Развитие лидерских качеств детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности
опыты и эксперименты
Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию лидерских качеств через познавательно - исследовательскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zembal_l.b.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»
МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»
629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ,
г. Надым, ул. Набережная им. Оруджева С.А., дом 35 тел/факс 8 (3499) 52-35-42, 52-35-47
E-mail: Alenkiy5tsvetochek@mail.ru ОКПО 321317749 ОГРН 1158903000233,
ИНН/КПП 89030343333/890301001
Развитие лидерских качеств детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности
Автор воспитатель: Зембаль Л.Б.
Надым 2017 г.
Развитие лидерских качеств детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности
1 слайд
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предложен опыт работа на тему:
Развитие лидерских качеств детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности
2 слайд
Цель:
Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию лидерских качеств через познавательно - исследовательскую деятельность.
3 слайд
Важнейшей миссией учебно-воспитательного процесса на сегодняшний день является всестороннее развитие личности, в частности - формирование личности с определенным набором лидерских качеств. Если говорить о психологическом портрете такой личности, то основными его составляющими станут такие внутриличностные особенности, как высокая активность, успешность, настойчивость, мобильность, гибкость в общении, хорошая переключаемость, коммуникабельность и целеустремлённость.
Лидерские качества – это совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций.
4слайд
Лидер-дошкольник - это прежде всего активная, инициативная личность, которая способна изменить внешнюю ситуацию и координировать деятельность других, организовать и повести их за собой.
Лидерские качества можно классифицировать следующим образом:
1. Личные качества лидера: знание себя, своих чувств и эмоций; готовность к риску; уверенность в себе; надежность, нормативность и последовательность; активная жизненная позиция; инициативность и умение мотивировать себя.
2. Управленческие и организационные лидерские качества: умение создать команду; способность организовать коллектив на решение поставленных задач; видение перспективы; гибкость поведения и чувствительность к ситуации; готовность поддержать в трудную минуту.
3. Психологические и социальные лидерские качества: коммуникабельность; справедливость; способность представлять и отстаивать интересы коллектива; умение создавать условия для самореализации своих последователей.
5 слайд
Одна из главных задач, которая стоит перед, воспитателями - создавать ситуации, способствующие максимальному проявлению лидерского потенциала. Лидерский опыт в целом полезен человеку, потому что это опыт социально ответственного поведения, это опыт признания, это опыт проживания высокой самооценки, это моменты, когда ощущаешь себя сильным, значимым, компетентным.
6 слайд
Для развития лидерских качеств мы используем в своей работе игровую, спортивную, сюжетно-ролевую и художественно-эстетическую, исследовательскую деятельность. Хороший развивающий эффект содержат проблемные ситуации, которые очень хорошо просматриваться в исследовательской деятельности так, как они являются источником самореализации ребенка, позволяющим ему решать эти задачи самостоятельно. Таким образом, выявляется и развивается детская индивидуальность, ребенок обретает уверенность в том, что в некоторых случаях он сам, что то может сделать без помощи взрослого.
7 слайд
С внедрением новых стандартов на каждой ступени образования меняется взгляд на результаты образования, на образ выпускника. Акценты смещаются с накопления объёма знаний на овладение способами и средствами активного познания.
8 слайд
В настоящее время развитие исследовательского поведения следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Поэтому целью педагогического воздействия в данных условиях является развитие личности ребенка через формирование и совершенствование навыков исследовательского поведения.
Уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого–физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослого.
9 слайд
Актуальность в том, что совпадают три составляющие развития личности: условия жизни, потребности, способности ребёнка.
Главная особенность современного мира – его динамичность. Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого и от ребёнка – проявления поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение.
На практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру.
10 слайд
Актуальность также в том, что это естественное состояние дошкольника и его потребность к новым впечатлениям является двигательным механизмом для развития поисково-исследовательской деятельности, так как стремление исследовать, экспериментировать, является чертой детского характера.
11 слайд
Системная работа по познавательно исследовательской деятельности позволяет:
- развивать критическое мышление, внимание, память, самостоятельность, познавательные, творческие способности детей и коммуникативные навыки;
- развивать детскую любознательность, пытливость ума;
- достичь качественных результатов в работе и при выпуске в школу.
Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость,
удивление и даже восторг.
Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы.
Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля, лидерский потенциал и творческие способности.
12 слайд
Что же представляют исследовательские действия детей?
- Наблюдение – непосредственное, целенаправленное восприятие объектов окружающего мира живой и неживой природы, рукотворного мира с целью их познания.
- Обследование – выявление свойств и отношений объектов окружающего мира с опорой на разные органы чувств.
- Экспериментирование – проведение опытов, действий с объектами окружающего мира с целью выявления их неявных свойств, сущностных связей и отношений.
- Поиск и восприятие информации. Для дошкольников самым доступным способом получения информации является обращение с вопросом к взрослому (родителю, педагогу и т.д.), именно поэтому дошкольников называют «почемучками». Также источниками информации для детей является просмотр мультфильмов, детских познавательных передач, чтение книг, энциклопедий, журналов, доступ к Интернет-ресурсам.
- Выдвижение и проверка предложений в совместной с педагогом деятельности – вариант работы, основанный на создании проблемной ситуации и совместном её решении.
13 слайд
Формируя у детей исследовательские умения, необходимо создать условия для расширения и обогащения опыта выполнения исследовательских действий в организованной и самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности дошкольника.
Объём педагогического воздействия варьируется относительно этапов или задач исследовательской (экспериментальной) деятельности, а также организации режимных моментов. Педагог создаёт (предлагает) условия для проведения опытов, частично участвует в них или стимулирует самостоятельное детское экспериментирование.
Для получения информации по теме, используются различные источники. Педагог может включить детей в беседу, организовать совместное чтение книг, просмотр познавательных видеосюжетов и пр. Это позволяет максимально широко охватить предмет исследования, изучить его с разных сторон.
Исследовательские действия детей стимулирует грамотно организованная предметно-пространственная среда, которая создаёт условия для самостоятельного исследования и экспериментирования.
14 слайд
Сейчас я вам предлагаю поработать в группах.
На листочке бумаги напишите этапы организации и проведения опытов с дошкольниками.
Ориентируйтесь на рассказ, который вы услышали.
15 слайд
Структура экспериментальной деятельности предполагает (содержит):
- Постановка проблемы (задачи); (при педагогической поддержке в младшем дошкольном возрасте, самостоятельно - в старшем дошкольном возрасте).
- Поиск путей решения проблемы, выдвижение гипотез;
- Проведение опытов; (Распределение детей на подгруппы и выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
- Наблюдение результатов эксперимента и его фиксация;
- Формулировка вывода (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно - старшем дошкольном возрасте).
16 слайд
Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы. Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребёнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы « открытие» сделал сам.
Вы, наверное, помните лягушонка из произведения С. В. Михалкова «Упрямый лягушонок». Сегодня я расскажу вам, что же с ним произошло дальше. Приглашаю Вас в сказку-действие.
Так как лягушонок был очень любопытным, то захотел вновь отправиться в путешествие. Но на этот раз он решил далеко от пруда не уходить, а понаблюдать за красотой этого мира рядом с домом.
Выглянув из пруда, он увидел, что вокруг плавает много загадочных цветов, которых он раньше не замечал. Это были кувшинки. А так как было утро и солнышко начало восходить, то лягушонок смог увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт 1.
Оборудование: цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые закручены к центру при помощи карандаша, тазик с водой.
Опустите кувшинки на воду. Что происходит? (Лепестки цветов «распускаются»). Почему?
Вывод. Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки «распускаются».
Вдруг лягушонок увидел, что на поверхности воды, то появлялись, то исчезали маленькие существа. Оказалось, что это рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт 2.
Оборудование: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.
Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки.
Почему пластилин падает на дно стакана? (Он тяжелее воды, поэтому тонет).
Что происходит на дне? Почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему?
Вывод. В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.
Лягушонку понравилось познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него еще осталось очень много вопрос, на которые теперь он будет искать ответы. С которыми мы познакомимся в другой раз.
17 слайд
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным (незаметным) руководством взрослого.
От того, насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, насколько правильно будут сформированы его лидерские качества, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни.
18 слайд
В конце нашего мастер-класса проведём рефлексию. Если вам понравилось, опустите камень в ёмкость с весёлым смайликом. Если вам не понравилось – в ёмкость с грустным смайликом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие физических качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий»
Одной из форм развития двигательных умений и навыков у детей являются сюжетно-игровые занятия т.е театрализованная деятельность, которые с...
Обобщение опыта работы по теме: « Развитие творческих способностей младшего дошкольного возраста посредством познавательно – исследовательской деятельности »
Обобщение опыта работы по теме:« Развитие творческих способностей младшего дошкольного возраста посредством познавательно – исследовательской деятельности »...
Педагогический опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»
Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического проц...
Семинар для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности"
Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить....
Игры, направленные на развитие лидерских качеств детей дошкольного возраста
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения....
Развитие лидерских качеств детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности
Важнейшей миссией учебно-воспитательного процесса на сегодняшний день является всестороннее развитие личности, в частности - формирование личности с определенным набором лидерских качеств. Если говори...
"Детская деятельность как условие развития лидерских качеств детей дошкольного возраста"
laquo;Главная задача ребёнка – это строительство человека, в которого ему суждено превратиться». Мария Монтесорри «Мой метод»....