План работы вокального кружка «Золотая нотка» с детьми подготовительной к школе группы
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа) по теме

Нечаева Инга Юрьевна

Я предлагаю свой опыт по целенаправленному процессу работы над вокальными импровизациями дошкольников, развитию музыкальных и творческих способностей, формированию устойчивых певческих умений и навыков, самостоятельных способов действий в песенном творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_vokalnogo_kruzhka_zolotaya_notka.doc99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План  работы  вокального кружка «Золотая нотка» с детьми подготовительной к школе группы

Музыкальный руководитель

высшей категории Лариса Юрьевна Цыбульникова

Автономная некоммерческая организация

дошкольного образования «Планета детства «Лада»

Детский сад № 201«Волшебница» г.о. Тольятти

Задачи: 


1.  Способствовать формированию  у детей в процессе музыкального творчества в комплексе ладового чувства, чувства ритма, чувства классической формы.

  1. Содействовать  включению детей в активную творческую деятельность с последующими оцениванием «продукта» своего труда.
  2. Способствовать реализации личностной доминанты у ребенка - стремления к самовыражению.
  3. Воспитывать у детей интерес  к  музыке,  способствовать накоплению музыкально – творческого  опыта.
  4. Развивать у детей вокально-слуховые способности.

Мес.

Неделя

Тема

Цель

Методические приемы

Сентябрь

Диагностика знаний и умений детей по разделу «Ребенок и музыка» программы «Детство»

Октябрь

1 неделя

«Музыкальный разговор»

Создать у детей интерес

к творческой деятельности

Педагог пропевает  и прохлопывает на слог «ля» , затем предлагает ребенку продолжить. Ожидаем разные ответы детей. Если дети затрудняются, то продолжаем работу над развитием начальной незавершенной интонации воспитанника.

2 неделя

«Музыкальная сказка»

Вызвать интерес у детей к хоровому пению, развивать  инициативу, речь, самостоятельность, фантазию, общение в коллективе сверстников.

Предупредить детей, что эта сказка не простая, а музыкальная: «Пошли дети в лес за грибами, перекликаются, чтобы не потеряться: «Ау» (интервал ч4↑). Дятел им отвечает: «Тук, тук, тук»  (на одном звуке).

Все попевки дети поют без сопровождения вслед за педагогом, указывая высотность рукой.

«Наш рассказ не простой, а музыкальный, поэтому птицы, звери и люди в нём не говорят, а поют, тянут звуки, гласные. Даже дятел стучит   по   дереву   очень   мягко,   напевно,   музыкально.   Давайте попробуем так спеть...

Дети услышали, как поёт кукушка: «Ку-Ку» (мЗ↓). А потом они чуть не наступили на гнёздышко воробья. Он, испугавшись, начал петь жалобно, тревожно, взволнованно «Чик-чирик» (м2↑и↓).

Но   дети   успокоили   его:   «Всё   спокойно»   (б3↓).   Чтобы   воробей успокоился, дети стали петь плавно, связно, протяжно, спокойно. И даже рукой показывали. Давайте споём, как они пели и изобразим рукой плавное, протяжное звучание.

Придумайте, каких ещё птиц, зверей могли услышать дети в лесу? (Ворону: «Карр-Карр-Карр» (ч4↑).

А дети отвечают ей: «Всё  спокойно,  всё  спокойно»,  «Мы  идём домой».

Домашнее задание: придумать продолжение сказки.

3 неделя

«Музыкальная сказка» (продолжение)

Вызвать интерес к хоровому пению, развивать  инициативу, фантазию, самостоятельность, общение в коллективе, речь, смелость, артистические способности.

Дети повторяют сказку и добавляют новых персонажей. Дети сами проводят игру.

Домашнее задание: придумать новых музыкальных птиц и зверей.

4 неделя

«Музыкальная сказка» (продолжение)

       

Учить детей воспроизводить сыгранные на фортепиано или спетые звуки, отрабатывать отдельные певческие интонации, расширить диапазон.

Предложить Маше, Ярославу  рассказать сказку, а остальные дети помогают петь попевки. Дети добавляют ещё одного музыкального персонажа и вариант его пения. Педагог выбирает удачные варианты.

Ноябрь

1 неделя

«Музыкальная сказка» 

(продолжение)

Продолжать учить воспроизводить сыгранные на фортепиано или спетые звуки, отрабатывать отдельные певческие интонации, расширить диапазон.

Предложить детям придумать новые попевки: мамы зовут своих детей домой; детей радостно приветствующих солнышко; волка, бродившего в лесу; лягушки, напевающей колыбельную песенку; фонтанчика, радостно поющего «буль-буль-буль» и т.д.

Педагог выбирает наиболее подходящие в связи с задачей последнего моделирования интонаций.

2 неделя

«Музыкальный разговор»  

Придать   импровизации   характер   оживленного,   радостного  или  грустного разговора.  

Сравнить  с разговором  людей,  которые шутят, радуются.                                                                                                                -   Каким будет характер мелодии?

-        Мелодия быстрая, задорная.

Педагог обращается поочередно к каждому ребенку. Если у ребенка не получается, то надо помочь найти подходящую для ответа интонацию.

Для начала «разговора» использовать первые такты «Вальса-шутки» Д. Шостаковича.

Грустный и печальный разговор напомнить пьесой П.И. Чайковского «Болезнь куклы», провести беседу:

-Все дети любят игрушки. Мальчикам нравятся машинки, самолеты, ракеты, солдатики, а девочки любят куклы: они их кормят, одевают, укладывают спать. И вот у девочки  заболела ее любимая кукла.

-        Какой должна быть мелодия такого разговора? (Неторопливая, негромкая).

3 неделя

Импровизация «Музыкальный разговор животных» (Лисы, Зайца, Медведя, Козы) Текст песни «Тень-тень» (сл. народные,

муз.

В.Калинникова)

Учить сочинять   мелодии   на   соответствующие   строки   текста  песни в соответствии с характером «героя».

-Тень - тень, потетень, выше города плетень,                            

Сели звери на плетень,  похвалялися весь день.

Похвалялася Лиса: «Всему свету я краса!»

Похвалялся Зайка: «Поди, догоняй-ка!»

Похвалялся Медведь: «Могу песни я петь!»

Похвалялась Коза: «Всем вам выколю глаза!»

Первый ребенок - Лиса, второй - Зайка, третий - Медведь, четвертый - Коза.

Предварительная беседа о характере животных и их музыкальных тем.

-        Лиса    любуется    собой,    пышным    хвостом.    Произносим    текст выразительно,   немного   на  распев.   Какая   песня?  (певучая,   мягкая, спокойная).

Дети предлагают свои варианты мелодий.

  • Зайка похваляется тем, что быстро бегает, догнать его очень трудно. «Поди догоняй-ка!» Какая его мелодия?  (быстрая, отрывистая).
  • Медведь умеет петь песни.  Он  большой,  косолапый,  неуклюжий. Какой будет его мелодия? (Спокойная, небыстрая, на низком звуке).
  • Как похвалялась Коза? «Всем я выколю глаза!». Ее мелодия острая и колючая.

4 неделя

«Музыкальный   разговор   зверей»

Продолжать учить детей сочинять   мелодии   на   соответствующие   строки   текста  песни в соответствии с характером «героя».

Педагог читает текст песни: первый куплет и фразы.  Дети изображают героев, исполняют свою мелодию на текст. Перед началом импровизации и перед выступлениями каждого ребенка педагог дать настройку на фортепиано в удобной для пения тональности.                                

В каждом ансамбле подключить наряду с малоактивными детьми   ребят, ярко проявивших себя в ходе беседы.

Декабрь

1 неделя

Сочинение мелодий на стихотворный текст

Создание   яркого эмоционального образа,  формирование у детей навыков работы над словом, при чтении стихов.

Этапы создания певческой импровизации на стихотворный текст: ознакомление с содержанием текста, беседа о нем, пояснение образных слов и выражений, выразительное чтение стихотворения.

Домашнее задание: выучить любимое ребенком стихотворение А.Барто.

2 неделя

Импровизация детей на знакомые стихи А. Барто

Создание   яркого эмоционального образа,  формирование у детей навыков работы над словом, при чтении стихов.

Выразительное чтение вместе с детьми стихотворения, обратить внимание на кульминационные строчки. Обсудить  варианты мелодий, выбрать удачные. Педагог записывает мелодию, которая детям особенно понравилась, и гармонизирует ее, чтобы исполнить ее на другом занятии.

