Театрализованная игра как одно из средств развития интегративных качеств детей дошкольного возраста.
статья по теме
Текст выступления на районной научно - практической конференции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Театрализованная игра как одно из средств развития интегративных качеств детей дошкольного возраста.
Фаттахова Любовь Алексеевна,
музыкальный руководитель,
МБДОУ « Менделеевский детский сад»
п.Менделеево, Карагайского района
В соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к дошкольному образованию, предполагается тесная интеграция всех направлений и областей воспитательно-образовательного процесса. Где главной целью выступает формирование общей культуры детей, достижение разностороннего развития дошкольников с учётом их возрастных особенностей.
В образовательной области «Музыка» предполагается двухстороннее взаимодействие содержательных и целевых установок во всех областях воспитательно-образовательного процесса, для чего необходимо решать как общие задачи личностного становления ребёнка, так и согласованные с ними, отражающие специфику данной области, вносящие свой вклад в формирование общей культуры детей. Основной задачей образовательной области «Музыка», являются: «Развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку, приобщение к музыкальному искусству».
Общеизвестно, что музыка является важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Исходя из того можно сделать вывод о том, что с помощью музыки у детей дошкольного возраста развиваются следующие интегративные качества:
- физически развитый (музыка окрашивает движения ребёнка эмоциями, двигательная активность детей под музыку способствует физическому развитию, увлечённости этой деятельностью);
- любознательный, активный (привлекательная музыкальная деятельность вызывает активность, проявляющуюся в вопросах, желании действовать);
- эмоционально отзывчивый (эстетические чувства закрепляются в виде личностных нравственно-эстетических проявлений);
- овладевший средствами общения (совместная художественная деятельность сплачивает, объединяет детей и взрослых);
- интеллектуально развитый (развитие словаря, оценочной деятельности в процессе восприятия музыки);
- подготовленный к учебной деятельности в школе (развитие музыкального восприятия – процесс обучения детей слушать и слышать, выполнять задания взрослого, творить).
Одним из помощников в развитии интегративных качеств личности дошкольника, может стать театрализованная игра, которая строится на взаимодействии детей, родителей и педагогов. Общеизвестно, что театрализованная игра является универсальным средством развития детей, т.к. в её основе лежат: лёгкость и радость общения с ребёнком, желание импровизировать, стремление к творчеству и экспромту, самовыражение и стремление к общему успеху. Сама форма организации театрализованной игры, предполагающая обыгрывание какой- либо темы, интересной и понятной для всех участников, является моделью ролевого взаимодействия взрослых и детей. При этом она позволяет включить в обыгрывание любое содержание (экологическое, музыкальное, математическое и др.).
Театрализованная игра легко интегрируется со всеми образовательными областями и в ней шлифуются многие человеческие способности, в первую очередь способность познавать себя, окружающий мир, развиваются навыки взаимодействия с другими людьми , корректируются некоторые негативные состояния и проявления человека. Совместная творческая деятельность – это прекрасная возможность самореализации для всех ее участников, независимо от возраста. Занятия театрализованной деятельностью невозможны без искреннего интереса, увлеченности, как со стороны взрослых, так и со стороны детей.
В МБДОУ « Менделеевский детский сад» ведется целенаправленная работа по использованию театрализованной игры, направленной на развитие интегративных качеств личности дошкольников. На наш взгляд, сначала детям лучше предлагать для обсуждения и дальнейшего обыгрывания стереотипные ситуации, закрепленные в бытовой культуре, известные обряды или традиции, например, празднование дня рождения или встречу Нового года, празднование новоселья. Именно бытовые, традиционные события, наблюдаемые детьми с раннего возраста, имеют опору на их собственный опыт и дают наиболее богатую пищу для воображения. В игре можно безболезненно для детей показать ошибки в поведении персонажей, т.к. игра решает сверхзадачу – социально-эмоционального и нравственно - коммуникативного развития личности ребёнка.
Соответственно, что в любую непосредственную деятельность можно легко внести элементы театрализованной игры, которая направлена на объединение выбранной темы и взаимодействия всех участников образовательного процесса: воспитатель разрабатывает тематику непосредственной образовательной деятельности, логопед отбирает нужный речевой материал, музыкальный руководитель - тематику музыкального сопровождения и т.д.
Нами была проведена большая работа по использованию театрализованных игр во всех возрастных группах, созданы картотеки театрализованных игр, прошел конкурс театральных уголков, конкурс сценического костюма детского и взрослого, конкурс детских постановок «Непослушный петушок», « Как цыпленок хотел вырасти», « Как медведь готовился к зиме», проведена неделя театра (беседы для детей « Театр начинается с вешалки», «Театральные профессии» , консультации для родителей « Театрализованная игра как средство развития дошкольников», « Домашний театр» , спектакль силами родителей « Теремок – детский сад» и спектакль для детей силами педагогов « Как зайчонок шубку менял»).
Таким образом, использование театрализованных игр в практике работы с детьми дошкольного возраста, способствует развитию у детей:
- ощущений, чувств и эмоций;
- мышления, фантазии, внимания, памяти, воли;
- умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных, исполнительских).
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод о том, что театрализованная игра является одним из действенных средств развития интегративных качеств личности детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/02/picture-249577-1370155323.jpg)
Мастер-класс по теме: «Развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста в художественно – эстетической деятельности»
Развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах методики вовлечения детей дошкольного возраста в художественное творчество в условиях реализации ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/03/picture-900650-1488524965.jpg)
ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье представлены результаты экспериментального исследования по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/28/picture-224001-1377668134.jpg)
Подвижная игра,как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста
Разнообразные подвижные игры являются эффективным средством активного отдыха после умственного труда,а также играют важную роль в воспитании,как моральной и волевой устойчивости в действиях и поступка...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/25/picture-1056230-1603627515.jpg)
Тема по самообразованию: «Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №20 «РОСИНКА» Г. НАЗАРОВОКРАСНОЯРСКОГО КРАЯ662200, Красноярский край, г. Назарово, ул. Арбузова, вл. №...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/28/picture-963942-1535428634.jpg)
ПЛАН РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ «Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста»
Подвижная игра – сознательная, двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих пра...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/15/picture-378843-1389770806.jpg)
Статья. Народные подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста
Всем известна фраза «Движение – это жизнь», ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоров...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/28/picture-1265700-1601270512.jpg)
План работы по самообразованию «Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста».
Подвижная игра – сознательная, двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательн...