Психологическое сопровождение воспитанников по ФГОС ДОО
методическая разработка на тему
Психологическое сопровождение по ФГОС ДОО реализуется по следующим направлениям: психологическое просвещение, психологическая диагностика, коррекционно-развивающая деятельность, консультирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskoe_soprovozhdenie_po_fgos_doo.docx | 37.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое сопровождение по ФГОС ДОО
Педагог-психолог
Козинова А.П.
Психологическое сопровождение в МБДОУ «Детский сад №61»
Целью психологического сопровождения является создание условий позитивной социализации, индивидуализации в развитии детей дошкольного возраста и сохранение психологического здоровья всех участников образовательных отношений.
Задачи
- Способствовать развитию индивидуально-личностных психологических особенностей детей.
- Содействовать формированию навыков сотрудничества конструктивного взаимодействия со взрослыми сверстниками в зоне ближайшего развития.
- Способствовать психологизации образовательных отношений.
- Совершенствовать предметно-развивающую среду.
Основными направлениями деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ребенка в образовательном процессе учреждения, обеспечивающего получение дошкольного образования, являются: профилактика, диагностика, консультирование (индивидуальное и групповое), коррекционно-развивающая работа, психологическое просвещение.
-
Психологическое просвещение - повышение психологической культуры педагогов и родителей. Осуществляется в следующих организационных формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительские клубы, психологическая газета.
Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности. Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации ДОУ, педагогов, родителей.
Психологическая коррекция и развитие - систематическая целенаправленная работа психолога с детьми. Осуществляется в форме индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий по коррекции и развитию их психофизиологических возможностей и индивидуально-личностных психологических особенностей, а так же в форме психологических тренингов, специально разработанных психологами для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.
Консультативное направление - оказание конкретной психологической помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и своевременном разрешении насущных психологических проблем. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.
Основные этапы процесса психологического сопровождения
1 этап
- Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.
- Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
- Психологическое просвещение семьи (выступления на родительском собрании, информация в уголках для родителей)
- Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика нарушений психического развития.
2 этап
- Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультации, беседы, обсуждения).
- Просвещение и групповые консультации педагогам, работающие с ребенком.
- Совместная деятельность педагога-психолога с детьми, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
- Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («Праздник семьи», «8 марта», «День матери», «Осенний праздник»).
- Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.
3 этап
- Отслеживание динамики после совместной деятельности
- Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.
Формами психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи являются:
- специально организованная деятельность детей по развитию познавательной, социальной и эмоционально-личностной сферы;
- игровые упражнения;
- индивидуальные, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми (коррекция речи, развитие социальной и познавательной сферы);
- совместная деятельность родителей и детей в сопровождении специалиста;
- самостоятельная деятельность детей творческого и продуктивного характера;
- совместная развивающая образовательная деятельность детей с родителями.
Особенности работы педагога-психолога по направлениям:
Психологическая диагностика.
Диагностическое направление включает известные методики выявления уровня психического развития детей дошкольного возраста (классификация предметов, “4-ый лишний”, слуховая, зрительная память, внимание, беседа и др.), а также изучение адаптационных механизмов детей II группы раннего возраста, первые младшие группы.
I этап – Изучение степени адаптации (наблюдение) детей II группы раннего возраста (1-2 лет) первые младшие группы (2-3 лет). С вновь пришедшими детьми проводится игры с предметами, и их родителями: встречи, экскурсии, беседы с целью создания благоприятного эмоционального состояния, выявления индивидуальных особенностей поведения.
II этап – Первичная диагностика детей всех возрастных групп. Диагностические данные каждого ребёнка фиксируются в регистрационном листе (таблице динамики развития). Динамика развития детей прослеживается в течение учебного года по направлениям:
- Нервно-психическое развитие (1-3 года);
- Развитие мелкой моторики (3-4 года);
- Развитие психических процессов (познавательная сфера), (3-7 лет);
- Развитие эмоционально-волевой сферы (4-5 лет));
- Индивидуальные особенности (нарушения в поведении) (4-7 лет);
- Развитие коммуникативных способностей (5-6 лет);
- Психологическая готовность детей к школьному обучению (6-7 лет).
В начале и в середине года показатели динамики развития выявляются на основе наблюдения за детьми в процессе проведения совместной деятельности педагогом-психологом, в конце года – в процессе проведения индивидуального диагностического обследования.
III этап – Констатирующая диагностика. В конце года с детьми проводится индивидуальное и групповое психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития ребёнка. В подготовительной группе оценивается уровень психологической готовности детей к школе.
Все обследования проводятся с согласия родителей. Информацию о результатах и рекомендации можно получить у педагога-психолога на индивидуальной консультации.
Коррекционно-развивающее направление.
С сентября по апрель с детьми проводится совместная деятельность в игровой форме, которая помогает ребёнку адаптироваться и развиваться в детском коллективе. Совместная деятельность на каждом возрастном этапе имеет определённую направленность:
- для детей II раннего возраста(1-3 года) адаптационные игры на создание у детей положительной установки к общению со сверстниками и взрослыми, установление тактильных контактов, снятие эмоционального напряжения. Афонькина Ю.А;
- для детей первой младшей группы (2-3 года) совместная деятельность ориентирована на формирование у детей третьего года жизни положительной установки к общению со сверстниками и взрослыми, снижение степени выраженности кризисных особенностей поведения, развитие речи через пальчиковую гимнастику;
- для детей второй младшей группы (3-4 года) совместная деятельность ориентирована на развитие адаптационных способностей, эмоциональной сферы и создание условий для естественного психологического развития;
- для среднего возраста (4-5 лет) – направлены на обучение элементам техники выразительных движений на приобретение навыков в саморасслабления, на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы;
- для старшего возраста (5-6 лет) – на раскрытие изначального потенциала личности, ее самооценки, на исследование различных явлений нашей жизни; формирование позитивной Я-концепции; на стабилизацию психических процессов, успокоение, расслабление, энергетическую «подзарядку»; формирование позитивных моделей взаимоотношений с окружающим миром и людьми;
- для подготовительного возраста (6-7 лет) – на развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе; на формирование социально-нравственных представлений и чувств у детей, воспитание ценностных ориентаций и определенной социальной позиции, психологическая готовность детей к школьному обучению.
Взаимодействие ребёнка и взрослого в процессе совместной деятельности построено в форме игрового общения. Для поддержания интереса детей в процессе совместной деятельности предусмотрено музыкальное сопровождение упражнений и игр, чередование видов деятельности: игровые этюды, коммуникативные игры, упражнения и беседы сменяются подвижными играми, психогимнастикой и т.д..
Содержание совместной деятельности
| Цели и задачи | Контингент | Формы и методы (приёмы) совместной деятельности | Работа с педагогами | Взаимодействие с семьей |
| |||||
1.Диагностическая деятельность Наблюдение - 2. Развивающая деятельность Адаптационные игры, Игры с предметами, Потешки, Пальчиковая гимнастика | -определение степени адаптации -ведение адаптационного листа -содействовать развитию потребности в физической активности -развивать точные движения «тонкую моторику» - создание условий для эмоционально-комфортного пребывания в группах детского сада -предупреждение нарушений психофизического здоровья в период адаптации к д/с. -развивать у детей способность реагировать на дискомфорт, заявлять о своих нуждах | с 1 до 3 лет | Изучение степени адаптации Наблюдение - систематическое и несистематическое Посещение групп. Формы и методы: игры направленные на снятие психоэмоционального напряжения и создание благоприятного эмоционального состояния. -игры на развитие умения действовать по речевой инструкции -стимулирование к подражанию взрослого, -игры на установление доверительного контакта. Приёмы: -отвлечение, утешение - переключение -контакт через игрушку, -визуальный контакт, -показ, эмоциональное заражение -тактильный контакт -создание коммуникативных пауз -забавы, би-ба-бо. -похвала, поддержка. | Семинар -практикум «Условия успешной адаптации». Консультации: «Игры в адаптационный период» «Особенности адаптационного периода к условиям ДОУ» «Тяжелая степень адаптации» «Эффективное общение с родителями как залог успешной адаптации ребенка к ДОУ». «Анализ адаптации за год» | Выступление на родительском собрании «Условия успешной адаптации» Анкетирование родителей Консультации: «Режим дома», «Особенности адаптационного периода к условиям ДОУ», «Тактильный контакт, массаж – как средство расслабления в период адаптации» «Игры с водой дома» Презентации: «Адаптация» «Ясли-это серьёзно» Просмотр фильма «Экскурсии по саду». |
Программное обеспечение 1.Лапина И.В. «Адаптация детей поступлении в детский сад: программа психолого-педагогического сопровождения».2009 2.Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг общения с ребенком период раннего детства»2008. 3.Афонькина Ю.А. «Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал».2010 . 4.Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. «Развитие речи детей в процессе их адаптации». 5.Севостьянова Е.О. «Дружная семейка. Программа адаптации детей к ДОУ» 6.Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов»2008. 7.Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»2009. 8.Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»2012. 9.Макарычева Н.В.«Проблемы раннего возраста: диагностика, поддержка, профилактика»2005. 10.Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду»2008вып.№2 Глебова С.В. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»2007. | |||||
| |||||
