Развитие интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством творческой мастерской.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Угайнова Анжелика Андреевна

 

   Современный уровень и темп жизни предполагает активное использование различных гаджетов и компьютерных технологий в повседневности. Поэтому, нередко можно наблюдать, как ребенок с ловкостью управляется компьютерной мышкой, сенсорным экраном, различными игровыми приставками, и много времени увлеченно проводит перед экраном телевизора, но, при этом очень плохо владеет ножницами, не способен выразить свой творческий замысел посредством рисования, лепки, аппликации.  Кроме того, к старшему дошкольному возрасту у детей зачастую не сформированы должным образом элементарные умения и навыки в конструировании, в работе с бумагой, природным и бросовым материалом, что создает неблагоприятные условия для проявления детского творчества. Поэтому задача воспитателя состоит в том, чтобы раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, создать условия для его проявления и дальнейшего развития.

 

Для решения этой задачи  и развития интегративных качеств дошкольников подготовительной группы нашего детского сада  в своей работе с детьми я использую такую форму, как творческая мастерская.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_integrativnykh_kachestv_lichnosti.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интегративных качеств детей  старшего дошкольного возраста посредством творческой мастерской.

   Современный уровень и темп жизни предполагает активное использование различных гаджетов и компьютерных технологий в повседневности. Поэтому, нередко можно наблюдать, как ребенок с ловкостью управляется компьютерной мышкой, сенсорным экраном, различными игровыми приставками, и много времени увлеченно проводит перед экраном телевизора, но, при этом очень плохо владеет ножницами, не способен выразить свой творческий замысел посредством рисования, лепки, аппликации.  Кроме того, к старшему дошкольному возрасту у детей зачастую не сформированы должным образом элементарные умения и навыки в конструировании, в работе с бумагой, природным и бросовым материалом, что создает неблагоприятные условия для проявления детского творчества. Поэтому задача воспитателя состоит в том, чтобы раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, создать условия для его проявления и дальнейшего развития.

Для решения этой задачи  и развития интегративных качеств дошкольников подготовительной группы нашего детского сада  в своей работе с детьми я использую такую форму, как творческая мастерская.

  Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта.

    Результат творческой деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для науки, культуры или производства. Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка.

   

  В чем же специфические особенности детского творчества?

     В педагогике и психологии выделяются следующие специфические особенности детского творчества:

- Творчество детей заключается в том, что новизна их открытий и продукта субъективна.

- Процесс создания продукта, как правило, доставляет ребенку даже большее удовольствие, чем удовольствие от получения результата, и, как правило, оказывается для него важнее, чем результат.

  - Интеллектуальная активность.

 - Оригинальность

  - Вариативность решений

Работа в творческой мастерской помогает ребенку:

  1. Принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
  2. Планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
  3. Предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, поделке;
  4. Слушать взрослого и выполнять его инструкции;

 Творческая деятельность детей способствует формированию универсальной способности к построению любой значимой для ребенка деятельности, будь то изобразительная, речевая, игровая и др., как созданию целостности (рисунка, текста, сюжета) из разных единиц, но одними и теми же приемами.

  Целью работы нашей творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствование развитию самостоятельности и творческой инициативы, а также развитие мелкой моторики, воображения, мышления, умения действовать по образцу и привносить в работу нечто свое (к примеру – выполнить работу в другом цвете, с другим узором, чем предложено на образце; таким образом, происходит развитие творческого начала в ребенке).

Работа творческой мастерской строится поэтапно, работа ведется циклично:

- «Рисование»

-  «Работа с бумагой»

 - «Работа с бросовым материалом»

-  «Работа с пластилином»

- «Работа с соленым тестом».

Освоенное содержание одного цикла интегрируется в другие циклы.

 При построении рабочего процесса в творческой мастерской важно учитывать гендерную специфику развития детей дошкольного возраста. К примеру, у мальчиков дошкольного возраста отстает развитие тонкой моторики, что приводит к определенным трудностям в действиях с изобразительными материалами и инструментами. Поэтому при формировании изобразительных умений и навыков следует уделять больше внимания мальчикам.

  Работа в творческой мастерской предполагает интеграцию со всеми образовательными областями: «Здоровье»,  «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура»,  которые в совокупности ориентированы на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка.

С  некоторыми областями в творческой мастерской проходит полная интеграция, с некоторыми – частичная, но, в совокупности, воспитанники  получают достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором они  живут, о взаимосвязи явлений и предметов, многообразии мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления.

