Психологическое сопровождение воспитанников по ФГОС ДОО
методическая разработка на тему

Козинова Анастасия Петровна

Психологическое сопровождение по ФГОС ДОО реализуется по следующим направлениям: психологическое просвещение, психологическая диагностика, коррекционно-развивающая деятельность, консультирование.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhologicheskoe_soprovozhdenie_po_fgos_doo.docx37.56 КБ

Предварительный просмотр:

        

Психологическое сопровождение по ФГОС ДОО

        Педагог-психолог

        Козинова А.П.

Психологическое сопровождение  в МБДОУ «Детский сад №61»


Целью психологического сопровождения  является создание условий позитивной социализации, индивидуализации в развитии детей дошкольного возраста и сохранение психологического здоровья всех участников образовательных отношений.
Задачи

  1. Способствовать развитию индивидуально-личностных психологических особенностей детей.
  2. Содействовать формированию навыков сотрудничества конструктивного взаимодействия со взрослыми сверстниками в зоне ближайшего развития.
  3. Способствовать психологизации образовательных отношений.
  4. Совершенствовать предметно-развивающую среду.

   Основными направлениями деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ребенка в образовательном процессе учреждения, обеспечивающего получение дошкольного образования, являются: профилактика, диагностика, консультирование (индивидуальное и групповое), коррекционно-развивающая работа, психологическое просвещение.

  1.    
    Психологическое просвещение - повышение психологической культуры педагогов и родителей. Осуществляется в следующих организационных формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительские клубы, психологическая газета.


  2. Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности. Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации ДОУ, педагогов, родителей.

  3. Психологическая коррекция и развитие - систематическая целенаправленная работа психолога с детьми. Осуществляется в форме индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий по коррекции и развитию их психофизиологических возможностей и индивидуально-личностных психологических особенностей, а так же в форме психологических тренингов, специально разработанных психологами для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.

  4. Консультативное направление  - оказание конкретной психологической помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и своевременном разрешении насущных психологических проблем. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.

Основные этапы процесса психологического сопровождения

1 этап

  • Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.
  • Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
  • Психологическое просвещение семьи (выступления на родительском собрании, информация в уголках для родителей)
  • Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика нарушений психического развития.

2 этап

  • Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультации, беседы, обсуждения).
  • Просвещение и групповые консультации педагогам, работающие с ребенком.
  • Совместная  деятельность педагога-психолога с детьми, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
  • Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («Праздник семьи», «8 марта», «День матери», «Осенний праздник»).
  • Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.

3 этап 

  • Отслеживание динамики после совместной деятельности
  • Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

   Формами психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи являются:

- специально организованная деятельность детей по развитию познавательной, социальной и  эмоционально-личностной сферы;

- игровые упражнения;

- индивидуальные, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми (коррекция речи, развитие социальной и познавательной сферы);

- совместная  деятельность  родителей и  детей в сопровождении специалиста;

- самостоятельная деятельность детей творческого и продуктивного характера;

- совместная развивающая образовательная деятельность детей с родителями.


Особенности работы педагога-психолога по направлениям:

 Психологическая диагностика.

   Диагностическое направление  включает известные методики выявления уровня психического развития детей дошкольного возраста (классификация предметов, “4-ый лишний”, слуховая, зрительная память, внимание, беседа и др.), а также изучение адаптационных механизмов детей II группы раннего возраста, первые младшие группы.

I этап – Изучение степени адаптации (наблюдение) детей II группы раннего возраста (1-2 лет) первые младшие группы (2-3 лет). С вновь пришедшими детьми проводится игры с предметами, и их родителями: встречи, экскурсии, беседы с целью создания благоприятного эмоционального состояния, выявления индивидуальных особенностей поведения.

II этап – Первичная диагностика детей всех возрастных групп. Диагностические данные каждого ребёнка фиксируются в регистрационном листе (таблице динамики развития). Динамика развития детей прослеживается в течение учебного года по  направлениям:

  1. Нервно-психическое развитие (1-3 года);
  2. Развитие мелкой моторики (3-4 года);
  3. Развитие психических процессов (познавательная сфера), (3-7 лет);
  4. Развитие эмоционально-волевой сферы (4-5 лет));
  5.  Индивидуальные особенности (нарушения в поведении) (4-7 лет);
  6.  Развитие коммуникативных способностей (5-6 лет);
  7. Психологическая готовность детей к школьному обучению (6-7 лет).

В начале и в середине года показатели динамики развития выявляются на основе наблюдения за детьми в процессе проведения совместной деятельности педагогом-психологом, в конце года – в процессе проведения индивидуального диагностического обследования.

III этап – Констатирующая диагностика. В конце года с детьми проводится индивидуальное и групповое психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития ребёнка. В подготовительной группе оценивается уровень  психологической готовности детей к школе.