1.Диагностическая деятельность Диагностируемые параметры: Двигательные навыки 2. Развивающая деятельность Развивающие игры, Массаж рук, Пальчиковая гимнастика, Телесно-ориентированные игры. | -определить параметры психомоторного развития -развитие навыка двигательного подражания -развивать умение дифференцировать движения правой и левой рукой -развитие психомоторной координации -способствование совершенствованию Высшей нервной деятельности (силы уравновешенности, подвижности процессов возбуждения и торможения), способностей своего тела к разнообразным движениям и ощущениям | с 1 до 3 лет | Посещение групп Индивидуальная диагностика Диагностируемые параметры: Двигательные навыки Формы и методы: -игры на развитие речи мелкой, крупной моторики, общих движений -Игры на поиски форм, похожей на предмет, игры опознания -игры с мелкими предметами, шнуровка. -пальчиковая гимнастика -игры на дорисовывание узоров (хвостики мышкам, ручки зонтикам и т.д.) Приёмы: -контакт через игрушку, -визуальный контакт, -показ, эмоциональное заражение -тактильное контакт -забавы, би-ба-бо. -похвала, поддержка. | Семинар-практикум: «Динамика нервно-психического развития» «Особенности нервно-психического развития у детей 1-3 лет». Консультации: «Профилактика детских нервозов», «Влияние игр на психическое развитие детей». | Выступление на родительском собрании «Особенности нервно-психического развития детей 1-3 лет». Консультации: «Правильная игрушка», «Профилактика детских нервозов». |
Программное обеспечение 1.Афонькина Ю.А. «Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современного технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал»2010 . 2.Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста 1-3 года»2007. Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников»2003. 3. Методика: возрастная шкала нервно-психического развития с года до трех лет/сост. Печера К.Л., Пантюхиной Г.В и т.д. 4. Кулганов В.А., Сорокина Н.В. «Психологические особенности развития детей и профилактика нервозов»2012. 5. Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов» 2008. 6.Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»2009. 7.Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»2012. 8.Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду»2008вып.№2 9.Грошенина В.В.Самошкина И.В.Черкасова Н.П.«Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»2009 10. Глебова С.В. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия» 2007 | |||||
III.Эмоциональное благополучие –речевое , физическое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие. | |||||
1.Диагностическая деятельность Диагностируемые параметры: -особенности эмоциональной сферы -особенности волевой сферы. 2. Развивающая деятельность Формы: Психогимнастика -игровые упражнения -психогимнастика -контактные и подвижные игры -игровые этюды -элементы арттерапии Релаксация | - определить количественное и качественное проявление тревоги -особенности эмоциональной сферы -особенности волевой сферы агрессивного поведения - раскрепощение и объединение детей - развитие адекватных форм проявление эмоций «здоровье» -разрядка агрессивных импульсов «физическое развитие» -развитие творческой деятельности -разрядка агрессии, страха, упрямства «физическое развитие» -формирование навыков общения | 3-7 лет | Индивидуальная и групповая диагностика Диагностируемые параметры: -особенности эмоциональной сферы -особенности волевой сферы Формы и методы: -игры на снятие тревожности, неуверенности, скованности, зажатости, СДВГ. Приёмы: -визуальный контакт, улыбка, -показ приемлемых форм поведения, эмоциональное заражение -имитация (сказочных ролей, повадки животных), -ролевое проигрывание, -тактильное контакт -похвала, поддержка. | Семинар –практикум «Особенности эмоций» «Особенности мотивов поведения ребенка» «СДВГ-норма и выше нормы» Консультации: «Оздоровительные игры» «Как надо вести себя с гиперактивным ребенком «Замкнутый, тревожный, медлительный ребенок. Особенности общения с такими детьми» «Взаимодействие с ребенком ОВЗ» | Выступление на родительском собрании: «Что такое психогимнастика», «Эмоциональный мир ребенка. Темперамент», Консультации: «Как надо вести себя с гиперактивным ребенком» «Замкнутый, тревожный, медлительный ребенок. Особенности общения с такими детьми» «Активное слушание ребенка» |
Программное обеспечение: 1. Панфилова М.А.«Игротерапия общения».2005. 2. Погудкина И.С. «Работа с проблемными дошкольниками»2007. 3.Щипицына Л.М., Защиринская О.В. и т.д. «Азбука общения» 2007. 4.Алябьев Е.А «Психогимнастика в детском саду»2003. 5.Арцишевская И.Л. «Работа с гиперактивными детьми в детском саду» 2013. 6.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. «Тропинка к своему я»2011. 7. Кулганов В.А., Сорокина Н.В. «Психологические особенности развития детей и профилактика нервозов»2012 8.Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов» 2008. 9.Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»2009. 10. Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»2012. 11. Глебова С.В. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»2007 12. Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду»2008вып.№ 13.Грошенина В.В.Самошкина И.В.Черкасова Н.П.«Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»2009. | |||||
