Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с нарушениями речи
методическая разработка по логопедии по теме
В таблице представлены специальные игры и упражнения , напрвленные на охрану и укрепление здоровья детей с нарушениями речи, распланированые в соответствии с ФГОC
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 35.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Специальные игры и упражнения, направленные на охрану и укрепление здоровья детей с нарушениями речи.
Вид упражне- ния | Оздоровительные задачи | Коррекционные задачи | Использование в специально организованной образовательной деятельности | Использование в совместной деятельности с детьми | Использование в самостоятельной деятельности | Работа с родителями. |
Логоритмика | - создает положительный фон реабилитации: - уменьшает уровень тревожности; - лечит дыхательные нарушения; - лечит заикание и др. - стимулирует двигательные функции; - растормаживаете речевые функции; - развивает чувства ритма , темпа, времени. | Развитие моторных функций, Развитие речевого дыхания, Развитие координации, формирование черт гармоничной и незакомплексован- ной личности | - Логоритмические упражнения на музыкальных, логопедических и физкультурных занятиях | -развлечения, -режимные моменты -корригирующая гимнастика после сна, - театрализованная деятельность | Самостоятельная театрализованная игровая деятельность, - подвижные игры с речевым наполнением. | Консультации, показы за круглым столом. обучающие тренинги |
Психо-гимнастика | - развивает мимическую мускулатуру, - снимает спастичность мышц, - укрепляет лицевые мышцы. | - развивает психомоторику, - формирует кинестетическую основу артикуляторных движений, - обучаются элементам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации. | - огрмомент , - игровой момент в разных видах организованной деятельности | - развлечения, - режимные моменты, - театрализованная деятельность, диалоги, беседы. ситуативные беседы с детьми | - сюжетно-ролевые игры, - театрализованная деятельность, - наблюдения, - подвижные игры имитационного характера | - обучающие тренинги, - консультации |
Игры в сухом бассейне | - развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, - создаёт дополнительный массаж. - снимает тревожность, гиперактивность, мускульное напряжение (рук или всего тела); - нормализует психофизическое состояние; - стимулирует дыхание и кровообращение | - развивает воображение, ощущение, восприятие, - даёт первый опыт релаксации, - повышает интерес к речевой деятельности | Сюрпризный момент в любой специальноорганизованной деятельности в сочетании с целенаправленным обучением. | - экспериментирование, - моделирование, - - наблюдения, | Познавательно- исследовательская деятельность | Показы, беседы, консультации |
Песочный игротренинг. | - развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, - создаёт дополнительный массаж. - снимает тревожность, гиперактивность, мускульное нап-ряжение; - нормализует психофизическое состояние; | На всех видах занятий как обучающие упражнения по разным видам деятельности, эффективны на интегрированных занятиях | - Режимные моменты, - исследования, - наблюдения, - эксперименты, -прогулки, - проектная деятельность | - игры- исследования, - игры – эксперименты. -игры – моделирование | Консультации, беседы, объяснения, родительские собрания | |
Пальчиковая гимнастика | По Японской методике: - большой палец – повышает активность мозга, - указательный – стимулирует желудок и поджелудочную железу. - средний – улучшает работу кишечника. - безымянный – стимулирует печень, - мизинец – улучшает работу сердца, снимает нервное напряжение. | - развитие ориентировки в своем теле, развитие мелкой моторики в сочетании с весёлыми рифмовками | На всех видах занятий как физминутка, индивидуальные занятия, режимные моменты, прогулки | -развлечения, - режимные моменты - корригирующая гимнастика после сна, - театрализованная деятельность | - прогулки, -режимные моменты, - изодеятельность | Обучающие занятия, консультации, индивидуальная работа, |
Пальчиковый массаж с предметами (наборы мелких предметов) | - развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, - создаёт метроритмическую пульсацию и вызывает у человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем, точности ответной реакции на них) | Движения и речь воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения и речь во времени, - развивает мелкую моторику | На всех видах занятий как физминутка, индивидуальные занятия, режимные моменты, - результат продуктивной деятельности (работы из мелких предметов) | -развлечения, - режимные моменты - корригирующая гимнастика после сна, - театрализованная деятельность, -экспериментирование | - прогулки, - режимные моменты, - игры в познавательно-развивающих уголках, - моделирование, - изодеятельность, экспериментирование | -обучающие занятия за круглым столом, - консультации, - индивидуальная работа |
Су-Джок - терапия, «Фараон» - терапия | - стимулирует высокоактивные точки соответствия всем органам и участкам тела, находящихся на кистях и стопах, - нормализует мышечный тонус. | -массаж мышц рук и лица, -развитие мелкой мускулатуры, мимических мышц. | На всех видах занятий как физминутка, индивидуальные занятия, режимные моменты, | -развлечения, - режимные моменты - корригирующая гимнастика после сна, | Самомассаж в игровых зонах – познавательных центрах развития. | -обучающие занятия, - консультации, -индивидуальная работа |
Музыко- терапия | Профилактика и лечение нервно-психических заболеваний: - нормализует психоэмоциональное состояние, - улучшает аппетит, - стимулирует дыхание и кровообращение, - улучшает обмен веществ, - повышает тонус коры головного мозга, - нормализует артериальное давление. | Развитие эмоционально- волевой сферы, Нормализует просодическую сторону речи (тембр, темп, ритм, выразительность) | Упражнения на любых интегрированных занятиях, с целью эмоционального настроя, релаксации, уравновешивания процессов возбуждения и торможения. | - ритмические игры в повседневной жизни, - режимные моменты, - наблюдения, - музыкальные игры | - слушание музыки перед сном, - игры – драматизации, - театрализованная деятельность,
| - обучающие тренинги, - консультации, - показ инсценировок, - театральных постановок |
Дыхательная гимнастика | - Улучшает ритмику организма, - развивает самоконтроль и произвольность; - синхронизирует действия артикуляционного аппарата, зрительных и двигательных анализаторов. | обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи, и интонационной выразительности | любая специальноорганизованная деятельность -дидактические игры с элементами движения - психологические игры | - режимные моменты, - гимнастика после сна, утренняя гимнастика, - закаливающие процедуры | - слушание музыки перед сном, - игры – драматизации, - театрализованная деятельность | - обучающие занятия, - консультации, - показ |
«БОС» - дыхательная гимнастика по Сметанкину. | Лечит у дошкольников: - заикание; - дисграфию, дислексию; - расстройства фонации - функциональные нарушения голоса; - нарушение темпа речи; - речевую тревогу; - расстройства речи с нарушением слуха и зрения. - укрепляет центральную нервную систему, - предупреждает нарушения голоса и речи | - способствует быстрому усвоению учебного материала, - позволяет укрепить здоровье ребёнка | любая специальноорганизованная деятельность -дидактические игры с элементами движения - психологические игры | - режимные моменты, - гимнастика после сна, утренняя гимнастика, - закаливающие процедуры | - слушание музыки - театрализованная деятельность | - обучающие занятия, - консультации, - показ |
Глазодвига- тельные упражнения | - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие; - однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие, - повышают энергетизацию организма | - развивают координацию, - ориентировку в пространстве, - развивают зрительное восприятие, воображение. | - любая специальноорганизованная деятельность -дидактические игры с элементами движения - психологические игры, | - игры на прогулке, - подвижные игры имитационного характера, | -игры дидактические, -сюжетно-ролевые, -подвижные, -театрализованные, игры-драматизации, | - обучающий тренинг - консультации. - индивидуальные беседы |
Физминутка | - снимают усталость и напряжение; - несут эмоциональный заряд; -совершенствуют общую моторику; - улучшают концентрацию внимания и восприятия во время объяснения и показа заданий, осмысливают двигательную и речевую задачи. | воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, вырабатываются четкие координированные действия во взаимосвязи с речью. | любая продуктивная деятельность (рисование. лепка и т.д.), - интегрированные занятия, - соревнования, - наблюдения | - туристические прогулки, - спортивные праздники и развлечения, - смотры и конкурсы, - экскурсии, | - подвижные игры с речевым наполнением, - прогулки, - сюжетно-ролевые игры | - показ достижений детей. - совместные конкурсы, - соревнования, - викторины, - праздники и развлечения |
Артикуляции-онная гимнастика | - укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, - развивают силу, подвижность органов, участвующих в речевом процессе. | развитию основных движений органов артикуляционного аппарата | любая продуктивная деятельность (рисование. лепка и т.д.), - интегрированные занятия | - игры на прогулке, - подвижные игры имитационного характера, | Закрепление определенных звуков в речевых уголках | - обучающий тренинг - консультации. - индивидуальные беседы |
