; Рекомендации для педагогов и специалистов; | Октябрь, Апрель |
Углубленное диагностическое обследование воспитанников с низким уровнем школьной зрелости. | Комплексная оценка развития интеллектуальной, мотивационной и волевой готовности к обучению | Составление заключения о степени развития воспитанника с низким уровнем школьной зрелости; Разработка рекомендаций по снижению рисков школьной дезадаптации для педагогов и родителей; Составление плана коррекционно-развивающих занятий. | Ноябрь |
Коррекционно-развивающая работа | |||
Коррекционно-развивающие занятия | Развитие интеллектуальной, мотивационной и волевой готовности к обучению в школе. | Повышение уровня школьной зрелости воспитанников с низким уровнем школьной зрелости; План коррекционно-развивающих занятий. | Декабрь-апрель |
Психопрофилактическая работа | |||
Развивающие игровые сеансы | Сохранения, укрепления и развития психологического здоровья детей подготовительного к школе возраста. | Профилактика снижения уровня школьной зрелости воспитанников подготовительных к школе групп. | Ноябрь-май |
Психопросветительская и консультативная работа | |||
Родители (законные представители) | |||
1. Выступления на родительских собраниях на тему «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»; 2. Разработка информационной папки «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: советы педагогов и психолога»; 3. Размещение информационных материалов на сайте ДОУ и в информационных уголках; 4. Индивидуальные консультации и беседы. | Повышение психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития детей подготовительного к школе возраста. | Повышение уровня педагогической компетенции родителей (законных представителей) детей подготовительного к школе возраста. Участие родителей (законных представителей) в открытых и совместных мероприятиях. Наличие информационных материалов, текстов выступлений, фото мероприятий. | В течение года |
Педагоги | |||
1. Выступления на педагогических советах; 2. Разработка памяток, брошюр, буклетов по проблеме школьной готовности; 3. Размещение информационных материалов на сайте ДОУ; 4.Индивидуальные консультации и беседы | Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах воспитания, обучения и развития детей подготовительного к школе возраста. | Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов. Наличие информационных материалов, текстов выступлений, фото мероприятий. | В течение года |
2.1.1.Диагностика.
С целью определения уровня развития школьной зрелости воспитанников подготовительных к школе групп в октябре проводятся групповые психодиагностические обследования с применением теста школьной зрелости Керн-Йирасека.
Тест состоит из трех заданий. Первое- рисование мужской фигуры по памяти, второе — срисовывание письменных букв, третье - срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1- высший балл, 5 - низший балл), а затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 - как среднее, от 12 до 15 - ниже нормы. Воспитанники с низким уровнем развития школьной зрелости проходят более углубленное диагностическое обследование с целью комплексной оценки развития интеллектуальной, мотивационной и волевой готовности к обучению.
Методики для комплексной оценки развития готовности к обучению
№ | Готовность к обучению | Методика, автор | Цель | Источник |
1 | Интеллектуальная | «Пиктограмма», Лурия А.Р. | Диагностика развития опосредованной памяти, развития мышления, развития воображения на основании параметра гибкости и разработанности, развития устойчивости и распределения внимания. | «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника», А.Н.Веракса, стр.56. |
2 | «Схематизация», Р.И .Бардин | Выявление уровня развития наглядно-образного мышления, навыка ориентировки в пространстве. | «Диагностика психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе», Пасечник Л.В., стр 70 | |
3 | «Перцептивное моделирование», В.В. Холмовская | Изучение степени сформированности действия перцептивного моделирования(способности разложить целое на элементы и составить целое из элементов в плане восприятия) | «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника», А.Н.Веракса, стр.60. | |
4 | Мотивационная | «Беседа о школе», Т.А.Нежнова | Диагностика мотивационной готовности к школе | «Практический психолог в детском саду», А.Н.Веракса, стр.95. |
5 | Волевая | «Учебная деятельность», Л.И.Цеханская | Выявление конкретных умений, служащих предпосылками учебной деятельности: умения подчинять свои действия, умения слушать и точно выполнять указания говорящего | «Диагностика психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе», Пасечник Л.В., стр 102 |
По результатам углубленного диагностического обследования на каждого воспитанника с низким уровнем школьной зрелости составляется заключение о степени развития готовности к обучения в школе, составляется план индивидуальных либо групповых коррекционно-развивающих занятий.
В апреле проводятся повторные групповые психодиагностические обследования с применением теста школьной зрелости Керн-Йирасека, с целью определения уровня и динамики развития школьной зрелости воспитанников подготовительных к школе групп.
2.1.2. Коррекционно-развивающая работа.
План индивидуальных либо групповых коррекционно-развивающих занятий составляется по результатам заключения углубленного диагностического обследования воспитанника с низким уровнем школьной зрелости.
2.1.3. Психопрофилактическая работа.
Целью профилактической работы является сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей подготовительного к школе возраста.
Психопрофилактическая работа проводится в форме игровых развивающих сеансов один раз в неделю с участием педагога и всего коллектива группы. Участниками игровых сеансов являются воспитанники подготовительных к школе групп №3,4,8. Занятия состоят из четырех частей и занимают не более 35 минут, что полностью соответствует возрастным психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника. В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения занятия порядок игр и и упражнений можно менять.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИГРОВЫХ РАЗВИВАЮЩИХ СЕАНСОВ
2.1.4. Психопросветительская и консультативная работа
С целью повышения психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) и педагогов в вопросах воспитания, обучения и развития детей подготовительного к школе возраста.
ПЛАН ПСИХОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Срок | Мероприятие | Категория участников |
Сентябрь | Выступление на педагогическом совете на тему «Организация работы педагога психолога в подготовительных к школе группах»; | Педагоги |
Памятка родителям на тему «Знания умения и навыки, которым нужно научить ребенка перед школой»; | Родители/ Педагоги | |
Памятка «Портрет будущего первоклассника». | Педагоги | |
Брошюра «В ожидании первого звонка» | Родители | |
Октябрь | Папка-передвижка «Ошибки при подготовке ребенка к школе»; | Родители |
Брошюра «Как определить готовность ребенка к школьному обучению» | Родители | |
Буклет «Возрастные особенности детей 6-7 лет» | Педагоги | |
Брошюра «Что следует предпринять родителям за год до поступления ребенка в школу» | Родители | |
Ноябрь | Памятка «Возрастные особенности детей 6-7 лет» | Педагоги |
Кризис семи лет. Игры для детей и родителей. | Родители | |
Брошюра «Как помочь ребенку подготовиться к школьной жизни» | Родители | |
Памятка «Что включает в себя понятие готовность к школе» | Педагоги | |
Брошюра «Как строить взаимодействие с дошкольником в семье» | Родители | |
Декабрь | Консультация на тему «Какие занятия полезны для ребенка в период его подготовки к школе» | Родители |
Рекомендации по развитию интеллектуальной готовности к школе | Педагоги | |
Брошюра «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу» | Родители | |
Родителям будущих первоклассников о формировании учебной активности | Родители | |
Советы психолога родителям будущих первоклассников | Родители | |
Брошюра «Как в рисунках дошкольника отражаются их представления о школьной жизни» | Педагоги | |
Январь | Рекомендации «В школу с радостью» | Родители |
Брошюра «Как сформировать социально-психологическую готовность ребенка к школе» | Родители | |
Рекомендации по развитию мотивационной готовности к школе | Педагоги | |
Брошюра «Как привить навыки самообслуживания будущему первокласснику» | Родители | |
Рекомендации по развитию волевой готовности к школе | Родители | |
Февраль | Консультация «Что должны знать и что могут сделать родители, чтобы ребенок с удовольствием и успешно учился» | Родители |
Брошюра «Как заботиться о физическом развитии и здоровье дошкольника» | Родители | |
Консультация на тему «Готовимся к школе» | Педагоги | |
Март | Брошюра «Как обучать ребенка правилам безопасного поведения на дороге» | Родители |
Советы родителям «Как пережить кризис 7 лет» | Родители | |
Брошюра «Чему и как учить ребенка до поступления в школу» | Педагоги | |
Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. | Родители | |
Брошюра «Как воспитать у ребенка внимание, сосредоточенность, преодолеть рассеянность» | Родители | |
Рекомендации родителям «Психологическая поддержка выпускников детского сада» | Родители | |
Брошюра «Как сформировать у дошкольника умение слушать другого человека» | Педагоги | |
Брошюра «Как выбирать книгу для дошкольника, начинающего читать» | Родители | |
Май | Рекомендации по развитию социальной готовности к школе | Педагоги |
Брошюра «Как сформировать у дошкольника элементарные математические представления» | Родители | |
Брошюра «Как сформировать в условиях семьи готовность ребенка к школьному обучению» | Родители |
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое оснащение и оборудование
Развивающая предметно-пространственная среда кабинета педагога-психолога выстроена в соответствии с ФГОС ДО и обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства для развития участников образовательно-воспитательного процесса.
Развивающая среда кабинетов педагога-психолога построена на следующих принципах:
∙ насыщенность;
∙ трансформируемость;
∙ полифункциональность;
∙ вариативность;
∙ доступность;
∙ безопасность.
Рабочее место специалиста имеет соответствующее техническое оснащение, позволяющее экономить и максимально эффективно использовать рабочее время. Технические средства необходимы психологу для проведения занятий, обработки и систематизации результатов обследований, создания банка психологических данных, тщательной подготовки к проведению диагностической и коррекционно-развивающей работы и т.д.
Исходя из предъявляемых условий, кабинет оснащен:
- рабочим столом психолога с компьютером;
- методическими комплектами для диагностической, коррекционно-развивающей, профилактической, просветительской и консультативной работы.
- шкафами для пособий, документации;
- мебель для диагностической и консультативной работы.
Так же, в распоряжении педагога-психолога есть сенсорная комната. Сенсорная комната — это специально организованная многофункциональная среда, наполненная соответствующим оборудованием, в которой каждый получает необходимые ему в данный момент световые, цветовые, звуковые, тактильные стимулы. Благодаря этим стимулам оказывается различное – как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее воздействие.
Учебно – методическое и информационное обеспечение программы.
- А.Н.Веракса, М.Ф.Гуторова «Практический психолог в детском саду»,2017;
- А.Н.Веракса, «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника»,2018;
- Н.И.Гуткина, «Психологическая готовность к школе»,2009;
- А.Н. Веракса, Т.С.Комарова, М.А. Васильева, «От рождения до школы . Основная образовательная программа», 2015
- Л.В. Пасечник, «Диагностика психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе», 2009;
- Л.И.Катаева, «Коррекционно-развивающие занятия: подготовительная группа»,2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА психологического сопровождения дошкольника при подготовки к школьному обучению «Время играть»
Цель программы:психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его фозиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности....
Презентация на тему:«Психологическое сопровождение процесса подготовки детей к школьному обучению»
1...
Программа педагога-психолога по подготовке к школьному обучению детей 6-7 лет
Программа призвана подготовить детей к поступлению в школу и развивает память, внимание, восприятие, мышление, зрительно-моторную координацию, мотивацию к обучению в школе....
Дополнительная коррекционно – развивающая программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению «Скоро в школу»
Дополнительная коррекционно – развивающая программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению «Скоро в школу...
ПРОГРАММА психологического сопровождения дошкольника при подготовки к школьному обучению «Время играть»
ПРОГРАММАпсихологическогосопровождения дошкольникапри подготовки к школьному обучению«Время играть»...
ПРОГРАММА «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
Программа «Психологическое сопровождение воспитанников при подготовке к школьному обучению» направлена на развитие интеллектуальной, мотивационной и волевой готовности к обучению, а так же...
Психологическое сопровождение дошкольников по подготовке к школьному обучению
Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружен...