Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста 5 -6 лет на тему «Зима».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Обобщить и систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_zima.docx | 39.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Группа дошкольного образования Муниципальное образовательное учреждение «Смирновская СШ»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста 5 -6 лет.
на тему «Зима».
Губанова Елена Дмитриевна воспитатель ГДО
Смирново 2019 г.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях.
Задачи-
- совершенствовать произношение звуков Ж – З в чистоговорках.
- формировать умение понимать смысл образных выражений загадки;
- упражнять в подборе определений к заданному слову, упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением; - активизировать словарь по данной теме; - прививать любовь к поэтическому слову;
- воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе;
- развивать навык словообразования с уменьшительно- ласкательными суффиксами
Словарная работа: снег, снежинка, пушистая, узорчатая.
Оборудование: сундучок с пазлами картины «Зима», письмо, мячик-снежок, картинки слов-подсказок, снежинка на ниточке, тарелочки с мукой.
Предварительная работа: целевые прогулки, ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о зиме, разучивание стихов о зиме, пальчиковой гимнастики, чтение произведений о зиме.
Форма проведения: совместная деятельность.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Воспитатель: Дорогие ребята, наше сегодняшнее занятие будет сказочным. И начнем мы его со сказочной загадки,
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом
Все покрыла серебром!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком времени года эта загадка, о какой царице здесь говорится?
Что за скакуны в этой тройке? Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия. ( декабрь, январь, февраль)
Сегодня мы с вами поговорим о Царице зиме.
Стали дни короче
Солнце светит мало
Вот пришли морозы
И зима настала
Воспитатель: Ребята, когда я утром пришла на работу, у нас около двери лежала вот эта посылка и письмо от Зимы . Я не стала вскрывать их без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте посмотрим вместе ( Воспитатель читает письмо)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я нарисовала картину , но она упала и рассыпалась, помогите мне её собрать.
Я надеюсь, что вы любите зиму и сможете мне помочь, ответив на вопросы и загадки .»
Воспитатель: Ребята, а вы любите зиму? А за что вы ее любите?
(ответы детей)
-Ну, что? Поможем? Давайте скажем вместе:
-Тук. тук, тук-открывайся сундучок.
(Дети произносят слова с места, воспитатель открывает сундучок)
-Тут лежат осколки рассыпавшейся картины. Но, не забывайте , чтобы её собрать, нужно ответить на все вопросы и отгадать загадки. Нужно потрудиться, а больше всех у нас трудится язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:
Зо-зы-зу-за – только началась гроза.
Зу-зо-зы-за – забралась в наш лес коза.
Зы-зо-за-зу – не гуляй коза в грозу.
Жа-жо-жи-жу – в детский садик я хожу.
Жи – жо –жу – жа –мы нашли в саду ежа.
Жак-жик-жук –жок – за окном идет снежок.
- Молодцы! Ребята, да с такими успехами мы все сможем.
(Воспитатель вынимает из сундучка пазл под номером 1, читает задание)
2.Закрепить признаки зимы.
Воспитатель: Зима шагает по земле и хочет знать, знаете ли вы её приметы.
- Вот сейчас мы с вами поиграем. Я «слеплю» снежок из снега и буду вам его бросать, а вы ловите и отвечайте.
- Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река)
-Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная)
- Какая зимой погода?
(погода зимой ветряная, морозная, снежная).
- Что можно сказать о снеге? Какой он?
(Пушистый, блестит на солнце, мягкий, колючий, искристый, серебристый, холодный, белый, мокрый, блестящий, сверкающий, падающий, снег пушистый, легкий, , снег укрыл всю землю.)
- Молодцы, ребята много слов назвали.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падает ложиться.
(Воспитатель заглядывает в сундучок, достаёт второй пазл)
-Вот следующее задание.
Нужно подобрать слова с противоположным значением.
3.Дидактическая игра «Скажи наоборот»
День – ночь
Солнце - луна
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
узкая – широкая /дорога /
длинное – короткое /платье/
большой - маленький /мяч/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/
Смеется – плачет /ребенок/
Лежит – сидит /человек/
Закрыть – открыть /дверь /
Взлетает – садится /самолет/
Надевает – снимает /свитер/
- Вот какие вы умные, опять выполнили задание, эта частичка-пазл остаётся у вас!
(Воспитатель заглядывает в сундучок, достаёт третий пазл)
4. Игра «Закончи фразу»
(Достается конверт с заданием)
-Ребята помогите закончить фразу. Слова должны быть «зимние»
Скрипит под ногами зимой…….(снег),
морозный…………..(день),
замерзла……….. … (река),
снежная……………..(зима ),
ударили ………… (морозы),
дует ледяной …… (ветер).
Хрустит………… .(снег)
скользкая…… .(дорога)
холодное……… .( утро) ,
метет ……… .. (метель).
Какие вы молодцы!
А вот и следующая частичка картины!
(Воспитатель заглядывает в сундучок, достаёт четвертый пазл)
5.Игра « Доскажи словечко»
(Из сундучка достается свиток)
- Посмотрите, а вот и еще одно задание. Зиме прислали стихотворение, но забыли дописать её, давайте ей поможем и подскажем ей нужные слова.
Тихо, тихо как во сне падает на землю…………………. снег(картинка).
С неба все скользят пушинки серебристые…………снежинки(картинка).