Моделиро-вание, знаки – символы. Мнемо-таблицы | - снижают риск перегрузки психических процессов, - несут эмоциональный заряд,- создают комфортные условия обучения, | - развивают память, мышление, - создают соответствие зрительного образа со словом, - развивают зрительное восприятие | - занятия коммуникативного блока; - любая продуктивная деятельность (рисование. лепка и т.д.), - интегрированные занятия, - наблюдения | - викторины, - соревнования, - проектная деятельность, - моделирование, - конкурсы и развлечения | -сюжетно-ролевые игры, - дидактические игры, - игры в познавательно- развивающих уголках,
| - показ достижений детей. - совместные конкурсы, - соревнования, - викторины, - праздники и развлечения |
Система работы по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР старшей логопедической группы. Тема: «Фрукты, овощи»
Вид упражне- ния | Оздоровительные задачи | Коррекционные задачи | Использование в специально организованной образовательной деятельности | Использование в совместной деятельности с детьми | Использование в самостоятельной деятельности | Работа с родителями. |
Логоритмика | - создать положительный фон адаптации в новой группе: - уменьшить уровень тревожности; - стимулировать двигательные функции; - активизировать речевые функции; - развивать чувства ритма , темпа, времени. | - развивать моторные функций, - развивать речевое дыхание, - развивать координацию, формировать черты гармоничной и незакомплексованной личности | - Логоритмические упражнения : «Что сажают в саду? Что сажают в огороде?» «Трактора» | -развлечение «Осень золотая в гости к нам пришла», - режимные моменты - театрализованная деятельность | - подвижные игры с речевым наполнением «Что сажают в саду? Что сажают в огороде?» | Консультации, «Осень золотая в гости к нам пришла» |
Психо-гимнастика | - развивать мимическую мускулатуру, - снять спастичность мышц, - укреплять лицевые мышцы. | - развивать психомоторику, - формировать кинестетическую основу артикуляторных движений, - учить элементам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации. | «Хороший урожай» (Реакция мамы, бабушки, папы на хороший урожай…и.т.д.) «Выросла репка» | -развлечение «Осень золотая в гости к нам пришла», - режимные моменты, - театрализованная деятельность- постановка сказки «Репка», | - сюжетно-ролевые игры, - театрализованная деятельность, - наблюдения за работой взрослых в огородах, | - обучающие тренинги, - консультации |
Игры в сухом бассейне | - развивать тактильно-кинесте-тическую чувствительность и мелкую моторику рук, - создать условия для дополнительного массажа. - снять тревожность, мускульное напряжение рук; - нормализовать психофизическое состояние; | - развивать воображение, ощущение, восприятие, - дать первый опыт релаксации, - повышать интерес к речевой деятельности | Сюрпризный момент специальноорганизованной деятельности (логопедические занятия, изодеятельность) «Не ошибись» «Что нашёл» «Что здесь спряталось» | - экспериментирование – сравнивание по вкусу, запаху, на ощупь, - моделирование из найденных овощей и фруктов – пригото-вление фруктовых и овощных салатов
| «Что здесь спряталось?» — Чудесный бассейн — натуральные или муляжи овощей и фруктов. Познавательно- исследовательская деятельность | Показы, беседы, консультации |
Песочный игротренинг. | - развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, - создаёт дополнительный массаж. - снимает тревожность, гиперактивность, мускульное нап-ряжение; - нормализует психофизическое состояние; | Упражнения эффективны на интегрированных занятиях – рисование овощей и фруктов – обобщения, сравнения формы, размера овощей и фруктов, угадывание по рисунку, | - Режимные моменты, прогулки,- рисование овощей и фруктов, сравнения формы, размера овощей и фруктов, угадывание по рисунку. «Рисуем натюрморт» - наблюдения, - эксперименты – | «Волшебный песок» — рисование овощей и фруктов на песке пальцем - игры- исследования, - игры – эксперименты. -игры – моделирование | Консультации, беседы, объяснения, | |
Пальчиковая гимнастика | - снять нервное напряжение, - нормализовать работу мышц пальцев, - стимулировать работу внутренних органов. | - развивать умение ориентироваться в своем теле, развивать мелкую моторики в сочетании с весёлыми рифмовками | На всех видах занятий как физминутка и на индиви-дуальных занятиях: «Обобщающие слова – фрукты» «Обобщающие слова – овощи» «Щи - талочка» «Однажды хозяйка с базара пришла» «Мы варили компот» «Мы капусту рубим» | - развлечение «Осень золотая в гости к нам пришла» - «Мы капусту рубим» Массаж пальцев на прогулках и в режимных моментах по теме «Овощи», «Фрукты» | «Хозяйка однажды с базара пришла» «Мы капусту рубим» и .др. | Обучающие занятия, консультации, индивидуальные консультации, Подобранный материал по всем темам «Коллекция пальчиковых игр» |
