Кружок по экологическому воспитанию "Этот удивительный мир".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Иванова Наталья Игоревна

Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы. Воспитать бережное отношение к окружающей среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование кружка по экологическому воспитанию второй младшей группы «Этот удивительный мир».

 

Пояснительная записка

В настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В это время у ребёнка формируется отношение к миру людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, которое является фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.

Цель: формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы. Воспитать бережное отношение к окружающей среде.

Задачи: -формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Виды деятельности:

1. Организованные:

- непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

2. Совместная деятельность:

– наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;

– целевые прогулки;
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
– рассматривание картин из жизни диких животных;
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;

– беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
– сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр.;
– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
– экологические тропы;
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные);
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
– работа с календарями природы;.
– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).

Задачи развития экологических представлений у детей средней группы:

1. Образовательные: формировать представления детей о многообразии живой и неживой природы. Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники, рыбы, птицы, звери и т.д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.

2. Развивающие: формировать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Формировать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.

3. Воспитательные: воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому.

    Перспективное планирование кружка представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 20 минут.

 

Перспективный план работы на сентябрь 2018.

 

Неделя

Тема

Программное содержание

Формы работы

1

 

н

е

д

е

л

я

 

«ДАРЫ ПРИРОДЫ»

Способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов; прививать трудолюбие.

1. Выставка «Дары природы».

2.Беседа «Кто что принес?».

3. Д.и. игра «Опиши, мы отгадаем»

4. Д.и. «Разложи правильно».

5. Беседа о труде человека по выращиванию овощей и фруктов.

2

 

н

е

д

е

л

я

 

«ГУЛЯЕМ ПО ЛУГУ»

Способствовать формированию представлений о травянистых растениях, о связи потребностей растений с условиями; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них; прививать желание заботиться о растениях.

1.Беседа об осени.

2. Наблюдение на участке детского сада за травянистыми растениями.

3. Рассматривание картинок, чтение художественной литературы.

4. Рассматривание почвы на клумбе.

3

 

н

е

д

е

л

я

 

«КУДА ИСЧЕЗАЮТ НАСЕКОМЫЕ»

способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их.

1.Наблюдение за насекомыми на участке детского сада (лето, ранняя осень).

2.Имитация движений насекомых с заучиванием четверостиший.

3. Чтение художественной литературы.

4

 

н

е

д

е

л

я

 

«КТО ТАКАЯ РЫБКА»

Способствовать освоению детьми представлений о рыбке: особенностях ее внешнего вида (плавники – красивые, длинные, свисающие, туловище округлое, вытянутое, приплюснутое с боков) и поведения (плавают медленно, в разных направлениях); развитию деятельности наблюдения: выделять признаки внешнего вида, пользоваться моделью при рассмотрении рыбки, отражать результаты наблюдений в точном слове; накоплению эмоционально-положительного отношения к рыбке, радоваться при наблюдении за рыбкой, любоваться ее красотой; стремиться сохранять ее живой и здоровой.

1.Игра-имитация «Мы рыбки».

2. Познавательный рассказ воспитателя о рыбах.

3. Рисование «Рыбы».

 

Перспективный план работы на октябрь 2018г.

 

Неделя

Тема

Программное

содержание

Формы работы

1

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«КОМУ НУЖНА ВОДА?»

Способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле.

1. Рассматривание иллюстраций о воде.

2.Отгадывание загадок по теме.

3.Проведение опытов с водой (вкус, запах).

2

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«КАК ПОМОЧЬ РАСТЕНИЮ»

Способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); появлению стремления пожалеть растение, действенно ему помочь; развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями.

1.Наблюдение за растениями в уголке природы (внешний вид, строение).

2.Анализ схемы «Растения».

3.Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле.

4. Наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений (знакомство с моделью трудового процесса по схеме «Полив растения»).

3

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ НА УЧАСТКЕ ДЕСТКОГО САДА»

Способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы.

1.Наблюдение за осенними кустами и деревьями на участке детского сада.