Работа в творческой мастерской  позволяет ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения.

  Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, при построении работы творческой мастерской  используется  большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (показ  репродукций, предметов быта, поделок).

 

   Предлагаю рассмотреть более подробно, как в процессе работы творческой мастерской, решаются  задачи интеграции вышеперечисленных образовательных областей.

- Творческая мастерская и образовательная область «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация»  наиболее взаимосвязаны между собой.

- творческая мастерская и образовательная область «Художественное творчество»  : развивать продуктивную деятельность детей (рисование, лепка, аппликация);  

  - творческая  мастерская  и образовательная область «Чтение художественной литературы» :  продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе,  создание художественных образов по мотивам прочитанных произведений (рисование сказочных героев, лепка любимого персонажа)

-  творческая мастерская и образовательная область «Социализация»:  побуждать детей к коллективной работе, побуждать передавать в рисунках и аппликации яркие моменты жизни, рассказывать о них, приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

 

  - творческая мастерская и образовательная область «Труд»: формирование положительного отношения к труду через участие детей в подготовке необходимого оборудования к предстоящей деятельности и формирование навыка бережного, аккуратного обращения с ним, умения раздавать и собирать, класть в отведенное место.

- творческая мастерская и образовательная область «Познание»:  активизация мышления детей (через самостоятельный выбор сюжета рисунка, самостоятельный выбор цвета при раскрашивании иллюстрации, при подборе цвета бумаги  при выполнении аппликации) ; выполнение творческих заданий, закрепляющих знания об окружающем;  в процессе работы с различными материалами  дети узнают их свойства.

 

 – Творческая мастерская и образовательная область «Коммуникация»:

 Общение ребёнка со сверстниками и взрослыми – это необходимый компонент каждого вида детской деятельности. И задача воспитателя состоит в стимулировании речевой активности дошкольников через:

 -  свободное общение с взрослыми и детьми;

 - через поощрение дошкольников к обсуждению своей деятельности, с целью развития компонентов устной речи. А в конце образовательной деятельности мы с ребятами обобщаем и обсуждаем в форме вопросов и ответов полученные знания. Благодаря этому у воспитанников развивается мышление, расширяется и активизируется словарный запас.

 

  – творческая мастерская и образовательная область «Музыка»:

  В работе творческой мастерской музыка  используется при выполнении творческих заданий как фоновое сопровождение, а также во время    проведения «физкультурных минуток». Использование музыки во время выполнения детьми заданий поднимает эмоциональный настрой детей и вместе с тем повышает интерес к творческой деятельности.

– творческая мастерская и образовательная область «Физическая культура»:  проведение физкультурных минуток в процессе творческой деятельности детей.

-  творческая мастерская и образовательная область «Здоровье»: выполнение работы на тему «Здоровым будешь – все добудешь», «Мама, папа, я – спортивная семья»

 – творческая мастерская и образовательная область «Безопасность»:  соблюдение в работе правил безопасного использования инструментов.

 

 Очень важно, что во время работы в творческой мастерской ребёнок-дошкольник проявляет заинтересованность, активность, с интересом выполняет задания педагога и радуется своим успехам. А значит, у него есть стремление развивать творческий потенциал, познавать окружающий мир, а воспитатель способствует этому через развитие таких качеств личности, как активность, доброжелательность, любознательность; развитие у ребёнка проходит гармонично. Но, следует помнить, что необходимым условием гармоничного развития личности ребёнка является регулярное посещение дошкольного учреждения, в котором созданы все условия для воспитания разносторонне развитой творческой личности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста в художественно – эстетической деятельности»

Развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах методики вовлечения детей дошкольного возраста в художественное творчество в условиях реализации ФГОС....

«Развитие физических качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий»

               Одной из форм развития двигательных умений и навыков у детей являются сюжетно-игровые занятия т.е театрализованная деятельность, которые с...

План по самообразованию по теме: "Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок".

Данную тему я выбрала для повышения собственного уровня знаний в воспитании детей дошкольного возраста  и для развития у воспитанников нравственных качеств путем использования русских народных ск...

«Развитие физических качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий»

Естественным спутником жизни детей является игра, которая обладает великой воспитательной силой и способствует формированию у дошкольников двигательных умений и навыков. Одной из форм развития двигате...

Развитие лидерских качеств детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности

Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию лидерских качеств через познавательно - исследовательскую деятельность....