План работы вокальной студии "Хрустальные голоса"
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме
Подробный план-сетка работы кружка по развитию вокальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_vokalnoy_studii.docx | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом.
Вся система музыкального воспитания дошкольников направлена на развитие музыкальности. Все виды музыкальной деятельности, рекомендуемые для детских садов, развивают музыкальность детей, причем развивается она тем быстрее, чем в более раннем возрасте начинают обучать ребенка каким-либо видам музыкальной деятельности. Интерес к музыке способствует в свою очередь раскрытию призвания и развитию различных способностей ребенка.
Педагоги знают, какую роль отводят пению многие преподаватели музыки. В этом смысле следует отметить опыт знаменитого венгерского композитора и педагога Золтана Кодая и его последователей. Он придавал особо важное значение хоровому пению во всей системе образования – в детском саду, в школе, в высшем учебном заведении.
Человеческий голос, считает Кодай, – это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент, а пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.
Пение действительно наиболее доступный вид музыкальной деятельности как для дошкольника, так и для педагога. Обучение пению строится на коллективной основе, когда каждая группа детей исполняет свою партию в общем хоре. Необходимость обеспечить гармоническое слияние голосов стимулирует применение дидактических приемов, позволяющих сочетать внимание к отдельному ребенку и к целому коллективу.
Педагоги отмечают, что продуманное обучение с помощью специально отобранных песен, когда ребенок собственным голосом воспроизводит мелодию, развивает способность восприятия мелодии и ритма. Если дошкольник приобретает способность воспринимать высоту звука и ритм в мелодической структуре, если он чувствует ее выразительность, умеет выделять и усваивать разнообразные мелодии, это означает, что у него сложились перцептивные основы для развития музыкальности (от «перцепция» - восприятие как акт; непосредственное отражение действительности органами чувств). На практике было доказано, что при соответствующем обучении, развивающем восприятие музыки на слух с раннего возраста, каждый нормальный ребенок может научиться петь.
В своей работе я убедилась, что правильно поставленное разучивание песен является самым важным дидактическим приемом в развитии музыкальности у дошкольников. Когда голосовые связки у детей «настроены» правильно, их голос может передавать необходимые соотношения между высотой звука и ритмическим движением мелодии.
Сторонники активной методики музыкального воспитания отмечают необходимость специальной работы над голосом и разучивания песен. Качество звучания, как известно, зависит именно от степени сформированности и разработанности голосового аппарата, а качество интонирования – от координации голоса и слуха. Уровень исполнения зависит и от самой песни – ее музыкальной организации и поэтического содержания. На эти аспекты следует обращать особое внимание при отборе песен для разучивания с дошкольниками.
Песня – это радуга красок окружающего мира. Она может рассказать о многом и ответить на любые, самые неожиданные вопросы. Песня учит быть добрым и внимательным, чутким и заботливым, учит видеть в самом простом и понятном удивительное и необыкновенное. Она печалится вместе с нами. Когда нам грустно, и смеется звонко и радостно, когда мы веселимся. А самое главное – это настроение, которое дарит исполнителю и слушателю мелодия песни. Она превращает каждого в артиста, встреча с любимой песней – это настоящий праздник.
Исходя из всего сказанного, опираясь на исследования ведущих педагогов и музыкантов, я пришла к мысли о необходимости более глубокой работы над развитием музыкальности старших дошкольников посредством певческой деятельности.
Создавая вокальную студию «Хрустальные голоса», я ставила перед собой следующие цели и задачи:
1. Развивать различные аспекты музыкальности детей, воспитывая гармоничную, творчески развитую личность.
2. Формировать и развивать звуковысотный слух детей; учить интонировать, то есть пропевая собственным голосом, «отражать» слышимые звуки и возможно более точно воспроизводить звуковысотные характеристики слышимого.
3. Научить детей не только пропевать или подпевать, но и сравнивать звучание голоса взрослого со звучанием музыкального инструмента, свое пение с пением других детей.
4. Создавать максимально благоприятные условия для развития инициативы дошкольников, ибо в активности самих детей я вижу огромный потенциал развития творческих способностей будущей личности.
5. Научить детей чисто интонировать, правильно дышать во время пения, принимать правильную певческую позу.
6. Познакомить детей с теоретическими знаниями о развитии голоса, о разных музыкальных инструментах, дать основы канонического и полифонического (двухголосного) пения, научить петь под фонограмму, в сопровождении музыкального инструмента и а капелла.
7. Развивать в детях раскованность, умение держаться перед публикой.
8. Формировать в маленьких певцах осознание собственной значимости, талантливости.
9. Рождать в душах детей чувство радости от общения с музыкой, с песней, чувство единения с другими детьми в процессе разучивания и исполнения песен, воспитывать желание воспринимать и исполнять хорошую музыку.
