Инновационные подходы в работе с детьми с нарушениями речи
статья по коррекционной педагогике

Иванова Ксения Валерьевна

Коррекционная помощь  детям с ОВЗ, в частности с нарушениями речи, требует постоянного поиска  эффективных подходов, инноваций в работе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванова К.В. заместитель директора по УВР ГБОУ МО СКНШДС № 737 Елагина О.В. учитель-логопед ГБОУ МО СКНШДС № 737

Инновационные подходы в работе с детьми с нарушениями речи

Коррекционная помощь  детям с ОВЗ, в частности с нарушениями речи, требует постоянного поиска  эффективных подходов, инноваций в работе. Мы обратились к этимологии слова «инновация», чтобы точнее передать смысл предлагаемых нами приемов. Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление». Если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы. Для нас инновационные подходы – это движение в сторону большей продуктивности коррекционной работы.

Ребенок в современном мире окружен разного рода «суррогатами», «муляжами» окружающих предметов, которые используются в игре, в обучении, в повседневной жизни. Взрослые пытаются, по-возможности, «упростить» жизнь и обучение ребенка, не редко предлагая или подменяя реальные действия шаблонами или готовыми образцами. Такая подмена формирует примитивное  или искаженное восприятие окружающего мира, и, соответствующую действиям речь. Нашей задачей было максимальное использование, там, где это целесообразно, «живых», настоящих предметов и «неигровых» действий с ними.

Ннаучная основа нашего подхода  - понятие «Живое знание», разработанное  В. Зинченко. «Живое знание  - это не просто соцветие разных знаний. В него входят действия (акты, события по его получению и использованию), память и отношение к знанию, представление о себе самом – знающем или незнающем. Можно живое знание охарактеризовать как «опытное» знание».

Для нас было важно, чтобы ребенок в процессе развития максимально использовал СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ при получении знаний.  «Нельзя превращать человека в безгласый объект завершающего познания. В человеке всегда есть что-то, что он ТОЛЬКО САМ может открыть в свободном акте познания»  (М. Бахтин).  

В работе с детьми мы старались, чтобы:

  • Акт  получения знания ребенком порождал содержание этого знания
  • Знание было целостным
  • Знание было реальным
  • Формирование МИРООЩУЩЕНИЯ РЕБЕНКА было связано  с его богатым перцептивным опытом – чтобы у него формировалось «МИРООЩУЩЕНИЕ»
  • Развивалась мотивация к познанию нового
  • Формировалась рефлексия к собственным         достижениям

Областями, в которых мы применяли наш подход были:

  • Изучение доступных «некартинных» предметов окружающего  мира
  • Изучение свойств предметов (опыты, экспериментирование)
  • Трудовая деятельность
  •  Изучение традиций и предметов искусства
  •  Формирование социальных навыков в реальных условиях

Определив цель и области применения нашего подхода, мы выдвинули ряд коррекционно-развивающих задач, которые эффективно решаются в процессе организованной деятельности с детьми:

  • Сформировать у детей знания о предметах, их свойствах и явлениях окружающей среды в условиях, приближенных к реальным.
  • Развивать познавательный интерес в процессе организованной деятельности.
  • Обогащать и активизировать словарный запас ребенка, развивать речевую коммуникацию.
  • Развивать зрительные, слуховые, тактильные ощущения детей, координацию движений, моторику.
  • Развивать высшие психические функции и эмоционально-волевую регуляцию.

Внутри каждого направления работы определяются наиболее значимые задачи по развитию речи детей.

В процессе изучения объектов окружающего мира (это могут быть неживые объекты – природный и другой материал, живые – растения, животные, натуральные бытовые предметы, продукты, предметы искусства) происходит накопление и активизация словарного запаса детей (номинативного и глагольного словаря, словаря признаков).  Рассматривая изучаемые объекты, дети учатся правильно согласовывать различные части речи (существительные и прилагательные в роде и падеже, существительные с числительными и др.), правильно выстраивать предложно-падежные конструкции.

