Кружок по экологическому воспитанию "Этот удивительный мир".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы. Воспитать бережное отношение к окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективный план кружка "Этот удивительный мир". | 41.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование кружка по экологическому воспитанию второй младшей группы «Этот удивительный мир».
Пояснительная записка
В настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В это время у ребёнка формируется отношение к миру людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, которое является фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.
Цель: формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы. Воспитать бережное отношение к окружающей среде.
Задачи: -формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Виды деятельности:
1. Организованные:
- непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
2. Совместная деятельность:
– наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;
– целевые прогулки;
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
– рассматривание картин из жизни диких животных;
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
– сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр.;
– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
– экологические тропы;
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные);
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
– работа с календарями природы;.
– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).
Задачи развития экологических представлений у детей средней группы:
1. Образовательные: формировать представления детей о многообразии живой и неживой природы. Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники, рыбы, птицы, звери и т.д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.
2. Развивающие: формировать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Формировать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.
3. Воспитательные: воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому.
Перспективное планирование кружка представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 20 минут.
Перспективный план работы на сентябрь 2018.
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы |
1
н е д е л я
| «ДАРЫ ПРИРОДЫ» | Способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов; прививать трудолюбие. | 1. Выставка «Дары природы». 2.Беседа «Кто что принес?». 3. Д.и. игра «Опиши, мы отгадаем» 4. Д.и. «Разложи правильно». 5. Беседа о труде человека по выращиванию овощей и фруктов. |
2
н е д е л я
| «ГУЛЯЕМ ПО ЛУГУ» | Способствовать формированию представлений о травянистых растениях, о связи потребностей растений с условиями; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них; прививать желание заботиться о растениях. | 1.Беседа об осени. 2. Наблюдение на участке детского сада за травянистыми растениями. 3. Рассматривание картинок, чтение художественной литературы. 4. Рассматривание почвы на клумбе. |
3
н е д е л я
| «КУДА ИСЧЕЗАЮТ НАСЕКОМЫЕ» | способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их. | 1.Наблюдение за насекомыми на участке детского сада (лето, ранняя осень). 2.Имитация движений насекомых с заучиванием четверостиший. 3. Чтение художественной литературы. |
4
н е д е л я
| «КТО ТАКАЯ РЫБКА» | Способствовать освоению детьми представлений о рыбке: особенностях ее внешнего вида (плавники – красивые, длинные, свисающие, туловище округлое, вытянутое, приплюснутое с боков) и поведения (плавают медленно, в разных направлениях); развитию деятельности наблюдения: выделять признаки внешнего вида, пользоваться моделью при рассмотрении рыбки, отражать результаты наблюдений в точном слове; накоплению эмоционально-положительного отношения к рыбке, радоваться при наблюдении за рыбкой, любоваться ее красотой; стремиться сохранять ее живой и здоровой. | 1.Игра-имитация «Мы рыбки». 2. Познавательный рассказ воспитателя о рыбах. 3. Рисование «Рыбы». |
Перспективный план работы на октябрь 2018г.
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы |
1
н е д е л я
| «КОМУ НУЖНА ВОДА?» | Способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле. | 1. Рассматривание иллюстраций о воде. 2.Отгадывание загадок по теме. 3.Проведение опытов с водой (вкус, запах). |
2
н е д е л я
| «КАК ПОМОЧЬ РАСТЕНИЮ» | Способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); появлению стремления пожалеть растение, действенно ему помочь; развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями. | 1.Наблюдение за растениями в уголке природы (внешний вид, строение). 2.Анализ схемы «Растения». 3.Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле. 4. Наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений (знакомство с моделью трудового процесса по схеме «Полив растения»). |
3
н е д е л я
| «ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ НА УЧАСТКЕ ДЕСТКОГО САДА» | Способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы. | 1.Наблюдение за осенними кустами и деревьями на участке детского сада. 2.Игры «С какого дерева детки?», «Собирайтесь вокруг березы (рябины, вязы и др.)» и т. п. 3.Сбор листьев для гербария. 4.Придумывание схематического изображения для деревьев и кустов. 5.Труд на участке детского сада. |
4
н е д е л я
| «КАКИЕ РАЗНЫЕ ПТИЦЫ» | Способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению использовать модель в качестве плана рассказа; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам. | 1. Серия наблюдений за птицами в уголке природы, экологической комнате, на участке с использованием сравнения. 2.Рассматривание иллюстраций. 3.Чтение детской природоведческой литературы. 4. Рассматривание схемы-модели «Птицы». 5.Отгадывание загадок. |
Перспективный план работы на ноябрь 2018 г.
