Кружок по экологическому воспитанию в средней группе "Познавайка"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме
Парциальная программа дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) «Познавайка» по экологическому воспитанию в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_poznavayka.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г.НИЖНЕВАРТОВСКА № 10 «БЕЛОЧКА»
Парциальная программа
дополнительного образования
детей среднего дошкольного возраста
(4-5 лет)
«Познавайка»
по экологическому воспитанию в процессе экспериментально-исследовательской деятельности
г. Нижневартовск, 2017
Паспорт программы
Наименование дополнительной образовательной услуги | Кружок «Познавайка» по экологическому воспитанию в процессе экспериментально-исследовательской деятельности. |
Основание для разработки программы | 1.Конвенция о правах ребенка; 2.Закон РФ «Об образовании»: Ст. 51, п. 1; ст. 18, п. 3. 3. федеральный государственный общеобразовательный стандарт в дошкольном общеобразовательном учреждении |
Заказчик программы | Родители, педагогический коллектив. |
Организация исполнитель программы | Участники образовательного процесса: специалисты, педагоги, дети, родители. |
Целевая группа | Дети 4-5 летнего возраста, посещающие детский сад |
Составители программы | Абсалямова И.В., воспитатель |
Цель программы | Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирования начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания. |
Задачи программы | Воспитывать в детях любовь к природе и интерес к её многообразным явлениям. Расширять знания детей о живой и неживой природе. Продолжать знакомить со свойствами воды, воздуха, песка, глины. Развивать у детей познавательную активность. Умение анализировать, делать экологически - грамотные выводы. Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей. Через взаимосвязь с другими видами деятельности, систематизировать элементарные экологические представления детей. Прививать навыки культурного и экологически - грамотного поведения детей в природе. |
Ожидаемые результаты | Ребёнок способен самостоятельно наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умеет устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Имеет элементарные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.). Умеет самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине. С желанием и интересом принимает участие в опытно – экспериментальной деятельности. |
Срок реализации программы | 2017-2018 учебный год |
Пояснительная записка.
На данном этапе развития современного общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности.
Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научится с младенчества жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравится не какими обстоятельствами.
Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.
Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического образования дошкольников. Это и является основной идеей программы - «Познавайка».
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Одно занятие в неделю, продолжительностью 20-25 минут.
Предназначена для детей 4 – 5 лет.
Методические приемы:
Наблюдения.
Создание проблемных ситуаций.
Экспериментирование.
Формы работы:
Малые группы
Индивидуальная работа
Самостоятельная деятельность детей
Тематическое планирование
№ | Месяц | Название раздела | Тема | Задачи |
Сентябрь | Органы чувств | |||
1 | Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем | закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус) . | ||
2 | Почему всё звучит? | подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. | ||
Октябрь | Вода | |||
3 | Прозрачная вода. Вода принимает форму | выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, имеет вес; принимает форму сосуда, в который она налита. | ||
4 | Какие предметы могут плавать? | дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. | ||
5 | Пар – это тоже вода. Лед- это тоже вода | Познакомить детей с одним из состояний – паром. Определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится. | ||
6 | Вода бывает теплой, холодной, горячей. | Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные. | ||
Ноябрь | Воздух | |||
7 | Воздух повсюду | Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. | ||
8 | Воздух работает | дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.) | ||
9 | Веселая полоска. | Познакомить со свойствами бумаги и действием на нее воздуха; развивать наблюдательность. | ||
10 | Делаем облако. | Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь. | ||
Декабрь | Окружающие предметы | |||
11 | Бумага, ее качества и свойства. | Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). | ||
12 | Ткань, ее качества и свойства. | Научить узнавать вещи, сделанные из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, рвется, режется, намокает, горит). | ||
13 | Пластмасса, ее качества и свойства. | Научить узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (толщина, структура поверхности, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность). | ||
14 | Резина, ее качества свойства. | Учить узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). | ||
Январь | ||||
15 | В мире стекла. | Помочь выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность. | ||
16 | Таинственные картинки | Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла. | ||
Февраль | Мыло | |||
17 | Мыло – фокусник. | Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом. | ||
18 | Делаем мыльные пузыри | Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку. | ||
19 | Подушка из пены | Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести) | ||
20 | Необычное рисование. | Показать возможность использования разноцветных мыльных пузырей для создания картины | ||
Март | Песок, глина, почва. | |||
21 | Волшебный материал. | Помочь определить, что песок и глина по – разному впитывают воду. Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании. | ||
22 | Что есть в почве. | Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность, любознательность. | ||
23 | Можно ли менять форму камня и глины | Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твёрдый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части | ||
24 | Песочная страна | выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. | ||
Апрель | Свет. | |||
25 | Поиграем с солнышком | Определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени) | ||
26 | Что в коробке | Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. | ||
27 | Свет повсюду | Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костёр, искусственные – изготовление людьми (лампа, фонарик, свеча) | ||
28 | Свет и тень | Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. | ||
Май | Жизнь растений | |||
29 | Что любят растения? Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении? | Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. Помочь определить, что срезанные растения раскрываются позже, чем оставшиеся с корнем. | ||
30 | Где прячутся детки? | Помочь выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения. | ||
31 | Хитрые семена. | Познакомить со способом проращивания семян. | ||
32 | Что есть в почве. | Помочь установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений) |
Список используемой литературы
1. О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
2. А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
3. Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование»
4. Л. Н. Менщикова Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет.
5. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно - экспериментальная деятельность»
6. Н. В. Нищева Опыты, эксперименты, игры.
7. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование. Рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.
8. Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
9. Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»
Приложение
Работа с родителями.
Месяц | № | Тема | Форма работы |
| |||
Октябрь | 1 | Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка | Консультация |
Ноябрь | 2 | Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию | Памятка
|
Декабрь | 3 | Родители гиды на пути к познанию | Консультация |
Февраль | 4 | Несколько золотых правил для родителей | Памятка |
Март | 5 | Развитие познавательных процессов старших дошкольников посредством экспериментирования | Консультация |
Апрель | 6 | Литература в помощь | Выставка литературы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Фантазёры" экологическое воспитание (4 - 6лет)
Кружок «Фантазеры» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Так как проблемы экологии в последние годы ...
кружок по экологическому воспитанию
Кружковая работа по экологическому воспитанию долшкольников...
Кружок "Фантазеры" экологическое воспитание (5-7лет)
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МДОУ по экологическому воспитанию (второй год) для детей 5-7лет. В основу содержания программы легла парциальная программа С.Н.Николаевой «Юный эколог...
Кружок по экологическому воспитанию в старшей группе "В мире природы"
В программе представлены цели и задачи кружка, а также поэтапный план решения данных задач....
Кружок по экологическому воспитанию "Капитоша"
Приобщение детей любви к природе, к ее богатствам, уметь сохранять и беречь ее....
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Конспект итогового занятия по познавательному развитию(экологическому воспитанию) в средней группе. Тема: "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края"..
Цель: "Формирование у детей экологического ответственного отношения к природе по средствам ознакомления с природой Нижегородской области"....