V. Психологическая готовность – физическое, речевое, позновательное, социально-личностное развитие | |||||
1.Диагностическая деятельность Диагностируемые параметры: -особенности развития психических процессов -особенности развития мелкой моторики -особенности саморегуляции деятельности -особенности развития навыков общения 2. Развивающая деятельность Развивающие игры, Игровые упражнения, Игровые ситуации, Беседы, Психогимнастика, Пальчиковая гимнастика, Физкультминука, Релаксация. | -изучение психических процессов, включая внимание ориентация в окружающем мире, мелкая моторика, мотивация к школе, изучение коммуникативных способностей. Развивать психические процессы, совершенствовать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества, развитие способности к согласованному взаимодействию, Развитие слухового и зрительного восприятия, целенаправленного внимания и наблюдательности. | 5-7 лет | Индивидуальная и групповая диагностика Диагностируемые параметры: -особенности развития психических процессов -особенности развития мелкой моторики -особенности саморегуляции деятельности -особенности развития навыков общения Формы и методы: - игровые упражнения на развитие психических познавательных процессов (классификация, анализ, синтез, сравнение и т.д.) -игры на развитие коммуникативных способностей -игровые упражнения на психологическую готовность к школьному обучению. -игровые ситуации на эмоционально-личностное развитие, релаксация игровые упражнения на саморегуляцию деятельности Приёмы: -визуальный контакт, улыбка, -показ приемлемых форм поведения и общения, эмоциональное заражение -ролевое проигрывание, -индивидуальный подход, -похвала, поддержка. | Семинар –практикум «Психологическая готовность детей к школьному обучению» Консультации: «Что такое психологическая готовность» «Саморегуляции деятельности» «Умение общаться и выражать свои мысли» «Игры на развитие внимание, памяти , мышления, речи, восприятия» | Выступление на родительском собрании «Психологическая готовность детей к школьному обучению» Консультации: «Что такое психологическая готовность» «Рекомендации будущим первоклассникам», «Рекомендации по развитию психических процессов» «Особенности кризиса 7 лет» «Игры на развитие внимание, памяти , мышления, речи, восприятия» |
Программное обеспечение: 1. Шарохина В.Л., Катаева Л.И. «Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы»2010г. 2012 нов.изд. 2. Ананьева Т.В. «Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению»2011. 3. Севостьянова Е.О. «Хочу всё знать»2005. 4. Веракса А.Н., Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. 2012. 5.Панфилова М.А.«Игротерапия общения».2005. 6. Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов». 2008. 7.Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»2009. 8. Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»2012. 9. Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду»2008вып.№2 10.Грошенина В.В.Самошкина И.В.Черкасова Н.П.«Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»2009 11.Глебова С.В. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»2007. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение воспитанников детского дома
Информация об особенностях организации работы педагога - психолога в детском доме...
Психологическое сопровождение воспитанников в ДОУ
Перечислены методики и диагностики, используемые в ДОУ педагогом-психологом (с согласия родителей (законных представителей)).Интеллектуальная готовность, личностная готовность, мотивационная готовност...
Карта психологического сопровождения воспитанников ГБДОУ, находящихся в сложной жизненной ситуации.
Карта обследования воспитанников детского сада предназначена для заполнения психологом результатов психодиагностического обследования детей, находящихся в сожной жизненной ситуации....
Методическая разработка по психологическому сопровождению воспитанников с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении на тему: «Использование песочной игротерапии в работе с детьми ОВЗ»
laquo;Картина на песке – изображение душевного состояния.....Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, конфликтпереноситься из внутреннего мира во внешний и делает зримым»Дора Колф...
Программа «Психологическое сопровождение воспитанников при подготовке к школьному обучению»
1.Целевой раздел 31.1 Пояснительная записка. 31.1.1. Цели и задачи программы. 31.1.2.Направления и принципы реализации программы. 41.2. Планируемые результаты реализации программы. 52. СОДЕРЖАТЕ...
Рабочая программа педагога-психолога "Психологическое сопровождение воспитанников ДОУ"
Пояснительная записка Программа педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса (далее – Программа) разработана в соответствии с основной общеобразоват...
ПРОГРАММА «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
Программа «Психологическое сопровождение воспитанников при подготовке к школьному обучению» направлена на развитие интеллектуальной, мотивационной и волевой готовности к обучению, а так же...