Инновационные технологии в работе с детьми с нарушением речи
презентация к уроку по теме

Чернышова Людмила Николаевна

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №45КВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПЫТ РАБОТЫ

«Инновационные технологии в работе с детьми с нарушением речи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель логопедической группы

Чернышова Людмила Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

Глава 1.Организация речевой развивающей среды группы.

Глава 2.Инновационная технология для коррекции речевых нарушений.

Глава3. Здоровьесберегающая технология.

          3.1.Технология самомассажа.

          3.2.Технология «живых картинок».

Глава 4. Технология моделирования.

Глава 5. Игровая технология.

Глава 6. Работа с родителями.

Заключение.

Использованная литература.

Приложение:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          Основные тенденции развития современного дошкольного образования ориентированы  на формирование полноценного пространства развития ребёнка и организацию  комплексного сопровождения его индивидуального развития. Насыщенная событиями и безопасная жизнедеятельность, тесное взаимодействие взрослых и детей в образовательном процессе – всё это способствует благоприятной социализации детей в процессе усвоения ими опыта общественной жизни, отношений.

          Современное дошкольное образовательное учреждение  представляет собой динамически формирующуюся организацию, работающую в режимах функционирования и развития. Следует подчеркнуть, что в наше время детский сад не может работать, не реагируя на прогрессивные изменения российского общества, изменяющиеся запросы к качеству дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение должно соответствовать постоянно изменяющимся запросам государства, родителей, педагогов и социума. Такое учреждение должно работать в режиме развития. Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГТ принципам. Одним из основных принципов является принцип интеграции. Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

 

         В настоящее время в силу различных причин всё больше и больше детей дошкольного возраста имеют речевое недоразвитие.

Поэтому в нашем дошкольном учреждении и была организована логопедическая группа. Прежде чем приступить к работе в уже функционирующей логопедической группе я ознакомилась со специальной литературой: основная программа «Воспитания и обучения детей дошкольного возраста» Васильевой, Филичева, Чиркина «,Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием», просмотрела педагогические журналы «Дошкольное образование», « Дошкольное воспитание», просмотрела много интернет- сайтов. А самое ценное – в 2008 году прошла курсы повышения квалификации по теме «Условия воспитания детей с нарушениями речи, ОДА, слуха, зрения, для детей с ЗПР в ДОУ». Большую пользу для меня оказали открытые занятия педагогов, учителей –логопедов Челябинска.

 

Глава 1.Организация  речевой  развивающей среды группы.

 

Ритм современной жизни призывает родителей трудиться с утра до позднего вечера, а дети набираются опыта и обучаются важнейшим вещам в дошкольном учреждении. Для современных детей групповая комната в детском саду – это то пространство, которое на них влияет.

Логопедическая работа по развитию речи детей должна быть основана на различных принципах – как общедидактических (наглядности, доступности, индивидуального и дифференцированного подхода), так и специфических. Для меня специфическими стали нововведения, которые я выбрала для своей работы.  Качество нововведения зависит от оригинальности. Без творчества не может быть нововведения. И началась подготовка развивающей среды, т.е. её обновление для совершенствования процесса коррекции речи детей. В  литературе много сказано об актуальности проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Педагоги пытаются найти всё новые и новые способы стимуляции речевого развития дошкольников. Известно, что на развитие речи ребёнка оказывает влияние среда, в которой он находится большую часть времени. Совместными усилиями с  педагогами я организовала речевую среду так, чтобы она была доступна, привлекательна, эстетична, многофункциональна. В каждой зоне я старалась внести что – то  новое, необычное, которое привлекало детей, развивало мелкую крупную моторику и  способствовало развитию  координации движения. Например, в строительной зоне я ввела «Геоконт» (геометрический конструктор) см. Приложение №1.

Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте является игровая и конструктивная деятельность, большое внимание отводится внедрению таких технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать речевую и неречевую виды деятельности.

В спортивной зоне для улучшения координации движений, для развития глазомера детей, поместила теннисные ракетки с мячами, один из них подвесила к потолку.  См. Приложение №2 .