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы |
1
н е д е л я
| «ГДЕ ЖИВУТ ДИКИЕ ЗВЕРИ» | Способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи. | 1.Чтение познавательной литературы о диких зверях. 2.Рассматривание иллюстраций. 3.Рассматривание схемы-модели «Звери». |
2
н е д е л я
| «КАК ЖИВУТ ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» | Способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными; развивать любознательность, желание ухаживать за животными. | 1.Рассматривание иллюстраций, картин о домашних животных. 2.Чтение художественной литературы. 3.Беседы о кроликах и утках. 4.Рассматривание схемы-модели «Животные». |
3
н е д е л я
| «ПОЧЕМУ МИШКА ПЕРЕПУТАЛ ЧЕРЕПАХУ С КАМНЕМ» | Создать условия для обогащения представлений детей о черепахе как живом существе, о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения; для развития деятельности наблюдения: последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия, сравнивать, выделять наглядно представленные | 1. Рассмотреть иллюстрации «Черепаха» 2. Рассказ о жизни черепах. 3. Лепка «черепашка». |
4
н е д е л я
| «У НАС В ГОСТЯХ МОРСКАЯ СВИНКА» | Создать условия для ознакомления детей с морской свинкой, ее внешним видом; для выявления наиболее ярких признаков внешнего вида морской свинки: короткие круглые уши, нет хвоста, тело покрыто шерстью, не умеет прыгать; для развития любознательности; воспитывать желание заботиться о животном. | 1. Рассмотреть иллюстрации «Морская свинка» 2. Рассказ о жизни морских свинок. 3. Рисование «морская свинка». |
Перспективный план работы на декабрь 2018 г.
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы |
1
н е д е л я
| «ЗИМУШКА-ЗИМА» | Развивать обобщенные представления о зиме как времени года, ее существенных признаках; активизировать наблюдательную деятельность, сравнение основных зимних признаков (состояние растений, одежды человека в зимний период); поддерживать познавательные интересы к природе; воспитывать эмоционально -положительное отношение к красоте окружающей природы. | 1.Наблюдение за состоянием погоды, объектами живой природы. 2.Чтение художественной литературы, заучивание стихов о зиме. 3.Рассматривание пейзажных картин о зиме. 4.Труд на участке зимой. |
2
н е д е л я
| «ДИКИЕ ЗВЕРИ ЗИМОЙ» | Способствовать обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период (пища, способы ее добывания зимой, условия жизни в зимнем лесу); развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей; развивать умение использовать модель в качестве плана рассказа; освоить умение рассказывать последовательно, связанно. | 1.Рассматривание иллюстраций. 2.Чтение детской природоведческой литературы. 3.Дидактические игры, направленные на подготовку детей к составлению рассказов. 4.Рассказы воспитателя о зверях. |
3
н е д е л я
| «Растения зимой» | Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать познавательную активность детей. Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее. | 1.Рассмотреть иллюстрацию зимнего пейзажа 2. Беседа «Для чего растениям снег» 3. Наблюдение за деревьями. |
4
н е д е л я
| «Ёлочка – красавица» | Расширять представление детей о сосне, её полезных свойствах. Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться. | 1. Дать понятие хвойные деревья. 2. Беседа о сосне. 3. Рассмотреть шишки
|
Перспективный план работы на январь 2019 г.
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы |
1
н е д е л я
| Наблюдения «Морозные узоры» | Сформировать представления о том, что вода бывает разной. Развивать познавательный интерес. | 1. Наблюдение за морозными узорами на стекле. Что будет, если дотронуться ладошкой до окон с узорами? 2. Чтение стихотворения «Ледяные цветы» Ю. Марцинкявичус 3. Обсуждение стихотворения |
2
н е д е л я
| Наблюдения «Снег» | Формировать представление детей о свойствах снега, от чего они меняются. Вспомнить о защитных свойствах снега. | 1. Наблюдение за свойствами снега (Какого цвета снег в солнечную погоду, в пасмурную? Когда он блестит? Когда хорошо лепится? В какую погоду он хрустит под ногами? и т.д.) 2. Беседа о защитных свойствах снега |
3
н е д е л я
| «Воздух» | Формировать знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окр. среде. | 1. Познакомить детей с воздухом и его свойствами, способами его обнаружения. 2. Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого 3. Игра – эксперимент «Дуем – играем» |
4
н е д е л я
| «Как рождается ветер» | Дать представление о движении воздуха (ветре). Показать детям роль ветра в природе и жизни человека. Закреплять знания детей о воздухе. Развивать познавательную активность | 1. Видеофильмы «Что такое воздух?», «Как рождается ветер?» 2. Наблюдение за ветром (использование вертушек) |
Перспективный план работы на февраль 2019г.
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы |
1
н е д е л я
| «Почему белые медведи не живут в лесу?» | Формировать представление детей о приспособлении животных к жизни в природных условиях. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. | 1. Демонстрационный материал «Животные Севера» 2. Видеофильм «Животные севера» 3. Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу» |
2
н е д е л я
| «Зимние явления в неживой природе» | Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе. Развивать способность анализировать и обобщать | 1. Дать определение понятию - зимние явления. 2. Беседа «Если на улице сильный мороз» 3. Наблюдения на прогулке, работа с календарём природы |
3
н е д е л я
| «Зимующие птицы» | Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц. Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам. | 1. Рассмотреть иллюстрации «Зимующие птицы» 2. Рассказ о жизни птиц зимой 3. Беседа «Чем мы можем помочь птицам» |
4
н е д е л я
| «Путешествие в зимний лес». | Формировать представления детей о жизни животных в холодный период. Учить распознавать следы лесных обитателей на снегу. Воспитывать любовь и сочувствие к животным | 1. Рассмотреть иллюстрации «Лесные животные» 2.Рассказать о жизни диких животных в лесу (чем питаются животные зимой, способы передвижения, места обитания) 2.Просмотр слайдов «Следы лесных обитателей на снегу» |
Перспективный план работы на март 2019г.
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы |
1
н е д е л я
| «Огород на окошке» | Показать зависимость роста растений от условий. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность. | 1. Беседа «Что нужно растению?» 2. Посадить лук, петрушку. 3. Дальнейшие наблюдение и уход. |
2
н е д е л я
| «Насекомые» | Формировать представление о жуках (майский, носорог, божья коровка); бабочках (капустница, крапивница). На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. | 1. Рассмотреть иллюстрации. 2. Рассказ о том, какую пользу приносят насекомые. 3. Рисование «Бабочка» |
3
н е д е л я
| «Растения весной» | Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знание названий растений. Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям. | 1. Наблюдение за деревьями. 2. Вспомнить названия некоторых деревьев и кустарников 3. Работа с календарём природы |
4
н е д е л я
| «Встречаем птиц» | Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить особенности строения птиц, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет стрижей, ласточек и т. д. | 1. Рассмотреть иллюстрации птиц. Вспомнить их названия 2. Загадать загадки про птиц 3. Беседа «Для чего нужен скворечник» 4. Игра с бумажными птицами |
Перспективный план работы на апрель 2019г.