    Все обследования проводятся с согласия родителей. Информацию о результатах и рекомендации можно получить у педагога-психолога на индивидуальной консультации.

Коррекционно-развивающее направление.

    С сентября по апрель с детьми проводится совместная деятельность в игровой форме, которая помогает ребёнку адаптироваться и развиваться в детском коллективе. Совместная деятельность на каждом возрастном этапе имеет определённую направленность:

  • для детей II раннего возраста(1-3 года) адаптационные игры  на создание  у детей положительной установки к общению со сверстниками и взрослыми, установление тактильных контактов, снятие эмоционального напряжения. Афонькина Ю.А;

  • для детей первой младшей группы (2-3 года) совместная деятельность ориентирована на формирование у детей третьего года жизни положительной установки к общению со сверстниками и взрослыми, снижение степени выраженности кризисных особенностей поведения, развитие речи через пальчиковую гимнастику;
  • для детей второй младшей группы (3-4 года) совместная деятельность ориентирована на развитие адаптационных способностей, эмоциональной сферы и создание условий для естественного психологического развития;
  • для среднего возраста (4-5 лет) – направлены на обучение элементам техники выразительных движений на приобретение навыков в саморасслабления, на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы;
  • для старшего возраста (5-6 лет) – на раскрытие изначального потенциала личности, ее самооценки, на исследование различных явлений нашей жизни; формирование позитивной Я-концепции;  на стабилизацию психических процессов, успокоение, расслабление, энергетическую «подзарядку»; формирование позитивных моделей взаимоотношений с окружающим миром и людьми;
  • для подготовительного возраста (6-7 лет) – на развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе; на формирование социально-нравственных представлений и чувств у детей, воспитание ценностных ориентаций и определенной социальной позиции, психологическая готовность детей к школьному обучению.

    Взаимодействие ребёнка и взрослого в процессе совместной деятельности  построено в форме игрового общения. Для поддержания интереса детей в процессе совместной деятельности предусмотрено музыкальное сопровождение упражнений и игр, чередование видов деятельности: игровые этюды, коммуникативные игры, упражнения и беседы сменяются подвижными играми, психогимнастикой и т.д..

Содержание

совместной деятельности

 

Цели и задачи

Контингент

Формы и методы

(приёмы)

совместной деятельности

Работа с педагогами

Взаимодействие с семьей

  1. Адаптация к МБДОУ «Детский сад №61»- развитие речевое, физическое, познавательное  

1.Диагностическая деятельность

Наблюдение -

2. Развивающая деятельность

Адаптационные игры,

Игры с предметами,

Потешки,

Пальчиковая гимнастика

-определение степени адаптации

-ведение адаптационного листа

-содействовать развитию потребности в физической активности

-развивать точные движения «тонкую моторику»

- создание условий для эмоционально-комфортного пребывания в группах детского сада

-предупреждение нарушений психофизического здоровья в период адаптации к д/с.  

-развивать у детей способность реагировать на дискомфорт, заявлять о своих нуждах

с 1 до 3 лет

Изучение степени адаптации

Наблюдение - систематическое и несистематическое

Посещение групп.

Формы и методы: игры направленные на снятие психоэмоционального напряжения и создание благоприятного эмоционального состояния.

-игры на развитие умения действовать по речевой инструкции

-стимулирование к подражанию взрослого,

-игры на установление доверительного контакта.

Приёмы:

-отвлечение, утешение

- переключение

-контакт через игрушку,

 -визуальный контакт,

-показ, эмоциональное заражение

 -тактильный  контакт

-создание коммуникативных пауз

-забавы, би-ба-бо.

-похвала, поддержка.

Семинар -практикум «Условия успешной адаптации».

 Консультации: «Игры в адаптационный период»

«Особенности адаптационного периода к условиям ДОУ»

«Тяжелая степень адаптации» «Эффективное общение с родителями как залог успешной адаптации ребенка к ДОУ».

«Анализ адаптации за год»

Выступление на родительском собрании «Условия успешной адаптации»

Анкетирование родителей

Консультации: «Режим дома», «Особенности адаптационного периода к условиям ДОУ», «Тактильный контакт, массаж – как средство расслабления в период адаптации» «Игры с водой дома» 

Презентации:

«Адаптация»

«Ясли-это серьёзно»

Просмотр фильма «Экскурсии по саду».

Программное обеспечение

1.Лапина И.В. «Адаптация детей поступлении в детский сад: программа психолого-педагогического сопровождения».2009

2.Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг общения с ребенком период раннего детства»2008.

3.Афонькина Ю.А. «Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал».2010 .

4.Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. «Развитие речи детей в процессе их адаптации».

5.Севостьянова Е.О. «Дружная семейка. Программа адаптации детей к ДОУ»

6.Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов»2008.

 7.Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»2009.

8.Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»2012.

9.Макарычева Н.В.«Проблемы раннего возраста: диагностика, поддержка, профилактика»2005.

10.Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду»2008вып.№2 Глебова С.В. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»2007.

  1. Нервно-психическое  развитие – познавательное, речевое, физическое

1.Диагностическая деятельность

Диагностируемые параметры:

Двигательные навыки

2. Развивающая деятельность

Развивающие игры,

Массаж рук,

Пальчиковая гимнастика,

Телесно-ориентированные игры.

-определить параметры  психомоторного развития

-развитие навыка двигательного подражания

-развивать умение дифференцировать движения правой и левой рукой

-развитие психомоторной координации

-способствование совершенствованию

Высшей нервной деятельности (силы уравновешенности, подвижности процессов возбуждения и торможения),

способностей своего тела к разнообразным движениям и ощущениям

с 1 до 3     лет

Посещение групп

Индивидуальная диагностика Диагностируемые параметры:

Двигательные навыки

Формы и методы:

-игры на развитие речи мелкой, крупной моторики, общих движений

-Игры на поиски форм, похожей на предмет, игры опознания

-игры с мелкими предметами, шнуровка.

-пальчиковая гимнастика

-игры на дорисовывание узоров (хвостики мышкам, ручки зонтикам и т.д.)

Приёмы:

-контакт через игрушку, -визуальный контакт,

-показ, эмоциональное заражение

 -тактильное контакт

-забавы, би-ба-бо.

-похвала, поддержка.

Семинар-практикум:

«Динамика нервно-психического развития» «Особенности нервно-психического развития у детей 1-3 лет».

Консультации: «Профилактика детских нервозов»,

«Влияние игр на психическое развитие детей».

Выступление на родительском собрании «Особенности нервно-психического развития детей 1-3 лет».

Консультации: «Правильная игрушка», «Профилактика детских нервозов».

Программное обеспечение

1.Афонькина Ю.А. «Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современного технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал»2010 .

2.Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста 1-3 года»2007.

Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников»2003.

3. Методика: возрастная шкала нервно-психического развития с года до трех лет/сост. Печера К.Л., Пантюхиной Г.В и т.д.

4. Кулганов В.А., Сорокина Н.В. «Психологические особенности развития детей и профилактика нервозов»2012.

5. Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов» 2008.

6.Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»2009.

7.Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»2012.

8.Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду»2008вып.№2

9.Грошенина В.В.Самошкина И.В.Черкасова Н.П.«Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»2009

10. Глебова С.В. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»

2007

III.Эмоциональное благополучие –речевое , физическое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие.

1.Диагностическая деятельность

Диагностируемые параметры:

-особенности эмоциональной сферы

-особенности волевой сферы.

2. Развивающая деятельность

Формы:

Психогимнастика

 -игровые упражнения

-психогимнастика

-контактные и подвижные игры

-игровые этюды

-элементы арттерапии

Релаксация

- определить количественное и качественное проявление тревоги

-особенности эмоциональной сферы

-особенности волевой сферы

агрессивного поведения

- раскрепощение и объединение детей

- развитие адекватных форм проявление эмоций «здоровье»

-разрядка агрессивных импульсов «физическое развитие»

-развитие творческой деятельности

-разрядка агрессии, страха, упрямства «физическое развитие»

-формирование навыков общения

3-7 лет

Индивидуальная и групповая диагностика

Диагностируемые параметры:

-особенности эмоциональной сферы

-особенности волевой сферы

Формы и методы:

 -игры на снятие тревожности, неуверенности, скованности, зажатости, СДВГ.

Приёмы:

-визуальный контакт, улыбка,

-показ приемлемых форм поведения, эмоциональное заражение

-имитация (сказочных ролей, повадки животных),

-ролевое проигрывание,

 -тактильное контакт

-похвала, поддержка.

Семинар –практикум  «Особенности эмоций» «Особенности мотивов поведения ребенка» «СДВГ-норма и выше нормы»

Консультации: «Оздоровительные игры»

 «Как надо вести себя с гиперактивным ребенком «Замкнутый, тревожный, медлительный ребенок. Особенности общения с такими детьми» «Взаимодействие с ребенком ОВЗ»  

Выступление на родительском собрании: «Что такое психогимнастика», «Эмоциональный мир ребенка. Темперамент»,

Консультации: «Как надо вести себя с гиперактивным ребенком»

«Замкнутый, тревожный, медлительный ребенок. Особенности общения с такими детьми»

«Активное слушание ребенка»

Программное обеспечение:

1. Панфилова М.А.«Игротерапия общения».2005.

2. Погудкина И.С. «Работа с проблемными дошкольниками»2007.

3.Щипицына Л.М., Защиринская О.В. и т.д. «Азбука общения» 2007.

4.Алябьев Е.А «Психогимнастика в детском саду»2003.

5.Арцишевская И.Л. «Работа с гиперактивными детьми в детском саду» 2013.

6.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. «Тропинка к своему я»2011.

7. Кулганов В.А., Сорокина Н.В. «Психологические особенности развития детей и профилактика нервозов»2012

8.Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов» 2008.

9.Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»2009.

10. Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»2012.

11. Глебова С.В. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»2007

12. Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду»2008вып.№

13.Грошенина В.В.Самошкина И.В.Черкасова Н.П.«Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»2009.

V. Психологическая готовность – физическое, речевое, позновательное, социально-личностное развитие

1.Диагностическая деятельность

Диагностируемые параметры:

-особенности развития психических процессов

-особенности развития мелкой моторики  -особенности саморегуляции деятельности -особенности развития навыков общения

2. Развивающая деятельность

Развивающие игры,

Игровые упражнения,

Игровые ситуации,

Беседы,

Психогимнастика,

Пальчиковая гимнастика,

Физкультминука, Релаксация.

-изучение психических процессов, включая внимание ориентация в окружающем мире, мелкая моторика, мотивация к школе, изучение коммуникативных способностей.

Развивать психические процессы, совершенствовать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества, развитие способности к согласованному взаимодействию,

Развитие слухового и зрительного восприятия, целенаправленного внимания и наблюдательности.

5-7 лет

Индивидуальная и групповая диагностика

Диагностируемые параметры:

-особенности развития психических процессов

-особенности развития мелкой моторики  

-особенности саморегуляции деятельности

-особенности развития навыков общения

Формы и методы:

- игровые упражнения на развитие психических познавательных процессов (классификация, анализ, синтез, сравнение и т.д.)

 -игры на развитие коммуникативных способностей

-игровые упражнения на психологическую готовность к школьному обучению.

-игровые ситуации на эмоционально-личностное развитие, релаксация

игровые упражнения на саморегуляцию деятельности

Приёмы:

-визуальный контакт, улыбка,

-показ приемлемых форм поведения и общения, эмоциональное заражение

-ролевое проигрывание,

-индивидуальный подход,

-похвала, поддержка.

Семинар –практикум  «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Консультации:

«Что такое психологическая готовность»

 «Саморегуляции деятельности» «Умение общаться и выражать свои мысли»

«Игры на развитие внимание, памяти , мышления, речи, восприятия»

Выступление на родительском собрании «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Консультации:

«Что такое психологическая готовность»

«Рекомендации будущим первоклассникам», «Рекомендации по развитию психических  процессов» «Особенности кризиса  7 лет» «Игры на развитие внимание, памяти , мышления, речи, восприятия»

Программное обеспечение:

1. Шарохина В.Л., Катаева Л.И. «Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы»2010г. 2012 нов.изд.

2. Ананьева Т.В. «Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению»2011.

3. Севостьянова Е.О. «Хочу всё знать»2005.

4. Веракса А.Н., Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. 2012.

5.Панфилова М.А.«Игротерапия общения».2005.

6. Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов». 2008.

7.Козлова А.В. Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»2009.

8. Сагдеева Н.В. «Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу»2012.

9. Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду»2008вып.№2

10.Грошенина В.В.Самошкина И.В.Черкасова Н.П.«Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»2009

11.Глебова С.В. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение воспитанников детского дома

Информация об особенностях организации работы педагога - психолога в детском доме...

Психологическое сопровождение воспитанников в ДОУ

Перечислены методики и диагностики, используемые в ДОУ педагогом-психологом (с согласия родителей (законных представителей)).Интеллектуальная готовность, личностная готовность, мотивационная готовност...

Карта психологического сопровождения воспитанников ГБДОУ, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Карта обследования воспитанников детского сада предназначена для заполнения психологом результатов психодиагностического обследования детей, находящихся в сожной жизненной ситуации....

Методическая разработка по психологическому сопровождению воспитанников с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении на тему: «Использование песочной игротерапии в работе с детьми ОВЗ»

laquo;Картина на песке – изображение душевного состояния.....Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, конфликтпереноситься из внутреннего мира во внешний и делает зримым»Дора Колф...

Программа «Психологическое сопровождение воспитанников при подготовке к школьному обучению»

1.Целевой раздел  31.1 Пояснительная записка. 31.1.1. Цели и задачи программы. 31.1.2.Направления и принципы реализации программы. 41.2. Планируемые результаты реализации программы. 52. СОДЕРЖАТЕ...

Рабочая программа педагога-психолога "Психологическое сопровождение воспитанников ДОУ"

Пояснительная записка   Программа педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса (далее – Программа) разработана в соответствии с основной общеобразоват...

ПРОГРАММА «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

Программа «Психологическое сопровождение воспитанников при подготовке к школьному обучению» направлена на развитие интеллектуальной, мотивационной и волевой готовности к обучению, а так же...