Вот веселье для ребят всё сильнее…..…………………снегопад (картинка).
Все бегут в перегонки , все хотят играть в…………………снежки (картинка).
Словно в белый пуховик нарядился…………………… снеговик (картинка).
Рядом снежная фигурка это девочка…………………….снегурка (картинка).
На снегу – то, посмотри – с красной грудкой……………снегири(картинка).
Словно в сказке, как во сне землю всю украсил…………… снег (картинка).
Ребята скажите какие слова вы добавляли ? (ответ детей)
(Снег, снежинки, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири).
А чем они похожи и что общего? ( ответ детей)- все эти слова снежные или связанные со снегом.
- Молодцы ребята, все слова назвали правильно. А вот вам и еще одна часть картины.
6. Физкультминутка.
- Ребята, давайте отдохнем немножко.
Встанем, надо отдохнуть -
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише
Притихнем, словно, в норках мыши.
(Воспитатель заглядывает в сундучок, достаёт пятый пазл)
-А вот и следующее задание
7.Игра « Скажи правильно»
(На столе стоит пирамидка, у воспитателя в руках снежинка на ниточке)
- Посмотрите это снежинка , она такая легкая и воздушная ,что летает где захочет . Ребята, вы должны посмотреть на снежинку и закончить предложение.
(воспитатель перемещает снежинку относительно пирамидки)
Снежинка упала…………………..под пирамидку.
Снежинка легла ………………..на пирамидку.
Снежинка опустилась …………….за пирамидку.
Снежинка лежит … …………………..около пирамидки.
-Молодцы ребята, справились и с этим заданием .Сундучок с большим удовольствием отдает нам следующую часть картины.
8.Образование слов с уменьшительным суффиксом.
- Снежинка так долго летала ,что у нас стало холодно. Ребята, покажите как вам холодно.
(Дети изображают, как они замерзли)
-А теперь, давайте погреемся и обычные слова превратим в ласковые.
(Дети дают ответ воспитателю с уменьшительно -ласкательным суффиксом)
Снег……….снежок Ветер…………..ветерок
Звезда…….звездочка Солнце………...солнышко
Снеговик – снеговичок Снежинка………снежиночка
Зима……..зимушка Ёлка…………….ёлочка.
-Как хорошо мы погрелись, и слова новые придумали.
Давайте попробуем нарисовать снежинку пальчиком на дне тарелочки.
(Дети рисуют пальчиком снежинку по муке ,рассматривают рисунки)
- Красивые получились снежинки. Все такие разные, не похожие друг на друга.
-Вот вам еще одна часть картины.
9.Итог.
- О каком времени года мы сегодня говорили? (о зиме)
Отгадайте загадки:
Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зимой)
Что зимой бывает? (зимой идёт снег, дует холодный ветер, мороз.)
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые …
(Снежинки)
Белый пух лег на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек –
Этот пух зовется…
(Снег)
В какие игры вы зимой играете?(в снежки , катаемся на санках, лыжах)
Во дворе катали ком,
Шляпа старая на нем.
Нос приделали, и вмиг
Получился …
(Снеговик)
- Молодцы ребята, хорошо сегодня отвечали , были активными и внимательными.. Ну и Зимушка-зима довольна вами и дарит вам картину . Вы собрали все части картины. Давайте сложим её.
Список используемой литературы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М:УЦ Перспектива,2014.
2.https://ihappymama.ru/iq/zagadki/zagadki-pro-zimu/
Загадки про зиму для детей с ответами.
3.Развитие игровой деятельности .Средняя группа (4-5 лет). Губанова Н.Ф. МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва,2016.
4.Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. Средняя группа (4-5 лет). Суриков И.З. «Зима». МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва,2017.
5.Трудные звуки .Издание развивающего обучения. ЗАО «Олма – Медиа Групп» 2014.
6. Развитие речи в детском саду ,старшая группа (5-6 лет). Гербова В.В. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва,2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста (3-4лет) на тему «В гости к солнышку».
Занятие по математике для детей второй младшей группы....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Противоречия в количестве.
Конспект НОД для детей с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Материал взят из книги С. Гин "Занятия по ТРИЗ в детском саду"....
Конспект Непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ (легкая умственная отсталость) четвертый год обучения (6-7 лет) по теме «Воздух» (детское экспериментирование)
Цель: Формирование знаний о свойствах воздуха, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Задачи:Коррекционно-образовательные:–Учить выделять основные свойства воз...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в группе дошкольного возраста 4-5 лет. Тема «Что такое доброта?»
Цель: расширять у детей представление о добрых делах и их значении в жизни человека....
Конспект непосредственной образовательной деятельности для младшего дошкольного возраста. Познавательное развитие. на тему: «Зима. Признаки зимы. Месяца».
Конспект непосредственной образовательной деятельности для младшего дошкольного возраста. Познавательное развитие. на тему: «Зима. Признаки зимы. ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для младшего дошкольного возраста. Познавательное развитие. на тему: «Наш дом - Земля»
непосредственной образовательной деятельностидля младшего дошкольного возраста.Познавательное развитие.на тему:«Наш дом - Земля»...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего возраста (познавательное - развитие) по теме: «Что полезнее апельсин или морковь?»
Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека; совершенствовать знания детей о витаминах A, C.Развивающие: развивать осязание, развитие любознательности и познавательной мотивации...