Театрализованная игра как одно из средств развития интегративных качеств детей дошкольного возраста.
статья по теме
Текст выступления на районной научно - практической конференции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Театрализованная игра как одно из средств развития интегративных качеств детей дошкольного возраста.
Фаттахова Любовь Алексеевна,
музыкальный руководитель,
МБДОУ « Менделеевский детский сад»
п.Менделеево, Карагайского района
В соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к дошкольному образованию, предполагается тесная интеграция всех направлений и областей воспитательно-образовательного процесса. Где главной целью выступает формирование общей культуры детей, достижение разностороннего развития дошкольников с учётом их возрастных особенностей.
В образовательной области «Музыка» предполагается двухстороннее взаимодействие содержательных и целевых установок во всех областях воспитательно-образовательного процесса, для чего необходимо решать как общие задачи личностного становления ребёнка, так и согласованные с ними, отражающие специфику данной области, вносящие свой вклад в формирование общей культуры детей. Основной задачей образовательной области «Музыка», являются: «Развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку, приобщение к музыкальному искусству».
Общеизвестно, что музыка является важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Исходя из того можно сделать вывод о том, что с помощью музыки у детей дошкольного возраста развиваются следующие интегративные качества:
- физически развитый (музыка окрашивает движения ребёнка эмоциями, двигательная активность детей под музыку способствует физическому развитию, увлечённости этой деятельностью);
- любознательный, активный (привлекательная музыкальная деятельность вызывает активность, проявляющуюся в вопросах, желании действовать);
- эмоционально отзывчивый (эстетические чувства закрепляются в виде личностных нравственно-эстетических проявлений);
- овладевший средствами общения (совместная художественная деятельность сплачивает, объединяет детей и взрослых);
- интеллектуально развитый (развитие словаря, оценочной деятельности в процессе восприятия музыки);
- подготовленный к учебной деятельности в школе (развитие музыкального восприятия – процесс обучения детей слушать и слышать, выполнять задания взрослого, творить).
Одним из помощников в развитии интегративных качеств личности дошкольника, может стать театрализованная игра, которая строится на взаимодействии детей, родителей и педагогов. Общеизвестно, что театрализованная игра является универсальным средством развития детей, т.к. в её основе лежат: лёгкость и радость общения с ребёнком, желание импровизировать, стремление к творчеству и экспромту, самовыражение и стремление к общему успеху. Сама форма организации театрализованной игры, предполагающая обыгрывание какой- либо темы, интересной и понятной для всех участников, является моделью ролевого взаимодействия взрослых и детей. При этом она позволяет включить в обыгрывание любое содержание (экологическое, музыкальное, математическое и др.).
Театрализованная игра легко интегрируется со всеми образовательными областями и в ней шлифуются многие человеческие способности, в первую очередь способность познавать себя, окружающий мир, развиваются навыки взаимодействия с другими людьми , корректируются некоторые негативные состояния и проявления человека. Совместная творческая деятельность – это прекрасная возможность самореализации для всех ее участников, независимо от возраста. Занятия театрализованной деятельностью невозможны без искреннего интереса, увлеченности, как со стороны взрослых, так и со стороны детей.
В МБДОУ « Менделеевский детский сад» ведется целенаправленная работа по использованию театрализованной игры, направленной на развитие интегративных качеств личности дошкольников. На наш взгляд, сначала детям лучше предлагать для обсуждения и дальнейшего обыгрывания стереотипные ситуации, закрепленные в бытовой культуре, известные обряды или традиции, например, празднование дня рождения или встречу Нового года, празднование новоселья. Именно бытовые, традиционные события, наблюдаемые детьми с раннего возраста, имеют опору на их собственный опыт и дают наиболее богатую пищу для воображения. В игре можно безболезненно для детей показать ошибки в поведении персонажей, т.к. игра решает сверхзадачу – социально-эмоционального и нравственно - коммуникативного развития личности ребёнка.
Соответственно, что в любую непосредственную деятельность можно легко внести элементы театрализованной игры, которая направлена на объединение выбранной темы и взаимодействия всех участников образовательного процесса: воспитатель разрабатывает тематику непосредственной образовательной деятельности, логопед отбирает нужный речевой материал, музыкальный руководитель - тематику музыкального сопровождения и т.д.
Нами была проведена большая работа по использованию театрализованных игр во всех возрастных группах, созданы картотеки театрализованных игр, прошел конкурс театральных уголков, конкурс сценического костюма детского и взрослого, конкурс детских постановок «Непослушный петушок», « Как цыпленок хотел вырасти», « Как медведь готовился к зиме», проведена неделя театра (беседы для детей « Театр начинается с вешалки», «Театральные профессии» , консультации для родителей « Театрализованная игра как средство развития дошкольников», « Домашний театр» , спектакль силами родителей « Теремок – детский сад» и спектакль для детей силами педагогов « Как зайчонок шубку менял»).
Таким образом, использование театрализованных игр в практике работы с детьми дошкольного возраста, способствует развитию у детей:
- ощущений, чувств и эмоций;
- мышления, фантазии, внимания, памяти, воли;
- умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных, исполнительских).
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод о том, что театрализованная игра является одним из действенных средств развития интегративных качеств личности детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста в художественно – эстетической деятельности»
Развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах методики вовлечения детей дошкольного возраста в художественное творчество в условиях реализации ФГОС....

ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье представлены результаты экспериментального исследования по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр....

Подвижная игра,как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста
Разнообразные подвижные игры являются эффективным средством активного отдыха после умственного труда,а также играют важную роль в воспитании,как моральной и волевой устойчивости в действиях и поступка...

Тема по самообразованию: «Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №20 «РОСИНКА» Г. НАЗАРОВОКРАСНОЯРСКОГО КРАЯ662200, Красноярский край, г. Назарово, ул. Арбузова, вл. №...

ПЛАН РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ «Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста»
Подвижная игра – сознательная, двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих пра...

Статья. Народные подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста
Всем известна фраза «Движение – это жизнь», ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоров...

План работы по самообразованию «Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста».
Подвижная игра – сознательная, двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательн...