Кружок "Фантазеры" экологическое воспитание (5-7лет)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МДОУ по экологическому воспитанию (второй год) для детей 5-7лет. В основу содержания программы легла парциальная программа С.Н.Николаевой «Юный эколог»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кружок по экологии | 47.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МДОУ
Экологическое воспитание
«ФАНТАЗЕРЫ»
Возраст детей 5 – 7 лет
Срок реализации программы 1 год
Составитель:
Сухова Светлана Николаевна
с. Конобеево
2012г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский.
Программа «Фантазеры» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания. В теоретических основах экологического воспитания дошкольников, представленных в различных психолого-педагогических исследованиях (И.А. Хайдурова, П.Г. Саморукова, Н.Н. Кондратьева С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.В. Староверова и др.,) указывается на необходимость максимально использовать данный период времени воспитывая у детей осознанно правильного отношения к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.
Основная цель программы – развитие познавательного интереса к миру природы: формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве (особенности жизни, роста и развития отдельных живых существ, особенности приспособления живых организмов в зависимости от факторов внешней среды. Взаимосвязи внутри природных сообществ, явления неживой природы); воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- систематизировать знания детей о строении, жизни, развитии и многообразии, о значении растений в природе и жизни человека; учить детей трудовым навыкам по уходу за растениями, ставить перед собой цели, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой.
- формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.
- формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.
- развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
- развивать познавательный интерес к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле, развивать представления о средах обитания, об условиях, необходимых для роста растений.
- формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
- формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.
- формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.
В основу программы легли следующие принципы:
- Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с речевыми нарушениями.
- Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
- Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
- Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
- Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
- Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.
Занимаясь по программе, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. При изучении тем, предусмотренных программой, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания программы легла парциальная программа С.Н.Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у старших дошкольников осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Особенностью программы является реализация регионального компонента. Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу, поэтому в программу вводится изучение экологической обстановки края.
Настоящая программа разработана на основе обязательного минимума содержания по познавательному развитию для детей 5 – 7лет. Программа построена в соответствии с возрастными, индивидуальными и специфическими особенностями детей. Срок реализации: 1 год.
Рекомендации, необходимые для проведения непосредственной организованной образовательной деятельности
- Добровольное участие детей.
- Наполняемость кружка: 18 – 22 человека, старшей, подготовительной группы.
- Учебная и развивающая нагрузка сочетается с динамической паузой.
- Продолжительность непосредственной организованной образовательной деятельности 20 – 30 минут.
- Регулярность проведения непосредственной организованной образовательной деятельности – 1 раз в неделю, во второй половине дня.
- Мониторинг уровня знаний и умений детей проводится два раза в год: вводный (сентябрь – октябрь), итоговый (май).
- Создание и поддержание в ходе непосредственной организованной образовательной деятельности эмоционально-позитивного фона.
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещение, проветривание, время проведения).
Законодательное и научно – методическое обеспечение программы
- Закон РФ «Об образовании».
- Конвенция о правах ребенка.
- Конституция РФ.
- Устав МДОУ.
- Парциальные программы: «Юный эколог» /С.Н. Николаева.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения авторской программы экологического кружка «Фантазеры»
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:
Группа детского сада _____________________________________________
Дата проведения мониторинга _____________________________________
Имя, фамилия____________________________________________________
Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений __________________________________________________________
Имеет представления о процессе выращивания хлеба, называет зерновые культуры родного края_______________________________________________
Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира______________________________________________________________
Имеет представления о Красной книге, называет редкие и исчезающие виды растений и животных нашего региона_________________________________
Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения, ____________________________________________
Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов ________________________________________________
Имеет представления об экологии родного города, называет факты отрицательного воздействия человека на природу _______________________
Имеет представления о правилах поведения в природе____________________
Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении________
Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями__________
Использует моделирование в разных видах экологически ориентированной деятельности_______________________________________________________
Сформированы основы экологического сознания________________________
Оценка уровня развития:
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла – отдельные компоненты не развиты;
3 балла – соответствует возрасту;
4 балла – высокий.
Дальнейший анализ выстраивается в виде диаграмм в соответствии с уровнями развития по балловой системе. Диаграммы позволяют отследить динамику развития детей по каждому направлению экологического развития в течение учебного года.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Кол-во часов | |
Раздел 1. «Живая природа» 1 блок – растения Темы: «Золотая осень», «Уходит осень золотая», «Загадки комнатных растений», «Елочка – колкая иголочка», «Огород круглый год», «Ветки сирени в вазе», «Целебные растения клумбы» 2 блок – животные Темы: «Земноводные животные», «Рыбы», «О диких и домашних животных», 3 блок – птицы Темы: «Перелетные птицы», «Кормушки для птиц», «Покормите птиц зимой», «Зимующие птицы», «Какие разные птицы», «Птицы прилетели» | 8 |
Раздел 2. «Неживая природа» 1 блок – вода, воздух, почва (камни) Темы: «Песок», «Песок и глина», «Зима в городе или тайны снега», «Что такое воздух?», «Вода и воздух» 2 блок – времена года Темы: «Осень», «Поздняя осень», «Здравствуй зимушка – зима», «Вместе весело играть», «Зимние пейзажи», «Зимнее время года», «Красавица зима», «Пройдёт зима холодная», «Весна». «Долгожданная весна», «Красавица Весна» | 8 |
Раздел 3. «Природа и человек» Темы: «Планета Земля в опасности», «Дети на прогулке зимой», «Экологический поход», «День рождения земли», «Кладовая Земли», «Связь живой и неживой природы» | 3 |
Итого часов | 19 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показа сказок (педагогом, детьми); рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр
- Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя
- Игровые методы: проведение разнообразных игр; загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров
- Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений, коллекции семян, плодов; постановка сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы программы мы обратили особое внимание на следующие основные направления.
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение растительного и животного мира.
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Ожидаемый результат:
Показателями высокой эколого-краеведческой культуры детей следует считать:
- Интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
- Желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
- Желание заботиться о живых объектах природы;
- Желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
- Стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
- Попытка оценивать свое поведение.
В процессе работы по программе предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПРОГРАММЫ
Дата | Тема | Задачи |
03.09. | «Песок» | Познакомить детей со свойствами песка и глины, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. |
10.09. | «Планета Земля в опасности» | Продолжать формировать у детей представления о том, что планета Земля – это огромный шар. Продолжить знакомить с глобусом и картой – моделями земного шара. Закреплять знания о среде обитания живых существ. Формировать представления детей об опасности, которая есть на нашей планете: загрязнения воздуха, океанов, морей. Развивать любознательность, познавательную активность, интерес к выполнению самостоятельных трудовых действий. |
17.09. | «Осень» | Закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного. формировать у детей смекалку, сообразительность. |
24.09. | " «Земноводные животные» | Углублять у детей знания и представления о земноводных животных. Продолжать учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям. Развивать логическое мышление, внимание и память. Воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю. |
01.10. | «Золотая осень» | Продолжать знакомить детей с изменениями в природе осенью. Научить их составлять гербарии из опавших листьев различных деревьев. Начать знакомить с жизнью насекомых, птиц. |
08.10. | «Песок и глина» | Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются. Познакомить детей со свойством: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина — из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу. |
15.10. | Наблюдение за перелетными птицами | Расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах. |
22.10. | «Рыбы» | Расширять знания детей о рыбах, продолжать знакомство с ними, закреплять умение классифицировать их, развивать мышление и память, пополнять словарный запас детей. |
29.10. | «Уходит осень золотая» | Совершенствовать экологические знания, рассматривать картины художников; пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве; воспитывать активность, инициативность; способствовать развитию психических процессов и положительных эмоций. |
05.11. | Кормушки для птиц | Формировать у детей научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности. |
12.11. | «Поздняя осень». | Уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе поздней осенью. Продолжать развивать наблюдательность. Дать представления о семенах различных растений. |
19.11 | Загадки комнатных растений | Способствовать формированию у старших дошкольников желания и способностей к самостоятельному поиску, сбору информации, развивать чувство ответственности за порученное дело. Расширение зеленого уголка в группе. |
26.11. | «Зимующие птицы» | Формировать у детей обобщенное представления о зимующих птицах. Развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц. Воспитывать заботливое отношение к птицам и желание им помогать Закреплять умения понимать образный смысл загадок. |
03.12. | «Здравствуй зимушка - зима» | Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Учить детей понимать смысл пословиц и народных примет, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения. |
10.12. | «Елочка – колкая иголочка» | Воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать отрицательное отношение к тем, кто наносит вред природе. Воспитывать понимание ценности каждого дерева. Развивать логическое мышление. |
17.12. | «Вместе весело играть» | Продолжать знакомить с явлениями природы – появление снега, выявить его свойства: таять от тепла, быть липким. Способствовать развитию умения делать выводы и умозаключения в процессе наблюдения и беседы. В процессе трудовой деятельности (лепка снежной крепости) учить доводить начатое до конца, формировать представление о значимости труда для окружающих. |
24.12. | «Зимние пейзажи» | Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре изобразительного искусства – пейзаже. |
7.01. | «Зима в городе или тайны снега» | Систематизация знаний о свойствах снега и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о состоянии воды, и причинах перехода одного состояния в другое. |
14.01. | Зимнее время года. | Формировать умение высказывать своё отношение к временам года; научить детей красиво вырезать снежинки; приучать честно выполнять правила игры |
21.01. | «Красавица зима» | Воспитывать у детей любовь к природе, желание её изображать, развивать эстетическое восприятие. Учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образов, настроения. Учить видеть характерные особенности разных времён года |
28.01. | «Что такое воздух?» | Познакомить детей с понятием воздух, его свойствами, значением для жизни человека. Обучать детей расслаблению, фиксируя их внимание на приятном состоянии расслабленности. |
4.02. | Дети на прогулке зимой | Развивать умение детей вдвоём выполнять общую работу6 договариваться о содержании лепки, согласовывать величину фигурок. Их размещение на общей подставке в соответствии с выбранным сюжетом; продолжать учить детей передавать движения персонажей. |
11.02. | «Огород круглый год» | Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике. |
18.02. | «Покормите птиц зимой» | Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Расширить представление детей о птицах края. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им. |
