Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Противоречия в количестве.
методическая разработка (старшая группа) по теме
Конспект НОД для детей с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Материал взят из книги С. Гин "Занятия по ТРИЗ в детском саду".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии.
ПРОТИВОРЕЧИЯ В КОЛИЧЕСТВЕ
Цели
- активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации;
- формировать понимание относительности количества.
Оборудование
- конфета.
1. Анализ проблемной ситуации
Приходит Игрушка с конфетой.
И.: Вот конфету принесла, хочу ребят угостить.
В.: Но ведь у тебя только одна конфета, а у нас ребят, посмотри, как много!
И.: Разве это много? Вот в цирке действительно детей много, а у вас мало!
В.: Нет, мало, это когда дома: один или два, а у нас их двадцать - это много!
И.: Ребята, а как вы сами думаете: вас много или мало?
В процессе обсуждения дети формулируют вывод: и много и мало, смотря в сравнении с чем: по сравнению с количеством детей в одних ситуациях (указываются) детей в группе много, по сравнению с другими ситуациями (указывается) - мало.
В.: И конфеты нам одной на всех, конечно, мало!
И.: А может ли быть такое, что этой конфеты для кого-то будет много?
В.: Конечно, может! Ребята, поможем Игрушке. Для кого одна конфета - это много?
И.: А один арбуз - это много или мало?
В.: И много и мало. Смотря для кого. Выручайте снова, ребята!
И.: А целая бочка воды?
Д.: И много и мало. Для ... много, а для ... - мало.
2. Игра «много - мало»
Правила игры
Дети сидят на ковре. Воспитатель называет различные ситуации, дети должны соответственно реагировать. Если много - руки развести широко в стороны, мало - ладони сблизить, достаточно - рука на руку.
Желательно вначале отработать сами жесты.
Примеры ситуаций (нужно обязательно указывать условия): одно ведро воды для муравья? одно ведро воды для слона? одно солнце в небе? один самолет в небе? одна мама у ребенка? один ребенок у мамы? один дом для всех людей? одна нога у человека? одна ножка у гриба? одна змея в квартире? одна змея в лесу? и др.
3. Противоречия в количестве
И.: Одна конфета для всех детей - это мало, потому что на всех не хватит. Если будет конфет много - хватит всем. Выходит, когда чего-то мало - это плохо, а когда много - то хорошо…
В.: Интересный вывод... А еще другие примеры такие есть?
И.: А еще игрушки, подарки, сладости...
В.: Но если ты съешь очень много сладостей, то ведь можно и заболеть... Получается так: мало - плохо, много - хорошо, а если очень много - то опять плохо...
И.: А бывает ли наоборот: что чего-то мало, и это хорошо, лучше, чем если бы было много? ударишься, или много, сильно?
И.: Конечно, если мало - лучше!
В.: А если тебе что-нибудь невкусное дают, что лучше: много или мало?
И.: Мало, мало! А если совсем не дают - еще лучше!
В.: Ребята, а вы знаете примеры, когда чего-то мало - и это хорошо?
И.: А я, кажется, поняла: если что-то нам нравится, приятно - то когда его мало - это плохо, а когда много - хорошо. А если что-то неприятное, плохое - то хорошо, когда его поменьше.
В.: Умница, все правильно. А чтобы и ребята это хорошо поняли, сейчас я буду называть разные ситуации, а вы должны будете сказать, если этого будет мало - это хорошо или плохо?
Примеры ситуаций
Хвалят, ругают, дают мороженое, дают горькое лекарство, ведут в цирк, ведут в гости, оставляют дома одного и др.
Примечание
Желательно обратить внимание детей на то, что могут быть разные реакции на одну и ту же ситуацию.
Конспект взят из книги С. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте "Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблиц "Поздняя осень"
Всем известно, что вошкольном возрасте преобладает нагладно-образное мышление и память, а запоминание носит, в основном, непроизвольный характер - дети лучше запоминают события, предметы, факты, явлен...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с нарушением речи. «Путешествие в зимний лес»- с использованием элементов логоритмики.
Непосредственная образовательная деятельность с использованием элементов логоритмики....
"Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии"
Практический материал в работе с детьми...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ (легкая умственная отсталость) четвертый год обучения (6-7 лет) по теме «Воздух» (детское экспериментирование)
Цель: Формирование знаний о свойствах воздуха, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Задачи:Коррекционно-образовательные:–Учить выделять основные свойства воз...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы с нарушениями речи по теме «Моя малая Родина» (с использованием ИКТ)
Цель:Становление гражданина России через осознание себя жителем великого города Санкт - Петербурга и поселка Понтонный.Педагогический замысел:Формирование лексико-грамматических категорий на материале...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста 5 -6 лет на тему «Зима».
Обобщить и систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях....
КОНСПЕКТ образовательной деятельности тема: «Путешествие в сказочную страну «Красивой речи» с использованием ТРИЗ технологий
laquo;Путешествие в сказочную страну «Красивой речи»»Цели: Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как де...