Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста 5 -6 лет на тему «Зима».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Губанова Елена Дмитриевна

Обобщить и систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zima.docx39.79 КБ

Предварительный просмотр:

     

                              Группа дошкольного образования                                                Муниципальное     образовательное  учреждение  «Смирновская СШ»                                                                                                

Конспект

непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста 5 -6 лет.    

на тему «Зима».

Губанова Елена Дмитриевна                                                               воспитатель  ГДО

Смирново 2019 г.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях.

Задачи-

- совершенствовать  произношение звуков Ж – З в чистоговорках.

- формировать умение понимать смысл образных выражений загадки;

- упражнять в подборе определений к заданному слову,    упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением;                                    -  активизировать словарь по данной теме;                                                               -  прививать любовь к поэтическому слову; 

 - воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в      природе;        

 - развивать навык  словообразования с уменьшительно-  ласкательными суффиксами

Словарная работа: снег, снежинка, пушистая, узорчатая.

Оборудование: сундучок с пазлами  картины «Зима», письмо, мячик-снежок, картинки слов-подсказок,  снежинка на ниточке, тарелочки с мукой.

Предварительная работа: целевые прогулки, ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о зиме, разучивание стихов о зиме, пальчиковой гимнастики, чтение произведений о зиме.

Форма проведения: совместная деятельность.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Воспитатель: Дорогие ребята, наше сегодняшнее занятие будет сказочным.  И начнем мы его со сказочной загадки,

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица

                                 Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом

Все покрыла серебром!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком времени года эта загадка, о какой царице здесь говорится?

 Что за скакуны в этой тройке? Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия. ( декабрь, январь, февраль)

Сегодня мы с вами поговорим о Царице зиме.

Стали дни короче

Солнце светит мало

Вот пришли морозы

И зима настала

 Воспитатель:  Ребята, когда я утром пришла на работу, у нас около двери лежала вот эта посылка  и письмо от Зимы . Я не стала вскрывать  их без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте  посмотрим вместе    ( Воспитатель читает письмо)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я  нарисовала  картину , но она упала  и рассыпалась, помогите мне её собрать.

Я надеюсь, что вы любите зиму и сможете мне помочь, ответив на вопросы и загадки .»

Воспитатель: Ребята, а вы любите зиму? А за что  вы ее любите?

(ответы детей)

-Ну, что? Поможем? Давайте скажем вместе:

-Тук. тук, тук-открывайся сундучок.

(Дети произносят слова с места, воспитатель открывает сундучок)

-Тут лежат осколки рассыпавшейся картины. Но, не забывайте , чтобы её собрать, нужно ответить на все вопросы и отгадать загадки. Нужно потрудиться, а больше всех у нас трудится  язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:

Зо-зы-зу-за – только началась гроза.

Зу-зо-зы-за – забралась в наш лес коза.

Зы-зо-за-зу – не гуляй коза в грозу.

Жа-жо-жи-жу – в детский садик я хожу.

Жи – жо –жу – жа –мы нашли в саду ежа.

Жак-жик-жук –жок – за окном идет снежок.

- Молодцы! Ребята, да с такими успехами мы все сможем.

(Воспитатель вынимает из сундучка  пазл под номером 1, читает задание)

 2.Закрепить признаки зимы.

 Воспитатель: Зима шагает по земле и хочет знать, знаете ли вы её приметы.

- Вот сейчас мы с вами поиграем. Я «слеплю» снежок из снега и буду вам его бросать, а вы ловите  и отвечайте.

- Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река)

 -Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная)

  - Какая зимой погода?

 (погода зимой ветряная, морозная, снежная).

 - Что можно сказать о снеге? Какой он?  

 (Пушистый, блестит на солнце, мягкий, колючий, искристый, серебристый, холодный, белый, мокрый, блестящий, сверкающий, падающий, снег пушистый, легкий, , снег укрыл всю землю.)

-  Молодцы, ребята много слов назвали.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится,

И на землю тихо

Падает  ложиться.

 (Воспитатель заглядывает в сундучок, достаёт второй пазл)

-Вот следующее задание.

Нужно подобрать  слова с противоположным значением.

3.Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День        –  ночь  

Солнце    - луна

Чистота  –  грязь

Зима        –  лето

Потолок  –  пол          

        

узкая       –  широкая /дорога /        

длинное  –  короткое /платье/        

большой  - маленький /мяч/        

веселая    –  грустная /девочка/        

высокий  –  низкий /человек/                

        

Смеется   –  плачет /ребенок/

Лежит      –  сидит /человек/

Закрыть   –  открыть /дверь /

Взлетает  –  садится /самолет/

Надевает  –  снимает /свитер/

- Вот какие вы умные, опять выполнили задание, эта частичка-пазл  остаётся у вас!

(Воспитатель заглядывает в  сундучок, достаёт третий  пазл)

 4. Игра «Закончи фразу»

(Достается конверт с заданием)

 -Ребята помогите закончить фразу. Слова должны быть «зимние»

Скрипит под ногами зимой…….(снег),  

морозный…………..(день),      

 замерзла……….. …  (река),

снежная……………..(зима ),

ударили …………    (морозы),

дует  ледяной …… (ветер).  

 Хрустит………… .(снег)

  скользкая……  .(дорога)

холодное………  .( утро) ,

 метет ……… ..  (метель).

Какие вы молодцы!

А вот и следующая частичка картины!

(Воспитатель заглядывает в  сундучок, достаёт четвертый  пазл)

 5.Игра « Доскажи словечко»

 (Из сундучка достается свиток)

- Посмотрите, а вот и еще одно задание. Зиме прислали стихотворение, но  забыли дописать  её, давайте ей поможем и подскажем ей нужные слова.