2.Игры «С какого дерева детки?», «Собирайтесь вокруг березы (рябины, вязы и др.)» и т. п.

3.Сбор листьев для гербария.

4.Придумывание схематического изображения для деревьев и кустов.

5.Труд на участке детского сада.

4

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«КАКИЕ РАЗНЫЕ ПТИЦЫ»

Способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению использовать модель в качестве плана рассказа; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам.

1. Серия наблюдений за птицами в уголке природы, экологической комнате, на участке с использованием сравнения.

2.Рассматривание иллюстраций.

3.Чтение детской природоведческой литературы.

4. Рассматривание схемы-модели «Птицы».

5.Отгадывание загадок.

 

Перспективный план работы на ноябрь 2018 г.

 

Неделя

Тема

Программное

содержание

Формы работы

1

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«ГДЕ ЖИВУТ ДИКИЕ ЗВЕРИ»

Способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи.

1.Чтение познавательной литературы о диких зверях.

2.Рассматривание иллюстраций.

3.Рассматривание схемы-модели «Звери».

2

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«КАК ЖИВУТ ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными; развивать любознательность, желание ухаживать за животными.

1.Рассматривание иллюстраций, картин о домашних животных.

2.Чтение художественной литературы.

3.Беседы о кроликах и утках.

4.Рассматривание схемы-модели «Животные».

3

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«ПОЧЕМУ МИШКА ПЕРЕПУТАЛ ЧЕРЕПАХУ С КАМНЕМ»

Создать условия для обогащения представлений детей о черепахе как живом существе, о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения; для развития деятельности наблюдения: последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия, сравнивать, выделять наглядно представленные

1. Рассмотреть иллюстрации «Черепаха»

2. Рассказ о жизни черепах.

3. Лепка «черепашка».

4

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«У НАС В ГОСТЯХ МОРСКАЯ СВИНКА»

Создать условия для ознакомления детей с морской свинкой, ее внешним видом; для выявления наиболее ярких признаков внешнего вида морской свинки: короткие круглые уши, нет хвоста, тело покрыто шерстью, не умеет прыгать; для развития любознательности; воспитывать желание заботиться о животном.

 1. Рассмотреть иллюстрации «Морская свинка»

2. Рассказ о жизни морских свинок.

3. Рисование «морская свинка».

Перспективный план работы на декабрь 2018 г.

 

Неделя

Тема

Программное

содержание

Формы работы

1

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«ЗИМУШКА-ЗИМА»

Развивать обобщенные представления о зиме как времени года, ее существенных признаках; активизировать наблюдательную деятельность, сравнение основных зимних признаков (состояние растений, одежды человека в зимний период); поддерживать познавательные интересы к природе; воспитывать эмоционально -положительное отношение к красоте окружающей природы.

1.Наблюдение за состоянием погоды, объектами живой природы.

2.Чтение художественной литературы, заучивание стихов о зиме.

3.Рассматривание пейзажных картин о зиме.

4.Труд на участке зимой.

2

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«ДИКИЕ ЗВЕРИ ЗИМОЙ»

Способствовать обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период (пища, способы ее добывания зимой, условия жизни в зимнем лесу); развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей; развивать умение использовать модель в качестве плана рассказа; освоить умение рассказывать последовательно, связанно.

1.Рассматривание иллюстраций.

2.Чтение детской природоведческой литературы.

3.Дидактические игры, направленные на подготовку детей к составлению рассказов.

4.Рассказы воспитателя о зверях.

3

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«Растения зимой»

Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать познавательную активность детей. Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее.

1.Рассмотреть иллюстрацию зимнего пейзажа

2. Беседа «Для чего растениям снег»

3. Наблюдение за деревьями.

4

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«Ёлочка –

красавица»

Расширять представление детей о сосне, её полезных свойствах. Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться.

1. Дать понятие хвойные деревья.

2. Беседа о сосне.

3. Рассмотреть шишки

 

Перспективный план работы на январь 2019 г.

 

Неделя

Тема

Программное

содержание

Формы работы

1

 

 

н

е

д

е

л

я

 

Наблюдения

«Морозные

узоры»

Сформировать представления о том, что вода бывает разной. Развивать познавательный интерес.

1. Наблюдение за морозными узорами на стекле. Что будет, если дотронуться ладошкой до окон с узорами?

2. Чтение стихотворения «Ледяные цветы» Ю. Марцинкявичус

3. Обсуждение стихотворения

2

 

 

н

е

д

е

л

я

 

Наблюдения

«Снег»

Формировать представление детей о свойствах снега, от чего они меняются. Вспомнить о защитных свойствах снега.

1. Наблюдение за свойствами снега (Какого цвета снег в солнечную погоду, в пасмурную? Когда он блестит? Когда хорошо лепится? В какую погоду он хрустит под ногами? и т.д.)

2. Беседа о защитных свойствах снега

3

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«Воздух»

Формировать знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.     Формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окр. среде.

1. Познакомить детей с воздухом и его свойствами,

способами его обнаружения.

2. Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого

3. Игра – эксперимент «Дуем – играем»

4

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«Как рождается

ветер»

Дать представление о движении воздуха (ветре). Показать детям роль ветра в природе и жизни человека. Закреплять знания детей о воздухе. Развивать познавательную активность

1. Видеофильмы «Что такое воздух?», «Как рождается ветер?»

2. Наблюдение за ветром

(использование вертушек)

 

Перспективный план работы на февраль 2019г.

 

Неделя

Тема

Программное

содержание

Формы работы

1

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«Почему белые медведи не живут в лесу?»

Формировать представление детей о приспособлении животных к жизни в природных условиях. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.

1. Демонстрационный материал «Животные Севера» 2. Видеофильм «Животные севера»

3. Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу»

2

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«Зимние явления в неживой природе»

Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе. Развивать способность анализировать и обобщать

1. Дать определение понятию - зимние явления.

2. Беседа «Если на улице сильный мороз»

3. Наблюдения на прогулке, работа с календарём природы

3

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«Зимующие птицы»

Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц. Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам.

1. Рассмотреть иллюстрации «Зимующие птицы»

2. Рассказ о жизни птиц зимой

3. Беседа «Чем мы можем помочь птицам»

4

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«Путешествие

в зимний лес».

Формировать представления детей о жизни животных в холодный период. Учить распознавать следы лесных обитателей на снегу. Воспитывать любовь и сочувствие к животным

1. Рассмотреть иллюстрации «Лесные животные»

2.Рассказать о жизни диких животных в лесу (чем питаются животные зимой, способы передвижения, места обитания)

2.Просмотр слайдов «Следы лесных обитателей на снегу»

 

Перспективный план работы на март 2019г.

 

Неделя

Тема

Программное

содержание

Формы работы

1

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«Огород

на окошке»

Показать зависимость роста растений от условий. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность.

1. Беседа «Что нужно растению?»

2. Посадить лук, петрушку.

3. Дальнейшие наблюдение и уход.

2

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«Насекомые»

Формировать представление о жуках (майский, носорог, божья коровка); бабочках

(капустница, крапивница).

На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

1. Рассмотреть иллюстрации.

2. Рассказ о том, какую пользу приносят насекомые.

3. Рисование «Бабочка»

3

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«Растения весной»

Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знание названий растений. Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям.

1. Наблюдение за деревьями.

2. Вспомнить названия некоторых деревьев и кустарников

3. Работа с календарём природы

4

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«Встречаем птиц»

Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить особенности строения птиц, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет стрижей, ласточек и т. д.

1. Рассмотреть иллюстрации птиц. Вспомнить их названия

2. Загадать загадки про птиц

3. Беседа «Для чего нужен скворечник»

4. Игра с бумажными птицами

 

Перспективный план работы на апрель 2019г.

 

Неделя

Тема

Программное

содержание

Формы работы

1

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«Человек – живой

организм»

Подвести к осознанию себя как живого существа, которое имеет свои особенности и потребности. Формировать представление детей, о некоторых органах человека, о положительном и отрицательном влиянии на них.

1. Рассмотреть энциклопедию «Тело человека».

2. Рассказ воспитателя о некоторых органах человека.

3. Беседа «Что для человека вредно, а что полезно ?»

2

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«Цветущий сад»

Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением). Продолжать устанавливать связи между изменениями условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства.

1. Наблюдение за яблоней.

2. Беседа «Почему цветут деревья?» (Установить связь с погодными условиями).

3. Работа с календарём природы.

3

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«Экологическая тропа»

Приблизить детей к природе, учить общаться с ней, любить ее. Уточнять, имеющиеся знания об окружающей природе.

1. Чтение стихотворения

Р. Рождественского

«Береги природу»

2. Целевая прогулка по экологической тропе

3. Беседа «Что будет, если…»

4

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«Весенние явления в неживой природе»

 Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны.

 1.Рассмотреть иллюстрацию «Весна».

2. Беседа «Признаки весны»

3. Сравнение признаков зимы и весны

Перспективный план работы на май 2019г.

Неделя

Тема

Программное

содержание

Формы работы

1

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«Как солнце жизнь

дает земле»

Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. Развивать познавательный интерес.

1.Чтение и рассматривание иллюстраций

2.«География для малышей»

3. Просмотр мультфильма «Краденое солнце»

2

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«ВЕСЕННИЙ БУКЕТ»

Способствовать развитию сенсорного анализа: цвет, размер, форма листьев, цветов, их пространственное расположение; развитию умения использовать модель в качестве плана для рассказа; пониманию способа ухода за комнатными растениями; воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями, выращивать их, создавать уют и эстетическое оформление помещений.

1. Наблюдение за цветами.

2. Беседа «Почему цветут цветы?»(установить связь с

погодными условиями)

3. Работа с календарём природы.

3

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«ПОСАДИМ ФАСОЛЬ»

Развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет); умение составлять рассказ по схеме «Компоненты труда».

1. Беседа о фасоли.

2. Подготовка и посадка семян.

3. Наблюдение за ростом фасоли.

4

 

 

н

е

д

е

л

я

 

«ВЕСНА В ЛЕСУ»

 Способствовать расширению представлений детей о диких зверях весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них родителей, защита от врагов, воспитание); формированию умения называть взрослого зверя и его детеныша; развивать любознательность; воспитывать чуткое и внимательное отношение к животным.

 1.Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми о диких зверях весной.

2.Чтение познавательной и художественной литературы.

 

Список литературы:

1. Н.А. Рыжова. Я и природа: Учеб. -метод. комплект по экологическому образованию дошкольников. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996,

с. 56, (Сер. «Наш дом — природа»).

2. Н.А. Рыжова «Волшебница вода».

3. С.Н. Николаева. Ознакомление дошкольников с неживой природой - Педагогическое общество России, Москва 2005.

3. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

4. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.

5. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова.

«Конспекты занятий: познавательное развитие, развитие речи, экология». 2008.

6. Интернет – источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Фантазёры" экологическое воспитание (4 - 6лет)

Кружок «Фантазеры» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Так как проблемы экологии в последние годы ...

кружок по экологическому воспитанию

Кружковая работа по экологическому воспитанию долшкольников...

Кружок "Фантазеры" экологическое воспитание (5-7лет)

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МДОУ по экологическому воспитанию (второй год) для детей 5-7лет. В основу содержания программы легла парциальная программа С.Н.Николаевой «Юный эколог...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста Экологическая тропа: «Удивительное рядом»

Обогащать и систематизировать экологические знания старших дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.Развивать эстетические чувства (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, ...

Кружок по экологическому воспитанию в старшей группе "В мире природы"

В программе представлены цели и задачи кружка, а также поэтапный план решения данных задач....

Кружок по экологическому воспитанию "Капитоша"

Приобщение детей любви к природе, к ее богатствам, уметь сохранять и беречь ее....

Дополнительное образование (кружок) по изобразительной деятельности УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЖИВОТНЫХ

Концепция кружка для детей 5-9 лет «Удивительный мир животных»Программа кружка «удивительный мир животных» предназначена для использования в системе дополнительного образования...