25.02. | «Пройдёт зима холодная» | Уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время года. Показать зависимость состояния растений от внешних условий. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям. |
04.03. | «Весна». | учить устанавливать взаимосвязь между весенними изменениями в природе; развивать умение логически мыслить, правильно формируя выводы, развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, выражаться точно словами; воспитывать детей, способных понять природу, беречь её, любить. |
11.03. | «Вода и воздух» | развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь. |
18.03. | «О диких и домашних животных» | способствовать формированию у детей умений выделять характерные признаки домашних животных пониманию того, что домашние животные отличаются от диких; развитию сравнения диких и домашних животных; установлению причинно-следственных связей; воспитывать у детей интерес к жизни животных и желание заботиться о них. |
25.03. | «Какие разные птицы» | способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам. |
01.04. | «Долгожданная весна» | продолжать формирование интереса к коллективным формам деятельности; развивать умение художественно отражать предметы и явления окружающей действительности; продемонстрировать детям создание многофигурной сюжетной композиции, располагая предметы по всей плоскости листа бумаги (ближе, дальше) |
08.04. | Экологический поход. | показать детям пробуждающуюся природу – первоцветы, набухающие почки, цветущие деревья и кустарники, развёртывающиеся листья. Связать состояние растений, их рост с нарастающими благоприятными условиями: увеличением дня (количества света), тепла, изобилием влаги; уточнить представления об охраняемых растениях. |
15.04. | «День рождения земли» | Дать детям представление о планете Земля Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой. Подвести к пониманию того, что планета Земля сейчас в опасности, чтобы спасти её, надо с детства любить природу, изучать её, правильно с ней общаться. Развивать творчество, внимание, мышление. |
22.04. | "Кладовая Земли" | Закрепить знания детей о том, что Земля имеет три основных значения: Земля – это планета; Земля – это суша; Земля – это почва. Способствовать становлению у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли – полезных ископаемых. Формировать навыки сотрудничества и исследовательские навыки. |
29.04 | «Ветки сирени в вазе». | Побуждать детей к самостоятельной передаче образов, используя доступные им средства выразительности (цвет, композиция); продолжать развивать способность самостоятельно выбирать способы изображения, используя различные технические навыки и приёмы. |
06.05. | «Птицы прилетели» | Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о перелетных птицах (грачи, трясогузки, журавли и др.), прилет, добывание ими корма, выведение птенцов, выкармливание, забота о них; развитию представлений о заботе человека о птицах; воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц. |
13.05. | «Целебные растения клумбы» | Формировать знания о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правилах использования. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках. Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края. |
20.05. | «Связь живой и неживой природы» | Способствовать расширению и обобщению представлений о связи живой и неживой природы; воспитывать желание сохранять и оберегать природу. |
27.05. | «Красавица Весна» | обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, научить самостоятельно находить. Устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных. Через пословицы и поговорки помочь узнать мудрость народа, его жизненный опыт и наблюдения, накопленные в течение долгих веков. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
- Николаева С.Н. Юный эколог: Система работы в подготовительной к школе группе детского сада - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999.
- Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес: - М; Мозаика-Синтез, 2009.
- Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная к школе группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011.
- http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac409.html
- http://www.doumarx.ru/publ/ehkologija/3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в нравственно-трудовом воспитании детей 6-7лет
Трудовое воспитание детей...
Проект рабочей программы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей 6-7лет через формирование чувств и положительного отношения к семье»
В проекте представлен материал по нравственно-патриотическому воспитанию детей 6-7 лет...
Экологическое воспитание детей 6-7лет
Картотека из двух карточек раскрывает экологическое воспитание детей 6-7 лет (сезонные наблюдения и ознакомление детей 6-7 лет с миром природы)...
Конспект по экологическому воспитанию для детей с 6-7лет. Тема: «Вторая жизнь упаковки».
Цель .Научится находить применения разным упаковкам, после их первичного использования.Задачи .1. Формировать семейную экологическую культуру жизненной позиции у взр...
Кружковая работа. Дополнительная общеразвивающая программа по экологическому воспитанию для детей 5-7лет «Юный эколог»
Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это,прежде всего, мир природы,с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источникдетского разума&ra...
Кружковая работа. Дополнительная общеразвивающая программа по экологическому воспитанию для детей 5-7лет «Юный эколог»
Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это,прежде всего, мир природы,с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источникдетского разума&ra...
Интерактивные игры по воспитанию звуковой культуры речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста (5-7лет)
Возрастная категория:Материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений (возраст: средних, старших и подготовительных групп), педагогам дополнительного образования, учителям начальной школ...