В творческой зоне дети имеют возможность проявить себя, используя разнообразные техники рисования: «По сырому», «От петли», «Ниткой», «Пластилинография», «Кляксография»,  с помощью разных нетрадиционных материалов: рисование зубной щеткой, пластилином, свечкой,  палочкой, нитями, печатанье вырезанными овощами. Лепка из глины, соленого теста, пластилина. Все это способствует развитию мелкой моторики пальцев.

Очень насыщенная получилась театральная зона: кукольная сказка «Волк и лиса», пальчиковая сказка «Репка», сказка из плоских фигурок «Лиса и кувшин» и многое другое: пальчиковые фигурки, куклы из варежек,  куклы из носков. И небольшая ширма для самостоятельного обыгрывания литературных произведений.

Особенностью детских садов является  выделение в пространственно-развивающей среде логопедической группы особого речевого уголка. Как его сделать таким,  чтобы дети подходили к нему с удовольствием - над этим я и задумалась. Речевой уголок был, но время диктовало поиск нового, альтернативного решения. Хотелось, чтобы он  был необычным, сказочным.

см Приложение 3

Всё делалось без детей. Встретились мы в начале учебного года. И какого же было удивление, когда я познакомила их с новым речевым уголком под названием «Звукоград»! На первом занятии они не отрывая глаз, наблюдали за хозяином этого «Звукограда»  « Слышем». На берегу гуляли «дети – звуки». Согласные в синем и зеленом наряде, гласные в красном. У реки стояла необычная лодка. Чтобы заглянуть, кто сидит в лодке, надо расстегнуть замочек. А там маленькие игрушки - зайка и собачка, их надо помирить , надо правильно произнести первые звуки (з) (с). Неподалеку стоит домик – теремок. «Пи - пи – пи» - послышалось из терема. Дети догадались, чья это песенка. Но чтобы выманить мышку из домика, надо вспомнить много слов со звуком «п» А за «рекой», над крышами домов доносится гул (у у у). Это летит самолёт и гудит. Ребята могут снять его с липучки поиграть им. Дом – доска превратился в волшебный домик звуков. И построен он из двух этажей. см.Приложение 4На домике - фланэлеграфе дети приклеивают на липучках мелкие мягкие игрушки, строят из мягкого геометрического материала  различные постройки, что способствует развитию воображения  детей и моторики. У «березки» стоит стол, где дети с удовольствием знакомятся с разными крупами. Здесь можно узнать, как называется та или иная крупа,  пересыпать ее из одной емкости в другую, украшать баночки, отгадывать, что находится в мешочках.

 Дети очень любят рисовать, поэтому цветной поднос с манкой здесь кстати. Рисование пальчиком по  крупе - это еще приятные тактильные ощущения. Для рисования можно использовать раскраски. Берем клей ПВА и наносим на контур рисунка, затем обсыпаем крупой. Здесь же дети знакомятся по иллюстрациям со злаковыми культурами. Под каждой иллюстрацией находится информация в виде картинок о пользе данной культуры и какие блюда можно приготовить из нее. Так дети, кроме развития мелкой моторики и тактильных ощущений, знакомятся с окружающим миром.

При выборе места для речевого уголка мы руководствовались близостью расположения театральной зоны, зоны сюжетно-ролевых игр, зоны ознакомления с окружающим, зоны « АБВГДейка». В этой зоне дети с удовольствием изучают буквы, составляют по мнемотаблицам рассказы, знакомятся с новыми энциклопедиями, новой художественной детской литературой, пользуются дидактическими речевыми играми.

Мини – библиотеку организовали в тихой комнате (спальне). Там дети  чувствуют  атмосферу настоящего читального зала.  Получился уголок уединения. Сюда ребёнок приходит, когда желает почитать художественные книги по возрасту, рассматривать журналы, учебники.        

 

 

Глава 2. Инновационные  технологии для  коррекции речевых нарушений.

 

Актуальной задачей в развитии дошкольного образования является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений  у детей дошкольного возраста. В настоящее время перед современным ДОУ стоит задача не только обучения , но и всестороннего развития ребенка. Поэтому очень важным является использование в работе различных методов и приемов, как традиционных, так и нетрадиционных. Со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев рук. Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Дети, занимающиеся в данной логопедической группе, были разновозрастные и с разным уровнем развития. Чтобы добиться положительных результатов, я приложила все усилия на поиски новых форм работы. Приобрела соответствующую литературу, обратила внимание  на предложенные методы и опыт работы логопедов в интернете.  О своих планах рассказала на родительском собрании. Родителей настроила на совместную работу с детьми, рассказала о путях достижения общей цели. Дала список необходимых пособий для каждого ребёнка. Все родители поддержали нас и вскоре приобрели: шарик  Су-Джок, чудо-мячик, детский кистевой эспандер, медицинскую грушу, воздушные шарики, трубочку-соломку и два грецких орешка.

