кружок по экологическому воспитанию
материал (подготовительная группа) по теме
Кружковая работа по экологическому воспитанию долшкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_ekologii_podgotovitelnaya_gruppa.doc | 272.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
В процессе освоения экологических знаний ребенок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. При этом его знания приобретают качестве системности. Тем самым возрастают возможности операциональной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Все это позволяет детям творчески применять знания и умения в повседневном общении с природой.
Цель кружковой работы: развитие экологической воспитанности дошкольников, основными проявлениями которой служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Задачи кружковой работы:
- Расширять представления детей о различных природных объектах.
- Знакомить с растениями и животными родного края.
- Объяснять экологические зависимости.
- Воспитывать гуманное отношение ко всему живому.
- Учить правильному поведению в природной среде.
- Закреплять знания о животных, обитающих в нашей стране и в других странах.
- Расширять представления о классификации животного мира.
- Развивать творческое воображение в процессе исследовательской деятельности.
Педагогическая целесообразность кружковой работы состоит в том, что она поможет в становлении основных качеств личности : активности, самостоятельности, трудолюбия. При разработке кружковой работы опирались на общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного процесса:
-принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических условий нашей местности;
-принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике "от простого к сложному", "от близкого к далекому", "от хорошо известного к малоизвестному";
- принцип развивающего характера обучения;
- принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.
Актуальность кружковой работы состоит в использовании на каждом занятии метода сотрудничества ребенка с педагогом, накоплению у каждого ребенка эмоционально-положительного отношения к растениям и животным, развитию у дошкольников познавательного интереса к природе.
Формы организации деятельности детей: занятия, экскурсии, наблюдения, опыты, работа с моделями, беседы, различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику, игры, рассказы воспитателя, чтение художественной литературы, диагностика.
Кружковая работа рассчитана на детей подготовительного дошкольного возраста (6 – 7 лет).
Срок реализации кружковой работы - 1 год.
Кружковая работа проводится 1 раз в неделю. Длительность – 30 минут.
Итогом реализации кружковой работы "Экологическая тропинка" будет проведение экологической викторины "Юный эколог"; диагностика экологических знаний, умений и навыков детей.
Учебно-тематический план кружковой работы "Экологическая тропинка" в подготовительной группе (6 – 7 лет).
№ | Темы | Название темы | Количество занятий | Время, затраченное на занятие | Общее количество затраченного времени |
1. | 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.12 | "Что такое природа" "Травушка - муравушка" "След белого человека" "Кора деревьев" "Чистый и загрязненный воздух" "Рябина и рябинка – это один вид растения?" "Грибное царство" "Во саду ли в огороде" "Муравьи – санитары леса» "Лес, точно терем расписной» «Жизнь осеннего леса" "Слепые землекопы» | 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут | 6 |
2 3 | 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 | "Животные Шатурских лесов" "Почему исчезают животные?" "Животные Арктики" "Животные Тундры" "Животные Пустыни" "Животные Саванны" «Покормите птиц зимой» «Знакомство с лягушкой» «Где лягушка зимует» «В гости в подледное царство» «Что такое гололед» «Взаимосвязи в природе» «Кто главный в лесу» "Вода – источник жизни" «Воды суши» «Экосистема – болото» «Экотошка в подземном царстве» «Камни» «Березы тоже плачут» «Первоцветы» «В гостях у пчелки» «Для чего бабочке кружочки» «Полезный или вредный» «Юный эколог» | 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут 30 минут | 6 6 часов |
Итого:36 36 18 часов
Содержание кружковой работы "Экологическая тропинка" в подготовительной группе ( 6 – 7 лет).
№ темы | Название темы | Описание темы | Время, затраченное на занятие |
1.1 | «Что такое природа?» | Чтение отрывка из стих-я Ф.Тютчева «Сияет солнце, воды блещют…». Отгадывание загадок о природе. Рассматривание картин природы. Выделение объектов живой и неживой природы. Д/и «Живое – неживое» - распределить картинки по признакам. Составление альбома «Неживая природа». | 30 минут |
1.2 | «Травушка – муравушка» | Рассматривание во время прогулки травы – птичий горец. Познакомить с народными названиями этой травы. Рассказ о целебных свойствах, о строении и размножении. Чтение сказки «Сказание о лекарственных растениях». Сбор травы для гербария. П/И «Ходит свинка по бору» | 30 минут |
1.3 | «След белого человека» | Дети во время прогулки рассматривают подорожник. Воспитатель знакомит детей с народными названиями птичьего горца. Рассказывает о строении растения и его размножении, о его лекарственных свойствах. Сбор подорожника для гербария. | 30 минут |
1.4 | «Кора деревьев» | Рассматривание коры разных пород деревьев (береза, сосна, липа). Рассказ воспитателя о том, какую функцию выполняет кора для дерева. Проведение эксперимента «Пламя загрязняет воздух». Д/и «С какого дерева кора» - дети подбирают карточку с деревом, которому соответствует кора. Беседа о том, что делают из коры деревьев. Опыт «Посади дерево» - дети сажают в землю желудь . | 30 минут |
1.5 | «Чистый и загрязненный воздух» | В гости к детям приходит художник и приносит картины, где он изобразил места своего летнего отдыха. Предлагает детям догадаться, где ему отдыхалось лучше и почему. Предлагает детям порассуждать, что нужно сделать, чтобы воздух в городе был чище. Подводит их к выводу о том, что нужно сажать деревья, не ломать их. Осуждение правил поведения в лесу. Рисование плакатов. | 30 минут |
1.6 | «Рябина и рябинка – это один вид растения?» | Приходит Незнайка и приносит веточки рябины и пижмы. Рассматривание веток рябины. Рассказ воспитателя о пользе рябины. Чтение стих-я Токмаковой.И. «Рябина». Рассматривание ветки пижмы, сравнение с рябиной. Рассказ о полезных свойствах пижмы. Игра «Определи по запаху?» - дети с закрытыми глазами угадывают веточку, которую к ним поднесли. Составление гербария. | 30 минут |
1.7 | «Грибное царство» | Чтение стих-я про осень. Рассматривание иллюстраций. Уточнение примет осени. Дети «отправляются в лес на автобусе» и встречают там старичка – Лесовичка. Рассказ Лесовичка о грибах: где растут, что необходимо для роста, строение грибов, как размножаются, зачем нужны в лесу. Опыт «Как грибы очищают воздух от загрязнений». Затем загадывает загадки о грибах (боровик, подосиновик, сыроежка, опята, подберезовик, мухомор). Дети отгадывают и находят соответствующую карточку. Рассказ о мухоморе. Правила сбора грибов. Дать задание дома с родителями нарисовать плакаты. | 30 минут |
1.8 | «Во саду ли в огороде» | В гости приходит Незнайка с картиной. Дети рассматривают ее, определяют, что изображено на картине, какого цвета, какой формы, какого размера, где здесь овощи и фрукты, что где растет, что и как можно из них приготовить, Игра «Удивительный огород» - загадываются загадки, дети должны отгадать, найти нужную картинку и сказать где растет фрукт или овощ. Игра «Угадай по запаху». Игра «Узнай на вкус». Физ. Мин. «Вершки – корешки»- воспитатель называет овощ дети делают движения руками. Составление натюрморта. | 30 минут |
1.9 | «Муравьи – санитары леса» | Воспитатель зачитывает детям письмо от муравья, в котором муравей просит уважения к себе и рассказывает о своей жизни. Рассказ воспитателя о муравейнике, показ иллюстраций. Показ на моделяз, как развиваются муравьи. Физ.мин. «Муравейник» - дети ползут, держа на спине мешочек с песком и складывают их в кучу. | 30 минут |
1.10 | «Лес, точно терем расписной.» | Воспитатель загадывает загадки об осени. Рассматривание картин об осени, прослушивание аудио записей. Д/и «Найди ошибку» - дети должны среди моделей с графическими изображениями погодных явлений найти ту, которая не соответствует осени. Чтение стих-я И.Бунина «Листопад». Рассматривание листьев разных деревьев(береза, клен, рябина, осина, тополь, сирень, липа, дуб, вяз). Объяснение воспитателя, почему листья разного цвета – летом света много – листья зеленого цвета, осенью света меньше листья желтеют. Рассматривание листочков через лупу. Объяснение, почему наступает листопад. П/и «Лист, лети ко мне». | 30 минут |
1.11 | "Жизнь осеннего леса" | Дети имитируют поход в осенний лес. Воспитатель уточняет , что Шатурские леса смешанные, почему их так называют. Уточняет, почему в лесу нет насекомых. Почему не слышно птиц. Д/и «Назови птицу» - отобрать карточки с зимующими птицами. «Встреча» с животными – медведем, ёжиком, зайцем, лисой, белкой, волком. Уточнение воспитателя, как эти звери готовятся к зиме. Д/И «Угадай, чей след» - дети рассматривают следы на картинках и называют животное, которому принадлежит этот след. | 30 минут |
1.12 | «Слепые землекопы» | Демонстрация картинки, с изображением крота. Рассказ воспитателя о жизни кротов. Подвести детей к обдумыванию и рассуждению вопросами: «почему крот не видит», «как он находит пищу», «почему у него такая шерсть» и т.п. П/и «Мы кроты» - дети ползут между двумя матами, помогая себе только локтями. | 30 минут |
2.1 | «Животные Шатурских лесов» | Рассматривание карты Шатурского района. Беседа о смешанных лесах. Рассматривание картинки с изображением лося. Рассказ воспитателя о лосе. Чтение «Сказка о том, почему лось сбрасывает зимой рога». Рассматривание картинки кабан. Рассказ воспитателя о жизни кабанов. Чтение Е.И. Чарушина «Кабан». | 30 минут |
2.2 | «Почему исчезают животные?» | Рассказ воспитателя о том, почему вымерли динозавры и мамонты. Чтение рассказа «Морские коровы». Рассказ воспитателя о Красной книге московской области, о животных которые в нее занесены и почему. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя о том, что такое заповедники, для чего их создают. Рассказ воспитателя о Приокско-Террасном заповеднике зубров. Рассматривание иллюстраций с зубрами. Чтение стих-я И.Сергеева «Природа под защитой». Создание своей Красной книги. | 30 минут |
2.3 | «Животные Арктики» | Работа с глобусом. Нахождение Севера .Объяснение, что означает слово Арктика. Где расположена Арктика. Что такое Северное сияние. Чтение стих-я «Северное сияние». Физ.Мин. «День и ночь». Рассказ воспитателя о полярном медведе, о приспособлении его к жизни на севере. Рассказ воспитателя о жизни тюленей. Физ. Мин. «С льдины на льдину». Рассказ воспитателя о жизни моржей. П\И «Охота моржей»- дети ложатся на ковер и по сигналу воспитателя ползут к резиновой рыбе. | 30 минут |
2.4 | «Животные тундры» | Рассказ воспитателя о климатических условиях тундры. Чтение стих-я «Пурга». Рассматривание иллюстрации с изображением северного оленя. Рассказ воспитателя о жизни северного оленя. Рассматривание иллюстрации с изображением песца. Рассказ воспитателя о жизни песца. Д/и «Когда какого цвета» - дети показывают лист такого цвета шубки песца, который соответствует сезону. Рассматривание иллюстрации с изображение лемминга. Рассказ воспитателя о жизни лемминга. Чтение стих-я «Домик лемминга». Подведение итога занятия. | 30 минут |
2.5 | "Животные Пустыни" | Воспитатель загадывает загадку о пустыне, находит на карте пустыню. Спрашивает у детей почему у пустыни такое название. Проводит опыт «Буря в пустыне» - песок в банке о дуновения насоса поднимается и закручивается. Рассматривание иллюстрации с изображением верблюда. Рассказ воспитателя о приспособлении верблюда к жизни в зной ной пустыне. Обсуждает с детьми, зачем верблюду горб. Физ.мин. Рассматривание иллюстрации с изображением варана. Обсуждение, почему у варана такая окраска и как она называется. Загадка о черепахе. Рассматривание иллюстрации. Рассказ воспитателя о жизни степной черепахи. Д\и «Да – нет» - все дети, кроме водящего, загадывают какое –либо животное пустыни, водящий с помощью наводящих вопросов пытается угадать животное. Подведение итога занятия. | 30 минут |
2.6 | «Животные Саванны» | Загадка об Африке. Показ на карте. Рассказ воспитателя о климате саванны. Рассматривание картинок с животными саванны 6 льва, слона, жирафа, зебры. Беседа с детьми о льве: почему льва называют царем зверей, чем отличается лев от львицы, кто охотится, а кто охраняет территорию и почему. Беседа о слоне: для чего слону хобот, бивни. Загадка о жирафе. Обсуждение с детьми, зачем жирафу длинная шея. Обыгрывание самолета, на котором дети возвращаются в детский сад .Д\и «Посели животное» - дети раскладывают животных леса и саванны на соответствующие территории. Подведение итога занятия. | 30 минут |
2.7 | «Покормите птиц зимой" | Беседа о зиме. Приход куклы Зимы. Зима спрашивает детей, как живется птицам в такие морозы. Ответы детей. Рассказ Зимы о жизни птиц в холодное время года, о приспособлении птиц к зимним морозам. Чтение стих-я Н.Грибачевой «Ну, морозы..». Беседа по тексту. Рассматривание корма для птиц, разных кормушек. Физ.мин-ка «Кормушка» - дети имитируют полет птиц. Д/и «Что за птица?» - по описанию дети угадывают птиц. Чтение стих-я Яшина «Покормите птиц зимой». Заучивание правил, по которым необходимо кормить птиц. Итог занятия. | 30 минут |
2.8 | "Знакомство с лягушкой" | Загадка о лягушке. Демонстрация игрушечной лягушки. Вопросы к детям: в каких сказках встречается лягушка, где её можно встретить, какой у нее внешний вид. Рассказ воспитателя об особенностях мест обитания лягушек. Физ.мин. Рассказ воспитателя о развитии лягушки, показ картинок. Д/и « Найди врагов лягушки» - дети находят картинки животных, которые питаются лягушками. П/И « Лягушки». Итог занятия. | 30 минут |
2.9 | "Где лягушка зимует". | Появление игрушки «лягушонок Ква».. Рассматривание иллюстраций с лягушками в разное время года. Рассказы детей о местах обитания лягушек. Чтение рассказа Танасийчук.В «Где зимуют лягушки». Беседа по тексту. П/и « Лягушки в кадушке». Придумывание и рисование знака «Защитим лягушек». | 30 минут |
2.10 | "В гости в подледное царство Шатурских водоемов" | Воспитатель зачитывает детям письмо, в котором жители водоема приглашают их в подледное царство. Обыгрывание погружения в водоем. Демонстрация модели водоема зимой в разрезе. Рассказ воспитателя о жизни рыб зимой. Физ. мин. «Караси и щука» . Разгадывание кроссворда «Шатурские рыбы». Составление цепи развития рыбы. Работа с моделями. Итог занятия. | 30 минут |
2.11 | «Что такое гололед?» | Приходит кукла Зима, просит отгадать загадку. Беседа с детьми о зиме. Опыт «какой снег быстрее растает?». Загадка Зимы про лед. Рассматривание льдинок. Опыт «Что быстрее растает – снег или лед?». Физ. Мин. Рассказ Зимы о гололеде. Итог занятия. | 30 минут |
2.12 | "Взаимосвязи в природе". | Чтении е рассказа «Цепочки в лесу». Беседа о прочитанном. Игра «Живые цепочки». Выкладывание детьми отдельных звеньев цепочки. Физ.мин. «Совушка – сова». Итог занятия. | 30 минут |
3.1 | "Кто главный в лесу" | Вспомнить рассказ «Цепочки в лесу». Выложить на фланелеграфе цепочку пищевых зависимостей обитателей леса. Игра «Что будет, если убрать…?». Чтение рассказа «Невидимые весы». Вопросы по прочитанному. Рассказ воспитателя о леснике. Физ.мин. «Охотник и зайцы». Рассматривание картины «Лесник спасает зайцев». Итог занятия. | 30 минут |
3.2 | «Вода – источник жизни» | Загадка о воде. Прослушивание аудио записи «Звуки воды». Беседа «Кому нужна вода?». Работа с глобусом. Опыт «Какая вода в море и ручье?». Физ.мин. Рассказ воспитателя о том, как вода попадает в наши дома. Опыт «Чистая вода», «Вода прозрачная», «Имеет ли вода форму?». Рисование плакатов»Сбережем воду». | 30 минут |
3.3 | «Воды суши» | Чтение рассказа И.Бунина «Родник. Беседа о реке6 что такое исток, русло, устье. Беседа о растениях, которые растут по берегам рек. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя о жуке – водомерке, и клопе-плывунце. Беседа о том, каких рыб знают дети. Рассматривание иллюстраций. П/и « Ерши и щука». Рассказ воспитателя «Этажи реки». Рассматривание модели «река». Итог занятия. | 30 минут |
3.4 | «Экосистема – болото» | Рассказ воспитателя о том, как появляются болота. Опыты с торфом. Опыты с мхом сфагнумом. Рассматривание макета «болото». Размещение обитателей по этажам болота. Беседа о правилах поведения на болоте. Рисование плакатов. Итог занятия. | 30 минут |
3.5 | «Экотошка в подземном царстве» | В гости приходит Экотошка и приносит баночки с разными видами почвы. Беседа о почве. Рассматривание модели почвы в разрезе. Чтение рассказа «Чему учился маленький мышонок». Опыты с почвой. Физ.мин. «Мы цветы». Беседа «Как загрязняется почва». Посадка овса в разную почву: в плодородную, песчаную, глинистую. Итог занятия. | 30 минут |
3.6 | «Камни» | В группу приходит письмо с посылкой. Загадка о камнях. Рассматривание камней через лупу. Опыты с камнями. Рассказы детей о своем камне. Рассказ воспитателя о известняке, граните, каменном угле. Беседа «Что делают из камня». Рассматривание иллюстраций. Итог занятия. | 30 минут |
3.7 | «Березы тоже плачут» | Загадка о березе. Рассматривание иллюстраций с березой. Игра «Что нужно березе для роста?». Рассказ воспитателя «Почему березы плачут?». Чтение стихов о березе. Рассказ воспитателя «Что делают из березы». Хоровод «Во поле березка стояла». Итог занятия. | 30 минут |
3.8 | «Первоцветы» | Беседа о весне. Путешествие в лес на автобусе. Первая остановка «Сказочная» - рассказ воспитателя сказки «Как появились цветы на земле». Вторая остановка «Первоцветы». Показ на моделях развития цветка из семени. Третья остановка «Подснежник». Рассказ о подснежнике. Чтение стихов. Игра – импровизация «Подснежник». Четвертая остановка «Мать – и мачеха и одуванчик». Чтение стихов, рассказ воспитателя. Пятая остановка «Фиалка». Шестая остановка «Ландышевая». Загадки, чтение стихов. Седьмая остановка «Музыкальная». Дети танцуют под «Вальс цветов». Восьмая остановка Береги цветы». Беседа о том, почему нужно беречь цветы. Возвращение в группу. Итог занятия. | 30 минут |
3.9 | «В гостях у пчелки» | Загадка о пчелке. Появляется игрушка – пчелка. Демонстрации иллюстрации с пасекой. Рассказ пчелки о пасеке. Рассказ воспитателя о пчеле. Игра «Сложи соты как пчелка». Опыт «Из чего делают соты». Физ.мин. «Пчелка». Демонстрация меда и проба его на вкус. Итог занятия. | 30 минут |
3.10 | «Для чего бабочке кружочки?» | Занятие проводится на прогулке. Воспитатель раскладывает бумажных насекомых по участку. Дает детям задание найти насекомых, запомнить где именно затаились жучки. Сделать выводы, каких животных они заметили в первую очередь. Объяснение воспитателя о том, почему божья коровка никого не боится. Рассматривание модели бабочки. Рассказ воспитателя о том, почему у бабочки разная окраска крыльев. П/и «Птица на охоте». Итог занятия. | 30 минут |
3.11 | «Полезный или вредный» | Вопросы к детям: каких животных они считают полезными, а каких вредными почему. Чтение рассказа А.Клыкова «От кого польза, от кого вред». Беседа по тексту. Чтение рассказа Б.Наумова «Внимание – природа». Беседа о муравьях. Рассказ воспитателя о волках, о пользе , которую они приносят. О птицах. Чтение стихотворения Э.Асадова «Царица – гусеница». Беседа по тексту. Итог занятия. | 30 минут |
3.12 | "Юный эколог" | Две команды детей «Медвежата» и «Зайчата». Приветствие команд . Чтении е стихов. Разминка Д/и «Живая – неживая природа». Игра – соревнование «Деление животных на группы». Второе задание «Узнай дерево по коре». Третье задание «С какой ветки эти детки». Четвертое задание «Изобразить животных с помощью пантомимы». Пятое задание «Разместить жителей по этажам лесного дома». Шестое задание «Назвать и показать на картинках хищных и травоядных животных». Седьмое задание «Составить цепь питания». Восьмое задание «Отгадай загадку». Подведение итогов. Вручение медалей и сувениров. | 30 минут |
Методическое обеспечение кружковой работы "Экологическая тропинка" (подготовительная группа).
№ темы | Название темы | Форма проведения | Программные задачи | Методы и приёмы организации | Материал |
1.1 | "Что такое природа" | Занятие | Учить детей разделять объекты окружающего мира на "природу" и "не природу", классифицировать неживых существ по определённым признакам. Продолжать учить видеть красоту родной природы. Развивать наблюдательность, любознательность. Воспитывать любовь к природе. | Словесный(чтение стих-й Ф.Тютчева., загадки о воде, земле, небе, еже, человеке, дереве; вопросы, беседа, объяснение). Наглядный(показ рисунков «Природа», рассматривание). Игровой : д/и "Кто самый внимательный?", д/и "Живое-неживое". Практический (работа детей с природным материалом). | Платок, природные предметы: шишки, листья, камешки, веточки, цветочки, семена клёна. Карточки-символы "листочек", "солнышко". |
1.2 | «Травушка – муравушка» | Прогулка | Познакомить детей с лекарственным растением – птичий горец. Развивать любознательность, внимание, память. Воспитывать бережное отношение к природе. | Словесный: (чтение «Сказание о лекарственных травах», вопросы, чтение пословиц, названия птичьего горца). Игровой ( П/и «Ходит свинка по бору» .) Наглядный (рассматривание травы на участке, описание внешнего вида птичьего горца) Практический (сбор травы для гербария). | Проводится на прогулке |
1.3 | "След белого человека" | Прогулка | Учить детей узнавать подорожник. Познакомить с народными названиями этого растения. Развивать логическое мышление, память. Воспитывать бережное отношение к природе. | Словесный (рассказ воспитателя о значении подорожника для жизни человека, чтение стих-я, вопросы к детям, рассказ воспитателя о размножении подорожника). Наглядный (рассматривание подорожника). Игровой (Д/и «Скажи какой»). Практический (опыт с семенами подорожника и водой). | Проводится на прогулке. |
1.4 | "Кора деревьев" | Занятие | Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст. Уточнить понятие «кора». Развивать логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к природе. | Практический: опыт с горящей свечой и блюдцем. Словесный: загадка о дереве, рассказ о коре, вопросы к детям, рассказ воспитателя о дятле, рассказ о том, что можно сделать из коры. Наглядный: рассматривание иллюстраций с деревьями, рассматривание коры деревьев, рассматривание поделок из коры. Игровой: Д/и «С какого дерева кора», «Слово на ладошке». | Образцы коры, иллюстрации сухого дерева и дерева с листьями, картинка дятел, свеча, блюдце. |
1.5 | "Чистый и загрязненный воздух" | Занятие | Учить детей понимать, какую роль играют растения в нашей жизни. Развивать логическое мышление. Воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух. | Словесный: вопросы к детям, обсуждение, где воздух чище, чтение «Что такое кислый дождь» В. Танасийчук. Игровой: приход художника с картинами своего летнего отдыха, Наглядный: рассматривание картин : лес, город, Практический: рисование знаков поведения в лесу. | Кукла в костюме художника, картинки лес, город.. |
1.6 | "Рябина и рябинка – это один вид растения?" | Занятие | Учить сравнивать рябину и пижму, находить общее и отличие. Развивать внимание, память, логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к природе. | Игровой: приход Незнайки с веточками рябины и пижмы. Словесный: рассказ воспитателя о рябине, пижме, сравнение, чтение стих-я И.Токмаковой «Рябина», вопросы к детям. Наглядный: рассматривание веточек рябины и пижмы, рассматривание иллюстраций с изображение деревьев рябины и пижмы, | Кукла Незнайка, веточки рябины и пижмы. Иллюстрации дерева рябины и кустарника пижмы. |
1.7 | "Грибное царство" | Занятие | Формировать представления детей о ядовитых и съедобных грибах. Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Развивать речь, внимание, память. Воспитывать бережное отношение к природе. | Словесный: чтение стих-я «Про осень», вопросы к детям, рассказ Лесовичка о грибах, загадывание загадок о грибах. Игровой: проход куклы Старичка-Лесовичка, обыгрывание автобуса. Наглядный: рассматривание иллюстраций с разными грибами. Практический : опыт «Как грибы очищают воздух?» | Иллюстрации, с изображением грибов. Кукла Старик-Лесовик. Муляжи грибов. Губка, грязная вода для опыта. |
1.8 | «Во саду ли в огороде» | Занятие | Формировать обобщенные представления об овощах и фруктах. Уточнить представление о многообразии овощей и фруктов. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе. | Словесный: описание детьми овощей и фруктов, рассказ воспитателя о том, что готовят из овощей и фруктов, вопросы к детям. Наглядный: настоящие фрукты и овощи. Игровой: приход куклы Незнайки, игра «Вершки – корешки», д/и «Угадай на вкус». | Настоящие фрукты и овощи, кукла Незнайка, картина «Сбор урожая». |
1.9 | «Муравьи – санитары леса» | Занятие | Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни. Уточнить представления о пользе, приносимой муравьями. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к муравьям. | Словесный: чтение письма от муравья, рассказ воспитателя о муравейнике, рассказ воспитателя о размножении муравьев. Наглядный: рассматривание иллюстраций с изображением муравейника, графические модели размножение муравьев. Игровой: п/и «Муравейник». Практический: рассматривание муравья через лупу. | Письмо от муравья, картинки с изображением муравейника, муравьев, графические модели размножения муравьев, лупы, муравьишка. |
1.10 | "Лес, точно терем расписной" | Занятие | Углубить и конкретизировать знания детей об изменениях, которые происходят осенью в природе. Закреплять умение различать деревья и кусты по окраске листьев. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать любовь к природе. | Словесный: загадывание загадок об осени, чтение стих-я И.Бунина «Листопад», вопросы к детям, рассказ-объяснение воспитателя о том, почему желтеют листья. Игровой: д/и «Найди ошибку», п/и «Лист, лети ко мне». Практический: рассматривание через лупу листочков. Наглядный: рассматривание листьев разных деревьев, рисунки –модели»почему желтеет лист», рассматривание иллюстраций с изображением осени. | Картины с осенними пейзажами, аудио запись, листья разных пород деревьев, модели с граф. Изображением погоды, рис. «почему желтеют листья». |
1.11 | «Жизнь осеннего леса» | Занятие | Учить устанавливать связь между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Развивать интерес к закономерностям в живой природе. Воспитывать бережное отношение к животным. | Словесный: рассказ воспитателя о Шатурских лесах, объяснение, почему нет насекомых, птиц, зверей, вопросы к детям, рассказ воспитателя о медведе, еже, зайце, лисе, белке, волке. Игровой: имитация путешествия в лес, д/и «назови птицу», д/и «угадай, чей след». Наглядный: рассматривание иллюстраций с перелетными и зимующими птицами, медведем, волком, зайцем, белкой, лисой, ежом. | Листья разных деревьев, картинки с изображением птиц, животных, с изображением следов разных животных. |
1.12 | "Слепые землекопы" | Занятие | Формировать представление детей об особенностях внешнего строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни. Развивать любознательность. Воспитывать любовь ко всему живому. | Словесный: рассказ воспитателя о жизни кротов, вопросы к детям. Игровой: п/и «мы кроты». Наглядный: иллюстрации с изображением крота. | Иллюстрации с изображением крота, маты для подвижной игры. |
2.1 | «Животные Шатурских лесов" | Занятие | Углубить знания детей о животных Шатурских лесов – лось, кабан. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к богатству родной природы. | Словесный: рассказ о лосях, кабанах. Чтение « Сказка о том, почему лось сбрасывает зимой рога», Е.Чарушин «Кабан» Наглядный: работа с картой Шатурского района, рассматривание иллюстраций, изображающих лося, кабана, детенышей кабана. Игровой: д/и «угадай, чей след», «кто спрятался" | Иллюстрации, изображающие лося, кабана, «сказка о том, почему лось сбрасывает зимой рога», рассказ Е.Чарушина «Кабан». Карта Шатурского района. |
2.2 | «Почему исчезают животные?» | Занятие | Формировать представление детей об основных причинах вымирания некоторых животных. Познакомить с заповедником Московской области, Красной книгой московской области. Развивать речь, внимание, память. Воспитывать доброе, милосердное отношение к природе. | Словесный: беседа о том, почему исчезли динозавры, чтение рассказа «Морские коровы», рассказ о Красной книге М.О, вопросы к детям, рассказ о Приокско-Террасном заповеднике, о зубрах, чтение стих-я И.Сергеева « Природа под защитой». Наглядный: показ иллюстраций, изображающих динозавров, морских коров, животных Красной книги М.О, зубров. Практический: создание собственной Красной книги. | Иллюстрации с изображением морских коров, животных, занесенных в Красную книгу Московской области, с изображением зубров. |
2.3 | "Животные Арктики" | Занятие | Сформировать представление об обитателях Арктики: белом медведе, тюлене, морже, об их повадках, о том, как эти животные приспособились к условиям севера. Закреплять умение сравнивать, давать полные ответы. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе. | Словесный: беседа о севере, Арктике, вопросы к детям, рассказ об айсбергах, северном сиянии, чтение стих-й об айсбергах и северном сиянии, рассказ-объяснение о белом медведе, тюлене, морже, чтение стих-й, вопросы к детям, загадка о морже. Игровой: п/и «день и ночь», п/и « с льдины на льдину», «охота моржей». Наглядный: работа с глобусом, отыскание на глобусе Севера, рассматривание иллюстраций, изображающих северное сияние, айсберги, белого медведя, тюленя, моржа. Практический: работа с картинками. | Глобус, иллюстрации с изображением айсбергов, северного сияния, белого медведя, тюленя, моржа. |
2.4 | «Животные тундры» | Занятие | Познакомить детей с климатом и природой тундры. Сформировать представление о животных тундры, об их внешнем виде , повадках, образе жизни. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, мыслить логически. Воспитывать любовь к природе. | Словесный: рассказ воспитателя о пурге, чтение стих-я, вопросы к детям, рассказ воспитателя о северном олене, песце, лемминге, чтение стих-й, вопросы к детям. Наглядный: работа с глобусом, рассматривание иллюстраций, изображающих северного оленя, песца, лемминга, мха ягеля. Игровой: д/и «когда какого цвета». | Карта, иллюстрации, изображающие северного оленя, песца, лемминга, мха ягеля. Листы серого, белого, рыжего цвета для д/и. |
2.5 | "Животный мир пустыни" | Занятие | Сформировать представление детей о пустыни, особенностях климата и животного мира. Развивать интерес к животным разных климатических зон. Воспитывать любовь к природе. | Словесный: загадка о пустыни, вопросы к детям, рассказ о верблюде, загадка о ящерице, рассказ о ящерице, загадка о черепахе, рассказ о черепахе. Практический: опыт «буря в пустыне». Игровой: игра «да – нет». Наглядный: рассматривание иллюстраций, изображающих пустыню, верблюда, ящерицу, черепаху. | Карта, иллюстрации с изображением пустыни, верблюда, варана, черепахи. |
2.6 | "Животный мир саванны" | занятие | Сформировать представление детей о климате и животных саванны. Развивать навыки активной речи. Воспитывать любовь к природе. | Словесный: загадка об Африке, жирафе, вопросы к детям, рассказ-объяснение о слоне, льве, жирафе, чтение стих-й и отрывков из рассказов. Наглядный: рассматривание карты мира, иллюстраций с изображением слона, льва, жирафа. Игровой: обыгрывание самолета, игра-эстафета «посели животное». | Карта мира, картинки слона, льва, жирафа. |
2.7 | "Покормите птиц зимой" | Занятие | Учить детей различать зимующих и перелетных птиц. Развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им. | Словесный: беседа о зиме, рассказ куклы о зимующих птицах, чтение стих-я Грибачева, вопросы к детям, загадки о птицах, правила правильного кормления птиц, чтение стих-я Яшина. Игровой: появление куклы в костюме зимы, п/и « птицы на кормушке». Наглядный: рассматривание иллюстраций зимующих птиц, рассматривание кормушек. | Иллюстрации птиц: воробья, вороны, голубя, синицы, снегиря, сороки, дятла. Кормушки. Кукла в костюме Зимы. Корм для птиц. |
2.8 | "Знакомство с лягушкой" | Занятие | Углубить и систематизировать знания детей о лягушке, особенностях ее строения. Познакомить с размножением и развитием. Развивать любознательность. Воспитывать бережное и уважительное отношение к живым существам. | Словесный: загадка о лягушке, рассказ о том, как лягушка приспособилась к условиям обитания, объяснение фаз размножения, вопросы к детям. Наглядный: рассматривание игрушечной лягушки, рассматривание иллюстраций с разными лягушками, модели размножения лягушки, картинки размножения лягушки, картинки животных, которые питаются лягушками. Игровой: появление игрушечной лягушки, д/и «найди врагов лягушки», п/и «Лягушки». Практический: работа с моделями, с карточками, опыт «чем мы дышим». | Картинки с изображением различных экосистем, игрушечная лягушка, иллюстрации с разными лягушками, модели размножения лягушки, иллюстрации с животными, которые питаются лягушками. |
2.9 | "Где лягушка зимует?" | Занятие | Сформировать представление детей о жизни лягушек в разные сезоны. Закрепить представление детей о способах появления новых лягушек. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к лягушкам. | Словесный: рассказы детей о том, что они знают о лягушках, чтение рассказа В. Танасийчук «Где зимует лягушка?», вопросы к детям. Игровой: появление игрушки «лягушонка Ква», п/и «Лягушки в кадушке». Практический: рисование детьми знака «Защитим лягушку». | Иллюстрации с лягушками в разное время года, игрушка-лягушка, рассказ «Где зимуют лягушки?». |
2.10 | "В гости в подледное царство Шатурских водоемов" | Занятие | Учить называть обитателей Шатурских озер и рек. Дать представление о жизни водоема зимой. Закреплять умение работать с моделями. Развивать мышление, логику. Воспитывать умение правильно вести себя на зимнем водоеме. | Словесный: рассказ воспитателя о жизни водоема зимой, вопросы к детям. Игровой: обыгрывание подводной лодки, разгадывание кроссворда, п/и «караси и щука», Наглядный: демонстрация модели водоема зимой в разрезе, демонстрация картинок налима, модели развития рыб. Практический: работа с моделями. | Модель водоема зимой в разрезе, картинки речных рыб, кроссворд, модели развития рыбы из икры. |
2.11 | « Что такое гололед?» | Занятие | Учить детей видеть связь между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды. Формировать представление о гололеде как явлении природы. Развивать любознательность . Воспитывать интерес к явлениям природы. | Словесный: загадки о зиме, беседа, вопросы к детям, рассказ о гололеде. Игровой: приход куклы в костюме Зимы, физ.мин. Практический: опыт «какой снег быстрее растает?», рассматривание льдинок, опыт «что быстрее растает – снег или лед?». Наглядный: рассматривание льдинок. | Кукла в костюме Зимы, рисунки снежинок, льдинки, снег, стаканчики, формочки для опытов. |
2.12 | "Взаимосвязи в природе" | Занятие | Формировать представление детей о взаимосвязях, существующих в природе. Научить составлять пищевые цепочки. Развивать логическое мышление, внимание. Воспитывать гуманное отношение к природе. | Словесный: чтение рассказа «Цепочки в лесу», вопросы к детям. Игровой: игра «Живые цепочки», п/и «совушка – сова». Практический: работа с карточками. Наглядный: рассматривание картинок «Живые цепочки» | Рассказ «Цепочки в лесу» В.Танасийчук, фланелеграф, карточки с изображением животных, птиц, растений, насекомых, стрелки, картинки с изображением неживой природы. |
3.1 | «Кто главный в лесу?» | Занятие | Формировать представление детей о лесе, как экосистеме. Уточнить представление о леснике. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к профессии – лесник. | Словесный: чтение рассказа «Невидимые весы», рассказ -объяснение о работе лесника, вопросы к детям. Игровой: игра «что будет, если убрать..», п/и «охотник и зайцы». Наглядный: выкладывание на фланелеграфе пищевой цепочки в лесу, демонстрация картины «Лесник спасает зайцев». Практический: работа с карточками. | Рассказ В. Танасийчук «Невидимые росы», картины «Лесник спасает зайцев», карточки для выкладывания пищевой цепочки в лесу. |
3.2 | «Вода – источник жизни» | Занятие | Показать значение воды в жизни живой природы. Закрепить знания о воде и том, как человек её использует. Развивать логическое мышление, внимание. Воспитывать привычку бережно и разумно использовать воду. | Словесный: загадка о воде, вопросы к детям, рассказ воспитателя о том, как вода попадает в наши дома. Наглядный: работа с глобусом, Практический: опыты: « какая на вкус вода в море и ручье?», «соль морская и поваренная», «грязная и чистая вода», «вода прозрачная», «имеет ли вода форму?». Игровой: п/и «Выросли цветы». | Глобус, звуки воды аудиозапись, банки с водой соленой и пресной, соль поваренная и крупная, поднос , стаканчики, салфетка, графин, блюдце для опытов. |
3.3 | «Воды суши» | Занятие | Формировать понятие о возникновении реки, ее истоках. Закреплять знания о пресноводных обитателях рек. Развивать речь. Воспитывать любовь к природе. | Словесный: рассказ-объяснение воспитателя об истоках реки, русле, устье; о растениях, рыбах, насекомых, вопросы к детям. Игровой: П/и «Ерши и щука», «Этажи реки». Наглядный: демонстрация рисунка реки, горных и равнинных рек, растений, насекомых, рыб, модель этажей реки. Практический: работа с карточками. | Иллюстрации с изображением реки равнинной и горной, схема реки, модель этажей реки, картинки растений кувшинки, рогоза, стрелолиста; жуков, рыб. |
3.4 | «Экосистема – болото» | Занятие | Познакомить детей с экосистемой – болото, с типичными обитателями болота. Дать представление о мхе сфагнуме и торфе. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к родному краю. | Словесный: рассказ о том, как появляются болота, что такое мох – сфагнум, клюква, вопросы к детям, беседа о правилах поведения на болоте. Практический: опыт с торфом, с мхом, рисование плакатов. Наглядный: рассматривание макета болота, торфа, мха сфагнума, клюквы, животных, которые живут на болоте. | Торф, баночки с водой, мох сфагнум, лупы, иллюстрации с клюквой. |
3.5 | «Экотошка в подземном царстве». | Занятие | Дать детям первоначальное представление о почве, как компоненте природы, о взаимосвязи почвы и растений. Развивать логическое мышление, внимание. Способствовать воспитанию заботливого отношения к окружающему миру. | Словесный: беседа о почве, чтение рассказа «Чему учился маленький мышонок», беседа о том, как загрязняется почва, вопросы к детям. Игровой: появление куклы Экотошки, п/и «Мы цветы». Наглядный: демонстрация почвы в разрезе, образцов разных почв, Практический: опыты с почвой. | игрушка – Экотошка, баночки с разными видами почвы, вода, модель почвы в разрезе, семена овса, свечка, стекло. |
3.6 | «Камни» | Занятие | Учить детей обследовать камни и называть их свойства. Познакомить с известняком, гранитом, каменным углем. Развивать логическое мышление, внимание. Воспитывать интерес к камням. | Словесный: рассказ- объяснение воспитателя о известняке, граните, каменном угле, ценных камнях, о происхождении камней, вопросы к детям, описание детьми проделанных опытов. Игровой: появление посылки с письмом. Практический: опыты с камнями. Наглядный: рассматривание иллюстраций, что производят из камня. | Посылка с камнями известняком, гранитом, мрамором. Морские камни. Лупы. Лимон. Монетки для опытов. Иллюстрации того, что сделано из камня. |
3.7 | «Березы тоже плачут» | Занятие | Учить узнавать березу и описывать ее. Углубить представления о взаимосвязях живой и неживой природы, о факторах, которые влияют на жизнедеятельность березы. Развивать любознательность, познавательный интерес. Воспитывать любовь к березе. | Словесный: загадка о березе, рассказ воспитателя «Почему березы плачут?», вопросы к детям, чтение стихов о березе, подготовленных детьми, рассказ воспитателя о том, что делают из березы. Игровой: игра «Что нужно березе для роста?», п/и «Во поле березка стояла». Наглядный: рассматривание иллюстраций и фотографий с березой в разное время года. | Иллюстрации березы в разное время года, того, что делают из березы. |
3.8 | «Первоцветы» | Занятие | Уточнить и расширить знания детей о первых цветах весны. Научить узнавать их по описанию. Развивать внимание, логическое мышление, память. Воспитывать желание стать другом природы, беречь и охранять ее. | Игровой: обыгрывание путешествия в лес на автобусе, игра-импровизация «Подснежник». Словесный: беседа о весне, чтение сказки «как появились цветы», рассказ воспитателя о подснежнике, мать –и – мачихе, одуванчике, фиалке, ландыше, вопросы к детям, чтение стихов. Наглядный: демонстрация картинок с первоцветами. Практический: рисование первоцветов для альбома. | Иллюстрации первоцветов – подснежника, мать – и мачехи, ландыша, вороньего глаза, одуванчика. Аудио запись «Вальс цветов». Модели развития растения из семени. |