Пальчиковый массаж с предметами | - стимулировать высокоактивные точки соответствия всем органам и участкам тела, находящихся на кистях - нормализовать мышечный тонус. развивать тактильные ощущения, - создавать метроритмическую пульсацию и вызвать у детей согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем, точности ответной реакции на них) | воспитывать временную ориентировку, - развивать мелкую моторику | На всех видах занятий как физминутка и на индиви-дуальных занятиях, режимные моменты – упр. «Собираем урожай» - прокатывание массажного мячика, -массаж с карандашом – отстукивание и прокатывание в сочетании с рифмовками по теме. | -развлечение «Осень золотая в гости к нам пришла» Массаж пальцев нату-ральными предметами в игре «Найди на ощупь» - «Собираем урожай» - прокатывание массажного мячика, -массаж с карандашом – отстукивание и прокатывание в сочетании с рифмовками по теме. | - Разглаживание смятых комочков из бумаги. - «Большие и малень-кие» — выгибание из проволоки овощей и фруктов разной формы и размеров. - «Картинки из цветной мозаики» — выкладывание из цветной мозаики овощей и фруктов. Прогулки – выклады-вание камешков, веточек и других мелких предметов. - игры в познавате-льно-развив. уголках | -обучающие занятия за круглым столом, - консультации, - индивидуальная работа |
наборы мелких предметов: бусы, семена, горох, фасоль, камешки, проволока, пуговицы | - стимулировать высокоактивные точки соответствия всем органам и участкам тела, находящихся на кистях и стопах - нормализовать мышечный тонус. | - развивать мелкую моторику, - тактильные ощущения, | - на математике – счёт - на коррекционном - описание мелких овощей: горох, фасоль, бобы. -результат продуктивной деятельности (работы из мелких предметов - «Фрукты в вазе» - выкладывание из семян «Золушка» - отдели горох от фасоли и т.д. «Выложим из гороха натюрморт» и.т.д. ) | -развлечение «Осень золотая в гости к нам пришла» - подарки для родителей – поделки из природного материала по теме. - прогулки – выкладывание из камешков, веточек, семян деревьев, - экспериментирование (измерение объемов разной посуды с помощью мелких предметов) | - прогулки – выкладывание из камешков, веточек, семян деревьев, экспериментирование (измерение объемов разной посуды с помощью мелких предметов) - моделирование: «Большие и малень-кие» — выгибание из проволоки овощей и фруктов разной формы и размеров. | Совместное изготовление поделок из природного материала, мелких предметов. -коллекциониро-вание мелких предметов. |
Су-Джок - терапия, «Фараон» - терапия | - стимулировать высокоактивные точки соответствия всем органам и участкам тела, находящихся на кистях и стопах - нормализовать мышечный тонус. | -массаж мышц рук и лица, -развивать мелкую мускулатуру, мимические мышцы. | На всех видах занятий как физминутка, индивидуальные занятия, режимные моменты – прокатывание, сжимание , постукивание массажным мячом су-джок | - режимные моменты - корригирующая гимнастика после сна – прокатывание стопами су-джок мяча. | Самомассаж в игровых зонах – познавательных центрах развития. | -обучающие занятия, - консультации, -индивидуальная работа |
Музыко- терапия | - нормализовать психоэмоциональное состояние, - улучшать аппетит, - стимулировать дыхание и кровообращение, - улучшать обмен веществ, - повышать тонус коры головного мозга, - нормализовать артериальное давление. | -развивать эмоционально- волевую сферу, -формировать просодическую сторону речи (тембр, темп, ритм, выразительность) | Лепка и рисование «Дары осени» под музыку для эмоционального настроя, «Отдыхаем после сбора урожая» - релаксация, уравновешивания процессов возбуждения и торможения. | - музыкальные игры «Собрали дары осени» - хороводная игра «Пугало» | - слушание музыки перед сном, - постановка музыкальных концертов – выступления в группе - игра – постановка сказки «Репка»
| - обучающие тренинги, - консультации, - показ сказки «Репка» |
Дыхательная гимнастика | - улучшать ритмику организма, -развивать самоконтроль и произвольность; -синхронизировать действия артикуляционного аппарата, зрительных и двигательных анализаторов. | -обеспечивать нормальное звукообразование, - создавать условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, - сохранять плавность речи, и интонационную выразительность | любая специальноорганизованная деятельность -дидактические игры с элементами движения -«Осенние листья» - «Остудим суп и компот» | - режимные моменты, - гимнастика после сна, утренняя гимнастика, - закаливающие процедуры | - слушание музыки перед сном, - игры – драматизации, - театрализованная деятельность | - обучающие занятия, - консультации, - показ |
«БОС» - дыхательная гимнастика по Сметанкину. | - снять речевую тревогу; - укреплять центральную нервную систему, - укреплять здоровье ребёнка | - способствовать быстрому усвоению учебного материала, создавать условия для чёткого соблюдения пауз, - сохранять плавность речи, и интонационную выразительность | В любой специальноорганизованной деятельности, как физминутка | - режимные моменты, - гимнастика после сна, утренняя гимнастика, - закаливающие прпоцедуры | - слушание музыки | - обучающие занятия, - консультации, - показ |
Глазодвига- тельные упражнения | - расширять поле зрения, улучшать восприятие; - развивать межполушарное взаимодействие, - повышать энергетизацию организма | - развивать координацию, - ориентировку в пространстве, - развивать зрительное восприятие, воображение. | -в любой специальноорганизованной деятельности -дидактические игры с элементами движения (Найди картошку» , «Собери урожай», «Посмотри, сколько яблок на дереве» и.т.д.) - психологические игры, | - игры на прогулке, - подвижные игры «Море волнуется» «Замри» «Посмотри сколько…» | -игры дидактические, -сюжетно-ролевые, -подвижные, -театрализованные, игры-драматизации, | - обучающий тренинг - консультации. - индивидуальные беседы |
Физминутка | - снять усталость и напряжение; - создать эмоциональный заряд; -совершенствовать общую моторику; - улучшать концентрацию внимания и восприятия во время объяснения и показа заданий, - осмысливать двигательную и речевую задачи. | - развивать мышечную активность, - развивать речевую активность, -активизировать словарный запас, -вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью. | любая продуктивная деятельность (рисование. лепка и т.д.), - интегрированные занятия, «Что выросло у нас?» «Трактора» Подвижные игры Н: «Пугало»
| - туристические прогулки, - развлечение «Осень золотая в гости к нам пришла», - спортивное развлечение (соревновательные игры – «Кто больше», «Кто быстрее» , - экскурсии «Пугало» , «Не ошибись», | - подвижные игры с речевым наполнением, - прогулки, - сюжетно-ролевые игры | - развлечение |
Артикуляции-онная гимнастика | - укреплять мышцы артикуля-ционного аппарата, - развивать силу, подвижность органов, участвующих в речевом процессе. | Развивать основные движения органов артикуляционного аппарата | -логопедические занятия - интегрированные занятия - любая продуктивная деятельность (рисование. лепка и т.д.), - индивидуальная работа | - игры на прогулке, - подвижные игры имитационного характера, | Закрепление определенных звуков в речевых уголках | - обучающий тренинг - консультации. - индивидуальные беседы |
Моделиро-вание, знаки – символы. Мнемо-таблицы | - снижать риск перегрузки психических процессов, - создавать комфортные условия обучения, | - развивать память, мышление, - создавать соответствие зрительного образа со словом, - развивать зрительное восприятие | - занятия коммуникативного блока (загадки, стихи об овощах и фруктах - любая продуктивная деятельность (рисование. лепка и т.д.), - наблюдения | - викторины «Угадай по описанию», - соревнования – «Составь рассказ», - моделирование- «Собери из частей – целое» - развлечение «Осень золотая в гости к нам пришла» | -сюжетно-ролевые игры, -моделирование- «Собери из частей – целое - дидактические игры «Разложи по корзинкам», «Собери урожай», - игры в познавательно- развивающих уголках,
| - показ достижений детей. - совместные конкурсы, - соревнования, - викторины, - праздники и развлечения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"
Презентация из 2 частей о логопедической работе с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...
Городской теоретико-практический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих нарушения речи"
Выступление на семинаре-практикуме на тему "Эффективность использования пальчиковых игр и физкультурных минуток в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками"...
Городской теоретико-практический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих нарушения речи"
"Наши веселые пальчики" - презентация из опыта работы...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушение речи.
Материал из опыта работы воспитателя коррекционной группы по использованию здоровьезберегающих технологих в работе с детьми имеющими нарушения речи...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушение речи.
Материал из опыта работы воспитателя коррекционной группы по использованию здоровьесберегающих технологих в работе с детьми имеющими нарушения речи...
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми,имеющими нарушения речи.
В материале представлен ряд технологий ,рекомендованных для работы с детьми ,имеющими недостатки в речи....
"Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно - развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи"
Консультация для работ6никой ДОУ и родителей...