 Один из тренажеров   шарик СУ- ДЖОК. Его создателем является корейский профессор Пак Чже Ву .В переводе с корейского Су – кисть Джок – стопа. Су – Джок – терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. Главные преимущества использования массажеров Су – Джок для самомассажа рук  следующие:

1.     Безопасность использования;

2.     Самомассаж можно проводить как индивидуально так и с группой детей;

3.     Можно использовать многократно в течении дня , включая самомассаж в различные режимные моменты в условиях ДОУ;

4.     Самомассаж может быть включен в любое занятия;

5.     Дети выполняют самомассаж самостоятельно, под контролем взрослого;

6.     Проводится самомассаж, как правило , в игровой форме;

7.     Обеспечивается тактильная стимуляция в определенном ритме, что способствует формированию чувства ритма.

Игровая форма занятия с Су-Джоком :

Ежик любит фрукты есть     Есть яблоки душистые      Есть груши золотистые

Их в саду у нас не счесть:    Есть сливы наливные        Где найдешь еще такие?

 

         Позаимствовала в Интернете технологию использования грецкого ореха в развитии артикуляционного аппарата. Дети не сразу приняли это новшество. Многие отказывались, но по примеру более смелых детей, ребята все взяли в рот по два орешка. Стали перекладывать оба ореха, меняя их местами. Сначала необходимо перекладывать медленно, затем ,научившись это делать, убыстрять темп. Первое время орешки выпадали изо рта, бежала слюнка, поэтому дети держали перед собой на столе полотенце. Упражнение необходимо выполнять только сидя за столом и под контролем взрослого. Постепенно при ежедневных тренировках язык становится более ловким, подвижным, крепким, удерживает орехи во рту, а слюновыделение прекращается. После упражнений орешки необходимо промывать проточной водой. Очень быстро, по истечении двух трех месяцев укрепляются мышцы языка и заметны улучшения в звукопроизношении.

Другим новшеством стала медицинская детская груша. Дети наполовину захватывают грушу зубами и при нажатии выпускают из нее воздух. С применением этого тренажёра у детей развивается нижняя челюсть, они учатся широко открывать рот и произносить хорошо гласные звуки.

Детский кистевой эспандер является хорошим массажером кисти. Используем с детьми для укрепления не только мышц пальцев, но и укрепления  мышц рук, а также для профилактики кровообращения в них. Он улучшает сенсорную чувствительность и моторные функции рук подрастающего детского организма.

 

 

 

Глава3.Здоровьезберегающие технологии.

 

 Среди многочисленных технологий можно выделить здоровьесберегающие.

На коррекционных занятиях я использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающих технологий, среди которых: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, массаж, физкультминутки.

Дыхательная гимнастика – уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров. Звуки речи образуются благодаря слаженной работе артикуляционных органов: губ, щек, мягкого неба и языка. Подвижность их обеспечивается работой многочисленных мышц, а образование голоса невозможно без участия органов дыхания. Ведь источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань,  глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование. Приступая к развитию речевого дыхания, следует отработать спокойный вдох и сильный, плавный  выдох. Этому помогают специальные пособия изготовленные своими руками. Вот одно из них. Это рамка для фотографий , на которую наклеиваются в определенном порядке счетные палочки, круглые кольца, разрезанные пополам. Через трубочку для коктеля ребенок  задувает пластиковый шарик с нижнего края рамки, через  наклеенный лабиринт, до верхнего края рамки. Другое пособие – «Детское воздушное лото». Приготовила я его из конфетной коробки. На дне каждой ячейки наклеила буквы (можно цифры,  геометрические фигурки, картинки предметные, сказочные персонажи). Играть в него можно как подгруппой два или четыре человека, так и в одиночку. Один из игроков дает задание, в какое место воздухом переместить шарик: «Попади на гласную А, У, Е, и т.д.».  После перемещения картинка закрывается накладкой. Увлекательно для детей и полезно для развития не только дыхания, но и памяти, и мышления. Еще одно пособие, сделанное руками – небольшие бутылочки из под лимонада, наполненные мелко нарезанной цветной фольгой. Предварительно бутылка с боков просверливается небольшими отверстиями для воздуха. Ребенок дует в бутылку через трубочку-соломку , фольга раздувается, образуя круговорот, что его и радует. Я нашла еще одно применение трубочки-соломки. Дети втягивают жидкость. Это упражнение для автоматизации постановки языка при втягивании жидкости. Данное упражнение позволяет формировать  «ложбинку на языке», помогающую при постановке звука (с). Любят дети дуть на  вырезанные фигурки, прикрепленные к потолку. Фигурки я меняю по сезонам. Осенью это желтые листочки, зимой снежинки, весной птички, летом бабочки. Играем в игры «Радуга улыбается», «Трубач», «Ежик сердится», «Часики», «Петух» и другие. В последней, ребенок стоит расставив ноги на ширину плеч, руки опущены. На вдох он поднимает вверх руки-«крылья», на выдох опускает и произносит: «Ку-ка-ре-ку». Каждое упражнение выполняем два раза в день.

 

Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры дают возможность играть с ребенком, радовать его и, вместе с тем развивать речь. Очень нравятся детям игры, проводимые в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз. Пальчиковые игры целесообразно связывать с лексической темой, например по теме «Домашние животные». Упражнение «Котик».

 

 Котик лапкой умывается           Вымыл носик, вымыл ротик

Видно в гости собирается           Вымыл ухо вытер сухо. 

 

Хорошим тренажером для пальчиков является «Сухой бассейн». Им может послужить любая не прозрачная банка, в которую насыпан горох. В горох можно спрятать монетки, мелкие игрушки из киндер – сюрприза и назвать это кладом. Дети будут перебирать горох до тех пор, пока не найдут все предметы. Использую в работе цветные скрепки. Их можно соеденить в одну цепочку, собрать по схеме, скрепить в бусы, считать. Такие занятия воспитывают усидчивость и развивают мелкую моторику. Очень интересные игры со шнуровкой. Шнуровать можно вырезанные из фанеры фигурки животных, птиц, овощей, фруктов. Нравится детям пластилиновое рисование. Карандашом ребенок делает набросок рисунка. Потом он большим пальцем правой руки растирает по контуру рисунка крохотный комочек пластилина до прозрачности. Пластилиновые рисунки получаются яркие, оригинальные, необычные и в процессе приносят большую пользу для пальчиков. В интернете я позаимствовала интересное пособие. Кубики на вертеле для развития моторики и ощущений. Я назвала пособие «Вертушка». Палка- основание вертела. В кубиках сверлится отверстие под размер вертела. Наклеиваются кусочки разных покрытий: колючих, гладких, шершавых, бугристых и т.д.  

С этой же целью, сделала пособие «Логопедический конструктор». В деревянном ящике с бортиком 3 см оформлены отделения, в которых находится разнообразный материал: бархатная бумага, песок, разноцветные камушки и др. Ребенок проводит пальчиками по разным материалам, запоминая их и рассказывая о своих ощущениях. Затем закрывает глаза и повторяет движение, стараясь определить материал на ощупь. Дети сравнивают разные звуки с характером поверхности материала: мягкий - мягкие звуки, твердый материал - твердые звуки. Например, ребенок стучит пальцами по гороху, произнося твердые согласные: Д-Д-Д, затем по гречневой крупе, произнося мягкие согласные: Дь-Дь-Дь. Проводя рукой по бархатной бумаге –Ш-Ш-Ш, стучат по камешкам, произнося: Г-Г-Г. Песочек мягкий материал, поэтому ему соответствуют звуки Я и Е. Зеркальце помогает контролировать себя: он смотрит в него, определяя правильность произношения.

 

 

 

 

 3.1 Технология самомассажа.

 

В своей практической  работе по коррекции речи детей часто использую элементы самомассажа с помощью специального мячика. Он так и называется « Чудо – мячик». Ребёнок сам себе делает массаж лица и рук. Практика использования массажного мяча в логопедической  практике показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом.