3.9 | «В гостях у пчелки» | Занятие | Формировать представление о том, как пчелы приспособились к окружающей среде. Познакомить с продуктами пчеловодства, их ценными свойствами. Развивать познавательный интерес. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. | Словесный: загадка о пчеле, рассказ пчелки о пасеке, рассказ воспитателя о пчелах, вопросы к детям, объяснение пчелки из чего делают соты. Игровой: появление игрушки-пчелки, игра «сложим соты как пчелки», физ.мин. «пчелки». Наглядный: демонстрация иллюстраций с пасекой, схемы-модели строения и размножения пчелы, проба меда. Практический: опыт «Из чего делают соты». | Иллюстрации с изображением ульев, пчелы, модели размножения пчелы, мелкий строитель для складывания сот, восковые свечи, формочки для заливки мягкого воска, мед. |
3.10 | «Для чего бабочке кружочки» | Занятие на прогулке | Формировать представление детей о роли окраски в жизни животных. Развивать логическое мышление. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. | Словесный: вопросы к детям, объяснение воспитателя о том, почему у божьей коровки такой окрас. Рассказ воспитателя отом, почему у бабочки разный окрас крыльев. Игровой: игра «найди насекомое», п/и «птица на охоте». Наглядный: жучки из бумаги, модель бабочки. | Разноцветные бумажные жучки, гусеницы, червяки, бабочки, модель бабочки. |
3.11 | «Полезный или вредный» | Занятие-экспериментирование | Формировать представление детей о том, что животных нельзя делить на «полезных» или «вредных». Развивать любознательность, речь. Воспитывать желание оказывать помощь животным. | Словесный: чтение стихов, вопросы к детям, чтение рассказа А. Клыкова «От кого польза, от кого вред». Загадка о муравьях, чтение рассказа Б. Наумова «Внимание – природа». Чтение сказки Н.Сладкова «Воробьи». Чтение стих-я Э.Асадова «Царица – гусеница». Наглядный: иллюстрации с божьей коровкой, муравьями, воробьями, гусеницами. | иллюстрации с божьей коровкой, муравьями, воробьями, гусеницами. |
3.12 | "Юный эколог" | Викторина | Формировать интерес к природе. Закрепить экологические знания и умения. Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление. Воспитывать любовь к родной природе. | Словесный: чтение стихов, загадки. Игровой: д/и, п/и. Практический: работа с картинками животных, карточками – схемами, моделями леса. | Эмблемы команд, мяч, картинки с животными, картинки-схемы соответствующего класса животных, кора деревьев, модель леса, картинки для выкладывания цепей питания, сувениры, медыли. |
Программы | Иные источники | Педагогические технологии |
1. Комплексная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду». М.А.Васильевой, в.В.Гербовой, т.С.Комаровой. | 1. журнал «Дошкольное воспитание». №7, 1998г. 2. журнал «Ребенок в детском саду» №3, 2005 год. 3. журнал «Дошкольное воспитание» №7, 1999 год. 4. журнал «Дошкольное воспитание» №7, 2000год. 5. журнал «Дошкольное воспитание» №7, 2006 год. 6. журнал «Дошкольное воспитание» №7, 2002 год. 7. журнал «Дошкольное воспитание5» №7, 2005 год. 8.журнал «Обруч». №5, 2000 год. 9. журнал «Обруч» №3, 2007 год. | 1. Горькова.Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.» Методическое пособие. 2. «Добро пожаловать в экологию». О.А. Воронкевич. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. 3. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет.». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. 4. Селихова Л.Г. «Интегрированные занятия: ознакомление с природой и развитие речи». Методическое пособие. 5. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология.». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. 6. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий.». Сценарии занятий. 7. Скоролупова О.А. «Вода». Занятия с детьми. 8. М.А. Рунова. «Ознакомление с природой через движения». Интегрированные занятия для работы с детьми 5 -7 лет. 9. С.Н.Николаева. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Методическое пособие. 10. Т.А. Шорыгина «Беседы о воде в природе». Методическое пособие. 11. Т.А. Шорыгина «Беседы о русском севере». Методическое пособие. 12. Т.А. Шорыгина «Беседы о русском лесе». Методическое пособие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Фантазёры" экологическое воспитание (4 - 6лет)
Кружок «Фантазеры» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Так как проблемы экологии в последние годы ...
Кружок "Фантазеры" экологическое воспитание (5-7лет)
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МДОУ по экологическому воспитанию (второй год) для детей 5-7лет. В основу содержания программы легла парциальная программа С.Н.Николаевой «Юный эколог...
Кружок по экологическому воспитанию в старшей группе "В мире природы"
В программе представлены цели и задачи кружка, а также поэтапный план решения данных задач....
Кружок по экологическому воспитанию "Капитоша"
Приобщение детей любви к природе, к ее богатствам, уметь сохранять и беречь ее....
Кружок по экологическому воспитанию в средней группе "Познавайка"
Парциальная программа дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) «Познавайка» по экологическому воспитанию в процессе эксперим...
Кружок по экологическому воспитанию. "В гостях у солнышка"
Кружок «Юные друзья природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия э...
Кружок по экологическому воспитанию "Этот удивительный мир".
Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы. Воспитать бережное отношение к окружающей среде....