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы |
1
н е д е л я
| «Человек – живой организм» | Подвести к осознанию себя как живого существа, которое имеет свои особенности и потребности. Формировать представление детей, о некоторых органах человека, о положительном и отрицательном влиянии на них. | 1. Рассмотреть энциклопедию «Тело человека». 2. Рассказ воспитателя о некоторых органах человека. 3. Беседа «Что для человека вредно, а что полезно ?» |
2
н е д е л я
| «Цветущий сад» | Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением). Продолжать устанавливать связи между изменениями условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства. | 1. Наблюдение за яблоней. 2. Беседа «Почему цветут деревья?» (Установить связь с погодными условиями). 3. Работа с календарём природы. |
3
н е д е л я
| «Экологическая тропа» | Приблизить детей к природе, учить общаться с ней, любить ее. Уточнять, имеющиеся знания об окружающей природе. | 1. Чтение стихотворения Р. Рождественского «Береги природу» 2. Целевая прогулка по экологической тропе 3. Беседа «Что будет, если…» |
4
н е д е л я
| «Весенние явления в неживой природе» | Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны. | 1.Рассмотреть иллюстрацию «Весна». 2. Беседа «Признаки весны» 3. Сравнение признаков зимы и весны |
Перспективный план работы на май 2019г.
Неделя | Тема | Программное содержание | Формы работы |
1
н е д е л я
| «Как солнце жизнь дает земле» | Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. Развивать познавательный интерес. | 1.Чтение и рассматривание иллюстраций 2.«География для малышей» 3. Просмотр мультфильма «Краденое солнце» |
2
н е д е л я
| «ВЕСЕННИЙ БУКЕТ» | Способствовать развитию сенсорного анализа: цвет, размер, форма листьев, цветов, их пространственное расположение; развитию умения использовать модель в качестве плана для рассказа; пониманию способа ухода за комнатными растениями; воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями, выращивать их, создавать уют и эстетическое оформление помещений. | 1. Наблюдение за цветами. 2. Беседа «Почему цветут цветы?»(установить связь с погодными условиями) 3. Работа с календарём природы. |
3
н е д е л я
| «ПОСАДИМ ФАСОЛЬ» | Развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет); умение составлять рассказ по схеме «Компоненты труда». | 1. Беседа о фасоли. 2. Подготовка и посадка семян. 3. Наблюдение за ростом фасоли. |
4
н е д е л я
| «ВЕСНА В ЛЕСУ» | Способствовать расширению представлений детей о диких зверях весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них родителей, защита от врагов, воспитание); формированию умения называть взрослого зверя и его детеныша; развивать любознательность; воспитывать чуткое и внимательное отношение к животным. | 1.Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми о диких зверях весной. 2.Чтение познавательной и художественной литературы. |
Список литературы:
1. Н.А. Рыжова. Я и природа: Учеб. -метод. комплект по экологическому образованию дошкольников. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996,
с. 56, (Сер. «Наш дом — природа»).
2. Н.А. Рыжова «Волшебница вода».
3. С.Н. Николаева. Ознакомление дошкольников с неживой природой - Педагогическое общество России, Москва 2005.
3. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.
4. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
5. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова.
«Конспекты занятий: познавательное развитие, развитие речи, экология». 2008.
6. Интернет – источники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Фантазёры" экологическое воспитание (4 - 6лет)
Кружок «Фантазеры» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Так как проблемы экологии в последние годы ...
кружок по экологическому воспитанию
Кружковая работа по экологическому воспитанию долшкольников...
Кружок "Фантазеры" экологическое воспитание (5-7лет)
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МДОУ по экологическому воспитанию (второй год) для детей 5-7лет. В основу содержания программы легла парциальная программа С.Н.Николаевой «Юный эколог...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста Экологическая тропа: «Удивительное рядом»
Обогащать и систематизировать экологические знания старших дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.Развивать эстетические чувства (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, ...
Кружок по экологическому воспитанию в старшей группе "В мире природы"
В программе представлены цели и задачи кружка, а также поэтапный план решения данных задач....
Кружок по экологическому воспитанию "Капитоша"
Приобщение детей любви к природе, к ее богатствам, уметь сохранять и беречь ее....
Дополнительное образование (кружок) по изобразительной деятельности УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЖИВОТНЫХ
Концепция кружка для детей 5-9 лет «Удивительный мир животных»Программа кружка «удивительный мир животных» предназначена для использования в системе дополнительного образования...