При систематическом проведении самомассажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Самомассаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий головного мозга. Самомассаж выполняем с помощью массажных мячиков. Сейчас в продаже огромный выбор мячей: пластмассовые, резиновые, надувные, из папье-маше и др. Я заметила, что дети отдают предпочтение резиновому, яркому. лёгкому и прыгучему мячику. Самомассаж лица начинаем и заканчиваем с общих поглаживающих и расслабляющих движений. Затем переходим к самомассажу с помощью мячей по схеме:

1.     По левой щеке от подбородка к уху;

2.     Перекатываем мяч над правым глазом и снизу катим от подбородка вверх по правой щеке.

3.     Вверх по носу.

4.     По правой половине лба снизу вверх к волосам.

5.     От середины лба поперёк к левому виску.

 Сначала дети выполняют самомассаж перед зеркалом. Затем, по мере усвоения, проводится во время подгрупповых логопедических и коррекционных занятий с логопедом и воспитателем. Занятия проводятся в игровой форме с сопровождением стихотворных текстов. Самомассаж рук начинаем с общих круговых, согревающих движений мяча в ладонях до появления теплоты в мышцах. Затем растираем мячом ладони движениями вверх-вниз, сжимаем и разжимаем мяч. После этого медленно с нажимом катаем мяч вверх-вниз по руке, начиная от кончиков пальцев и заканчивая локтевым суставом. Движения сначала проводим на внешней стороне руки, затем на внутренней. Добиваемся ощущения тепла. Самомассаж кистей рук оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей, активизирует биологически активные точки. Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, то улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом, в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой руки, но и массирующей кисти. Помимо этого самомассаж рук – важная  составляющая сенсорного восприятия; ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребёнка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука ещё и создаёт их.

Самомассаж рук можно проводить не только с использованием специальных мячей, но и с помощью прищепок, шишек, орехов, палочек, карандашей. Чем точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем тоньше, дифференцированнее работа мышц кистей рук, тем быстрее и лучше развивается речь, а следовательно и мышление. При массаже с мячами можно использовать стихи, потешки, сказки. Дети катают мячик между ладоней, мнут его пальцами, соответственно тексту:

Я мячом круги катаю                Как сжимает лапу кошка            

Взад вперед его гоняю              Каждым пальцем мяч прижму

Им поглажу я ладошку              И другой рукой начну

И сожму его немножко,             А теперь последний трюк: мяч летает между рук.

 

 

 

3.2 Технология использования «живых картинок».

 

Артикуляционную гимнастику можно сделать для детей более привлекательной, если приготовить специальные картинки- игрушки. Они позваляют показать детям именно те движения, которые необходимо выполнить в данной артикуляционной игре. Картинки с подвижными элементами всегда вызывают у детей большой интерес и желание повторить показанные по аналогии с ними движения губами, языком или щеками. Преимущество «живых картинок» перед игрушками заключается еще и в том, что плоские картинки удобно хранить, они занимают немного места. Таким образом, во время занятий иллюстрационный материал, поставленный в коробочку всегда под рукой. Вот «живая картинка» - домик с открывающимся окошком, служит для артикуляционного упражнения «окошко». Створки открываются - видно мальчика, створки закрываются - мальчика не видно. Открывая створки окошка, я одновременно читаю рифмовку: Кто там в домике сидит        Это Ванечка сидит

И в окошечко глядит?           И в окошечко глядит.

Цель этого упражнения - укрепить мышцы губ.

Артикуляционные игры, объединенные в тематические комплексы используются для совершенствования и других речевых функций. Это игры для развития физиологического и речевого дыхания, силы и высоты голоса, мимические упражнения, задания с элементами самомассажа лица, не сложные пальчиковые игры в сочетании с артикуляционными или голосовыми упражнениями. И наконец, выполняем упражнения, позволяющие активизировать слуховое внимание детей, а на его основе развивать у детей фонематический слух (умение различать близкие звуки).

По ходу  рассказа я показываю детям картинки с персонажами и разнообразными предметами, о которых в это время идет речь. Например, тематическая артикуляционная игра «Транспорт». Я начинаю рассказ: «Раньше не было ни машин, ни самолетов. Люди отправлялись в дальнюю дорогу на лошадях. Сядет человек на лошадь верхом  и скачет долго- долго». И показываю подвижную картинку «Лошадка», а затем артикуляционное упражнение. Цокать языком в разном темпе – то быстрее то медленнее. При этом согнутые в локтях руки держать перед собой, изображая поводья. Затем продолжаю: «А по воде люди плавали на лодках». Показываю рисунок «лодка»  и показываю артикуляционное упражнение « Лодочка», а дети его повторяют. Высовывают широкий язык и придают ему форму чаши. Продолжаю: « Но время шло, люди изобрели машины. Появились поезда, полетели самолеты. По морям и рекам поплыли большие корабли». Показываю подвижную картинку «Самолет».

Посмотрите, самолет           Самолет летит, гудит

Отправляется в полет           Смелый летчик в нем сидит.                                     

 Затем дети демонстрируют голосовое упражнение «Самолет», прикусив зубами широкий кончик языка, длительно произносят звук « Л-Л-Л». При этом дети поднимают руки в стороны и покачивают ими, как крыльями.

 

 

Глава 4. Технология моделирования.

 

В речевой зоне я поместила три чудесных куба: «Сенсорный куб», «Логокуб», «Зеркальный куб»,  с целью развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику. «Сенсорный куб» прост в изготовлении, многофункционален. Занимает мало места, одновременно несколько детей могут пользоваться им. При желании все пособия быстро и легко снимаются. Куб может стать демонстрационным. На нем можно разместить предметные, сюжетные, геометрические фигуры. Его можно использовать как мини – театр. На его плоскостях размещают персонажей  сказок, декорации. Поворачивая куб, происходит смена декорации и сюжета сказки. Куб изготавливают из шести решеток для раковины, соединенных при помощи ниток или лент. Внутрь куба кладутся пластмассовые шары, на верхнюю плоскость повесила звоночки. На внешних сторонах и ребрах куба разместила ленточки, веревки, коробки от киндер – сюрпризов, скрепки. Много вариантов игр с этим кубом: «Нора», «Урожай», «Скалолаз» и др. Вариант игры «Массаж». Цель: развивать мелкую моторику, память, речь, учить выполнять массаж ладоней, пальцев. Для массажа ладоней предлагается детям потереть ими о плоскости куба приговаривая:

Девочки и мальчики          О решетку их потрем

Разминаем пальчики           И ладошки разомнем

Интересным нетрадиционным пособием стал «Логокуб». Данное логопедическое пособие я использую на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях и в самостоятельных играх детей. Пособие состоит из граней разного цвета и плоскостных изображений предметов, животных растений и т. д. Изображения съемные они прикрепляются к кубу с помощью липучек. Задача ребенка – прикрепить картинки к граням куба в соответствии с заданием. Куб дает возможность использовать в работе самые разные дидактические игры, направленные на формирование детского словаря, грамматического строя речи, связной речи, фонематического анализа, фонематических представлений, на развитие познавательных процессов, а также на автоматизацию звуков. Вот одна из дидактических игр «Найди свою картинку». Цель этой игры – дифференциация звуков ( Л – Р ) в словах. На каждый звук подбираю одинаковое количество картинок. Раскладываю картинки рисунком вверх, затем распределяю детей на две группы и говорю им, что одна группа будет подбирать картинки со звуком (Л), а другая со звуком (Р) в названиях. По моему сигналу из каждой группы к столу подходят по одному ребенку. Они прикрепляют картинки с нужным звуком. Когда дети прикрепят все картинки, обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои картинки. Данную игру можно проводить на дифференциацию свистящих – шипящих, звонких – глухих звуков. А также проводят и другие игры: «Разделим слово», «Назови одним словом», «Составление предложений», «Где что находится» и др.

«Зеркальный куб» из плотного картона, на каждой грани которого изображено животное (собака, заяц, кошка) или другие объекты природы (солнышко). На местах «лиц» зверей и в центре солнца приклеены небольшие круглые зеркала. Ребенок располагает куб таким образом, чтобы видеть отражение своего лица в зеркальце в одной из граней, и с помощью мимики передает различное настроение животных. Например, видя свое грустное отражение, ребенок характеризует его: «Зайка грустный, печальный, унылый» и т.д.

 

 

Глава 5. Игровая технология.

 

Игровая терапия. Если заниматься с детьми игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносят запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми. Легче вступают в сотрудничество, более пристойно выражают гнев, избавляются от страха.

В качестве из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками , хороводами, игры-шутками. Используя в пед. процессе народные игры, я не только реализую обучающие и развивающие функции игровых технологий, одновременно приобщаю к народной культуре. Люблю играть в «Речевые игры». Что же это такое? Это стихи, с которыми можно играть. Стихи, где есть сюжет, действие и персонажи, где могут происходить те или иные события. Например, стихотворение «Детство» Некрасова. Придумывая вместе с детьми движения, мы развиваем фантазию, воображение, пластику, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Речевые игры также помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь ребенка интонационно богатой и выразительной. Но, главное и то, что дети, изображая катающегося с горки мальчишку, кубарем падающего под гору в сугроб – избавляются от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления.

Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Для каждой строки придумываем с детьми удобный и соответствующий жест. Часто в речевой игре используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке, текст произносится шепеляво, если о лесорубе – грубоватым голосом, о мышонке – тоненьким, высоким голоском. Элементы звукоподражания вносят в игру оживление и веселье.

 

 

Глава 6. Работа с родителями.

 

Взаимодействия  с семьей – одна из важнейших задач нашей группы. Результаты работы с детьми достигаются гораздо быстрее только в том случае, если родители сотрудничают вместе с учителем-логопедом и воспитателями. Когда есть заинтересованность родителей, дети занимаются с большей отдачей. Они спешат удивить их своими успехами. Необходимо убедить родителей, что только совместная работа принесет результаты.

Поэтому, я знакомлюсь с будущими родителями  воспитанников, предварительно до их прихода в логопедическую группу. В конце мая приглашаю всех на собрание, где знакомлю с группой, рассказываю о значимости логопедических, коррекционных занятий, какие пособия необходимо  приобрести (Су - Джок, Чудо-мячик, детский эспандер и др.).

Самый сложный период в группе – адаптация. Родители переживают за своих детей. Их волнует, как ребенок привыкнет к новой обстановке, к другим сверстникам, воспитателям. Мы приглашаем всех желающих родителей на занятия, режимные моменты. Для того чтобы родители имели полное представление о занятиях учителя-логопеда с детьми, логопедом был оформлен уголок «Логопед советует».

Большую роль играет наглядная информация. Ее задача – систематическое ознакомление родителей с задачами, содержанием, методами, результатами воспитания и развития в группе. Местом размещения информации обычно служит «Уголок для родителей». Виды информации: педагогическая, юридическая, медицинская. Например, педагогическая - «Развитие мелкой моторики у детей», юридическая- «Жестокое обращение с детьми»,  медицинская -«Профилактика гриппа».

 Нами был издан журнал: «Здоровое питание детей», «День рождение раз в году». Стараюсь, чтобы информация была доступной, интересной. Рисунки, альбомы, продукты детского творчества регулярно радуют глаз родителей.

Кроме индивидуальных бесед, которые особенно необходимы в первое время с родителями, я готовлю родительские собрания. Именно готовлю, потому что собрания провожу в нетрадиционной форме. Так на одном из собраний, родители узнали, как сложно научиться составлять рассказ. Взрослые - это большие дети, и с ними тоже надо играть. И мы играли в игру «Цепочка слов». Каждый родитель описывал игрушку, добавляя одно слово к предыдущим словам других. У последнего игрока должен получиться рассказ. Как были удивлены родители, что не все смогли справиться с заданием. Рассказа так и не получилось. Это еще раз убедило их, что дома необходимо играть с детьми в такие игры  и заниматься. Последнее собрание было проведено в виде игры «Что? Где? Когда?». «Волчек»  выбирал, отвечающего. Вопросы были примерно такие:

 В какие игры Вы играете с детьми дома?

 Какие музеи, выставки посещали со своим ребенком?

Чего или кого боится Ваш ребенок? и др. На одном из первых собраний ознакомила родителей с содержанием мониторинга. Они узнали, какими знаниями, навыками должен владеть ребенок данного возраста, и что необходимо для этого делать. 

За время работы группы родители становятся нашими помощниками, единомышленниками, активными участниками различных мероприятий, проводимых в ДОУ: «Соревнование с папами» на 23 февраля, «Праздник Нептуна» в бассейне, «День Матери» и др..

