Кружок по экологическому воспитанию в средней группе "Познавайка"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Кретинина Ирина Владимировна

Парциальная программа дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)  «Познавайка» по экологическому воспитанию в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_poznavayka.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г.НИЖНЕВАРТОВСКА № 10 «БЕЛОЧКА»

Парциальная программа

дополнительного образования

детей среднего дошкольного возраста

(4-5 лет)

 «Познавайка»

по экологическому воспитанию в процессе экспериментально-исследовательской деятельности

г. Нижневартовск, 2017

Паспорт программы

Наименование дополнительной

образовательной услуги

Кружок «Познавайка» по экологическому воспитанию  в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.

Основание для разработки программы

1.Конвенция о правах ребенка;

 2.Закон РФ «Об образовании»: Ст. 51, п. 1; ст. 18, п. 3.

3. федеральный государственный общеобразовательный стандарт в дошкольном общеобразовательном учреждении

Заказчик программы

Родители, педагогический коллектив.

Организация исполнитель программы

Участники образовательного процесса: специалисты, педагоги, дети, родители.

Целевая группа

Дети  4-5 летнего возраста, посещающие детский сад

Составители программы

Абсалямова И.В., воспитатель

Цель программы

Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирования начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания.

Задачи программы

Воспитывать в детях любовь к природе и интерес к её многообразным явлениям.

Расширять знания детей о живой и неживой природе. Продолжать знакомить со свойствами воды, воздуха, песка, глины.

Развивать у детей познавательную активность. Умение анализировать, делать экологически - грамотные выводы.        Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей.

Через взаимосвязь с другими видами деятельности, систематизировать элементарные экологические представления детей. Прививать навыки культурного и экологически - грамотного поведения детей в природе.

Ожидаемые результаты

Ребёнок способен самостоятельно наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умеет устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Имеет элементарные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).

Умеет самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.

С желанием и интересом принимает участие в опытно – экспериментальной деятельности.

Срок реализации программы

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка.

На данном этапе развития современного общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности.

Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научится с младенчества жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравится не какими обстоятельствами.

Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.

Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического образования дошкольников. Это и является основной идеей программы - «Познавайка».

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Одно занятие в неделю, продолжительностью 20-25 минут.

Предназначена для детей 4 – 5 лет.

Методические приемы:

Наблюдения.

Создание проблемных ситуаций.

Экспериментирование.

Формы работы:

Малые группы

Индивидуальная работа

Самостоятельная деятельность детей

Тематическое планирование

Месяц

Название раздела

Тема

Задачи

Сентябрь

Органы чувств

1

Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем

закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус) .

2

Почему всё звучит?

подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Октябрь

Вода

3

Прозрачная вода. Вода принимает форму

выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, имеет вес; принимает форму сосуда, в который она налита.

4

Какие предметы могут плавать?

дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

5

Пар – это тоже вода.

Лед- это тоже вода

Познакомить детей с одним из состояний – паром.

Определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится.

6

Вода бывает теплой, холодной, горячей.

Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные.

Ноябрь

Воздух

7

Воздух повсюду

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

8

Воздух работает

дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.)

9

Веселая полоска.

Познакомить со свойствами бумаги и действием на нее воздуха; развивать наблюдательность.

10

Делаем облако.

Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь.

Декабрь

Окружающие предметы

11

Бумага, ее качества и свойства.

Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

12

Ткань, ее качества и свойства.

Научить узнавать вещи, сделанные из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, рвется, режется, намокает, горит).

13

Пластмасса, ее качества и свойства.

Научить узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (толщина, структура поверхности, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

14

Резина, ее качества  свойства.

Учить узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Январь

15

В мире стекла.

Помочь выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

16

 Таинственные картинки

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.

Февраль

Мыло

17

Мыло – фокусник.

Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом.

18

Делаем мыльные пузыри

Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку.

19

Подушка из пены

Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести)

20

Необычное рисование.

Показать возможность использования разноцветных мыльных пузырей для создания картины

Март

Песок, глина, почва.

21

Волшебный материал.

Помочь определить, что песок и глина по – разному впитывают воду. Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

22

Что есть в почве.

Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность, любознательность.

23

Можно ли менять форму камня и глины

Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твёрдый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части

24

Песочная страна

выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Апрель

Свет.

25

Поиграем с солнышком

Определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или  темные),  где это происходит быстрее (на солнышке или в тени)

26

Что в коробке

Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные  предметы.

27

Свет повсюду

Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костёр, искусственные – изготовление людьми (лампа, фонарик, свеча)

28

Свет и тень

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Май

Жизнь растений

29

Что любят растения?

Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении?

Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

Помочь определить, что срезанные растения раскрываются позже, чем оставшиеся с корнем.

30

Где прячутся детки?

Помочь выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.

31

Хитрые семена.

Познакомить со способом проращивания семян.

32

Что есть в почве.

Помочь установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений)

Список используемой литературы

1.     О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»

2.     А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

3.     Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование»

4.     Л. Н. Менщикова Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет.

5.     В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно - экспериментальная деятельность»

6.     Н. В. Нищева Опыты, эксперименты, игры.

7.     Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование. Рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.

8.     Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

9.     Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»

 

Приложение

Работа с родителями.

Месяц

Тема

Форма работы

 

Октябрь

1

Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка

Консультация

Ноябрь

2

Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

Памятка

 

Декабрь

3

Родители гиды на пути к познанию

Консультация

Февраль

4

Несколько золотых правил для родителей

Памятка

Март

5

Развитие познавательных процессов старших дошкольников посредством экспериментирования

Консультация

Апрель

6

Литература в помощь

Выставка литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Фантазёры" экологическое воспитание (4 - 6лет)

Кружок «Фантазеры» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Так как проблемы экологии в последние годы ...

кружок по экологическому воспитанию

Кружковая работа по экологическому воспитанию долшкольников...

Кружок "Фантазеры" экологическое воспитание (5-7лет)

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МДОУ по экологическому воспитанию (второй год) для детей 5-7лет. В основу содержания программы легла парциальная программа С.Н.Николаевой «Юный эколог...

Кружок по экологическому воспитанию в старшей группе "В мире природы"

В программе представлены цели и задачи кружка, а также поэтапный план решения данных задач....

Кружок по экологическому воспитанию "Капитоша"

Приобщение детей любви к природе, к ее богатствам, уметь сохранять и беречь ее....

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...