 Тихо, тихо как во сне падает на землю…………………. снег(картинка).

С неба все скользят пушинки серебристые…………снежинки(картинка).

Вот веселье для ребят всё сильнее…..…………………снегопад (картинка).

Все бегут в перегонки , все хотят играть в…………………снежки (картинка).

Словно в белый пуховик нарядился…………………… снеговик (картинка).

Рядом снежная фигурка  это девочка…………………….снегурка (картинка).

На снегу – то, посмотри – с красной грудкой……………снегири(картинка).

Словно в сказке, как во сне землю всю украсил…………… снег (картинка).

Ребята скажите какие слова вы добавляли ? (ответ детей)

(Снег, снежинки, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири).

А чем они похожи и что общего? ( ответ детей)- все эти слова снежные или связанные со снегом.

 - Молодцы ребята, все слова назвали правильно. А вот вам  и еще одна часть картины.

  6. Физкультминутка.  

- Ребята,  давайте отдохнем немножко.

Встанем, надо отдохнуть -          

Наши пальчики встряхнуть.          

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –              

Так шевелят ушками                  

Серенькие зайчики.                  

Крадемся тихо на носочках,    

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише

Притихнем, словно, в норках мыши.

 (Воспитатель заглядывает в  сундучок, достаёт пятый пазл)

-А вот и следующее задание

 7.Игра « Скажи правильно»

 (На столе стоит пирамидка, у воспитателя в руках снежинка на ниточке)

- Посмотрите это снежинка , она такая легкая и воздушная ,что летает где захочет . Ребята, вы должны посмотреть на снежинку  и закончить предложение.

(воспитатель перемещает снежинку относительно пирамидки)

Снежинка упала…………………..под   пирамидку.

Снежинка легла ………………..на пирамидку.

Снежинка опустилась …………….за  пирамидку.

Снежинка лежит … …………………..около  пирамидки.

-Молодцы  ребята, справились и с этим заданием .Сундучок с большим удовольствием отдает нам следующую часть картины.

 8.Образование слов с уменьшительным суффиксом.

- Снежинка так долго летала ,что у нас стало холодно. Ребята, покажите как вам холодно.

(Дети изображают, как они  замерзли)

-А теперь, давайте погреемся и обычные слова превратим в ласковые.

(Дети  дают ответ воспитателю с уменьшительно -ласкательным суффиксом)

Снег……….снежок                                  Ветер…………..ветерок

Звезда…….звездочка                               Солнце………...солнышко

Снеговик – снеговичок                           Снежинка………снежиночка

Зима……..зимушка                                  Ёлка…………….ёлочка.

-Как хорошо мы погрелись, и слова новые  придумали.

Давайте попробуем нарисовать снежинку пальчиком на дне тарелочки.

(Дети рисуют пальчиком снежинку по муке ,рассматривают рисунки)

- Красивые получились снежинки. Все такие разные, не похожие друг  на друга.

-Вот вам  еще одна часть картины.

 9.Итог.

- О каком времени года  мы сегодня говорили? (о зиме)

Отгадайте загадки:

Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зимой)

Что зимой бывает? (зимой идёт снег,  дует холодный ветер, мороз.)

С неба падают зимою    
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые …
(Снежинки)

Белый пух лег на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек –
Этот пух зовется…
(Снег)

В какие игры вы зимой играете?(в снежки , катаемся на санках,  лыжах)

Во дворе катали ком,
Шляпа старая на нем.
Нос приделали, и вмиг
Получился …
(Снеговик)

- Молодцы  ребята, хорошо сегодня отвечали , были активными и внимательными..   Ну и Зимушка-зима довольна вами и дарит вам картину .     Вы собрали все части картины. Давайте  сложим  её.

   

Список используемой литературы:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М:УЦ Перспектива,2014.

2.https://ihappymama.ru/iq/zagadki/zagadki-pro-zimu/

Загадки про зиму для детей с ответами.

3.Развитие игровой деятельности .Средняя группа (4-5 лет). Губанова Н.Ф. МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва,2016.

4.Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома.  Средняя группа (4-5 лет). Суриков И.З. «Зима». МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва,2017.

5.Трудные звуки .Издание развивающего обучения. ЗАО «Олма – Медиа Групп» 2014.

6. Развитие речи  в детском саду ,старшая  группа (5-6  лет).  Гербова  В.В. Издательство  МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва,2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Противоречия в количестве.

Конспект НОД для детей с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Материал взят из книги С. Гин "Занятия по ТРИЗ в детском саду"....

Конспект Непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ (легкая умственная отсталость) четвертый год обучения (6-7 лет) по теме «Воздух» (детское экспериментирование)

Цель: Формирование знаний о свойствах воздуха, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Задачи:Коррекционно-образовательные:–Учить выделять основные свойства воз...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в группе дошкольного возраста 4-5 лет. Тема «Что такое доброта?»

Цель: расширять у детей представление о добрых делах и их значении в жизни человека....

Конспект непосредственной образовательной деятельности для младшего дошкольного возраста. Познавательное развитие. на тему: «Зима. Признаки зимы. Месяца».

Конспект  непосредственной образовательной деятельности  для младшего дошкольного возраста. Познавательное развитие. на тему:  «Зима. Признаки зимы. ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для младшего дошкольного возраста. Познавательное развитие. на тему: «Наш дом - Земля»

непосредственной образовательной деятельностидля младшего дошкольного возраста.Познавательное развитие.на тему:«Наш дом - Земля»...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего возраста (познавательное - развитие) по теме: «Что полезнее апельсин или морковь?»

Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека; совершенствовать знания детей о витаминах  A, C.Развивающие: развивать осязание, развитие любознательности и познавательной мотивации...