По инициативе родителей была обогащена развивающая среда в группе. Были  приобретены: конструкторы, говорящие плакаты, развивающие игры Никитина, электровикторина «Родная речь», пособия для мелкой моторики, игры-занятия. Большую помощь оказывают родители при оснащении занятий по темам. Ознакомившись (по объявлению) с темой недели, они приносят познавательные книги, иллюстрации поделки и даже информацию. За все это, мы благодарим родителей. А от имени детей в «Родительском уголке»- письменная благодарность: «Мы за все благодарим и спасибо говорим  (имена и отчества)!».

Наглядная информация, индивидуальные беседы, консультации, собрания позволяют родителям следить, не только за ходом развития ребенка, но и принимать активное участие в воспитании и развитии. Видя результат стараний своего ребенка, владея информацией, что происходит на занятиях, родители способствуют воспитанию и развитию своего ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

                                                             

Основная общеобразовательная дошкольная программа детьми была усвоена в соответствии с ФГТ. Она способствовала достижению уровня развития, обеспечивающего психологическую и физическую готовность к школе.

Мониторинг, проводимый в конце года, свидетельствует о том, что интеллект детей стал намного выше. У детей сформирована целостность картины мира. Они знают и называют свою страну, город, край, флаг, герб. Владеют временными понятиями. Различают жанры литературных произведений, знают много стихов, умеют пересказывать, составляют творческие рассказы, рассказы по картине. Хорошо различают звуки, слоги, слова, предложения. Все дети умеют читать.

У детей сформированы элементарные математические представления. Хорошо составляют и решают задачи. В пределах 20 знают количественный и порядковый счет, решают примеры.

Дети самостоятельные, проявляют трудолюбие, оценивают свои возможности. Часто у детей была возможность участвовать в конкурсах, соревнованиях, выступлениях, где добивались призовых мест.

Таким образом, в результате совместной работы родителей, логопеда, воспитателей, специалистов, использования  различных технологий на занятиях и в свободной деятельности; повысилась обучаемость, улучшилось внимание, восприятие. Дети научились видеть, слышать, рассуждать. А самое главное сформировалось правильное звукопроизношение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_microsoft_office_chernyshova_3powerpoint_2.pptx2.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим «Не даром помнит вся Россия » с использованием мультимедиа. Подготовила воспитатель логопедической группы: Чернышова Л.Н.

Слайд 2

Полководцы

Слайд 3

«Переход Суворова через Альпы»

Слайд 4

«Куликово поле»

Слайд 5

«Бородинское сражение»

Слайд 6

«Катюша» в годы второй отечественной войны

Слайд 7

Сквер Славы в родном городе

Слайд 8

Храм Василия Блаженного в Москве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с нарушениями речи

В таблице представлены специальные игры и упражнения , напрвленные на охрану и укрепление здоровья детей с нарушениями речи, распланированые в соответствии с ФГОC...

Использование инновационных технологий в работе с детьми с нарушениями зрения

В статье  говорится о необходимости использования инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе. Применение инновационных технологий  связано с тем, что современные требо...

«Использование информационной технологии в работе с детьми с нарушением речи, как одно из альтернативных средств коммуникации».

Бурное развитие информационных коммуникационных технологий наложили определённый отпечаток на деятельность современного педагога. На смену традиционным подходам приходят новые подходы обучения и...

«Использование информационной технологии в работе с детьми с нарушением речи, как одно из альтернативных средств коммуникации».

Бурное развитие информационных коммуникационных технологий наложили определённый отпечаток на деятельность современного педагога. На смену традиционным подходам приходят новые подходы обучения и воспи...

Городской теоретико-практический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих нарушения речи"

Выступление на семинаре-практикуме на тему "Эффективность использования пальчиковых игр и физкультурных минуток в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками"...

Инновационная технология в работе с детьми с нарушением зрения. Ниткография (выкладывание с помощью шнурка или толстой (тонкой) нити контур).

Инновационная технология в работе с детьми с нарушением зрения. Ниткография  (выкладывание с помощью шнурка или толстой (тонкой) нити контур)....

Инновационные подходы в работе с детьми с нарушениями речи

Коррекционная помощь  детям с ОВЗ, в частности с нарушениями речи, требует постоянного поиска  эффективных подходов, инноваций в работе....