План-сетка занятий вокальной студии «Хрустальные голоса»
Месяц, № занятия | Содержание занятия |
Октябрь 1. | Знакомство с детьми. Выявление величины певческого диапазона детей (диагностика). «Рождение музыки» (См.: Т.Шорыгина «Красивые сказки. Эстетика для малышей», с.5-7). Понятие «Композитор». Звуки шумовые и музыкальные (См.: М.Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей», с.18-19) Распевка: «Осенняя песенка» Д.Васильева – Буглая (См.: И.Москалькова, М.Рейниш «Уроки сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ», с.50) Знакомство с песней «Осень постучалась к нам» Т.Морозовой (фонограмма) Песня – игра «Гриб – волнушка» М.Картушиной (МП №4-2006, с.11) |
2. | «Как композитор записывает музыку?». Ноты. Музыкальные инструменты. (См.: Т.Шорыгина, с.7-13) Детские ударные инструменты. Распевка: «Осень золотая» Л.Гусевой (МП №4-2006, с.29) «Украшение» песни «Осень постучалась к нам» аккомпанементом на детских ударных инструментах: маракасы, треугольник, ложки, «шуршунчики» из яиц от «Киндерсюрприза». Пропевание песни на слоги «ля-ля-ля» и «па-ба-да», с закрытым ртом на звук «М». Стихотворение «Дождь – музыкант» Т.Шорыгиной. Песня-игра «Гриб – волнушка» М.Картушиной (МП №4-2006, с.11) |
3. | Знакомство с певческими голосами разного тембра и высоты (бас, тенор, баритон, альт, сопрано, дискант) (См.: Т.Шорыгина, с.13-14). Разделение детей на 2 подгруппы (альты и дисканты). Распевка: «Осенние листья» Ю.Слонова (См.: сб. «Поем, играем, танцуем дома и в саду», с.31) Песня – эхо «Осень золотая в гости к нам пришла» П.Ермолаева (См.: П.Ермолаев, с.) (пение по фразам подгруппами поочередно). Танцевальная импровизация с осенними листочками под фонограмму песни «Осень постучалась к нам» Т.Морозовой. |
4. | «Мы с тобою песенку пропоем!» Виды песен. Строение песни: вступление, запев, припев, проигрыш, заключение (кода). (См.: Т.Шорыгина, с. 23-27) Народные песни. Понятия «хор», «аккомпанемент». Колыбельные песни. Колыбельная «Угомон» И.Брайловской (МП №3-2006, с.25) Распевка: «Котята» (нар.уругв.) (См.: А.де Арисменди «Дошкольное музыкальное воспитание», с.123) Работа над текстом и чистым интонированием песни «Осень постучалась к нам» |
Ноябрь 5. | Понятия «соло», «ансамбль», «а капелла». Сказка «Песенка» (См.: Т.Шорыгина, с.27-33) Развитие слухового внимания: игра «Слушай фразу» (См.М.Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей», с.66) Исполнение песни «Осень постучалась к нам» под фонограмму-плюс и фонограмму-минус. Определение на слух двухголосия. Пение каждой партии по подгруппам «альты – дисканты» Танцевальная импровизация под фонограмму песни «Чунга–чанга» В.Шаинского, подпевание исполнителям. Инсценировка «Семейство огурцов» А.Усачева (МП №5-2004, с.9) |
6. | Понятия «стаккато» и «легато». Распевки: «В огороде заинька» В.Карасевой (с иллюстрацией), «Этюд» Шитте («Мячик весело скакал») (См.: «Уроки сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ», с.57) «Игра с мячом» Игра с пением «Раз, два, три, четыре, пять!» (См.: А.де Арисменди, с.96) Песня «Чунга–чанга» В.Шаинского: исполнение а капелла с аккомпанементом шумовыми инструментами. Песня-игра «Ежик» И.Пономаревой (МП №3-2006, с.22-23) |
7. | «Великий волшебник ритм». Игра «Наши имена» (с хлопками). Логоритмическая игра «Вы скачите, палочки» М.Галянт (ПМ №2-2001) Распевка: «Дятел» Н.Леви (См.: М.Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей», с.110) (пение с хлопками, простукивание ритма ложками) Закрепление песен «Осень золотая в гости к нам пришла», «Осень постучалась к нам», «Семейство огурцов». Песня-танец «Чунга-чанга» В.Шаинского – массовое исполнение. Песня-игра «Ежик» И.Пономаревой (МП №3-2006, с.22-23) |
8. | «Песня и ритм».Логоритмические игры с палочками: «Вы скачите, палочки», «Гвоздь и молоток», «Ножки» М.Галянт (МП №2-2001) Распевка: «Вот взяла лисичка скрипку» А.Филиппенко (+портрет композитора и краткое сообщение о его творчестве) (См.: «Дошкольник: обучение и развитие», с.136) Аккомпанемент на металлофоне: «Зайка» В.Карасевой(См.: М.Михайлова, с.102) «Как движется мелодия?» Знакомство с песней «Божьи коровки» Житеневой (МП №3-2006, с.24) (+иллюстрация) Подвижная игра «Божьи коровки» (Муз. сопровождение : «Полет шмеля» Мусоргского) |
Декабрь 9. | «Здравствуй, зимушка – зима!» Работа над стройностью ансамблевого исполнения. Развитие правильного пофразового дыхания. Распевка: «Поутру в мое оконце» (См. «Уроки сольфеджио…», с.32) Песня «Божьи коровки» Житеневой (работа над мелодией и четким произнесением текста) Хоровод «Здравствуй, зимушка-зима!» А.Филиппенко (работа над выразительностью исполнения) («Поем, играем, танцуем…», с.34) |
10. | Песня и театр. Инсценировка песни «Зайка» В.Карасевой(МП №5-2004, с.15). Ритмическая игра «Следы»(МП №5-2004, с.12) «Здравствуй, зимушка – зима!» А.Филиппенко – работа над выразительностью интонации и танцевальных движений в хороводе. |
11. | «К нам идет Новый год!». Поем, танцуя! Танцевальная импровизация на песню «Снежинки – пушинки» В.Кондратенко (МП №5-2004, с.30) с новогодним серебристым дождиком. Аккомпанемент на металлофоне и треугольниках. Распевка: «Бабка-ёжка» («Уроки сольфеджио…», с.16) (+ иллюстрации) – пение соло и ансамблем, по фразам, тихо и громко; вырабатывать умение менять силу голоса. Песня «Почемучка» Н.Глазковой (МР №4-2006, с.78) |
12. | Итоги I полугодия: повторение всех изученных песен, пение соло, ансамблем, дуэтами и трио, а капелла и в сопровождении фортепиано, фонограмм и детских ударных инструментов. Танцевальные импровизации «Снежинки – пушинки», «Зайка», «Чунга – чанга», «Божьи коровки». Приглашение родителей и детей средних групп. |
Январь 13. | Дыхание. Дыхательная гимнастика. (См.: Л.Абелян «Как Рыжик научился петь», с.4-5) Понятие «канон». Распевка «Братец Яков»(нар.франц.) («Уроки сольфеджио», с.93) Песня «Почемучка» Н.Глазковой (МР №4-2006, с.78) Инсценировка «Девочка и кошка» (эстон.) (См. Кассета «Ритмическая мозаика» А.Бурениной) – пение по ролям. Танцевальная импровизация «Метелица»(муз.сопровождение – «Времена года» А.Вивальди (фонограмма) |
14. | Вокально-певческая постановка корпуса. «Петь приятно и удобно».(См.: Л.Абелян, с.6-8) «Девочка и кошка» А.Бурениной – пение по подгруппам поочередно по фразам. Песня – канон «Жучка и кот» (чешск.нар.) (М.Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей», с.110) Танцевальная импровизация: «Большой олень» (фр.нар.) («Уроки сольфеджио...», с.84) Песня «Светлячок» И.Розенштейн (МР №4-2006, с.80) |
15. | Как беречь голос. «Я красиво петь могу» (Л.Абелян, с.9-10) Понятие «Мажор» и «минор». Распевка: «На морозе» М.Лерман (См. «Уроки сольфеджио...», с.91) Песенное творчество: «Снежок» Г.Бырченко (М.Михайлова, с.156) Распевка «Небо синее» (См.Ветлугина «Музыкальный букварь») Песня «Светлячок» И.Розенштейна (МР,№4-2006, с.80) |
Февраль 16. | «Дуют ветры в феврале». Звукообразование и звуковедение. «Песенка про гласные» Л.Абелян (См.: Л.Абелян, с.11-14) Распевка: «Снежный ком»(МР №5-2004, с.9) Песня «Любимый папа» Ю.Чичкова (См. Кассета «Золотая горка») Совершенствование умения петь, подстраиваясь под голос педагога, и под фонограмму) Инсценировка «Про козлика» М.Струве» (МР №1-2005, с.39) |
17. | Формирование качества звука. Интонация. (См.: Л.Абелян, с.14-18) распевки: «Птичка – синичка» Л.Абелян и «Динь-дон» (рус.нар.) «Любимый папа» Ю.Чичкова (вспомнить форму построения песни – запев, припев, вступление, проигрыш и заключение) Распевка «Молодой солдат» М.Красева Инсценировка «Про козлика» М.Струве (МР №1-2005, с.39) |
18. | Дикция, артикуляция, слово.(См.: Л.Абелян, с.18-22) Распевка: «Молодой солдат» М.Красева Песня «Любимый папа» Ю.Чичкова (пение соло, дуэтом, трио и группой) (кассета «Золотая горка») Инсценировка «Про козлика» М.Струве |
Март 19. | «К нам весна шагает теплыми шагами». Выразительность исполнения. (См.: Л.Абелян, с.25-29) Распевка: «Модница» Л.Абелян (с.24) Распевка: «Приди, весна!» В.А.Моцарта Диалоговое пение – «Выйди, Маша, из ворот» (вспомнить «мажор» и «минор») Песня «Радуга» Е.Архиповой (МР №2-2006, с.68) |
20. | Многоголосное пение (полифония) (См.: Л.Абелян, с.25-29) «Кто поет песни?» И.Васильевой (МР №2-2006, с.9). Сказка «Теремок» - распевка «Песенка мышки» Каноническое пение. Повторение знакомых канонов. Канон «Весна»А.Иозенас («Уроки сольфеджио...», с.66) Песня «Радуга» И.Архиповой (МР №2-2006, с.68) |
21. | «Кто поет песни?» И.Васильевой (МР №2-2006, с.9) Распевка: «Песенка лягушки» Песня «Радуга» И.Архиповой |
Апрель 22. | «Звенит капель, поет апрель!» Двухголосное пение: «Веселые лягушки» Ю.Литовко (См. «Уроки сольфеджио…», с.112) Распевка: «Песенка зайчика» И.Васильевой (МР №2-2006, с.10) Песня «До, ре, ми, фа, соль…»А.Островского (МР №2-2006, с.34) |
23. | «Веселись, детвора!» Канон «Веселые лягушки» Ю.Литовко (См. «Уроки сольфеджио…», с.112). Распевка: «Песенка лисы» И.Васильевой (МР №2-2006, с.10) Песня «До, ре, ми, фа, соль…» А.Островского (МР №2-2006, с.34) |
24. | «Кто поет песни?» И.Васильевой (МР №2-2006, с.11) Распевка: «Песенка Волка» (с.11) Песня «До, ре, ми, фа, соль…» А.Островского (работа над чистотой интонации) «Что такое праздник?» В.Филатовой (МР №3-2006, с.63) |
25. | «Кто поет песни?» И.Васильевой (МР №2-2006. с.11) Распевка «Песенка медведя» И.Васильевой Песня «Что такое праздник?» В.Филатовой (МР №3-2006, с.63) Повторение знакомого материала. Подготовка к итоговому занятию-концерту. |
Май 26. | Итоги года: концерт «Вот как мы умеем!», состоящий из произведений, разученных в течение учебного года (исполнение соло, дуэтами, ансамблем а капелла, с аккомпанементом, в сопровождении детских музыкальных инструментов, с использованием различных атрибутов, масок, шапочек). Приглашение родителей, детей и сотрудников детского сада. |
Примечание: МП – журналы «Музыкальная палитра»; МР – журналы «Музыкальный руководитель»
Объявление для родителей о наборе в вокальную студию «Хрустальные голоса»
Уважаемые родители детей старшей группы! Объявляется набор желающих в вокальную студию «Хрустальные голоса». Ваш ребенок научится не только красиво и выразительно петь, но и получит значительный багаж знаний о музыкальных жанрах, выразительных средствах музыки, о композиторах, о различных музыкальных инструментах, освоит разнообразные приемы пения, научится раскованно держаться на сцене, слушать не только аккомпанирующий инструмент и себя, но и других, действовать слаженно со всем вокальным ансамблем. Занятия студии (бесплатные) начнутся с октября и будут вестись в пятницу, в 16 часов, в музыкальном зале. Музыкальный руководитель Татьяна Александровна. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы вокального кружка
В архиве цели и задачи работы кружка, план работы с детьми старшего дошкольного возраста. Включает артикуляционные упражнения, скороговорки, коммуникативные упражнения-песенки, игровые распевки и детс...
План работы вокально-хорового кружка
план работы вокально-хорового кружка...
Перспективный план работы вокального кружка "звонкие голоса" для детей старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование работы вокального кружка "Звонкие голоса" для детей старшего дошкольного возраста...
План работы вокального кружка «Золотая нотка» с детьми подготовительной к школе группы
Я предлагаю свой опыт по целенаправленному процессу работы над вокальными импровизациями дошкольников, развитию музыкальных и творческих способностей, формированию устойчивых певческих умени...
План работы вокально-хоровой студии "Звонкие капельки"
Формирование основ певческой культуры у детей старшего дошкольного возраста через развитие музыкальных способностей, музыкальной...
Перспективный план работы вокального кружка "Домисолька".
Один из главных документов образовательной сферы “Конвенция ООН о правах ребенка” – развитие индивидуальности ставит на видное место уже в дошкольном возрасте: “Образование ребенка должно быть направл...