В процессе изучения свойств предметов в опытно-экспериментальной деятельности важным является развитие глагольного словаря и словаря признаков. Детям наглядно демонстрируется  работа по словообразованию и словоизменению (приставочное образование глаголов, изменение глаголов по категориям, образование прилагательных в сравнительной степени...) Делая выводы и заключения, в естественных условиях общения, дети стараются правильно строить простые и сложные предложения, развивается связная речь.

Одним из эффективных способов формирования познавательного интереса и развития речи является организация детской трудовой деятельности. В процессе трудовых действий происходит накопление и активизация словаря, работа по словообразованию и словоизменению, в естественных условиях формируется фразовая и связная речь. Особо важным является развитие у детей эмоционально-волевой регуляции.

Знакомство с национальными традициями и предметами искусства позволяет познакомить детей с новой, специальной лексикой, осуществить работу по интонационной выразительности речи, формировать гармоничное мироощущение ребенка, формировать положительное, толерантное отношение к окружающему.

В дошкольном возрасте начинается формирование социальных навыков. Дети впервые знакомятся с «устроенностью» общества – с профессиями и областями, обслуживающими потребности человека. Достаточно трудно организовать специальную деятельность в реальных условиях, но некоторые направления возможно осуществить в пределах детского учреждения. Этому способствуют экскурсии (например, на кухню, в медицинский кабинет, на почту, в аптеку, в библиотеку, парикмахерскую и др.), приглашение  работников специальных служб (полиции, пожарных и др.:)   В процессе такого рода организованной деятельности происходит знакомство детей со специальной лексикой, осуществляется работа над правильным самостоятельным высказыванием, происходит речевая коммуникация в естественных условиях.  У детей формируется правильное эмоционально-положительное отношение к специалистам разных профессий.

Особо важным мы считаем работу по развитию коммуникативных навыков, где ребенок использует речь по ее прямому назначению. Это возможно в процессе специально организованной деятельности для групп детей, где детям предстоит самостоятельно (с поддержкой взрослых) решать различные задачи в процессе общения друг с другом. В ходе такой деятельности происходит работа над диалогической и монологической формами речи, над интонационно-выразительными средствами речи, над письменной речью. Этому могут служить различные досуговые мероприятия с участием разных групп детей, информационный обмен с помощью писем и средств ИКТ и др.

Таким образом, мы считаем, что коррекционно-развивающую работу в государственном учреждении необходимо проводить максимально используя естественные условия, что позволит сформироваться истинным практическим знаниям, умениям и навыкам у детей, красивой грамотной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в работе с детьми с нарушением речи

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №45КВ          ОПЫТ РАБОТЫ«Инновационные технологии в работе с детьми с наруше...

Дифференцированный подход к коррекции речевой и двигательной сферы посредством использования логоритмических игр и упражнений в музыкальной деятельности (из опыта работы с детьми с нарушениями речи).

Описан опыт работы по использованию логоритмических игр и упражнений с музыкальным сопровождением в коррекции речи детей дошкольного возраста....

Обзор материала: "Инновационные технологии, их отбор и применение в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением речи в ДОУ"

Инновационные методы в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы. На фоне комплексной логопедической помощи, инновационные методы оптимизируют процесс ко...

Практико-ориентированный подход в работе с детьми с нарушениями речи в дошкольном учреждении

В статье говорится о том, что коррекционная помощь детям требует поиска эффективных подходов, инноваций в работе. Одним из таких методов может быть использование практико – ориентированного подх...

Инновационные подходы в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Подходы к резвитию речи дошкольников. Важные аспекты формирования речи. Стадии развитие речи....

Инновационные технологии, применяемые учителем-логопедом в работе с детьми с нарушениями речи.

 Основной задачей работы логопеда является коррекция дефектов речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательных п...

консультация "Индивидуальный подход в работе с детьми с нарушением речи"

Важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка....