Кружок по экологическому воспитанию в старшей группе "В мире природы"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
В программе представлены цели и задачи кружка, а также поэтапный план решения данных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экологическое воспитание в ДОУ | 39.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Северного района Новосибирской области Северный детский сад «Солнышко»
Составила: воспитатель 1 кв. категории Зайцева Е. Л.
Северное, 2016
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это,
прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума»
В. Сухомлинский.
Кружок «В мире природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Программно - методическое обеспечение.
Основой к структуре разработки рабочей программы экологического кружка «В мире природы» являются Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог».
Основная цель работы кружка: Формировать положительное отношение к природе; дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи кружка:
- Учить различать деревья, растения по коре, расположению ветвей, листьям, цветам, плодам. Называть 5-6деревья, 3-4 кустарника. 3-4 вида травянистых растений; по 5 видов: ягод, грибов, комнатных растений;
- Различить и назвать домашних и диких животных, их детенышей; насекомых; уточнять представления детей об их повадках, условиях жизни и пользы для человека;
- Расширять представления о растительном и животном мире;
- Уточнять представления о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;
- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существительные признаки природы;
- Воспитывать любовь к родному краю и умению вести себя на природе.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
- Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
- Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
- Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
- Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка я обратила особое внимание на следующие основные направления.
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов. Организация деятельности и режим экологического кружка:
Кружок проводится 1 раз в неделю – вторник, во вторую половину дня в 15.40 – 16.05 ч продолжительностью 25 минут.
Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы в средней группе с детьми 5-6 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- Различать деревья, растения по коре, расположению ветвей, листьям, цветам, плодам и называть 5-6деревья, 2-3 кустарника, 5 травянистых растений ( лесных, луговой, садовых, по 5 видов ягод, грибов, комнатных растений);
- Различить и назвать домашних и диких животных, их детенышей; насекомых; знать об их повадках, условиях жизни и о пользе для человека;
- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира;
- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;
- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях.
- понимать ценность природных объектов.
Результаты освоения программы:
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью
проведения мониторинга два раза в течение учебного года (первый мониторинг 1-2 неделя сентября; второй мониторинг 3-4 неделя мая).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перспективный план работы кружка «В мире природы»
2016 – 2017 учебный год
Учебная неделя | Дата | Тема | Форма проведения | Используемая литература |
1 | 06.09.16. | «Что цветёт на нашем участке в начале сентября?» «Какие они – цветущие растения?» «Кто помогал цветам расти?». | Наблюдение. Оформление гербария. | С.Н. Николаева «Юный эколог». Стр. 5 |
2 | 13.09.16. | «Что было сначала, что будет потом? «Соберём семена садовых цветов». | Наблюдение | С.Н. Николаева «Юный эколог». Стр. 6 |
3 | 20.09.16. | «Наш дом – природа»- экскурсия по экологической тропе. | Экскурсия | |
4 | 27.09.16. | «Как заполнять календарь природы?» | ННОД | С.Н. Николаева «Юный эколог». Стр. 8 |
5 | 04.10.16. | «Что такое природа?» Понятие о живой и неживой природе. | Беседа | Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» стр.40. |
6 | 11.10.16. | «Овощи и фрукты на нашем столе» | ННОД | С.Н. Николаева «Юный эколог». Стр. 15 |
7 | 18.10.16. | «Земля – наш дом» | ННОД | В.Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ». Стр. 10 |
8 | 25.10.16. | «Растения в нашем уголке природы» | Беседа | С.Н. Николаева «Юный эколог». Стр. 20 |
9 | 01.11.16. | «Уходит золотая осень» | ННОД | С.Н. Николаева «Юный эколог». Стр. 35 |
10 | 08.11.16. | «Вода вокруг нас» (вода в природе, водоемы, осадки) | Беседа, рассматривание картин, глобуса. | Л.Г.Горькова,А. В.Кочергина , Л.А Обухова «Сценарии занятий по экол.воспит дошк-в». Стр.122. |
11 | 15.11.16. | «Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе). | ННОД | Л.Г.Горькова , А.В Кочергина, Л.А Обухова «Сценарии зан-й по экол.восп. дошк». Стр. 127 |
12 | 22.11.16. | «Как лесные звери готовятся – медведь и белка – готовятся к зиме» | ННОД | С.Н. Николаева «Юный эколог». Стр. 31 |
13 | 29.11.16. | Птицы. | Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?», Т.М. Бондаренко.Стр.92. | |
14 | 06.12.16. | «Как узнать ель?» «Какие у ели иголки?» «Сравниваем ель с игрушечной ёлкой» «Сколько лет нашей ели?» «Кто может обидеть ель и как мы можем ей помочь?» | Наблюдение | С.Н. Николаева «Юный эколог». Стр. 39, 41-42 |
15 | 13.12.16. | Станем юными защитниками природы. | ННОД с элементами рисования | С.Н. Николаева «Юный эколог». Стр. 42 |