3 неделя

Словесная  фантазийная  игра

«Добавь слово»

Закреплять умения у детей добавлять новое  слово  или  строчки  для  создания  версии  любимого  стиха  или  песни,  в  поиске  слова,  подходящего  по  ритму  к  заданной  модели.  

Дети  образовывают  различные  комбинации  из  цепочки  слов,  ритмично  произносят  текст  на  фоне  звучащей  музыки.

Январь

1 неделя

Новогодние каникулы

2 неделя

Сочинение   колыбельной   песенки   (слова  народные)

Способствовать формированию  у детей в комплексе ладового чувства, чувства ритма, чувства классической формы.

Педагог начинает с беседы о том, какой должна быть мелодия (ласковая, небыстрая, негромкая), как ее надо исполнить (мягко, напевно).

Баю - баюшки — баю, а я песенку спою.

Баю, баю, бай, спи, Ванюша, засыпай.

Дети импровизируют на последние две строчки. Определяют ритм, проговаривают текст, отхлопывают ритмический рисунок. Один из детей составляет из ритмических карточек ритм на слова «Баю, баю, бай».

В последней строчке на слове «засыпай», педагог предлагает сделать замедление («ребенок засыпает»).

3 неделя

Сочинение   колыбельной   песенки   (слова  народные)

Способствовать формированию  у детей в комплексе ладового чувства, чувства ритма, чувства классической формы.

Сочинение мелодии происходит «цепочкой»: каждый ребенок пробует сочинить небольшую мелодию в объеме 2-х тактов, одновременно мягко отхлопывая ритм. Дети самостоятельно находят интонацию на слова «баю – бай» (нисходящая терция или движение вниз или вверх). Затем импровизируется мелодия последней строки. Выбираются удачные варианты, составляется песенка, исполняется всеми детьми.

4 неделя

Каникулы

Февраль

1 неделя

Каникулы

2 неделя

Импровизация на заданный текст

Содействовать  включению детей в активную творческую деятельность

Работа начинается с выразительного чтения педагогом текста, с анализа содержания текста, а затем текст выучивается детьми наизусть.

3 неделя

Музыкальный спектакль «Мои игрушки»

Содействовать  включению детей в активную творческую деятельность (импровизация  на эмоционально-образную  ситуацию)

Дети по очереди поют песни игрушкам: радостную мелодию (новая игрушка, красивая кукла), и тревожную, печальную, жалобную (кукла заболела, машинка сломалась).

4 неделя

Мы гуляли в поле и в лесу

Содействовать  включению детей в активную творческую деятельность (импровизация  на  эмоционально-образную  ситуацию)

Разыграть сценку, где дети поют радостную
мелодию, кружась на солнечном лугу, и тревожную, печальную, жалобную, когда они заблудились в лесу.

Март

1 неделя

Содействовать  включению детей в активную творческую деятельность (импровизация на определенное настроение)

Задание: спеть веселую мелодию,  спеть грустную мелодию, спеть задумчивую песенку. Вокальную импровизацию соединить с импровизацией на текст соответствующего содержания.

2 неделя

Музыкально – дидактические  игры

Выразительно передать  тот  или  иной образ или взаимосвязь  нескольких  персонажей.  

Музыкально – дидактические  игры («Гуси»,  «Савка  и Гришка», «Котик  и  козлик»). Задания:  придумать  позу,  жест,  мимику,  характерные  для  того  или  иного образа;  сочинить  песню  с  определённой  интонацией,  тембром  для конкретного  образа;  самостоятельно  инсценировать  песню.  Во  время инсценировки  песен   не  прибегать  к  наглядному  показу,  создавать словесную  картинку,  обсуждать  с  детьми  характер  каждого  образа.  

3 неделя

Придумай свою игру   

Способствовать развитию творческого воображения в самостоятельном создании музыкальных игр.

Предлагаем  детям  сочинить  колыбельную, на  слог «ля», придумать  ритмический  рисунок  на  нетрадиционных  шумовых и  музыкальных  инструментах.    

Задания:

-  потрясти  шумовые  коробочки,  постучать  по  ним  пальцами;

-  поиграть  на  шумовом  инструменте с  ключами  музыку  грома,  дождя.

4 неделя

Придумай свою игру  

Продолжать работу над поиском новых образов, звуков, музыкальных оборотов.

Предлагаем  детям  сочинить   плясовую  на слог  «ля»,  придумать  ритмический  рисунок  на  нетрадиционных  шумовых  и  музыкальных  инструментах.    

Задания:

-  постучать  разными  деревянными  брусочками  или  грецкими  орехами;

-  придумать  свой  ритмический  рисунок  на  бубне.

Апрель

1 неделя

Придумай свою игру

Развивать умения привлечь к игре своих сверстников, понятно объяснить правила игры.

Предлагаем  детям  сочинить   марш  на  слог «тра-та-та»,  придумать  ритмический  рисунок  на  нетрадиционных  шумовых и  музыкальных  инструментах.  

2 неделя

Танцуем  и играем

Развивать умение передавать в движении заданный ритм.

Одни  дети  импровизированно  танцуют,  другие сопровождают  их  танец  импровизацией  на  музыкальных  инструментах.

3 неделя

Мы – композиторы!

Содействовать  включению детей в активную творческую деятельность (сочинение мелодии на заданный жанр)

Предварительная работа:  знакомство детей с творчеством композитора П. И. Чайковского,   рассказ  о  его детстве,  обратить  внимание,  что  композитор  начал  сочинять  музыку  с  пяти  лет.  «Вам тоже  5– 6  лет,  и  вы  также можете  попробовать  свои  силы. Представьте,  что  вы  стали  настоящими  композиторами.  К  вам  пришли  гости  и  попросили  сочинить  польку.  Начало  они  придумали,  а  конец  у  них  никак  не  получается.  Помогите  им!».  Затем  дети-гости  поют  начало  песни,  а  дети-композиторы  сочиняют  конец.  Таким  образом,  все  дети  участвуют  в  творческом  процессе.

4 неделя

«Гуляем в лесу»

Содействовать  включению детей в активную творческую деятельность (сочинение мелодии на заданный текст)

Педагог предлагает детям придумать продолжение рассказа: «Пришли  дети  в  лес  и,  чтобы  не  потеряться,  стали  аукаться - …(вокальные  примеры).  В  лесу  услышали  пение  кукушки - … Закапал  дождик - …  А  потом  тучки  ушли,  и  запел  соловей - ...» или «Настало  утро,  пропел  петушок - …  Стало  слышно,  как  пастух  заиграл  на  рожке - …  Коровы  начали  собираться  в  стадо  и  мычать - …»

Май

1 неделя

«Времена года»

Содействовать  включению детей в активную творческую деятельность (сочинение мелодии на заданный жанр)

«Представьте, что вы стали настоящими композиторами. Потеряны ноты последней части (припева) музыки для танца (песни). Помогите  закончить произведение» (зимний лес…, искрится на солнце снег…, раздолье зеленого луга…, осенний пейзаж…)

2 – 4 недели

Диагностика знаний и  умений детей по разделу «Ребенок и музыка» программы «Детство»

         

   

 

         

         

        

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы кружка «Удивительное рядом» с детьми подготовительной к школе группе м ДОУ д/с №2 «Солнышко» г. Пласт на 2011-2012 учебный год

Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда они могут не только осмотреть  и потрогать предмет, но и преобразовать его, измерить, разобрать с целью познания его свойств, вну...

Программа работы кружка "Ритмика" с детьми подготовительной к школе группы

Возможно, самое лучшее,самое совершенное и радостное,что есть в жизни –это свободное движение под музыку.И научиться этому можно у ребенкаи вместе с ним.А. И. Буренина [[{"type":"media","vi...

Презентация кружка "Ритмика" с детьми подготовительной к школе группы

Программа для танцевального  кружка «Ритмика»  направлена на создание условий для развития артистичности и внутренней свободы ребенка  6-7 лет средствами музыкально-ритмичес...

Конспект непрерывно непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Рисование тема: «Золотая хохлома»

Рисование тема: «Золотая хохлома» (с осуществлением деятельного подхода, технологии проектной деятельности, технологии исследовательской деятельности)...

Программа кружка Умелые ручки" с детьми подготовительной к школе группе.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 175 г. Иркутска     Программа кружка «Умелые ручки» с детьми подготовительной  к ш...

Рабочая программа кружка «Мир фантазии» с детьми подготовительной к школе группы по развитию творческих способностей с использованием 3-D ручек.

Программа «Мир фантазии» является  документом для  использования на занятиях  кружковой деятельности с использованием  3D ручек в детском саду. Рисование 3D-ручкой - эт...