16 | 20.12.16. | Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу. | ННОД | С.Н. Николаева «Юный эколог». Стр.45 |
17 | 27.12.16. | «Какие птицы прилетают на кормушку?» | Наблюдение | С.Н. Николаева «Юный эколог». Стр. 48 |
18 | 10.01.17. | «Прозрачный невидимка»- опыты с воздухом. | Опытно- экспериментальная деятельность. | О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» с.6. |
19 | 17.01.17. | Кто живёт в аквариуме? | Наблюдение. | С.Н. Николаева «Юный эколог». Стр. 72 |
20 | 24.01.17. | Рыбы. | Рассматривание иллюстраций о рыбах,беседа по содержанию, рисованию рыб. | Материал из серии «Знакомство с Окружающим миром»: «Рыбы в картинках», «Обитатели океана в картинках» |
21 | 31.01.17. | Земноводные. | ННОД | Ресурсы интернета. |
22 | 07.02.17. | Пресмыкающиеся. | ННОД | Ресурсы интернета. |
23 | 14.02.17. | Лес- это дом для многих жильцов. | ННОД | С.Н. Николаева «Юный эколог». Стр.53 |
24 | 21.02.17. | Условия для роста растений. | ННОД | Н.В. Коломина «Занятия по экологии в детском саду». Стр. 42 |
25 | 28.02.17. | Выращиваем лук. | Наблюдение | С.Н. Николаева «Юный эколог». Стр.55 |
26 | 07.03.17. | Прошла зима холодная. | ННОД | С.Н. Николаева «Юный эколог». Стр. 66 |
27 | 14.03.17. | Кто такие домашние животные? | ННОД | Н.В. Коломина «Занятия по экологии в детском саду». Стр. 56 |
28 | 21.03.17. | Берёзы тоже плачут. | ННОД | Н.В. Коломина «Занятия по экологии в детском саду». Стр. 66 |
29 | 28.03.17. | Насекомые. | Наблюдение | М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». Стр. 34 |
30 | 04.04.17. | Весна в жизни лесных зверей. | ННОД | С.Н. Николаева «Юный эколог». Стр. 82 |
31 | 11.04.17. | Роль света в жизни растений, животных, человека. Сезонные изменения в природе. | Беседа в центре природы Практические занятия в центре экспериментирования. | А.И.Иванова»Мир растений» Стр.114 |
32 | 18.04.17. | Обитатели почвы. Значение почвы для жизни растений, животных, человека. | Практическое ННОД | И. Белавина, Н. Найдёнкая «Планета – наш дом». Стр. 24 |
33 | 25.04.17. | Комнатные растения. | Беседа по вопросам и иллюстрациям. | Г.Горькова «Сценарии зан-й по экологич.восп- ю». Стр. 93. |
34 | 02.05.17. | Понятие о дикорастущих и культурных растениях. Лекарственные и ядовитые растения. | Игра – путешествие в страну «Полезных и вредных растений» | А.В.Кочергина «Сценарии зан-й по экол.воспит-ю дошкольников» с.54. , с.98. |
09.05.17. | ___________________________________________ | ___________________ | ____________________ | |
35 | 16.05.17. | Охрана растений. Красная книга природы | ННОД | Л.Г.Горькова А.В.Кочергина «Сценарии зан-й по экологическому воспитанию дошкольников». Стр.122. |
36 | 23.05.17. | Нужны все на свете. (Обобщение знаний) | Экологический вечер развлечений: « Земля наш общий дом» |
Список используемой литературы
1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»,Москва 2001.
2. Л. Г Горькова , А.В.Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
3. О.В. Дыбина, Н,П, Рахманова, В.В. Щетинина «Неизвестное рядом», Москва 2002.
4 .А.И. Иванова «Живая экология»,Москва 2005.
5. Л.П. Молодова «Экологические праздники для детей», Минск 2001.
6. С.Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников», Москва 2002.
7. С.Н.Николаева«Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва 2003.
8. С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва 2005.
9. С.Н. Николаева «Юный эколог», Москва 2010.
10. Т.А Шорыгина«Зелёные Сказки»,Москва 2005.
11. Т.А. Шарыгина «Птицы какие они?», Москва 2005.
12. Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.
13. Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г
14. Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Загадки природы»
Обобщить представления детей о типичных экосистемах(лес, луг)....
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Загадки природы»
Цель: Обобщить представления детей о типичных экосистемах(лес, луг). Задачи: 1. Образовательные:- Формировать умение осознанно выполнять движения.- Закреплять знания детей о правилах поведен...
КОНСПЕКТ занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием элементов экологического воспитания в старшей группе. «Азбука безопасности в природе – путешествие по экологической тропе»
КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием элементов экологического воспитания в старшей группе.«Азбука безопасности в природе – путешествие по экологической тропе...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Загадки природы»
Цель: Обобщить представления детей о типичных экосистемах(лес, луг).Задачи:1. Образовательные:- Формировать умение осознанно выполнять движения.- Закреплять знания детей о правилах поведения в экосист...
Конспект ООД по экологическому воспитанию в старшей группе «Друзья природы»
Цель: Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры, через ознакомление с природой родного края.Задачи:Образовательные:- Расширить знания детей о мире природы, о лесе и е...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Загадки природы»
Цель: Обобщить представления детей о типичных экосистемах(лес, луг). Задачи:1. Образовательные:- Формировать умение осознанно выполнять движения.- Закреплять знания детей о правилах поведения в э...
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе "Берегите природу"
Проблема экологического воспитания дошкольников в современных условиях приобретает особую остроту и актуальность. В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формировани...